город Омск |
|
18 октября 2022 г. |
А46-9791/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11092/2022) Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 05.08.2022 по делу N А46-9791/2022 (судья Третинник М.А.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Жуматаевой Гульбаршин Жоламановны (ОГРНИП 317554300082176, ИНН 550723512630) к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (ОГРН 1025500761142, ИНН 5503031117, адрес: 644099, город Омск, улица Гагарина, дом 32, корпус 1) о признании незаконным отказа от 18.04.2022 N исх-ОГ-ДАГ09/222,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска Крамских Виктория Юрьевна по доверенности от 09.06.2022 N 02/5285 сроком действия 1 год,
от индивидуального предпринимателя Жуматаевой Гульбаршин Жоламановны - по доверенности от 16.05.2022 N 55 АА 2869054 сроком действия 3 года,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Жуматаева Гульбаршин Жоламановна (далее - заявитель, предприниматель, ИП Жуматаева Г.Ж.) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Омска (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконным отказа (письмо от 18.04.2022 N исх-ОГ-ДАГ09/222) в выдаче ей разрешения на строительство объекта капитального строительства: "Магазин по ул. Тюленина САО г. Омска" на земельном участке с кадастровыми номерами 55:36:000000:1086 в соответствии с ранее поданным заявлением от 11.04.2022 N ДАГ-МУ/222-ОГ и приложенной к нему проектной документацией и обязании в тридцатидневный срок со дня вступления решения суда по настоящему заявлению в законную силу в соответствии с ранее поданным заявлением от 11.04.2022 N ДАГ-МУ/222-ОГ и приложенной к нему проектной документацией выдать разрешение на строительство объекта капитального строительства: "Магазин по ул. Тюленина САО г. Омска" на земельном участке с кадастровым номером 55:36:000000:1086.
Решением Арбитражного суда Омской области от 05.08.2022 по делу N А46-9791/2022 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы Департамент указал, что отказ в выдаче разрешения на строительство объекта является законным, поскольку проектная документация на объект капитального строительства не соответствует требованиям проекта планировки территории в обозначенных границах, проектируемый объект расположен в зоне планируемого размещения жилой застройки средней этажности (проектируемые гаражи-стоянки); ссылается на судебное решение по иному делу.
Предпринимателем в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу Департамента, в соответствии с которым заявитель просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель предпринимателя с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв предпринимателя на апелляционную жалобу Департамента, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ИП Жуматаевой Г.Ж. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:1086, видом разрешенного использования которого является "магазины".
В целях осуществления на принадлежащем заявителю земельном участке строительства магазина предпринимателем в Департамент подано заявление от 11.04.2022 N ДАГ-МУ/222-ОГ о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства: "Магазин по ул. Тюленина САО г. Омска", к которому приложены копии правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:1086 и технические условия на инженерное обеспечение, копия градостроительного плана земельного участка N РФ55-2-36-0-00-2021-0019 (в составе раздела 03-2021-ПЗ "Пояснительная записка"), том 1 "Пояснительная записка" 03-2021-ПЗ, том 2 "Схема планировочной организации земельного участка" 03-2021-ПЗУ, том 3 "Архитектурные решения" 03-2021-АР, том 4 "Конструктивные и объемно-планировочные решения" 03-2021-КР, том 6 "Проект организации строительства" 03-2021-ПОС, том 10 "Перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов" 03-2021-ОДИ, том 12.1 "Технический отчет об инженерно-геодезических изысканиях" 109-2021-ИГДИ, том 12.2 "Технический отчет об инженерно-геологических изысканиях" 109-2021-ИГИ.
По результатам рассмотрения указанного заявления и документов Департамент со ссылкой на часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) отказал в выдаче разрешения на строительство магазина (письмо от 18.04.2022 N исх-ОГ-ДАГ09/222).
Указанный отказ мотивирован тем, что проектная документация (шифр 03-2021) не соответствует требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана от 15.01.2021 N РФ-55-2-36-0-00-2021-0019 земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1086 в части соответствия требованиям, установленным проектом планировки территории.
Так, в соответствии с названным градостроительным планом земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:1086 расположен в зоне размещения комплексной жилой застройки средней этажности (проектируемые гаражи-стоянки (увеличение плотности застройки недопустимо)) в соответствии с проектом планировки территории, расположенной в границах: улица Заозерная - Красноярский тракт - улица Орджоникидзе - улица 7-я Северная - улица Красный Путь в Советском и Центральном административных округах города Омска, утвержденным постановлением Администрации города Омска от 23.08.2010 N 728-п, из чего Департаментом сделан вывод о том, что размещение проектируемого магазина проектом планировки территории не предусмотрено.
Полагая, что отказ Департамента не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы ИП Жуматаевой Г.Ж., последняя обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
05.08.2022 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Оценив в соответствии со статьями 67, 68, 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела документы, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности обстоятельств, необходимых для вывода о несоответствии оспариваемого отказа Департамента законодательству и нарушении этим отказом прав и законных интересов предпринимателя.
Суд апелляционной инстанции поддерживает данный вывод суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Согласно части 7 статьи 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство, документы.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства).
Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
На основании части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи, проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводит проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В соответствии с Положением, утвержденным Решением Омского городского Совета от 11.04.2012 N 3 "О департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска", в функции Департамента входит выдача разрешений на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства или отказ в выдаче разрешения с указанием причин отказа в соответствии с требованиями статьи 51 ГрК РФ.
Перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство является исчерпывающим и содержится в части 13 статьи 51 ГрК РФ, согласно которой уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:1086 принадлежит на праве собственности ИП Жуматаевой Г.Ж.
В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) допускается использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны. Пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ установлено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
В силу положений статьи 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования.
Согласно части 4 статьи 37 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 ГрК РФ территориальные зоны и градостроительные регламенты устанавливаются правилами землепользования и застройки.
Согласно пунктам 1 и 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области (далее также - Правила землепользования и застройки).
Как указано в пункте 2 части 1 статьи 3 Правил землепользования и застройки виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - виды деятельности, объекты, осуществлять и размещать которые на земельных участках разрешено в силу поименования этих видов деятельности и объектов в разделе 3 настоящих Правил в составе градостроительных регламентов применительно к соответствующим территориальным зонам. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства включают основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды разрешенного использования.
В градостроительном регламенте предусмотрены виды разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства, а также предельные параметры разрешенного строительства для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок.
В соответствии с частью 1 статьи 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 42 ГрК РФ основная часть проекта планировки территории включает в себя положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.
Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории городского округа определен в статьях 45 и 46 указанного Кодекса.
В силу действия части 1 статьи 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются органами местного самоуправления.
В оспариваемом отказе Департамент в обоснование принятия соответствующего решения ссылается на то, что в соответствии с градостроительным планом от 15.01.2021 N РФ-55-2-36-0-00-2021-0019 земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:1086 расположен в зоне размещения комплексной жилой застройки средней этажности (проектируемые гаражи-стоянки (увеличение плотности застройки недопустимо)) в соответствии с проектом планировки территории, расположенной в границах: улица Заозерная - Красноярский тракт - улица Орджоникидзе - улица 7-я Северная - улица Красный Путь в Советском и Центральном административных округах города Омска, утвержденным постановлением Администрации города Омска от 23.08.2010 N 728-п.
Вместе с тем согласно градостроительному плану земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1086 N РФ-55-2-36-0-00-2021-0019, подготовленного в соответствии с проектом планировки территории, утвержденным постановлением Администрации города Омска от 23.08.2010 N 728-п, следует, что указанный земельный участок расположен в границах территориальной зоны жилой застройки высокой этажности Ж4-1554, порядок его использования определен решением Омского городского Совета "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области" от 10.12.2008 N 201 (далее - Правила), основным видом разрешенного использования также является "магазины (код 4.4)".
Правилами установлено, что для территориальной зоны Ж4, как и для Ж3, вид разрешенного использования "магазины (код 4.4)" является одним из основных видов использования.
Кроме того, проект планировки территории, расположенной в границах: улица Заозерная - Красноярский тракт - улица Орджоникидзе-улица 7-я Северная - улица Красный Путь в Советском и Центральном административных округах города Омска, утвержденный постановлением Администрации города Омска от 23.08.2010 N 728-П, подготовлен на основании Правил, о чем указано в абзаце 1 раздела 1 Приложение N 1 к указанному постановлению Администрации города Омска от 23.08.2010 N 728-П.
Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, в приведенном в качестве обоснования оспариваемого отказа проекте планировке территории отсутствует запрет на строительство в территориальной зоне жилой застройки средней этажности магазина.
Согласно пункту 5.1 СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* жилые зоны необходимо предусматривать в целях создания для населения удобной, здоровой и безопасной среды проживания.
В жилых зонах размещаются, в том числе, отдельно стоящие, встроенные или пристроенные объекты социального и культурно-бытового обслуживания населения.
В силу пункта 6.1 СП 42.13330.2016 общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
Судом первой инстанции указано на то, что заявитель владеет участком на праве собственности, решение об изъятии земельного участка уполномоченным органом не принималось, ввиду чего собственник вправе использовать земельный участок в соответствии с основными видами разрешенного использования, установленными градостроительными регламентами, что отвечает положениям гражданского, земельного и градостроительного законодательства.
Принимая во внимание вышеизложенное, апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии оснований для признания оспариваемого решения, выраженного в письме от 18.04.2022, незаконным.
Ссылки подателя апелляционной жалобы на судебную практику по иному делу не принимаются судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку судебный акт по нему преюдициального значения для рассматриваемого спора не имеет. Кроме того, существует иная судебная практика (к примеру, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2022 по делу N А46-462/2022, которым удовлетворены требования заявителя о признании незаконным отказа Департамента в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства, мотивированного несоответствием требованиям проекта планировки территории).
При данных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежат.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы заинтересованного лица не рассматривался, так как Департамент освобожден от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 05.08.2022 по делу N А46-9791/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленными квалифицированными электронными подписями судей, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-9791/2022
Истец: ИП ЖУМАТАЕВА ГУЛЬБАРШИН ЖОЛАМАНОВНА
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОМСКА