город Ростов-на-Дону |
|
18 октября 2022 г. |
дело N А32-52601/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барановой Ю.И.,
судей Ереминой О.А., Шапкина П.В.,
при ведении протокола судебного заседания Матвейчук А.Д.,
при участии:
от заявителя - представитель Самоткан Ю.В. по доверенности от 06.05.2020, паспорт;
от заинтересованного лица - представитель не явился, извещен;
ООО "Квантум"- представитель Боркут А.А. по доверенности от 10.03.2022 (посредством онлайн связи);
от третьих лиц - представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея; ООО "Мактрен-Нафта"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 14.04.2022 по делу N А32-52601/2021
по заявлению ООО "Мактрен-Нафта"
к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея при участии третьих лиц: Федеральное агентство морского и речного транспорта; Администрация муниципального образования Темрюкский район; ООО "Квантум"; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
о признании незаконным бездействия, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Мактрен-Нафта" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарскому крае и Республике Адыгея (далее - теруправление) со следующими требованиями:
- признать незаконным бездействие теруправления, выразившееся в не рассмотрении заявления общества от 29.07.2021 N 336/21 и не направлении заявителю подписанных уполномоченным органом экземпляров проекта соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:30:0000000:256;
- обязать теруправление в течение 15 дней с момента вступления решения по настоящему делу в законную силу направить в адрес общества три подписанные экземпляра соглашения об установлении сервитута на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0000000:256, площадью 73 010 кв. м: срок установления сервитута - 10 лет; цель установления сервитута - для проезда специальной техники, проезда, прохода представителям, контрагентам, работникам общества, обеспечения проезда и прохода органов государственного контроля и надзора и обеспечения доступа на земельные участки 23:30:0401003:405 и 23:30:0401003:19, а также для размещения разворотной площадки, стоянки техники, транспортных средств общества, для строительства автодороги с правом сооружения твердого покрытия, погрузки (выгрузки), складирования инертных материалов, проектирования, строительства и эксплуатации линии электропередач, связи и трубопроводов, водоснабжения и мелиорации, размещения других линейных объектов, годовая плата за сервитут в размере 0,1% от кадастровой стоимости земельного участка.
Заявление мотивировано тем, что вместо установленного Земельным кодексом Российской Федерации решения об установлении сервитута или об отказе в установлении сервитута, теруправление направило письмо, в котором сообщило о невозможности рассмотрения обращения.
Определением от 25.01.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены Федеральное агентство морского и речного транспорта, администрация муниципального образования Темрюкский район, общество с ограниченной ответственностью "Квантум", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
Решением от 14.04.2022 суд признал незаконным, не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, не рассмотрение Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея в установленный законом срок заявления общества с ограниченной ответственностью "Мактрен-Нафта" от 29.07.2021 N 336/21.
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея обязано в течение одного месяца с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу рассмотреть по существу заявление общества с ограниченной ответственностью "Мактрен-Нафта" (ИНН 2352034566 ОГРН 1032329061588) от 29.07.2021 N 336/21 о заключении соглашения об установлении сервитута на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0000000:256, сроком на 10 лет, в указанных выше целях, с принятием решения по существу данного заявления, в порядке, установленном пунктами 3 и 4 статьи 39.26 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно, направить заявителю подписанные уполномоченным органом экземпляры проекта соглашения об установлении сервитута в случае, если указанное заявление предусматривает установление сервитута в отношении всего земельного участка, либо принять мотивированное решение об отказе в установлении сервитута, с учетом оснований такого отказа, перечисленных в пункте 4 статьи 39.26 Земельного кодекса Российской Федерации и направить это решение обществу с ограниченной ответственностью "Мактрен-Нафта" (ИНН 2352034566 ОГРН 1032329061588) с указанием оснований такого отказа.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
С Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея в пользу общества с ограниченной ответственностью "Мактрен-Нафта" (ИНН 2352034566 ОГРН 1032329061588) взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины по заявлению в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель ООО "Мактрен-Нафта" и заинтересованное лицо Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея обжаловали его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционных жалобах стороны указали на незаконность решения, просили отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы ООО "Мактрен-Нафта" указывает на то, что суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований, а способ устранения нарушенных прав, выбранный обществом, не получил правовой оценки в оспариваемом решении. Принятый судом порядок устранения нарушенных прав не установлен законодательством и не восстановит права общества. Заявитель утверждает, что имеются основания для установления сервитута на спорном участке.
В обоснование доводов жалобы заинтересованное лицо указывает на то, что спорный участок и земельные участки, на которых ООО "Мактрен-Нафта" осуществляет строительные работы, не являются соседними или примыкающими. Из представленных обществом документов не следует, что единственным способом обеспечить цели сервитута, истребуемого ООО "Мактрен-Нафта", является установление права ограниченного пользования земельным участком теруправления. Также установление сервитута на весь земельный участок на длительный срок делает невозможным использование земельного участка собственником.
В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Через канцелярию суда от администрации поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии. От ООО "Квантум" поступили письменные пояснения по делу. От заявителя поступила письменная позиция по делу.
Представитель заявителя поддержал доводы экспертного заключения, дал пояснения по делу.
Представитель ООО "Квантум" поддержал позицию заявителя.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в теруправление с заявлением от 29.07.2021 N 336/21 о заключении соглашения об установлении частного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0000000:256 площадью 73010 кв. м, сроком на 10 лет, для проезда специальной техники, проезда, прохода представителям, контрагентам, работникам общества, обеспечения проезда и прохода органов государственного контроля и надзора и обеспечения доступа на земельные участки 23:30:0401003:405 и 23:30:0401003:19, а также для размещения разворотной площадки, стоянки техники, транспортных средств общества, для строительства автодороги с правом сооружения твердого покрытия, погрузки (выгрузки), складирования инертных материалов, проектирования, строительства и эксплуатации линии электропередач, связи и трубопроводов, водоснабжения и мелиорации, размещения других линейных объектов, годовая плата за сервитут в размере 0,01% от кадастровой стоимости земельного участка.
Заявление общества об установлении сервитута мотивировано тем, что указанный земельный участок находится в собственности Российской Федерации, общество осуществляет строительство в морском порту Темрюк объекта "берегоукрепление" и причал, проезд через земельный участок с кадастровым номером 23:30:0000000:256 является единственным путем для вывоза грунта, заезда строительной техники и завоза стройматериалов для строительства причала.
В письме от 29.10.2021 N 23-09/21250 теруправление сообщило, что рассмотрение обращения общества не представляется возможным, поскольку теруправлением рассматривается вопрос о вовлечении земельного участка в хозяйственный оборот.
Не согласившись с данным результатом рассмотрения заявления об установлении сервитута, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
Согласно статье 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) сервитут (право ограниченного пользования чужим земельным участком) устанавливается в соответствии с гражданским законодательством; может быть срочным или постоянным. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (пункт 3 статьи 274 Гражданского кодекса).
Особенности установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности регламентированы в главе 5.3 Земельного кодекса.
В соответствии со статьей 39.23 Земельного кодекса соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в следующих случаях:
1) размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка;
2) проведение изыскательских работ;
3) ведение работ, связанных с пользованием недрами.
Порядок заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьей 39.26 Земельного кодекса.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 23:30:0000000:256 площадью 73 010 кв. м, находится в собственности Российской Федерации, категория земельного участка - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования - для строительства карты намыва грунта.
Иные права (обременения, ограничения) на данный земельный участок в ЕГРН не зарегистрированы.
В соответствии с письмом от 03.09.2021 N 14/3318-Ш ФГУП "Росморпорт", направленным в адрес теруправления, согласно информации капитана порта, изложенной в письме от 01.09.2021 N 738/23, земельный участок с кадастровым номером 23:30:0000000:256 не находится в границах порта Темрюк.
В письме от 27.08.2021 N 376/21 в адрес теруправления общество также сообщило, что согласно выводам кадастрового инженера границы земельного участка с кадастровым номером 23:30:0000000:256 расположены за пределами границ территории морского порта Темрюк, утвержденных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 N 925-р, данный земельный участок расположен вне границ морского порта Темрюк (письмо Росморречфлот от 21.07.2020 N КС-22/8247).
Аналогичная информация приведена в письменных пояснениях Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) от 17.12.2021 по настоящему делу.
Таким образом, полномочиями по распоряжению данным земельным участком принадлежат теруправлению, что им не оспаривается.
Порядок заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьей 39.26 Земельного кодекса.
Так, в случае, если соглашение об установлении сервитута заключается с уполномоченным органом, заинтересованное лицо представляет в уполномоченный орган заявление о заключении соглашения об установлении сервитута с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории. В заявлении о заключении соглашения об установлении сервитута должны быть указаны цель и предполагаемый срок действия сервитута (пункт 1 статьи 39.26 Земельного кодекса).
Пунктом 3 статьи 39.26 Земельного кодекса предусмотрено, что уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня получения заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, обязан выполнить одно из следующих действий:
1) направить заявителю уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута в предложенных заявителем границах;
2) направить заявителю предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории;
3) направить заявителю подписанные уполномоченным органом экземпляры проекта соглашения об установлении сервитута в случае, если указанное в пункте 1 настоящей статьи заявление предусматривает установление сервитута в отношении всего земельного участка, или в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса;
4) принять решение об отказе в установлении сервитута и направить это решение заявителю с указанием оснований такого отказа.
Случаи, при которых уполномоченный орган принимает решение об отказе в установлении сервитута, перечислены в пункте 4 статьи 39.26 Земельного кодекса:
1) заявление об установлении сервитута направлено в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, которые не вправе заключать соглашение об установлении сервитута;
2) планируемое на условиях сервитута использование земельного участка не допускается в соответствии с федеральными законами;
3) установление сервитута приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или к существенным затруднениям в использовании земельного участка.
Таким образом, установленный перечень оснований для отказа в установлении сервитута является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Лицо, которому направлено уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута или предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах, обеспечивает проведение работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут, и обращается за осуществлением государственного кадастрового учета указанной части земельного участка, за исключением случаев установления сервитута в отношении всего земельного участка, а также случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Государственный кадастровый учет указанной части земельного участка может осуществляться на основании заявления кадастрового инженера без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа в случае, если такие полномочия кадастрового инженера предусмотрены договором подряда на выполнение кадастровых работ в связи с образованием указанной части земельного участка. В срок не более чем тридцать дней со дня представления заявителем в уполномоченный орган уведомления о государственном кадастровом учете частей земельных участков, в отношении которых устанавливается сервитут, уполномоченный орган направляет заявителю соглашение об установлении сервитута, подписанное уполномоченным органом, в трех экземплярах. Заявитель обязан подписать указанное соглашение не позднее чем через тридцать дней со дня его получения (п.п. 5, 6 пункте 4 статьи 39.26 Земельного кодекса).
Суд указал, что статьей 39.26 Земельного кодекса не предусмотрен такой вариант рассмотрения заявления об установлении сервитута как направление сообщения о невозможности рассмотрения обращения. Данное сообщение не является ни возвратом заявления об установлении сервитута, ни отказом в его установлении, а представляет собой, по сути, уклонение теруправления от рассмотрения по существу заявления общества о заключении соглашения об установлении сервитута на находящийся в федеральной собственности земельный участок. Приведенное в письме теруправления от 29.10.2021 обоснование невозможности рассмотрения обращения признано не соответствующим нормативным основаниям для отказа в заключении соглашения, которые прямо предусмотрены в статье 39.26 Земельного кодекса.
Суд первой инстанции исходил из того, что теруправлением не было рассмотрено по существу заявление о заключении соглашения об установлении сервитута в порядке, регламентированном статьей 39.26 Земельного кодекса, в связи с чем, такое бездействие признано судом незаконным, поскольку Земельным кодексом такой вариант ответа уполномоченного органа не предусмотрен. Теруправление обязано рассмотреть заявление общества по существу, с принятием одного из предусмотренных статьей 39.26 Земельного кодекса решений.
Вместе с тем, суд первой инстанции также сослался на то, что суд не должен подменять своим решением осуществление государственными органами полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности, в том числе принимать за указанные органы решения по существу заявления об установлении сервитута, принимая во внимание, что разрешение такого заявления требует учета ряда факторов, которые находятся в сфере компетенции уполномоченного органа, в том числе относительно конкретных условий сервитута, - суд не находит возможным на данном этапе, в рамках спора об оспаривании бездействия уполномоченного органа, обязать теруправление непосредственно к заключению соглашения об установлении сервитута на предложенных обществом условиях. В связи с чем, суд первой инстанции указал, что теруправлению надлежит провести проверку заявления об установлении сервитута на предмет возможности установления испрашиваемого сервитута и изучить подготовленный обществом проект соглашения об установлении сервитута, после чего принять одно из решений по заявлению о заключении соглашения об установлении сервитута, прямо предусмотренных статьей 39.26 Земельного кодекса.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда о признании незаконным, не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, не рассмотрение надлежащим образом Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея в установленный законом срок заявления общества с ограниченной ответственностью "Мактрен-Нафта" от 29.07.2021 N 336/21.
Между тем, с учетом позиции заинтересованного лица, последний фактически выразил волю на отказ в удовлетворении заявления при направлении обжалуемого письма.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о фактическом не рассмотрении судом первой инстанции требования об установлении сервитута с учетом позиций сторон.
Суд первой инстанции не учел следующее.
Положения пункта 1 статьи 274 Гражданского кодекса предполагают, что сервитут на земельный участок устанавливается для различных нужд собственника объекта недвижимости (земельного участка, иной недвижимости), которые не могут быть обеспечены иным образом.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (пункт 3 статьи 274 Гражданского кодекса).
Требование, предусмотренное пунктом 3 статьи 274 Гражданского кодекса, имеет целью создание на будущее необходимых правовых гарантий для нормальной эксплуатации заявителем своего имущества посредством предоставления ему по решению суда права ограниченного пользования чужим земельным участком.
Действительно, по смыслу пункта 3 статьи 274 Гражданского кодекса, условием для обращения с требованием в суд, является не само по себе получение досудебного отказа в определенной форме, а недостижение заинтересованным лицом и собственником земельного участка соглашения об установлении сервитута, т.е. наличие между ними спора.
В настоящем случае суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недостижении обществом и теруправлением соглашения об установлении сервитута, т.е. о наличии между сторонами спора.
При этом судебная коллегия отмечает, что учитывая выраженные теруправлением возражения по заявленным обществом требованиям (как в письме об отказе от 29.10.2021 N 23-09/21250, так и письменных возражениях в суде первой инстанции, в апелляционной жалобе и письменных дополнениях в апелляционном суде) такое соглашение не могло быть достигнуто до момента обращения общества в суд с настоящими требованиями.
Позиция теруправления мотивирована отсутствием оснований и возможности предоставить на условиях сервитута земельный участок 23:30:0000000:256, фактически заявитель указывает о рассмотрении заявления общества по существу.
Требования общества обусловлены тем, что особенности предприятия ООО "Мактрен-Нафта" не позволяют организовать движение строительной техники по имеющимся у заявителя участкам, без установления сервитута.
Апелляционный суд учитывает, что лицо, требующее в судебном порядке установления сервитута, должно подтвердить необходимость предоставления ему права ограниченного пользования чужим имуществом (земельным участком) для обеспечения своих нужд и невозможность достижения соглашения с собственником земельного участка об использовании этого имущества.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что статья 274 Гражданского кодекса направлена на поддержание баланса между интересами собственника земельного участка и нуждами других лиц, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 510-О-О, от 24.09.2012 N 1562-О, от 02.07.2013 N 1046-О).
Так, в соответствии с распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) от 28 января 2010 года N АД-17-р "О внесении сведений о морском порте Темрюк в Реестр морских портов Российской Федерации" и приложением к нему ООО "МАКТРЕН-НАФТА" является оператором морского терминала, основным видом деятельности которого является транспортная обработка грузов.
ООО "Мактрен-Нафта" осуществляет реализацию проекта - строительство перевалочного комплекса СУГ в Темрюкском районе. Декларация о намерении размещения ООО "Мактрен-Нафта" перевалочного комплекса согласована Администраций Краснодарского края письмом от 09.06.2003 г. N 2-01/557. Значительная часть объектов уже введена в эксплуатацию.
Обществу на праве собственности принадлежат земельные участки: 23:30:0401003:34 (запись N 23-23-44/084/2013-042 от 16.10.2013 г.), 23:30:0401003:87 (запись N 23-23-44/074/2012-182 от 28.02.2014 г.), 23:30:0401003:20 (запись N 23-23-44/050/2008-523 от 19.09.2008 г.), 23:30:0401003:23 (запись N 23-23-44/049/2008-420 от 19.09.2008 г.), 23:30:0401003:22 (запись N 23-23-44/050/2008-519 от 19.09.2008 г.).
На данных земельных участках расположены объекты перевалочного комплекса СУГ и подъездные железнодорожные и автомобильные пути к нему.
В настоящее время ООО "Мактрен-Нафта" осуществляет строительство в морском порту Темрюк объекта - "Берегоукрепление и причал ООО "Мактрен-Нафта" на земельных участках 23:30:0401003:19, принадлежащем обществу на праве собственности (запись N 23-23-44/050/2008-521 от 19.09.2008 г.) и 23:30:0401003:405, принадлежащем обществу на праве собственности (запись N 23:30:0401003:405-23/237/2020-5 от 19.10.2020 г.). Получено разрешение на строительство от 27.08.2021 г. N 23-RU23531101-2141-2041.
Общество указывает, что проезд через земельный участок с кадастровым номером 23:30:0000000:256 является единственным путем для вывоза грунта, заезда строительной техники и завоза стройматериалов для строительства причала
В частности, в декларации промышленной безопасности от 2019 года N 13-19(01).0281-00-ГРС отражено, что согласно требованиям, изложенным в ФЗ N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" площадка комплекса по хранению и перевалке сжиженных углеводородных газов в порту Темрюк является опасным производственным объектом, подлежащим обязательному декларированию, поскольку относится к 1 классу опасности.
Согласно ситуационному плану, содержащемуся в Расчетно-пояснительной записке к "Декларации промышленной безопасности ПК по хранению и перевалке СУГ в порту Темрюк" в связи с наличием большого количества взрывоопасного вещества (СУГ под давлением) на терминале ООО "Мактрен-Нафта", расположенном на участках 23:30:0401003:20; 23:30:0401003:34; 23:30:0401003:87;
23:30:0401003:23; 23:30:0401003:22, проезд грузового транспорта и дорожно-строительной техники через данные участки запрещен, поскольку данные земельные участки находятся в зоне риска разной степени опасности.
В целях реализации проекта "Берегоукрепление и причал" необходим свободный доступ к участкам 23:30:0401003:19 и 23:30:0401003:405 для вывоза грунта, заезда строительной техники и завоза стройматериалов (труб, бетон, щебня и прочих).
Таким образом, из ситуационного плана расчетно-пояснительной записки к "Декларации промышленной безопасности ПК по хранению и перевалке СУГ в порту Темрюк" следует, что земельный участок 23:30:0401003:256 весь находится в зоне риска разной степени опасности, что значительно влияет на его ликвидность для полноценного использования в хозяйственном обороте, отличного от промышленности и транспорта.
В разделе 3 расчетно-пояснительной записки указано, что при различных сценариях аварий безопасное расстояние от эпицентра составляет 487-м (радиус опасной зоны проходит по границе участка 23:30:0401003:256).
Земельный участок с кадастровым номером 23:30:0000000:256 площадью 73010 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования: для строительства карты намыва грунта, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский р-н, порт "Темрюк находится в собственности Российской Федерации (запись N 2323-44/041/2013-003 от 16.04.2013 г.).
Согласно сведениям ЕГРН указанный земельный участок не обременен правами третьих лиц и до настоящего времени отсутствуют сведения о принятии МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея решения о вовлечении данного объекта в хозяйственный оборот. Какая-либо деятельность на указанном участке не ведется, объекты недвижимости отсутствуют, участок покрыт сорной растительностью.
Кроме того, общество указало, что земельный участок с кадастровым номером 23:30:0000000:256 попадает в границы санитарно-защитной зоны для перевалочного комплекса СУГ ООО "Мактрен-Нафта", утвержденной решением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 04.06.2021 г. N 81-РС33.
В обоснование заявленных требований обществом в материалы дела представлены выписки из ЕГРН, проектная документация на берегоукрепительные работы, положительное заключение государственной экспертизы, разрешение на строительство, декларация промышленной безопасности, ситуационный план и т.д.
При разрешении спора об установлении сервитута учитывается назначение господствующего земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости, определяются реальные потребности собственника господствующего земельного участка в пользовании служащим земельным участком, устанавливается возможность их удовлетворения посредством установления сервитута. Сервитут может быть установлен в исключительных случаях, когда предоставление этого права является единственным способом обеспечения основных потребностей заявителя как собственника недвижимости. Проезд и проход к недвижимому имуществу прямо отнесены к потребностям, при наличии которых возможно предоставление сервитута. При оценке существующих альтернативных способов удовлетворения потребностей заявителя суд самостоятельно определяет оптимальные условия сервитута, наименее обременительные для собственника служащего земельного участка и обеспечивающие разумный баланс интересов сторон спора (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.07.2010 N 2509/10, от 28.02.2012 N 11248/11 и от 04.06.2013 N 16033/12).
В отношении иных требований истца, касающихся объема и содержания права ограниченного пользования чужим участком, судам необходимо выяснить, связаны ли они с теми потребностями, в обеспечение которых, исходя из конкретных обстоятельств спора и принципа разумности, допустимо установление частного сервитута.
Бремя доказывания необходимости установления сервитута и невозможности использования недвижимого имущества без установления права ограниченного пользования чужим имуществом, в силу статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса относится на заявителя - инициатора установления такого права. Для установления факта отсутствия такой возможности у собственника недвижимого имущества исследуются все варианты обеспечения нормальной эксплуатации объекта недвижимого имущества без установления сервитута.
Вопрос необходимости и чрезвычайности, объема, стоимости дополнительно выполненных работ в данном деле является существенным и спорным, а его разрешение относится к сфере специальных познаний.
В соответствии с частью 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд может назначить экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
В связи с чем, судом апелляционной инстанции определением от 28.06.2022 была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ООО "ЭкспертКадастрСройПроектИнжиниринг", экспертам Куклич Дмитрию Владиславовичу, Крамаренко Игорю Юрьевичу.
На разрешение экспертам поставлены следующие вопросы:
1) Возможна ли реализация проекта ООО "Мактрен-Нафта" "Берегоукрепление и причал", в том числе проезд специальной техники, проезд и проход представителей, контрагентов, работников ООО "Мактрен-Нафта", проезд и проход органов государственного контроля и надзора, доступ на земельные участки 23:30:0401003:405 и 23:30:0401003:19, а также размещение разворотной площадки, стоянки техники, транспортных средств ООО "Мактрен-Нафта". строительство автодороги с твердым покрытием, погрузка (выгрузка), складирование инертных материалов, проектирование, строительств и эксплуатация линии электропередач, связи и трубопроводов, водоснабжения и мелиорации, размещение других линейных объектов, без установления сервитута.
2) Определить наименее обременительный вариант обременения сервитутом земельных участков/земельного участка, через которые будет обеспечиваться проезд специальной техники, проезд и проход представителей, контрагентов, работников ООО "Мактрен-Нафта" проезд и проход органов государственного контроля и надзора доступ на земельные участки 23:30:0401003:405 и 23:30:0401003:19, а также размещение разворотной площадки, стоянки техники, транспортных средств ООО "Мактрен-Нафта", строительство автодороги с твердым покрытием, погрузка (выгрузка), складирование инертных материалов, проектирование, строительство и эксплуатация линии электропередач, связи и трубопроводов, водоснабжения и мелиорации, размещение других линейных объектов, в целях реализации проекта ООО "Мактрен-Нафта" "Берегоукрепление и причал".
3) Определить границы сервитута в отношении земельных участков /земельного участка, определенных по итогам ответа на вопрос N 2
В заключении экспертами сделаны выводы:
По первому вопросу:
Реализация проекта ОOО "Мактрен-Нафта" "Берегоукрепление и причал", в том числе проезд специальной техники, проезд и проход представителей, контрагентов, работников ООО "Мактрен-Нафта", проезд и проход органов государственного контроля и надзора, доступ на земельные участки 23:30:0401003:405 и 23:30:0401003:19, а также размещение разворотной площадки, стоянки техники, транспортных средств ООО "Мактрен-Нафта" строительство автодороги с твердым покрытием, погрузка (выгрузка), складирование инертных материалов, проектирование, строительств и эксплуатация линии электропередач, связи и трубопроводов, водоснабжения и мелиорации, размещение других линейных объектов, без установления сервитута невозможна.
По второму вопросу:
Наименее обременительным вариантом является обременение сервитутом земельного участка с кадастровым номером 23:30:0000000:256, через который будет обеспечиваться проезд специальной техники, проезд и проход представителей, контрагентов, работников ООО "Мактрен-Нафта" проезд и проход органов государственного контроля и надзора доступ на земельные участки 23:30:0401003:405 и 23:30:0401003:19, а также размещение разворотной площадки, стоянки техники, транспортных средств ООО "Мактрен-Нафта", строительство автодороги с твердым покрытием, погрузка (выгрузка), складирование инертных материалов, проектирование, строительство и эксплуатация линии электропередач, связи и трубопроводов, водоснабжения и мелиорации, размещение других линейных объектов, в целях реализации проекта ООО "Мактрен-Нафта" "Берегоукрепление и причал".
По третьему вопросу:
Границы сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:30:0000000:256 установить по границам указанного земельного участка (сведения о местоположении которых в виде координат поворотных точек внесены в государственный кадастр недвижимости). Площадь сервитута составит 73010 кв.м.
Заключение экспертов в силу части 2 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является одним из доказательств по делу и исследуется судом наряду с другими доказательствами.
В рассматриваемом случае представленное заключение экспертов отвечает требованиям, предъявляемым к составлению такого рода документов, содержит сведения об экспертах, расписку об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации о даче заведомо ложного заключения. Данное заключение содержит исследовательскую часть с описанием процесса исследования, оценку результатов исследований, выводы и их обоснование.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение судебной экспертизы от 15.08.2022, судебная коллегия пришла к выводу о том, что выводы судебной экспертизы соответствуют установленным требованиям законодательства Российской Федерации, заключение экспертов является надлежащим доказательством по делу.
Как разъяснено в пункте 7 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017), сервитут может быть установлен только в случае отсутствия у собственника земельного участка (объекта недвижимости) иной возможности реализовать свое право пользования принадлежащим ему участком (объектом).
По смыслу приведенных выше норм и разъяснений сервитут устанавливается при наличии исключительных обстоятельств для установления сервитута, то есть при наличии сведений о том, что предоставление обществу этого права является единственным способом обеспечения его потребностей как владельца объекта недвижимости. Имеется в виду невозможность использования объекта недвижимости без установления права ограниченного пользования чужим имуществом.
Таким образом, с учетом представленных в материалы дела доказательств и выводов судебной экспертизы о невозможности реализации проекта ОOО "Мактрен-Нафта" "Берегоукрепление и причал" без установления сервитута, апелляционный суд приходит к выводу, что наименее обременительным вариантом является обременение сервитутом земельного участка с кадастровым номером 23:30:0000000:256, через который будет обеспечиваться проезд специальной техники, проезд и проход представителей, контрагентов, работников ООО "Мактрен-Нафта" проезд и проход органов государственного контроля и надзора доступ на земельные участки 23:30:0401003:405 и 23:30:0401003:19, а также размещение разворотной площадки, стоянки техники, транспортных средств ООО "Мактрен-Нафта", строительство автодороги с твердым покрытием, погрузка (выгрузка), складирование инертных материалов, проектирование, строительство и эксплуатация линии электропередач, связи и трубопроводов, водоснабжения и мелиорации, размещение других линейных объектов, в целях реализации проекта ООО "Мактрен-Нафта" "Берегоукрепление и причал".
В заявлении ОOО "Мактрен-Нафта" просит обязать МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея направить в адрес ООО "Мактрен-Нафта" три подписанные экземпляры соглашения об установлении сервитута на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0000000:256 площадью 73010 кв.м, где годовая плата за сервитут составит 0,01% от кадастровой стоимости земельного участка, срок установления сервитута - 10 лет.
Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено заключение соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случае размещения линейных объектов (пункт 1 статьи 39.23). Соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должно содержать размер платы за сервитут (подпункт 6 пункта 1 статьи 39.25). В отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, размер платы за сервитут определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 39.25) Если соглашение об установлении сервитута заключается с уполномоченным органом, заинтересованное лицо представляет в такой орган заявление о заключении соглашения об установлении сервитута с указанием цели и предполагаемого срока действия сервитута, приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории (пункт 1 статьи 39.26). Уполномоченный орган в этом случае обязан выполнить одно из следующих действий, в том числе направить заявителю уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута в предложенных заявителем границах (подпункт 1 пункта 3 статьи 39.26). Лицо, которому направлено уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута, обеспечивает проведение кадастровых работ и государственного кадастрового учета обременяемой сервитутом части земельного участка (пункт 5 статьи 39.26). Уполномоченный орган после его уведомления о государственном кадастровом учете части земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут, должен направить заявителю подписанное соглашение об установлении сервитута в трех экземплярах (пункт 6 статьи 39.26). Уполномоченный орган принимает решение об отказе в установлении сервитута только в установленных законодателем случаях (пункт 4 статьи 39.26).
По смыслу вышеназванных норм и приведенных в утвержденном 26.04.2017 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации Обзоре судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок правовых подходов, плата за сервитут определяется судом при рассмотрении иска об установлении сервитута, исходя из принципов разумности и соразмерности с учетом характера деятельности сторон, площади и срока установления сервитута и может иметь как форму единовременного платежа, так и периодических платежей (пункт 9).
Суд учитывает, что стоимость сервитута является нормативно регулируемой ценой. В силу пункта 2 Постановления Правительства РФ от 23.12.2014 N 1461 "Об утверждении Правил определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности" Размер платы по соглашению об установлении сервитута определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается как 0,01 процента кадастровой стоимости земельного участка за каждый год срока действия сервитута, если иное не установлено настоящими Правилами.
В части срока установления сервитута общество приводит аналогию положений об установлении публичного сервитута (статья 39.37 Земельного кодекса).
В рамках же настоящего дела установление публичного сервитута не усматривается.
Как уже было указано выше, ООО "Мактрен-Нафта" осуществляет реализацию проекта - строительство перевалочного комплекса СУГ в Темрюкском районе, в частности "Берегоукрепление и причал ООО "Мактрен-Нафта". Согласно материалам дела обществом было получено разрешение на строительство от 27.08.2021 г. N 23-RU23531101-2141-2041 сроком до 01.08.2022.
Суд приходит к выводу, что доводы заявителя о необходимости установления срока сервитута 10 лет являются обоснованными.
Согласно статье 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 данного Кодекса.
В соответствии со статьей 39.23 Земельного кодекса Российской Федерации соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается, в том числе, в случае размещения линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка.
В соответствии с пунктом 7 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.
Для размещения линейных объектов договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до сорока девяти лет (подпункт 2 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации). Для размещения линейного объекта в отношении земельного участка, находящегося в публичной собственности, может устанавливаться сервитут, не препятствующий разрешенному использованию участка (пункт 1 статьи 39.23 Земельного кодекса Российской Федерации).
Учитывая представленную обществом в материалы дела проектную документацию, в целях строительства, в том числе, линейных объектов (подъездных путей, сетей инженерно-технического обеспечения и т.д.), срок 10 лет, на который испрашивается сервитут, соответствует нормативному сроку строительства таких объектов, указанных в проектной документации (том 2 л.д. 1-129).
По правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.03.2012 N 12505/11).
При таких обстоятельствах, апелляционным судом подлежат удовлетворению заявленные ОOО "Мактрен-Нафта" требования об обязании МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея в течение 15 дней с момента вступления решения по настоящему делу в законную силу направить в адрес ООО "Мактрен-Нафта" ИНН 2352034566 три подписанные экземпляры соглашения об установлении сервитута на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0000000:256 площадью 73010 кв.м; срок установления сервитута - 10 лет; цель установления сервитута - для проезда специальной техники, проезда, прохода представителям, контрагентам, работникам ООО "Мактрен-Нафта" обеспечения проезда и прохода органов государственного контроля и надзора и обеспечения доступа на земельные участки 23:30:0401003:405 и 23:30:0401003:19, а также для размещения разворотной площадки, стоянки техники, транспортных средств ООО "Мактрен-Нафта", для строительства автодороги с правом сооружения твердого покрытия, погрузки (выгрузки), складирования инертных материалов, проектирования, строительства и эксплуатации линии электропередач, связи и трубопроводов, водоснабжения и мелиорации, размещения других линейных объектов, годовая плата за сервитут в размере 0,01% от кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит изменению.
В удовлетворении апелляционной жалобы МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея надлежит отказать.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В силу статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела. Денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, также относятся к судебным издержкам согласно статье 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В рамках настоящего дела на основании определения апелляционного суда от 28.06.2022 проведена судебная экспертиза, в целях проведения которой ООО "Мактрен-Нафта" внесены денежные средства на депозитный счет апелляционного суда в размере 40 000 руб. по платежному поручению N 850 от 10.06.2022.
С учетом изложенного, поскольку экспертное заключение ООО "ЭкспертКадастрСройПроектИнжиниринг" признано надлежащим доказательством, экспертному учреждению надлежит перечислить с депозитного счета Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда 40 000 руб. за проведенную экспертизу по реквизитам, указанным в заявлении.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе, а также по экспертизе возлагаются на ООО "Мактрен-Нафта" по его заявлению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.04.2022 по делу N А32-52601/2021 изменить.
Изложить абзацы 2,3 и 4 резолютивной части решения в следующей редакции:
"Обязать МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея в течение 15 дней с момента вступления решения по настоящему делу в законную силу направить в адрес ООО "Мактрен-Нафта" ИНН 2352034566 три подписанных экземпляра соглашения об установлении сервитута на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0000000:256 площадью 73010 кв.м; срок установления сервитута - 10 лет; цель установления сервитута - для проезда специальной техники, проезда, прохода представителям, контрагентам, работникам ООО "Мактрен-Нафта" обеспечения проезда и прохода органов государственного контроля и надзора и обеспечения доступа на земельные участки 23:30:0401003:405 и 23:30:0401003:19, а также для размещения разворотной площадки, стоянки техники, транспортных средств ООО "Мактрен-Нафта", для строительства автодороги с правом сооружения твердого покрытия, погрузки (выгрузки), складирования инертных материалов, проектирования, строительства и эксплуатации линии электропередач, связи и трубопроводов, водоснабжения и мелиорации, размещения других линейных объектов, годовая плата за сервитут в размере 0, 01% от кадастровой стоимости земельного участка."
В остальной части решение суда оставить без изменения.
В удовлетворении апелляционной жалобы МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея отказать.
Перечислить ООО "ЭкспертКадастрСройПроектИнжиниринг" (ИНН 2309135504, ОГРН 1132309002385) с депозитного счета Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда 40 000 руб. за проведенную экспертизу по реквизитам, указанным в заявлении, ранее внесенных ООО "Мактрен-Нафта" по платежному поручению N 850 от 10.06.2022.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу постановления арбитражного суда.
Председательствующий |
Ю.И. Баранова |
Судьи |
О.А. Еремина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.