г. Пермь |
|
20 октября 2022 г. |
Дело N А60-21443/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 октября 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г.Н.,
судей Васильевой Е.В., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при участии:
от заявителя ООО "Звездный дар" (ИНН 6674136432, ОГРН 1046605196362) - не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС N 24 по Свердловской области (ИНН 6678000016, ОГРН 1116659010291) - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Межрайонной ИФНС N 24 по Свердловской области на решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 июля 2022 года
по делу N А60-21443/2022,
принятое судьей Гнездиловой Н.В.
по заявлению ООО "Звездный дар"
к Межрайонной ИФНС N 24 по Свердловской области
о признании решения недействительным,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Звездный дар" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной ИФНС N 24 по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 19.01.2022 N59.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.07.2022 заявленные требования удовлетворены. Решение инспекции от 19.01.2022 N 59 признано недействительным. Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, в порядке распределения судебных расходов взыскал с инспекции в пользу общества 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Инспекция полагает, что при принятии решения судом неверно установлены фактические обстоятельства дела, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены нормы материального права. По мнению заинтересованного лица, судом первой инстанции не дана должная оценка условиям предоставления льготы по налогу на имущество организаций, установленным пунктом 2 статьи 2-1 Закона от 27.11.2003 N 35-03. Между тем, в рамках применения налоговой льготы по налогу на имущество Законом N 35-03 прямо указано на условие применения льготы - при отсутствии задолженности по налогам на конец отчетного, налогового периода, т.е. речь идет о текущих налоговых платежах. Согласно прямому указанию в пункте 2 статьи 2-1 данного Закона наличие задолженности у налогоплательщика по налогу на прибыль по итогам отчетного периода является однозначным основанием для отказа в предоставлении льготы по налогу на имущество организаций. Следовательно, налоговый орган в решении от 19.01.2022 N59 правомерно пришел к выводу о том, что условия применения льготы по налогу на имущество организаций по состоянию на 31.12.2020 налогоплательщиком в рассматриваемом случае не соблюдены, налог на имущество организаций в размере 720 849 руб. обществу доначислен правомерно.
Заявитель представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, жалобу заинтересованного лица - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной ООО "Звездный Дар" 16.08.2021 налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2020 год.
В представленной налоговой декларации по налогу на имущество ООО "Звездный дар" в соответствии с пунктом 6 статьи 3-1 Закона Свердловской области от 27.11.2003 N 35-О3 была заявлена льгота по объекту недвижимости с кадастровым номером 66:41:0503019:137, сумма налога уменьшена на 35 %.
По результатам камеральной проверки составлен акт от 26.11.2021 N 10678, принято решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения 19.01.2022 N59, которым обществу доначислен налог на имущество организаций в сумме 720 839 руб.
Основанием для принятия указанного решения инспекции явился факт неправомерного применения заявителем льготы по налогу на имущество, право на которую предусмотрено законом Свердловской области N 35-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций", а именно: наличие у общества задолженности по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, на 31.12.2020 в сумме 9 968 руб.
Решением УФНС России по Свердловской области от 14.03.2022 N 13-06/07444@ решение инспекции от 19.01.2022 N 59 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением инспекции, заявитель обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции нашел выводы налогового органа о наличии у заявителя недоимки по налогу на прибыль по состоянию на 31.12.2021 несостоятельными и противоречащими действующему законодательству, указал на то, что само по себе наличие задолженности у общества по авансовым платежам по налогу на прибыль организаций на 31.12.2020 в сумме 9 968 руб. не повлекло возникновение недоимки по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, поскольку по итогам налогового периода 2020 года (на 28.03.2021) у общества задолженность отсутствовала.
Заинтересованное лицо по доводам жалобы настаивает на том, что суд принял незаконное решение, подлежащее отмене.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 14 и пунктом 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Законом Свердловской области от 27.11.2003 N 35-О3 "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" (далее - Закон N 35-ОЗ) на территории Свердловской области в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах устанавливается налог на имущество организаций, определяются особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, а также предусматриваются налоговые льготы по этому налогу и основания для их использования (в ред. Закона Свердловской области от 24.11.2014 N 100-ОЗ).
Пунктом 6 статьи 3-1 Закона N 35-ОЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) право налогоплательщика уплачивать налог на имущество организаций за 2020 год в меньшем размере предоставляется организациям, не относящимся к числу организаций, которым предоставлено право не уплачивать этот налог, при одновременном соблюдении следующих условий:
1) размер среднемесячной заработной платы работников организации, осуществляющих трудовую деятельность на территории Свердловской области, в отчетном (налоговом) периоде, за который уплачиваются авансовые платежи по налогу на имущество организаций (уплачивается налог на имущество организаций), составил не менее 50 процентов размера среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников по полному кругу организаций в целом по экономике Свердловской области за 2019 год по данным федерального государственного статистического наблюдения;
2) организация имеет заключенные не позднее 1 апреля 2020 года с лицами, не являющимися по отношению к ней взаимозависимыми и (или) аффилированными, договоры аренды принадлежащих ей на праве собственности или хозяйственного ведения объектов недвижимого имущества, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (и (или) помещений, расположенных в таких объектах недвижимого имущества);
3) по состоянию на 30 июня, 30 сентября и 31 декабря 2020 года площадь имущества, переданного в аренду на основании договоров, указанных в подпункте 2 настоящей части, составляет не менее 80 процентов площади имущества, переданного в аренду на основании таких договоров по состоянию на 1 апреля 2020 года.
Организации, указанные в части первой настоящего пункта, вправе уменьшить сумму авансового платежа по налогу на имущество организаций (сумму налога на имущество организаций), исчисленную за каждый отчетный период в 2020 году и по итогам налогового периода 2020 года, на 35 процентов.
Статьей 2-1 Закона N 35-ОЗ установлены условия применения налоговых льгот по налогу на имущество организаций.
Налогоплательщики налога на имущество организаций вправе при наличии оснований использовать одну из льгот по этому налогу, предусмотренных в статьях 3, 3-1 или 3-2 настоящего Закона Свердловской области, либо налоговые льготы, установленные федеральным законом (пункт 1 статьи 2-1 Закона N 35-ОЗ).
Согласно пункту 2 статьи 2-1 указанного Закона налогоплательщики налога на имущество организаций вправе использовать льготы по этому налогу, предусмотренные в статьях 3 - 3-2 настоящего Закона Свердловской области, при соблюдении следующих условий:
1) у налогоплательщика не имеется задолженности по налогам и сборам, уплачиваемым в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды на последнее число отчетного периода, за который предоставляется налоговая льгота по налогу на имущество организаций, - в случае применения налоговой льготы по налогу на имущество организаций за отчетный период;
2) у налогоплательщика не имеется задолженности по налогам и сборам, уплачиваемым в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды на последнее число налогового периода, за который предоставляется налоговая льгота по налогу на имущество организаций, - в случае применения налоговой льготы по налогу на имущество организаций за налоговый период.
В ходе проведения камеральной налоговой проверки инспекцией было установлено, что у ООО "Звездный дар" в нарушение статьи 2-1 Закона N 35-03 имелась задолженность по авансовым платежам (за отчетный период) в федеральный бюджет по налогу на прибыль организаций за ноябрь 2020 г. в размере 9 968 руб. по состоянию на 31.12.2020 г., в связи с чем налоговым органом в предоставлении льготы, отказано, оспариваемым решением обществу доначислен налог на имущество организаций в размере 720 839 руб.
Признавая решение инспекции от 19.01.2022 N 59 недействительным, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов с учетом особенностей, установленных данной статьей.
Пунктом 3 статьи 58 НК РФ установлено, что в соответствии с НК РФ может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.
Налоговым периодом по налогу на прибыль организаций признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года (пункты 1, 2 статьи 285 НК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 286 НК РФ, если иное не установлено пунктами 4, 5 и 7 данной статьи, сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.
По итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено названной статьей, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном данной статьей.
Сроки и порядок уплаты налога и налога в виде авансовых платежей установлены в статье 287 НК РФ.
В пункте 1 данной статьи определено, что налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период статьей 289 НК РФ.
Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период.
Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода.
Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога.
По итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.
Определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по налогу на прибыль организаций производится налогоплательщиками в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, представляемой по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 4 статьи 289 НК РФ).
Таким образом, налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации, то есть 28.03.2021.
В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что из положений пункта 3 статьи 58 НК РФ вытекают существенные различия между налогом и авансовым платежом, то есть предварительным платежом по налогу, который в отличие от налога уплачивается не по итогам, а в течение налогового периода.
Соответственно, поскольку исчисление налоговой базы и суммы налога осуществляется налогоплательщиками после окончания того налогового периода, по итогам которого уплачивается налог (пункт 15 Постановления Пленума ВАС РФ N 57), то в течение года у них отсутствует недоимка по налогу, а возникает она лишь, после истечения срока, предусмотренного для уплаты налога, по окончании налогового периода.
Из указанных положений следует, что недоимка по авансовому платежу, который уплачивается, как предварительный промежуточный платеж в течение налогового периода, не является недоимкой по налогу на прибыль за соответствующий период и не может быть признана таковой самостоятельно. Соответственно, само по себе наличие задолженности у общества по авансовым платежам по налогу на прибыль организаций на 31.12.2020 в сумме 9 968 руб. не повлекло возникновение недоимки по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, поскольку по итогам налогового периода 2020 года (на 28.03.2021) у общества отсутствовала задолженность. Данный факт налоговым органом не оспаривается.
В жалобе инспекция отмечает, что при принятии решения судом не дана должная оценка условиям предоставления льготы по налогу на имущество организаций, установленным пунктом 2 статьи 2-1 Закона N 35-03, согласно прямому указанию которого наличие задолженности у налогоплательщика по налогу на прибыль по итогам отчетного периода является однозначным основанием для отказа в предоставлении льготы по налогу на имущество организаций.
Однако, указанное обстоятельство не свидетельствует о неправомерности заявления налоговой льготы за налоговый период, поскольку законодатель разделил условия применения льготы в зависимости от периода ее использования: отсутствие задолженности на последнее число отчетного периода - в случае применения льготы за отчетный период (подпункт 1) и отсутствие задолженности на последнее число налогового периода - при применении льготы за налоговый период (подпункт 2).
При этом оснований для применения указанных условий в совокупности суд апелляционной инстанции не усматривает.
Кроме того, оставляя в силе решение суда первой инстанции, суд полагает правильным применить в настоящем случае положения пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ, в силу которого все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции дал им надлежащую оценку, отразив в обжалуемом решении основания.
Исходя из вышеизложенного, доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного Свердловской области от 22 июля 2022 года по делу N А60-21443/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
Е.В.Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-21443/2022
Истец: ООО "ЗВЕЗДНЫЙ ДАР"
Ответчик: ОСП МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 24 ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ