г. Саратов |
|
18 октября 2022 г. |
Дело N А06-4723/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей Акимовой М.А., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глебовой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям (414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 113)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 24 августа 2022 года по делу N А06-4723/2022
по заявлению Лодочной станции "Моряна" (414042, г. Астрахань, ул. Флеминга, ИНН 3018010904, ОГРН 1023000845405)
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям (414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 113)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
УСТАНОВИЛ:
Лодочная станция "Моряна" (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям (далее - Межрегиональное управление Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям, административный орган) от 14.01.2022 N 04-23/2022 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 24.08.2022 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Межрегиональное управление Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Письменных отзывов в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) на апелляционную жалобу не представлено.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании информации, предоставленной Отделом водных ресурсов по Астраханской области и Республике Калмыкия Нижне-Волжского бассейнового водного управления, установлено, что при обследовании акватории, предоставленной Лодочной станции "Моряна", 30.11.2021 по адресному ориентиру: г. Астрахань, ул. Флеминга, 10А, на всем протяжении водоохраной зоны территории лодочной станции "Моряна" на почве разрознено наблюдалось нахождение отходов производственного потребления (пластиковые бутылки, остатки металлических банок, остатки деревянных конструкций, шины, потерявшие свои потребительские свойства), чем нарушены подпункт "о" пункта 18, пункта 8 договора водопользования N 00-11.01.00.025-М-ДРБК-Т-2016-02205/00 от 13.05.2016, статья 39 Водного кодекса российской Федерации, статья 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
По факту выявленных нарушений в отношении Лодочной станции "Моряна" составлен протокол от 12.01.2021 N 04-23/2022 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.6 КоАП РФ.
Постановлением Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям от 14.01.2022 N 04-23/2022 заявитель признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статей 7.6 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Лодочная станция "Моряна" обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением, заявив ходатайство о восстановлении срока для обжалования постановления.
Суд первой инстанции, признав причины пропуска заявителем срока, установленного частью 2 статьи 208 АПК РФ, уважительными, восстановил срок подачи заявления по данному делу.
Удовлетворяя заявленные требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления, суд первой инстанции исходил из наличия допущенных при производстве по делу об административном правонарушении существенных нарушений, выразивших в не извещении заявителя о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении. Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу об обращении заявителем в суд с соблюдением процессуального срока, предусмотренного для обжалования постановления о привлечении к административной ответственности.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, несостоятельными в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
Статья 30.3 КоАП РФ также предусматривает десятидневный срок на обжалование постановления по делу об административном правонарушении со дня вручения или получения копии постановления и возможность восстановления указанного срока по ходатайству лица, подавшего жалобу, в случае пропуска срока.
В качестве оснований для восстановления названного срока заявитель указал, что не получал от административного органа писем, извещений и не был осведомлен о наличии оспариваемого постановления. 19.05.2022 инкассовым поручением N 81252 от 19.05.2022 службой судебных приставов с расчетного счета заявителя была списана сумма 50 000 руб. При обращении посредством телефонной связи в службу судебных приставов 23.05.2022 выяснилось, что возбуждено исполнительное производство на основании постановления Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям от 14.01.2022 N 04-23/2022, в связи с чем заявитель 25.05.2022 обратился в административный орган с ходатайством об ознакомлении с постановлением от 14.01.2022 N 04-23/2022. Копии материалов дела об административном правонарушении заявитель получил только 26.05.2022, соответственно, с постановлением ознакомлен только 26.05.2022.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Лодочной станцией "Моряна" пропущен срок обжалования постановления, отказ юридического лица от получения адресованной ему корреспонденции не является уважительным обстоятельством для восстановления срока, является необоснованными и отклоняются судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Согласно представленному в материалы дела письму АО "Почта России" от 05.07.2022 N МР26-06/11590, проведенной проверкой установлено, что в отделении почтовой связи Астрахань 414042 регистрируемых почтовых отправлений в период с 01.12.2021 по 25.05.2022 в адрес Лодочной станции "Моряна" в поступлении не значится (л.д. 112).
Кроме того, постановлением мирового судьи судебного участка N 5 Трусовского района г. Астрахани от 06.06.2022 N 5-369/2022 прекращено производство по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ в отношении Лодочной станции "Моряна".
Указанным судебным актом установлено, что копия постановления от 14.01.2022 N 04-23/2022 по делу об административном правонарушении по статье 7.6 КоАП РФ Лодочной станцией "Моряна" получена не была, в связи с чем суд пришел к выводу об отсутствии с действиях Лодочной станции "Моряна" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, а также получение постановления от 14.01.2022 N 04-23/2022 Лодочной станцией "Моряна" 26.05.2022, апелляционный суд приходит к выводу, что подача 02.06.2022 заявления в суд была осуществлена с соблюдением срока на обжалование, предусмотренного частью 2 статьи 208 АПК РФ и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Установленный законом порядок реализации административной ответственности является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и назначающих административные наказания. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что административное наказание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к административной ответственности, административное правонарушение.
Право на защиту лица, привлекаемого к административной ответственности, как основной принцип института административной ответственности, направлено на обеспечение справедливого и правильного установления всех обстоятельств предполагаемого административного правонарушения в состязательной форме в целях реализации задач производства по делам об административных правонарушениях.
Статьей 26.2 КоАП предусмотрено, что протокол об административном правонарушении, оформленный с нарушением требований статьи 28.2 Кодекса, не может быть использован в качестве доказательства наличия либо отсутствия состава административного правонарушения.
Исходя из положений частей 3, 4, 5 статьи 28.2 КоАП РФ, при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.
В силу части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие физического лица, или законного представителя физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если указанное лицо извещено в установленном порядке.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составляется при непосредственном участии в его составлении лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Согласно абзацу 4 пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
То есть, цель извещения состоит в том, что лицо, в отношении которого составляется протокол, должно иметь точное представление о времени и месте его составления. Надлежащее извещение лица, привлекаемого к ответственности, о времени и месте составления протокола входит в задачу органов, уполномоченных составлять протоколы.
При этом доказательства надлежащего извещения должны иметься у административного органа ко времени составления протокола об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Вместе с тем, данные требования закона административным органом не соблюдены, что подтверждается следующими обстоятельствами.
В рассматриваемом случае протокол об административном правонарушении от 12.01.2021 N 04-23/2022 и постановление от 14.01.2021 N 04-23/2022 составлены административным органом в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.
Административным органом составлено уведомление от 28.12.2021 (исх. N 03-04/28465 от 29.12.2021) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.6 КоАП РФ, назначенного на 12.01.2022 на 11 час. 00 мин.
До составления протокола 29.12.2021 административным органом вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения об административном правонарушении на 14.01.2021 на 11 час. 30 мин. (исх. N 03-04/28466 от 29.12.2021).
Указанные уведомление и определение направлены в адрес заявителя 29.12.2021 посредством почтовой связи (почтовый идентификатор N 80103266931036).
Согласно информации с официального сайта АО "Почта России" почтовое отправление N 80103266931036 прибыло в место вручения 03.01.2022, 17.01.2022 возвращено отправителю из-за истечения срока хранения. На почтовом конверте отсутствуют отметки о попытках его вручения адресату (л.д. 89).
Апелляционный суд считает необоснованными доводы апелляционной жалобы Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям о надлежащем извещении заявителя, не обеспечившим получение направленной в его адрес корреспонденции.
Сам по себе факт направления в адрес юридического лица почтовой корреспонденции не может быть признан надлежащим уведомлением, поскольку не является доказательством ее вручения (получения), а также не влечет возникновение у данного лица обязанности обеспечения своевременного получения корреспонденции.
В материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства того, что на момент составления протокола и вынесения постановления административный орган располагал информацией о получении Лодочной станцией "Моряна" направленной в ее адрес корреспонденции, либо об отказе в ее получении.
При этом административный орган должен располагать сведениями о том, что лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, известно о времени и месте совершения того или иного действия.
Как следует из материалов дела, на момент составления протокола (12.01.2022) и вынесения постановления (14.01.2022) у административного органа имелась лишь информация о прибытии почтового отправления в место вручения, однако отсутствовала какая либо информация о неудачной попытке вручения, либо о возврате отправителю из-за истечения срока хранения.
Не имея оснований, которые позволяли бы считать юридическое лицо извещенным надлежащим образом о явке 12.01.2022 на составление протокола об административном правонарушении и 14.01.2022 на рассмотрение дела об административном правонарушении, административный орган не принял мер для извещения его иным способом.
Именно на административном органе лежит обязанность не только уведомить лицо о времени и месте совершения процессуальных действий, но и убедиться в том, что это лицо извещено о проведении этих процессуальных действий заблаговременно, то есть располагает соответствующей информацией и имеет возможность подготовиться к участию в данном процессуальном действии.
В силу части 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
В рассматриваемом случае достоверных доказательств, на основании которых административный орган при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела мог сделать обоснованный вывод о надлежащем, соответствующем требованиям законодательства, уведомлении Лодочной станции "Моряна", в материалы дела не представлено.
Следовательно, Лодочная станция "Моряна" не была извещена надлежащим образом о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении, в связи с чем указанное лицо не могло реализовать свое право на защиту, ввиду отсутствия информации о событии вменяемого ему правонарушения и его квалификации.
Указанное процессуальное нарушение носит существенный характер, возможность его устранения в судебном порядке отсутствует.
Согласно пункту 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о нарушении административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, в связи с чем, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, правомерно удовлетворил заявленные требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 24 августа 2022 года по делу N А06-4723/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-4723/2022
Истец: Лодочная станция "Моряна"
Ответчик: Межрегиональное управление федеральной службы по надзору сфере природопользования по Астраханской и Волгогоградской областям