г. Ессентуки |
|
20 октября 2022 г. |
Дело N А18-4640/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2022 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Сомова Е.Г., судей Цигельникова И.А. и Егорченко И.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., с участием представителей Департамента по недропользованию по Северо-Кавказскому округу - Дибижевой Н.Л. (доверенность от 30.12.2021), Глазкова Г.А. (доверенность от 30.12.2021), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Группа "АРТИС" на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 21.06.2022 по делу N А18-4640/2021
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Группа "АРТИС" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту по недропользованию по Северо-Кавказскому округу (далее - департамент) о признании незаконным и отмене приказа N 107 от 04.06.2021 о досрочном прекращении права пользования недрами.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Северо-Кавказское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Министерство имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия (далее - министерство).
Решением суда от 21.06.2022 в удовлетворении требований отказано. Суд пришел к выводу, что оспариваемый приказ соответствует положениям Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) и Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2009 N 315.
В апелляционной жалобе общество просило отменить решение от 21.06.2022 и удовлетворить заявленные требования. Жалоба мотивирована следующим. В рамках дел N А18-2751/2019 и N А18-2752/2019 вступившими в законную силу судебными актами отменены постановления уполномоченного органа, которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с невыполнением условий пользования недрами. В рамках дела N А18-1193/2017 признан незаконным отказ министерства о предоставлении обществу в арендное пользование земельного участка с кадастровым номером 06:01:0000004:345, на уполномоченный орган возложена обязанность заключить с обществом договор аренды земельного участка. До настоящего времени судебный акт по делу NА18-1193/2017 не исполнен. Не обладая правом пользования земельным участком, общество не имеет возможности завершить работы, предусмотренные лицензией НЗР00173ТР. В мае 2021 года общество обращалось в Отдел геологии и лицензирования по Республике Ингушетия с заявлением о приостановлении права пользования недрами по лицензии НЗР00173ТР, однако уполномоченным органом заявление оставлено без рассмотрения.
В отзыве и дополнении к нему департамент просил отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании представители департамента поддержали свои доводы.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили, что не является препятствием для рассмотрения жалобы (часть 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением от 19.08.2010 аукционной комиссии Регионального агентства по недропользованию по Южному федеральному округу, в соответствии с приказами от 30.08.2010 N 224, 225 и 226 ООО "АРТИС" (правопредшественнику общества) выданы: лицензия серии НЗР00145ТР на право пользования недрами на Карабулакской площади в 4 км к северу от г. Карабулак, в пределах Назрановского и Сунженского районов Республики Ингушетия, сроком до 15.09.2035; лицензия серии НЗР00146ТР на право пользования недрами на Сагопшинской площади в 6 км к югу от с. Сагопши Назрановского района Республики Ингушетия, сроком до 15.09.2035; лицензия серии НЗР00147ТР на право пользования недрами на Ачалукской площади в 0,6 км к западу от с. Нижние Ачалуки Малгобекского района Республики Ингушетия, сроком до 15.09.2035.
Распоряжением Правительства Республики Ингушетия от 17.03.2011 N 189-р на основании распоряжений администрации Малгобекского муниципального района от 12.07.2011 N 269, 21.07.2011 N 286, постановления администрации города Карабулак от 01.08.2011 N 174, распоряжений министерства от 21.02.2012 N 33, 21.02.2012 N 34, 21.02.2012 N 35, министерство и общество заключили договоры аренды от 22.02.2012 N 726, 727 и 728, согласно которым рассматриваемые земельные участки предоставлены обществу для геологических, поисково-оценочных работ и разведки стекольного песка.
8 апреля 2014 года решением участников (учредителей) ООО "АРТИС", оформленного протоколом N 01-04/14, осуществлена реорганизация в форме выделения. В соответствии с разделительным балансом и передаточным актом от 14.07.2014 к обществу перешли права и обязанности по названным договорам. На основании соглашений между обществом и министерством, от 27.10.2014 N 196, 197, 198 арендатором земельных участков по договорам от 22.02.2012 N 726, 727, 728 явилось общество. Согласно разделительному балансу и передаточному акту от 14.07.2014, к обществу перешли права и обязанности по лицензиям НЗР00145ТР, НЗР00146ТР, НЗР00147ТР.
Впоследствии обществу выдана лицензия НЗР00173ТР (зарегистрирована 02.12.2014) на пользование недрами сроком до 15.09.2035 с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, разведка и добыча стекольного песка на Ачалукской площади.
Управлением Росприроднадзора по Республике Ингушетия в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка, результаты которой отражены в акте от 30.09.2019 N 38. Согласно акту, в нарушение пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах недропользователем не выполнены условия пользования недрами, предусмотренные лицензией НЗР00173ТР: не подготовлен и не утвержден в установленном порядке технический проект разработки месторождения (установленный срок - не позднее 15.07.2017; пункт. 4.1.5.1 изменений к условиям пользования недрами); не обеспечен ввод месторождения в разработку (установленный срок - не позднее 15.07.2018; пункт 4.2.3.1 изменений от 16.01.2017 к условиям пользования недрами).
Обществу выдано предписание от 30.09.2019 N 46 об устранении выявленных нарушений в срок до 01.04.2020.
На основании материалов проверки Федеральное агентство по недропользованию письмом от 30.10.2019 N 04-30/17888 поручило департаменту изучить ситуацию и рассмотреть вопрос о досрочном прекращении права пользования недрами в отношении общества.
Во исполнение поручения Федерального агентства по недропользованию комиссией департамента принято решение о направлении обществу уведомления с указанием нарушений условий пользования недрами и установлением срока на устранение этих нарушений - 12 месяцев с даты получения недропользователем уведомления (протокол заседания комиссии от 20.12.2019 N 114-19). Решение мотивировано тем, что срок действия договоров аренды, в рамках которых обществу предоставлены земельные участки для пользования недрами, истек. До истечения срока договоров, предусмотренные лицензионными соглашениями работы, выполнены обществом частично. Решением суда от 16.03.2018 по делу N А18-1193/2017 признан незаконным отказ министерства о предоставлении обществу в арендное пользование земельных участков с кадастровыми номерами 06:03:0000001:1006, 06:01:0000004:343, 06:01:0000004:345, однако судебный акт не исполнен, участки обществу не предоставлены. В отсутствие титула землепользователя общество не имеет возможности осуществлять работы, предусмотренные лицензией на недропользование.
Уведомлением от 27.12.2019 N 01-10-33/1170 департамент проинформировал общество о начале процедуры досрочного прекращения права пользования недрами, а также о том, что если по истечении 12-ти месяцев не будут устранены выявленные нарушения, будет принято решение о прекращении права пользования недрами по лицензии НЗР00173ТР.
3 июня 2021 года комиссией департамента повторно рассмотрены материалы по досрочному прекращению, приостановлению или ограничению права пользования недрами по лицензиям, выданным обществу. Комиссией принято решение рекомендовать департаменту прекратить право пользования недрами по лицензии НЗР00173ТР (протокол N 54-21 от 03.06.2021).
Приказом департамента от 04.06.2021 N 107 предоставленное обществу по лицензии НЗР00173ТР право пользования недрами досрочно прекращено на основании пункта 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах по мотиву нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
Полагая, что приказ департамента от 04.06.2021 N 107 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы недропользователя, общество оспорило его в судебном порядке.
На основании части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом. Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, закрепленными законом. При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса). В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. Часть 5 статьи 200 Кодекса возлагает обязанность доказывания законности оспариваемых актов, действий (бездействия) на орган или лицо, которые его совершили (допустили). При этом, по смыслу части 3 статьи 201 Кодекса отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В силу статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Статьей 12 Закона о недрах установлено, что лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими Закону. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных в лицензии (пункт 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах).
Право пользования недрами может быть досрочно прекращено, в случае если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах (статья 20 Закона о недрах).
Право пользования недрами может быть досрочно прекращено, в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии (пункт 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах).
Согласно статье 21 Закона о недрах, в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 5 и 8 части второй статьи 20 Закона о недрах, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Отказывая в удовлетворении требований общества, суд первой инстанции исходил из того, что пользователь недр допустил существенные нарушения условий лицензии и в установленный уполномоченным органом срок не устранил их, в связи с чем департамент принял законное и обоснованное решение о прекращении права пользования недрами.
Вместе с тем суд не учел следующее.
В рамках дел N А18-382/2015 и N А18-1193/2017 рассмотрены инициированные обществом споры о признании незаконным отказа министерства в предоставлении в арендное пользование обществу земельных участков с кадастровыми номерами 06:03:0000001:1006, 06:01:0000004:345, 06:01:0000004:343 и возложении на министерство обязанности заключить с обществом договоры аренды указанных земельных участков.
По делу N А18-1193/2017 спор разрешен в пользу общества. В постановлении окружного суда от 12.02.2019 по этому делу отражено следующее. Необходимые для заключения договоров аренды документы общество неоднократно предоставляло министерству (заявления от 18.04.2017 N 32, 05.09.2017 N 78, 17.10.2017 N 94). При обращении с заявлением от 17.10.2017 N 94 заявитель представил все необходимые документы, ввиду чего отказ заинтересованного лица в предоставлении обществу в аренду земельных участков противоречит закону и нарушает права данного лица как обладателя лицензий НЗР00171ТР, НЗР00172ТР и НЗР00173ТР. В постановлении от 17.02.2016 по делу N А18-382/2015 суд округа указал, что общество не завершило геологическое изучение и разведку недр, поэтому не лишено возможности в установленном порядке обратиться с заявлением о предоставлении земельных участков в пользование на условиях аренды в уполномоченный орган.
Таким образом, судебными актами установлено наличие у общества как у недропользователя, права на предоставление ему земельных участков.
До настоящего времени вступившее в законную силу решение суда от 16.03.2018 по делу N А18-1193/2017, которым на министерство возложена обязанность по заключению с обществом договоров аренды земельных участков, не исполнено.
Отсутствие у общества прав на земельный участок исключает возможность реализации им прав и обязанностей как недропользователя, в том числе по устранению ранее допущенных нарушений лицензионного соглашения.
К такому выводу пришла и комиссия департамента при принятии решения от 20.12.2019 о предоставлении обществу 12-ти месячного срока на устранение нарушений, указав, что в отсутствие титула землепользователя общество не имеет возможности осуществлять работы, предусмотренные лицензией на недропользование.
Несмотря на то, что земельный участок обществу так и не был предоставлен, при повторном рассмотрении вопроса комиссия приняла решение от 03.06.2021 о даче департаменту рекомендации прекратить право пользования недрами по лицензии НЗР00173ТР. При этом мотивов, которые послужили основанием для изменения ранее принятой позиции, протокол заседания комиссии от 03.06.2021 не содержит.
Таким образом, решение комиссии от 03.06.2021 противоречит её же решению от 20.12.2019.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.12.2011 N 1862-О-О указал, что интересы государства как собственника недр (статья 1.2 Закона о недрах) обеспечиваются возможностью досрочного прекращения органами, предоставившими лицензию, права пользования недрами в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии либо если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах (пункты 2 и 5 части второй статьи 20 Закона о недрах). При этом права пользователя недр гарантируются установленным порядком досрочного прекращения права пользования недрами. Так, согласно части четвертой статьи 21 названного Закона в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
В случае несогласия пользователя недр с решением о прекращении права пользования недрами он может обжаловать его в судебном порядке (часть 4 статьи 20 Закона о недрах). Это предполагает право заявителя ссылаться в обоснование своих доводов на фактические обстоятельства, которые объективно препятствовали ему надлежащим образом исполнить обязательства в сфере недропользования. При этом суд вправе оценивать указанные сведения наравне с иными обстоятельствами дела, не ограничиваясь только установлением формальных условий применения законодательства Российской Федерации о недрах.
Таким образом, предусмотренный законодателем механизм обеспечивает защиту прав пользователя недр и не исключает возможности учета совокупности всех фактических обстоятельств при рассмотрении дела.
Прекращение права пользования недрами представляет собой государственную меру принудительного характера, которая должна отвечать требованиям справедливости и соразмерности последствиям нарушенного обязательства.
Материалами дела подтверждается, что в связи с неисполнением министерством решения суда о предоставлении земельных участков, у общества объективно не имелось возможности устранить нарушения лицензионного соглашения в срок, установленный в уведомлении департамента от 27.12.2019.
В данном случае досрочное прекращение действия лицензии противоречит положениям Закона о недрах, нарушает права и законные интересы общества, ограничивает его правоспособность на занятие определенным видом деятельности.
Довод департамента о том, что общество не предпринимало активных действий по устранению выявленных нарушений недропользования, основанный на том, что исполнительный лист для принудительного исполнения решения суда по делу N А18-1193/2017 направлен в службу судебных приставов только 06.02.2020, отклоняется.
Уведомлением от 27.12.2019 N 01-10-33/1170 департамент предоставил обществу 12-ти месячный срок для устранения выявленных нарушений, окончание этого срока приходится на 27.12.2020.
Таким образом, обратившись в службу судебных приставов с заявлением о принудительном исполнении судебного акта 06.02.2020 (за 11 месяцев до окончания срока, предоставленного для устранения нарушений), общество действовало разумно.
Постановление о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного листа по делу N А18-1193/2017 вынесено судебным приставом-исполнителем 17.02.2020. При этом из материалов дела не следует, что на дату рассмотрения апелляционной жалобы исполнительное производство окончено в связи с исполнением либо исполнение судебного акта не представляется возможным по обстоятельствам, зависящим от самого общества.
Довод департамента о том, что для устранения нарушений обществу предоставлен максимально возможный срок, не принимается. Нарушения лицензионного соглашения не устранены обществом в установленный срок по независящим от него причинам. Поэтому продолжительность предоставленного департаментом для устранения нарушений срока не имеет в данном случае правового значения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 Кодекса по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт.
Поскольку решение суда принято с нарушением норм материального права, по неполно исследованным обстоятельствам, оно подлежит отмене с принятием нового судебного акта.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Кодекса, не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 21.06.2022 по делу N А18-4640/2021 отменить, принять новый судебный акт. Требования общества с ограниченной ответственностью Группа "АРТИС" удовлетворить.
Приказ Департамента по недропользованию по Северо-Кавказскому округу N 107 от 04.06.2021 "О досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии НЗР00173ТР от 04.06.2021" признать недействительным.
Взыскать с Департамента по недропользованию по Северо-Кавказскому округу (г. Ессентуки, ИНН 2626801466, ОГРН 1122651022449) в пользу общества с ограниченной ответственностью Группа "АРТИС" (г. Магас, ИНН 0601024990, ОГРН 1140603000713) 4500 руб. расходов по уплате госпошлины.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Группа "АРТИС" (г. Магас, ИНН 0601024990, ОГРН 1140603000713) из федерального бюджета 4500 руб., излишне уплаченной государственной пошлины (платежное поручение N 123 от 24.08.2021, чек-ордер от 14.07.2022).
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
И.А. Цигельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А18-4640/2021
Истец: ООО "Группа Артис"
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ, СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ, Департамент по недропользованию по СКФО (КАВКАЗНЕДРА), Отдел геологии и лицензирования по РИ