г. Пермь |
|
21 октября 2022 г. |
Дело N А60-17238/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 октября 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е. В.
судей Голубцова В.Г., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при участии представителя АО "Акватех" Мамаева В.С. паспорт, по доверенности от 29.11.2021 N 13, диплом,
иные лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 20 июня 2022 года
по делу N А60-17238/2022
по заявлению акционерного общества "Акватех" (ИНН 6639020763, ОГРН 1106639000489)
к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области (ИНН 6661089658, ОГРН 1026605251287, сокращенное наименование - Минприроды СО)
третье лицо - Федеральное агентство по рыболовству в лице территориального органа - отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Свердловской области
об оспаривании акта проверки и предписания об устранении нарушений в области охраны окружающей среды,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Акватех" (далее также - общество, заявитель) обратилось в суд с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее также - Министерство) о признании недействительными акта проверки N 12-07-04/73 от 30.12.2021 и предписания N 12-07-04/73 от 30.12.2021 об устранении нарушений в области охраны окружающей среды, водного законодательства, законодательства о недрах, выявленных в результате проверки.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.06.2022 производство по делу в части признания недействительным акта проверки N 12-07-04/73 от 30.12.2021 прекращено. В остальной части заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным и отменено предписание N 12-07-04/73-1 от 30.12.2021, выданное Минприроды СО в отношении АО "АКВАТЕХ". В порядке распределения судебных расходов с Министерства в пользу общества взыскано 3000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в части признания незаконным и отмены предписания отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование жалобы приведены доводы о том, что в соответствии с приказом Министерства от 18.11.2021 N 12-07-01/83-ГК в период с 17 по 30 декабря 2021 года в отношении АО "Акватех" проведена внеплановая выездная проверка на предмет выполнения предписания N 12-07-04/57-1 от 10.11.2021, выданного юридическому лицу ранее по итогам внеплановой выездной проверки, проведенной в период с 26 октября по 10 ноября 2021 года (акт проверки N 12-07-04/57 от 10.11.2021, предписание N° 12-07-04/57-1 от 10.11.2021); согласно предписанию от 10.11.2021 N 12-07-04/57-1 обществу было необходимо до 10.12.2021 осуществлять эксплуатацию очистных сооружений в соответствии с требованиями нормативно-технической документации. Сброс в водный объект загрязняющих веществ со сточными водами необходимо осуществлять в соответствии с установленными нормативами допустимого сброса (НДС); ссылаясь на статью 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" Министерство указывает, что обязанность по разработке НДС возложена на юридических лиц, объектам деятельности которых присвоена II категории, независимо от того, относится ли водный объект к рыбохозяйственному значению или нет. По данным государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (HBOC), производственная площадка АО "Акватех" зарегистрирована в региональном государственном реестре объектов HBOC под кодом 65-0266-002082-Л с присвоением II категории объекту. Таким образом, НДС для р. Ольховка разработаны и 4 марта 2019 года утверждены приказом Нижне-Обского бассейнового водного управления N 33-НДС. Срок действия НДС до 04.03.2024. Доводы АО "Акватех" о том, что НДС недействительны, не состоятельны, так как эти нормативы разработаны и утверждены для АО "Акватех" уполномоченным органом, не оспорены и не отменены в установленном порядке.
АО "Акватех" с жалобой не согласно по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. В судебном заседании представитель заявителя позицию, изложенную в отзыве, поддержал. Решение суда считает законным и обоснованным, просил оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, отзыв на апелляционную жалобу не представило, представителя в судебное заседание не направило, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, в обжалуемой части, то есть в части удовлетворения заявленных требований.
Как следует из материалов дела, с 17 по 30 декабря 2021 г. на основании приказа Министерства от 18.11.2021 N 12-07-01/83-ГК в отношении АО "Акватех" проведена внеплановая выездная проверка на предмет выполнения ранее выданных предписаний (последнее - N 12-07-04/57-1 от 10.11.2021 сроком исполнения 10.12.2021).
В ходе проверки установлено, что в результате хозяйственной деятельности АО "Акватех" по эксплуатации очистных сооружений происходит негативное воздействие на водный объект реку Ольховка, поскольку сточные воды на выпуске с указанных очистных сооружений по количественным показателям определяемых вредных веществ превышают установленные нормативы допустимого сброса, в том числе по следующим загрязняющим веществам:
азот аммонийный - в 2,15 раза,
фосфат (по фосфору) - в 16,3 раза;
взвешенные вещества - в 1,8 раза;
нефтепродукты - в 2,8 раза;
химическое потребление кислорода (ХПК) - в 2 раза.
В результате анализа воды, отобранной из самой реки Ольховка, установлено превышение установленных нормативов по фосфату (фосфору) - в 17,1 раза, нефтепродуктов - в 2,12 раза, ХПК - в 1,47 раза.
Результаты отражены в акте проверки N 12-07-04/73 от 30.12.2021, на основании которого Министерством заявителю выдано предписание от 30.12.2021 N12-07-04/73 об устранении нарушений; обществу предписано осуществлять эксплуатацию очистных сооружений в соответствии с требованиями нормативно-технической документации; сброс в водный объект загрязняющих веществ со сточными водами осуществлять с установленными нормативами допустимого сброса.
Не согласившись с указанными актом проверки и предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Признавая предписание недействительным, суд первой инстанции исходил из того, что в отсутствие утвержденных в соответствии с требованиями законодательства нормативов (НДС) невозможно прийти к выводу о том, что АО "Акватех" в результате своей хозяйственной деятельности по эксплуатации очистных сооружений оказывает негативное воздействие на водный объект.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (статья 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 10.01.2012 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), Постановлением Правительства Свердловской области от 16.09.2015 N 832-ПП Минприроды СО является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, недропользования, водопользования, безопасности гидротехнических сооружений.
В соответствии со статьей 35 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс) поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты (часть 1).
Нормативы допустимого воздействия на водные объекты (НВС) разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах (часть 2).
Утверждение НВС осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 3).
Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод в водные объекты не должно превышать установленные НВС (часть 4).
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты" установлено, что НВС разрабатывает Федеральное агентство водных ресурсов с участием Федерального агентства по рыболовству, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах и в соответствии с методическими указаниями по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты и утверждает указанные нормативы при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Согласно части 6 статьи 56 Водного кодекса "Охрана водных объектов от загрязнения и засорения" сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает НВС, запрещается.
В соответствии с частью 1 статьи 60 Водного кодекса при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться НВС, установленные в соответствии с Законом об охране окружающей среды, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно части 6 этой же статьи при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается:
- осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (в том числе исходя из недопустимости превышения НВС, установленных в соответствии с Законом об охране окружающей среды);
- осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также загрязняющие вещества, для которых не установлены НВС.
В ходе проверки установлено и обществом не оспаривается, что оно осуществляет эксплуатацию очистных сооружений, которые зарегистрированы в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, под кодом 65-0266-002082-Л с присвоением II категории объекту.
Согласно пункту 1 статьи 4.2 Закона об охране окружающей среды объекты II категории - это объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду.
Поскольку общество осуществляет сброс сточных вод в водный объект (реку Ольховку), оно в силу приведенных выше положений Водного кодекса обязано либо очищать воды и осуществлять сброс в реку с соблюдением установленных НВС, либо не допускать сброса в реку загрязняющих веществ, для которых не установлены НВС.
Иное частью 6 статьи 60 Водного кодекса запрещено.
Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 N 1316-р утвержден перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, в том числе для водных объектов.
В данный перечень в числе прочих загрязняющих веществ включены: аммоний-ион, нефтепродукты, фосфаты (по фосфору), иные загрязняющие вещества, в том числе взвешенные вещества, сухой остаток, ХПК.
Проверкой установлено и обществом не оспаривается, что сточные воды из его очистных сооружений содержат указанные загрязняющие вещества.
Приказом Нижне-Обского бассейнового водного управления N 33-НДС от 04.03.2019 "Об утверждении нормативов допустимых сбросов и микроорганизмов в водные объекты", установлены нормативы допустимого сброса в реку Ольховку, в том числе для следующих загрязняющих веществ:
- азот аммонийный - 0,4 мг/дм3,
- фосфат ион (по фосфору) - 0,2 мг/дм3,
- взвешенные вещества - 12 мг/дм3,
- сухой остаток - 550 мг/дм3,
- железо общее - 0,1 мг/дм3,
- нефтепродукты - 0,05 мг/дм3,
- ХПК - 30 мг/дм3,
- сульфат-ион - 100 мг/дм3.
Срок действия нормативов - до 04.03.2024.
Поскольку Министерство в ходе проверки установило, что сточные воды на выпуске с очистных сооружений общества по количественным показателям вредных веществ превышают указанные нормативы (в том числе по азоту аммонийному - в 2,15 раза, фосфату (по фосфору) - в 16,3 раза, взвешенным веществам - в 1,8 раза, нефтепродуктам - в 2,8 раза, ХПК - в 2 раза), оно правомерно выдало обществу предписание от 30.12.2021 N 12-07-04/73 об устранении нарушений в области охраны окружающей среды и водного законодательства. Обществу предписано осуществлять сброс в водный объект загрязняющих веществ со сточными водами в соответствии с установленными нормативами допустимого сброса.
То есть предписание является понятным и исполнимым.
Ссылаясь на то, что река Ольховка не является рыбохозяйственной, в связи с чем нормативы, утвержденные приказом N 33-НДС от 04.03.2019, не подлежат применению, общество не учитывает, что в силу запрета, установленного частью 6 статьи 60 Водного кодекса, оно в этом случае (в отсутствие утвержденных НВС) вообще не вправе осуществлять сброс сточных вод в реку Ольховка, которая является водным объектом.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 19 Закона об охране окружающей среды" нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности государственного регулирования хозяйственной и (или) иной деятельности для предотвращения и (или) снижения ее негативного воздействия на окружающую среду.
Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности.
В силу части 1 статьи 22 Закона об охране окружающей среды нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды (приведенное выше Распоряжение Правительства РФ от 08.07.2015 N 1316-р).
Согласно части 2 указанной статьи расчет этих нормативов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.
В соответствии с частью 3 статьи 22 расчет НВС, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой в уполномоченный орган в порядке, установленном статьей 31.2 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 31.2 Закона об охране окружающей среды юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.
Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов (часть 4 статьи 31.2).
Таким образом, обязанность по разработке НДС возложена на юридических лиц, объектам деятельности которых присвоена II категории, независимо от того, имеет водный объект рыбохозяйственное значение или нет.
Как следствие, не имеют значения поддержанные судом первой инстанции доводы заявителя о несоответствии нормативов, утв. приказом N 33-НДС от 04.03.2019, категории водного объекта рыбохозяйственного значения (поскольку документированная информация об этой категории, согласно письму Федерального агентства по рыболовству письмом от 17.01.2022 N УО5-43, отсутствует).
Как следует из приведенных выше норм, наличие подлежащих применению НДС для реки Ольховка должно обеспечить само общество. В ином случае ему запрещено сбрасывать сточные воды в данный водный объект.
Кроме того, согласно этому же письму Росрыболовства от 17.01.2022 N УО5-43, река Ольховка является притоком реки Пышма в Свердловской области, в связи с чем необходимо учитывать гидрологическую связь реки Ольховка с рекой Пышма, имеющей высшую категорию рыбохозяйственного значения (л.д.15).
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Министерством доказаны обстоятельства, послужившие основанием для выдачи оспариваемого предписания; предписание соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Выводы суда первой инстанции основаны на неверном применении норм материального права и не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем решение суда в части признания предписания недействительным подлежит отмене.
В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы заявителя по уплате госпошлины в размере 3000 руб. при подаче заявления относятся на заявителя, как проигравшую сторону. Поэтому пункт 2 резолютивной части решения (о взыскании с Министерства судебных расходов общества) также следует отменить.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
1. Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 июня 2022 года по делу N А60-17238/2022 отменить в части признания незаконным и отмены предписания от 30.12.2021 N12-07-04/73-1, выданного Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области в отношении акционерного общества "АКВАТЕХ".
В указанной части в удовлетворении требований отказать.
2. Пункт 2 резолютивной части решения отменить.
3. В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-17238/2022
Истец: АО АКВАТЕХ
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Федеральное агентство по рыболовству в лице территориального органа - отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Свердловской области