г. Санкт-Петербург |
|
20 октября 2022 г. |
Дело N А56-12012/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Быкова Т.О. по доверенности от 01.01.2022
от заинтересованного лица: Лесничая Т.В. по доверенности от 11.01.2022
от 3-го лица: Кириллов В.С. по доверенности от 20.03.2022
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28440/2022) АО "Ленинградская областная электросетевая компания" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.07.2022 по делу N А56-12012/2022 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению АО "Ленинградская областная электросетевая компания"
к Управлению Федеральной Антимонопольной службы по Ленинградской области
3-е лицо: ООО ИКС-ТРИМ
о признании незаконным и отмене решения
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Ленинградская областная электросетевая компания" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Управление) от 07.12.2021 по делу N 047/01/10- 02/2021.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Общество с ограниченной ответственностью третье лицо "Икс-Трим".
Решением суда от 18.07.2022 требования Общества оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что судом не установлен факт несоответствия установленной стоимости услуги Правилам недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 1284 от 29.11.2014 (далее - Правила N 1284). Ссылается на то, что судом не дана оценка доводам АО "ЛОЭСК" относительно ненадлежащего анализа состояния конкуренции на товарном рынке.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представители Управления и третьего лица просили оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на правомерность решения суда.
Законность и обоснованность решения суда первой инстацнии проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области поступило заявление ООО "Икс-Трим" с жалобой на действия (бездействие) Акционерного общества "ЛОЭСК - Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" (далее - АО "ЛОЭСК").
По информации, представленной в Ленинградское УФАС России, между АО "ЛОЭСК" и ООО "Икс-Трим" заключен договор N 00-0132/2019 АДХ об оказании услуг на размещение волоконно-оптической линии связи от 18.02.2019 (далее - Договор N 00-0132/2019 АДХ).
Предметом Договора N 00-0132/2019 АДХ является предоставление ООО "ИксТрим" на возмездной основе услуги по размещению на опорах воздушных линий электропередачи, принадлежащих АО "ЛОЭСК" на праве собственности и относящихся к объектам электросетевого хозяйства АО "ЛОЭСК", волоконнооптической линии связи (далее - ВОЛС), принадлежащей ООО "Икс-Трим".
Согласно пункту 4.1 Договора N 00-0132/2019 АДХ стоимость услуг рассчитывается исходя из стоимости услуг по размещению ВОЛС на 1 электросетевом объекте в размере 1125 руб. 77 коп. с НДС и общего количества используемых опор.
Стоимость услуг по договору составляет 4503 руб. 05 коп. с НДС в месяц. Всего используются 4 опоры.
Прейскурант на платные услуги по предоставлению объектов АО "ЛОЭСК" во временное ограниченное пользование для целей размещения ВОЛС операторами связи утвержден Приказом АО "ЛОЭСК" от 21.12.2018 N 1271 о/д на основании Отчета об оценке рыночной стоимости права временного ограниченного пользования воздушными линиями электропередачи, принадлежащими АО "ЛОЭСК", расположенными в Ленинградской области N Н-23681/17 от 04.04.2017 (далее - Отчет об оценке).
Из заявления следует, что выкопировка из Отчета об оценке АО "ЛОЭСК" не содержит информации о том, какие затраты были включены в расчет стоимости размещения ВОЛС сторонних организаций на опорах воздушных линий АО "ЛОЭСК". Отсутствие информации об экономической обоснованности не позволяет в должной мере определить обоснованность стоимости размещения ВОЛС на опорах воздушных линий АО "ЛОЭСК".
ООО "Икс-Трим" считает, что техническое обслуживание ВЛЭП и их элементов осуществляется АО "ЛОЭСК" в процессе основного вида деятельности - передачи электроэнергии, следовательно, затраты на техническое обслуживание опор учитываются при установлении тарифа на передачу электрической энергии, и не должны учитываться в расчете стоимости платы за доступ к инфраструктуре. Экономически обоснованные затраты общества по данному виду деятельности в отчете об оценке от 04.04.2017 N Н-23681/17 АО "ЛОЭСК" не приведены.
АО "ЛОЭСК" в ответе на запрос Ленинградского УФАС России (вх. N 6370 от 04.06.2021) указало, что расходы, которые несет АО "ЛОЭСК" в связи с размещением ВОЛС на электросетевых объектах, не могут быть запланированы и спрогнозированы, не носят систематического характера и не имеют отношения к основной деятельности общества - регулируемой деятельности по передаче электрической энергии, поскольку направлены на удовлетворение потребностей иных лиц. Объем и периодичность оказания АО "ЛОЭСК" услуг на размещение ВОЛС определяется только исходя из соответствующих заявок третьих лиц и в соответствии с условиями заключаемых договоров, в том числе для выполнения договорных обязательств перед третьими лицами.
В связи с тем, что тарифы на доступ к инфраструктуре (в том числе сопряженных объектов инфраструктуры) не подпадают под государственное регулирование, стоимость указанных услуг установлена в соответствии с Отчетом об оценке.
Установление АО "ЛОЭСК" стоимости услуг по предоставлению объектов АО "ЛОЭСК" во временное ограниченное пользование для целей размещения ВОЛС операторам связи в соответствии с Отчетом об оценке обосновано и не противоречат действующему законодательству РФ, т.к. направлено на возмещение дополнительно возникающих расходов АО "ЛОЭСК", не имеющих отношение к регулируемой деятельности общества.
По результатам рассмотрения жалобы антимонопольным органом было вынесено решение от 07.12.2021 по делу N 047/01/10-02/2021, в рамках которого УФАС решило:
1. Признать в действиях АО "ЛОЭСК" (ИНН 4703074613, ул. Ладожская д. ЗА, г. Кировск, Ленинградская область, 187342) нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать предписание о прекращении нарушения.
3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении АО "ЛОЭСК" и его должностных лиц.
Не согласившись с указанным решением Управления, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого решения, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ) к сфере деятельности субъектов естественной монополии относятся, в том числе, услуги по передаче электрической энергии.
Общество является территориальной сетевой организацией на территории Ленинградской области, оказывает потребителям услуги по передаче электрической энергии, а также распоряжается инфраструктурой, принадлежащей на праве собственности и ином законном основании.
Постановлением Правительства РФ от 29.11.2014 N 1284 утверждены Правила недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи (далее - Правила N 1284).
Согласно пункту 1 Правил N 1284 Правила определяют условия и порядок обеспечения недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, которая используется или может быть использована для оказания услуг в сфере общедоступной электросвязи.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 1284 владельцем инфраструктуры признается субъект естественной монополии, регулирование деятельности которого осуществляется Законом N 147-ФЗ, который является собственником инфраструктуры и (или) распоряжается инфраструктурой на ином законном основании.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 1284 "инфраструктура для размещения сетей электросвязи" (далее - инфраструктура) - это специальные объекты инфраструктуры и (или) сопряженные объекты инфраструктуры. "Специальные объекты инфраструктуры" - специально созданные или приспособленные для размещения сетей электросвязи (их отдельных элементов) объекты инфраструктуры, к которым относятся в том числе: - сооружения связи, в том числе линейно-кабельные сооружения связи (за исключением кабелей связи, в том числе их части); - здания, сооружения либо отдельные помещения в них, специально созданные для размещения сетей электросвязи (их отдельных элементов); - столбовые и стоечные опоры. "Сопряженные объекты инфраструктуры" - объекты инфраструктуры, в том числе созданные для целей, не связанных с оказанием услуг электросвязи, которые могут использоваться для размещения сетей электросвязи (их отдельных элементов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и к которым относятся в том числе воздушные линии электропередачи, столбовые опоры, мосты, туннели, прочие дорожные сооружения и коллекторы.
Таким образом, Общество является владельцем сопряженных объектов инфраструктуры (воздушные линии электропередачи, столбовые опоры) на территории Ленинградской области.
С учетом того, что оказание услуг по предоставлению доступа к сопряженным объектам инфраструктуры субъекта естественной монополии в силу Правил N 1284 осуществляется субъектом естественной монополии, данные услуги в понимании Правил N 1284 могут быть оказаны только субъектом естественной монополии и неразрывно связаны с осуществлением естественно-монопольного вида деятельности.
Судом первой инстанции обоснвоанно установлено, что являясь владельцем объектов инфраструктуры, которые могут использоваться для размещения сетей электросвязи (их отдельных элементов) и к которым относятся, в том числе, воздушных электропередачи и столбовые опоры, АО "ЛОЭСК" по отношению к пользователям такой инфраструктуры занимает доминирующее положение, а следовательно, на него распространяются требования Правил N 1284, а также АО "ЛОЭСК" обязано соблюдать запреты установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Согласно пункту 38 Правил N 1284 тарифы на доступ к инфраструктуре на сопоставимых условиях устанавливаются владельцем инфраструктуры равными для всех пользователей инфраструктуры, заинтересованных в доступе к определенному виду объектов инфраструктуры или их части и предполагающих использовать объекты инфраструктуры или их часть, на уровне, обеспечивающем компенсацию экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли.
В состав тарифа на доступ к инфраструктуре включаются затраты, которые несет владелец инфраструктуры на исполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 30 Правил N 1284.
Пунктом 30 Правил N 1284 предусмотрено, что владелец инфраструктуры при предоставлении инфраструктуры в пользование обязан:
а) обеспечить соответствие указанных в договоре объектов инфраструктуры требованиям к инфраструктуре, установленным в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящих Правил;
б) в порядке и сроки, которые установлены договором, информировать пользователя инфраструктуры об аварийных ситуациях, ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по договору;
в) обеспечить на безвозмездной основе беспрепятственный доступ уполномоченного персонала пользователя инфраструктуры к указанной в договоре сети электросвязи, в том числе к ее отдельным элементам, в соответствии с правилами внутреннего распорядка (при их наличии) на объектах инфраструктуры, на которых такие отдельные элементы сети электросвязи размещены.
Из системного толкования вышеуказанных норм следует, что тарифы на доступ к инфраструктуре (в том числе сопряженных объектов инфраструктуры) не подпадают под государственное регулирование. Между тем, положениями Закона N 126-ФЗ и Правил N 1284 установлен принцип соразмерности платы за предоставление доступа к объектам для размещения сетей связи, который предполагает необходимость компенсации владельцу инфраструктуры экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:
1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;
б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным; в)условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.
Таким образом, положения статьи 6 Закона о защите конкуренции предусматривают два метода анализа цены товара на предмет ее соответствия признакам монопольно высокой цены: затратный метод (превышение суммы необходимых расходов и прибыли) и метод сопоставимых рынков (превышение цены, сформировавшейся в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке при наличии рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами).
В целях проведения анализа тарифов на доступ к сопряженным объектам инфраструктуры, Ленинградское УФАС России использовало затратный метод, то есть определяло, превышала ли цена, установленная за услугу, сумму необходимых для производства и реализации такой услуги расходов и прибыли.
Как следует из Отчета, рыночная стоимость размещения ВОЛС сторонних организаций на опорах воздушных линий АО "ЛОЭСК" определена на основе сравнительного подхода - путем сравнения оцениваемого объекта с объектами-аналогами.
В Отчете об оценке указывается, что на рынке имеется одно аналогичное предложение - от ГУЛ "Ленсвет" (13281,51 руб. в год, по состоянию на 2018 год), таким образом, содержится вывод в Отчете об оценке, в рамках сравнительного подхода рыночная стоимость размещения ВОЛС на опорах воздушных линий АО "ЛОЭСК" составляет 1107 рублей с НДС.
Вместе с тем, судом установлено, что в Отчете об оценке не учтены иные хозяйствующие субъекты, предоставляющие услуги по размещению ВОЛС на ВЛЭП.
Так, согласно ответу ПАО "Россети Ленэнерго" (вх. N 8879 от 30.07.2021) на запрос антимонопольного органа, тарифы на услуги по размещению ВОЛС на опорах ПАО "Россети Ленэнерго" были рассчитаны в 2019 году и составляют: ВЛ-0,4 кВ (1 опора в месяц) - 273,18 руб. с НДС, ВЛ-6(10) кВ (1 опора в месяц) - 455,30 руб. с НДС.
При установлении тарифов на доступ к инфраструктуре Общество обязано руководствоваться пунктом 38 Правил N 1284.
АО "ЛОЭСК" указало, что в состав накладных расходов включаются следующие статьи затрат: заработная плата и иные начисления административно-управленческого персонала; амортизация основных средств, а также расходы на их содержание, обслуживание, дооборудование и ремонт, если невозможно определить сумму амортизации для отдельно взятой единицы продукции; арендные и лизинговые платежи в отношении имущества, прямо не используемого в процессе производства (офис, непроизводственное помещение, автомобили руководства и т.д.); командировочные расходы; представительские расходы; расходы на обеспечение техники безопасности, нормальных условий труда, противопожарной безопасности; расходы на страхование; расходы на рекламу; расходы на обслуживание займа (кредита); расходы на консалтинг, информационно-консультационные услуги, аудит, поиск персонала; почтово-канцелярские расходы, в том числе затраты на телефон, связь.
Следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что Общество нарушило положения Правил N 1284, включением в состав тарифа расходов, включенных в тарифы в рамках основной деятельности.
Согласно пункту 11.1 Отчета об оценке определение стоимости объекта оценки (право временного пользования ВОЛ С), предполагает определение затрат на создание опор ВЛ.
Таким образом, данный тариф предусматривает компенсацию затрат АО "ЛОЭСК" на полное воспроизводство объектов основных средств (опор ВЛ).
Кроме того, при расчете среднего показателя затрат на содержание опор учитывались затраты на обслуживание 1 км линии, тогда как, при предоставлении доступа к инфраструктуре (опорам ВЛ) операторам связи необходим только доступ к самим опорам, а не к линиям.
При этом опоры ВЛЭП являются сопряженными объектами, то есть используются прежде всего собственником инфраструктуры в своей основной деятельности по передаче электроэнергии.
АО "ЛОЭСК" отдельно проводится расчет затрат на обслуживание опор и закладывается в стоимость тарифа для размещения ВОЛС.
Таким образом, следует признать, что сведения, указанные в Отчете об оценке, не могут являться экономическим и правовым основанием для установления АО "ЛОЭСК" соответствующего тарифа за предоставление сопряженных объектов инфраструктуры операторам связи, поскольку для операторов связи Законом о связи и Правилами N 1284 установлен льготный доступ к объектам сопряженной инфраструктуры субъектов естественных монополий путем обеспечения недискриминационного доступа к данным объектам и включения в состав тарифа на доступ к инфраструктуре закрытого перечня затрат, которые несет владелец инфраструктуры на предоставление объектов инфраструктуры в пользование.
Общество обязано рассчитать размер платы за пользование объектами электросетевого хозяйства (опоры ВЛЭП) в соответствии с требованиями Правил N 1284.
Согласно пункту 9 Порядка ведения операторами связи раздельною учета доходов и расходов по осуществляемым видам деятельности, оказываемым услугам связи и используемым для оказания этих услуг частям сети электросвязи, утвержденною Приказом Мининформсвязи России от 02.05.2006 N 54, расходы операторов связи формируются в том числе из затрат по оплате товаров, работ и услуг сторонних организаций (подпункт 6 пункта 6), прочих затрат (подпункт 8 пункта 9), установление владельцами инфраструктуры необоснованных цен неминуемо повлечет повышение тарифов на услуги общедоступной электросвязи, в том числе услуг общедоступном электросвязи, подлежащих государственному регулированию
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что для осуществления ООО "Икс-Трим" предпринимательской деятельности (оказание услуг связи) необходимо размещение линий связи к абонентам, которым предоставляются указанные услуги. Включение в стоимость услуги по размещению лини связи па территории Ленинградской области затрат, не предусмотренных Правилами N 1284. ущемило или могло ущемить интересы ООО "Икс-Трим".
Указанные действия могут привести к необоснованному увеличению стоимости размещения линий связи на опорах ЛЭП, что, в свою очередь, может повлечь и увеличение стоимости услуг связи, которые предоставляют операторы связи.
Данное обстоятельство может привести также к отказу абонентов от получения услуг связи данных операторов связи, к созданию барьеров для осуществления их деятельности, и к угрозе выхода операторов связи с товарного рынка по оказанию услуг связи.
Таким образом, следует признать, что в действиях АО "ЛОЭСК" правомерно установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
При таких обстоятельства, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение Управления является законным и обоснованным, соответствующим целям антимонопольного регулирования.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, по учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 июля 2022 года по делу N А56-12012/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Ленинградская областная электросетевая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-12012/2022
Истец: АО "ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ЭЛЕКТРОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
Третье лицо: ООО ИКС-ТРИМ