город Воронеж |
|
19 октября 2022 г. |
Дело N А36-3190/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 октября 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Ушаковой И.В.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кривченко М.А.,
при участии:
от публичного акционерного общества "Квадра-генерирующая компания" Петрова В.Ю. - представитель по доверенности N ИА-133/2022-ЛГ от 01.01.2022, сроком действия по 31.12.2022, представлен паспорт гражданина РФ;
от Государственной жилищной инспекции Липецкой области: Пустовалов М.В. - представитель по доверенности N 15 от 06.09.2022, сроком действия до 31.12.2022, предъявлен паспорт гражданина РФ;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Квадра-генерирующая компания" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 01.07.2022 по делу N А36-3190/2021, по заявлению публичного акционерного общества "Квадра-генерирующая компания" (ОГРН 1056882304489 ИНН 6829012680) о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Липецкой области (ОГРН 1024840833456, ИНН 4826036760),
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Квадра-генерирующая компания" (далее - заявитель, ПАО "Квадра", ПАО "Квадра-генерирующая компания") обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Липецкой области (далее - заинтересованное лицо, Инспекция) N 199 от 09.03.2021.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 01.07.2022 в удовлетворении заявленных требовании отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ПАО "Квадра" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Общество считает, что расчет платы за отопление в период за октябрь-ноябрь 2020 должен осуществляться исходя из норматива потребления коммунального ресурса, поскольку приборы учета тепловой энергии (узлы учета), учитывающие потребление тепловой энергии помещений жилой и нежилой части 4-5 блок секции дома, допущены с 03.12.2020. Полагает, что раздельный учет объема коммунальных услуг Правилами N 354 не предусмотрен.
К материалам дела приобщен отзыв на апелляционную жалобу, поступивший от ГЖИ Липецкой области.
Представитель ПАО "Квадра-генерирующая компания" поддержал апелляционную жалобу, просил суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ГЖИ Липецкой области на доводы апелляционной жалобы возражал, просил оставить решение - без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
ПАО "Квадра" является ресурсоснабжающей организацией и осуществляет поставку тепловой энергии и теплоносителя, а также производит расчеты за потребленные коммунальные ресурсы с собственниками (пользователями) помещений многоквартирного дома N 18 по ул.Свиридова г.Липецка, инженерные сети которого непосредственно присоединены к сетям общества.
15.01.2021 в Инспекцию поступило обращение жителя дома N 18 по ул.Свиридова г.Липецка по вопросу правильности начисления ПАО "Квадра" размера платы за коммунальную услугу по отоплению.
На основании распоряжения руководителя Инспекции N 402 от 20.01.2021 назначена внеплановая документарная проверка в отношении ПАО "Квадра".
В рамках проверки Инспекцией в адрес ПАО "Квадра" направлен запрос от 21.01.2021 о предоставлении информации, в ответ на который обществом предоставлен пакет документов и пояснения от 11.02.2021.
По результатам проведенной документарной проверки Инспекцией составлен Акт N 818 от 09.03.2021 и выдано предписание N 199 от 09.03.2021.
Предписанием на ПАО "Квадра" возложена обязанность обеспечить выполнение требований жилищного законодательства по адресу: г.Липецк, ул.Свиридова, д.18 в соответствии с положениями части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта "ж" (1) пункта 31, абзаца 4 пункта 42 (1) Правил предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, а именно: выполнить расчет размера платы за отопление за период октябрь и ноябрь 2020 собственникам (пользователя) квартир с N 1 по N 224, собственникам (пользователя) нежилых помещений N 1. N 2, N 3, N 4, N 5, N 6 N 7, N 14 на основании показаний коллективного прибора учета (узла учета) тепловой энергии, введенного в эксплуатацию 05.02.2019, и коллективного прибора учета (узла учета) тепловой энергии, введенного в эксплуатацию 17.12.2019 Срок исполнения предписания - 16.04.2021.
Не согласившись с предписанием, Общество обратилось в суд с заявленными требованиями.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
Частью 3 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрено, что осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях:
1)отсутствие в точках учета приборов учета;
2)неисправность приборов учета;
3)нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
Согласно пункта 2 Правил N 1034 "узел учета" - техническая система, состоящая из средств измерений и устройств, обеспечивающих учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя, а также контроль и регистрацию параметров теплоносителя.
"Прибор учета" - средство измерений, включающее технические устройства, которые выполняют функции измерения, накопления, хранения и отображения информации о количестве тепловой энергии, а также о массе (об объеме), температуре, давлении теплоносителя и времени работы приборов.
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (Правила N 354).
В соответствии с пунктом 111 Правил N 1034 количество тепловой энергии, теплоносителя, полученных потребителем, определяется энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов узла учета потребителя за расчетный период.
Пунктом 42(1) Правил N 354 установлены 2 способа оплаты коммунальной услуги по отоплению - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению (абзац 2 пункта 42(1) Правил N 354).
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии отоплению (абзац 3 пункта 42(1) Правил N 354).
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии отоплению (абзац 4 пункта 42(1) Правил N 354).
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии отоплению (абзац 5 пункта 42(1) Правил N 354).
Согласно пункту 68 Правил N 1034 акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
В Определении от 22.10.2019 N 309-ЭС19-18164 по делу N А34-3177/2018 Верховный Суд Российской Федерации указал, что в соответствии с положениями пунктов 80, 81 Правил N 354, статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" способ определения объема поставленных энергоресурсов, основанный на измерении приборами учета, является приоритетным.
Расчетный способ определения объема потребленного ресурса допускается как исключение из общего правила при отсутствии в точках поставки приборов учета, неисправности данных приборов либо нарушении сроков представления показаний.
Иное регулирование данных правоотношений привело бы к не отвечающему общественным интересам росту потребления коммунальных ресурсов в многоквартирных домах и тем самым к их перепроизводству, увеличивающему негативное воздействие на окружающую среду, что, в конечном счете, препятствует, вследствие отсутствия экономических стимулов для установки приборов учета энергетических ресурсов потребителями коммунальных услуг в добровольном порядке, достижению целей государственной политики по энергосбережению в долгосрочной перспективе.
Из материалов дела видно, что многоквартирный дом N 18 по ул.Свиридова И.В. г.Липецка состоит из 5 подъездов; при этом подъезды N 1-N 3 построены и введены в эксплуатацию в 2019, подъезды N 4, N 5 - в 2020 (т. 2 л.д. 3).
Как следует из представленной рабочей документации на тепловые пункты 5-18-ТМ1; АТМ1, 5-18-ТМ2; АТМ2, 5-18-ТМ3; АТМ3, 5-18-ТМ4; АТМ4, в спорном доме имеется два тепловых ввода, каждый из которых оборудован двумя тепловыми пунктами (отдельно на жилые и нежилые помещения). При этом из разделов "Общие указания" и "Принципиальная схема теплового пункта" усматривается, что один тепловой ввод предназначен для подачи тепловой энергии в блок-секции N 1-N 3 (квартиры 1-224, нежилые помещения N 1-N 7, N 14), а второй - в блок-секции N 4, N 5(квартиры 225-389, нежилые помещения N 8-N 13, N 15, N 16). К каждому тепловому вводу присоединены по 2 контура отопления и горячего водоснабжение, в которых снабжение тепловой энергией и горячей водой осуществляется по независимой закрытой схеме (тепловые пункты). Каждый тепловой пункт оборудован прибором учета тепловой энергии (т. 2 л.д. 4-37).
Коллективный прибор учета, установленный в тепловом пункте N 1, учитывает объем тепловой энергии поставленной в жилые помещения блок-секций N 1-N 3 (квартиры 1-224), введен в эксплуатацию на основании акта ввода в эксплуатацию от 05.02.2019 (т. 1 л.д. 19- 20), прошел периодическую поверку 17.12.2019, что подтверждено актом от 17.12.2019 (т. 1 л.д. 21-22).
Коллективный прибор учета, установленный в тепловом пункте N 2, учитывает объем тепловой энергии поставленной в нежилые помещения блок-секций N 1-N 3 (помещения N 1- N 7, N 14), введен в эксплуатацию на основании акта ввода в эксплуатацию от 17.12.2019 (т. 1 л.д. 23-24).
Коллективный прибор учета, установленный в тепловом пункте N 3, учитывает объем тепловой энергии поставленной в жилые помещения блок-секций N 4, N 5 (квартиры 225- 389), введен в эксплуатацию на основании акта ввода в эксплуатацию от 03.12.2020 г. (т. 1 л.д. 17-18).
Коллективный прибор учета, установленный в тепловом пункте N 4, учитывает объем тепловой энергии поставленной в нежилые помещения блок-секций N 1-N 3 (помещения N 8- N 13, N 15, 16), введен в эксплуатацию на основании акта ввода в эксплуатацию от 03.12.2020 (т. 1 л.д. 15-16).
Таким образом, в спорном многоквартирном доме имеется две самостоятельных и независимых друг от друга системы отопления и горячего водоснабжения, установленных в различных частях дома, инженерное оборудование которых не присоединяется друг к другу, которые имеют независимое подключение к центральной сети теплоснабжения и оборудованы самостоятельными приборами учета тепловой энергии.
В спорном периоде управляющая компания, осуществляющая управление многоквартирным домом N 18 по ул.Свиридова И.В. г.Липецка, передавала в ПАО "Квадра" показания коллективных приборов учета, установленных в тепловых пунктах N 1 и N 2 (т. 1 л.д. 94-97).
Как пояснили стороны в ходе рассмотрения дела в период с января 2020 по сентябрь 2020 включительно ПАО "Квадра" определяло объем тепловой энергии, поставленной в блок-секции N 1-N 3 спорного дома, на основании показаний приборов учета, установленных в тепловых пунктах N 1 и N 2.
На основании разрешения на ввод в эксплуатацию N 48-42 701 000-270-2020 от 31.07.2020 завершен второй этап строительства спорного многоквартирного домаи введены в эксплуатацию блок-секции N 4, N 5, в связи с чем заявитель полагает, что в период с даты ввода в эксплуатацию секций N 4 и N 5 до даты ввода в эксплуатацию приборов учета тепловой энергии, установленных в тепловых пунктах N 3 и N 4 и определяющих объем поставленной в эти блок-секции тепловой энергии, в многоквартирном доме N 18 по ул.Свиридова И.В. г.Липецка отсутствовал коллективный прибор учета тепловой энергии. Исходя из данного факта, заявитель полагает, что объем тепловой энергии, поставленный в многоквартирный дом в данный период, следует определять на основании абзаца 2 пункта 42(1) Правил N 354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Вместе с тем, данный вывод противоречит принципу приоритета инструментального определения объема энергоресурса на основании показаний приборов учета.
Учитывая наличие в секциях N 1-N 3 спорного дома самостоятельной системы отопления и горячего водоснабжения, наличие принятых в эксплуатацию приборов учета тепловой энергии и технической возможности определения на основании их показаний всего объема тепловой энергии, потребленной в секциях N 1-N 3, то есть коллективными приборами учета, и оснований для применения расчетного метода определения объема коммунального ресурса, поставленного в данную часть дома, не имеется.
Напротив, в указанном случае с учетом установленных фактических обстоятельств дела в силу прямого указания пунктом 42(1) Правил N 354 объем поставленной в секции N 1-N 3 дома по ул.Свиридова И.В. г.Липецка тепловой энергии следует определять с учетом показаний коллективных приборов учета.
Аналогичный подход отражен в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 21.12.2018 N Ф10-5506/2018 по делу N А35-11246/2017, который поддержан определением Верховного Суда Российской Федерации от 10.04.2019 N 310-ЭС19-3922.
При этом Верховный Суд российской Федерации отметил, что судом справедливо принято во внимание, что показания приборов учета тепловой энергии отражают реальное количество тепла, которое затрачено на отопление конкретных помещений. Поскольку каждая обособленная часть МКД отапливалась отдельно, при определении платы за отопление должны учитываться показания приборов учета тепловой энергии, установленных на входе соответствующей отопительной системы, и площадь жилых и нежилых помещений данной части дома.
Узлы учета введены в проектном составе, исправны, наличия оснований для расчета иным способом, исходя из материалов дела, не усматривается.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оспариваемое предписание N 199 от 09.03.2021 соответствует вышеуказанным нормам Правил N 354, Правил N 1043 и посчитал правомерным возложение на ПАО "Квадра" обязанность осуществлять расчет платы за поставленную тепловую энергию исходя из показаний коллективных приборов учета.
Следовательно, оспариваемое предписание Государственной жилищной инспекции Липецкой области N 199 от 09.03.2021 является законным, требование заявителя не подлежит удовлетворению.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 01.07.2022 по делу N А36-3190/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
И.В. Ушакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-3190/2021
Истец: ПАО "КВАДРА-ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Липецкой области