г. Саратов |
|
21 октября 2022 г. |
Дело N А12-8674/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Пузиной Е.В.,
судей Акимовой М.А., Землянниковой В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глебовой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, улица Лермонтова М.Ю., д. 30, корпус 2
апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Склярова Павла Владимировича (ИНН 344599383599, ОГРНИП 318344300036980)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06 сентября 2022 по делу N А12-8674/2022
по заявлению ИП Склярова П.В. к Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда (400066, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Волгодонская, д. 16, ИНН 3444074200, ОГРН 1023403446362)
о признании незаконным бездействия,
заинтересованные лица: общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление на Ангарском" (400001, г. Волгоград, ул. им. Канунникова, д. 23, пом. 25Б, ИНН 3443927625, ОГРН 1143443006255), общество с ограниченной ответственностью УК "Волжский край" (400065, г. Волгоград, пр-кт им. В.И. Ленина, д. 179, эт. 1, пом. 3, ИНН 3459079314, ОГРН 1193443011893),
без участия сторон,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Скляров Павел Владимирович (далее - заявитель, предприниматель, ИП Скляров П.В.) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента муниципального имущества администрации Волгограда (далее - Департамент) в части уклонения от оснащения прибором учета холодной воды арендуемого предпринимателем помещения N 94 по ул. Маршала Еременко.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 06 сентября 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ИП Скляров П.В. не согласился с принятым судебным актом и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что отсутствие приборов учета приводит к возникновению у собственников квартир многоквартирного дома по адресу: г. Волгоград, ул. Маршала Еременко, д. 94 убытков, связанных с оплатой потребляемой арендаторами нежилых помещений воды. Департамент, являясь собственником нежилых помещений, не проявляет инициативы по созыву общего собрания собственников помещений многоквартирного дома для получения согласия собственников на установку и ввод в эксплуатацию прибора учёта. Заявитель не может пользоваться водой на основании заключенного с ресурсоснабжающей организацией договора водоснабжения, поскольку вода идет не от водоснабжающей организации, а от объема воды, идущей на общедомовые нужды.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в порядке статей 121-123, 186 АПК РФ.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащем образом.
Из материалов дела следует, что между Департаментом муниципального имущества администрации Волгограда и индивидуальным предпринимателем Скляровым Павлом Владимировичем заключен договор аренды от 25.05.2021 N 2/3539, предметом которого является нежилое помещение площадью 9,2 кв.м., расположенное по адресу: г. Волгоград, ул. Еременко, 94 (т.1 л.д.8-10).
Предпринимателем направлено обращение в адрес Департамента о необходимости оборудования арендуемого помещения прибором учета воды для целей заключения договора водоснабжения и водоотведения.
На указанное обращение Департаментов муниципального имущества администрации Волгограда в адрес предпринимателя направлен ответ от 31.03.2022 N 01-343/оуи, из содержания которого следует, что в цокольном помещении многоквартирного жилого дома N 94 по ул. им. маршала Еременко точка водозабора расположена в санузле, который в силу прямого указания закона относится к общему имуществу жильцов многоквартирного жилого дома, в связи с чем, Департамент не уполномочен решать вопросы установки на данной площади приборы учета. Для заключения договора холодного водоснабжения и водоотведения помещений, в которых водоснабжение отсутствует, но используется в местах общего пользования, и отсутствует прибор учета воды, арендатору необходимо представить в адрес ООО "Концессии водоснабжения" следующие документы:- баланс водопотребления и водоотведения, рассчитанный в соответствии с Таблицей А 2 СП 30.13330.2016. СНиП 2.04.01-85*. Свод правил. Внутренний водопровод и канализация зданий (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 951/пр.) (заполняется арендатором самостоятельно); документ, подтверждающий право собственности на объект, договор аренды, договор безвозмездного пользования и т.д. (т.1 л.д.22-23).
Посчитав, что Департаментом допущено незаконное бездействие по оснащению арендуемого помещения прибором учета холодной воды, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что отсутствие прибора учета не явилось препятствием для исполнения заявителем (арендатором) обязанности по оформлению договора водоснабжения и водоотведения, предусмотренной п. 2.2.4 договора аренды, 08.04.2022 г. между ООО "КВС" и предпринимателем заключен единый договор холодного водоснабжения и водоотведения N 022357. Незаконное бездействие отсутствует.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность принятого по делу судебного акта, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Частью 1 статьи 39 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
В пункте 2 Правил N 491 определен состав общего имущества, в который включаются, в том числе: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в частности, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
В силу статьи 36 ЖК РФ и пункта 5 Правил N 491 установленные коллективные (общедомовые) приборы учета коммунальных ресурсов входят в состав общего имущества многоквартирного дома.
Согласно подпункту "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Частью 1 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме должно обеспечивать управление МКД.
Как верно отметил суд первой инстанции, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета) входит в число обязанностей управляющей организации.
Из пояснений Департамента следует, что согласно экспликации к техническому паспорту передаваемого в аренду помещения площадью 9,2 кв.м., расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Еременко, 94, являющейся приложением к договору аренды N 2/3539 от 25.05.2021, передаваемое в аренду помещение не оборудовано сантехническими приборами. Данный факт заявителем не оспаривается.
Таким образом, наличие в арендуемом помещении точки подключения к воде не предполагается.
В цокольным помещении многоквартирного жилого дома N 94 по ул. им. маршала Еременко точка водозабора расположена в санузле, который относится к общему имуществу жильцов многоквартирного жилого дома.
Согласно Выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости собственниками нежилых помещений цокольного этажа здания, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Еременко, 94, помимо Департамента, являются Авдеева И.В., Михайловская О.В., Семакова И.А, Савин А.Е.
Апелляционная коллегия соглашается с судом первой инстанции, что с учетом того обстоятельства что арендуемое помещение не оснащено сантехническими приборами (водоразборными устройствами), точка водоразбора расположена в санузле, относящемся к общему имуществу жильцов многоквартирного жилого дома, у Департамента муниципального имущества отсутствует обязанность по оборудованию арендуемого помещения прибором учета холодной воды, в связи с чем, ссылка заявителя на пункт 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, а также обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 4 (2019) является необоснованной.
Довод апелляционной жалобы об обязанности Департамента, как собственника нежилых помещений, инициировать созыв общего собрания собственников помещений многоквартирного дома для получения согласия собственников на установку и ввод в эксплуатацию прибора учёта, отклоняется апелляционным судом.
Из взаимосвязанных положений части 2 и части 7 статьи 45 ЖК РФ инициатором созыва общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме могут являться собственник(и) либо управляющая организация, осуществляющая управление данным многоквартирным домом по договору управления.
Данные нормы закрепляют право, а не обязанность собственника помещений на проявление такой инициативы по созыву общего собрания.
Согласно абзацу 2 пункта 1 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. N 644, к отношениям, возникающим между организациями водопроводно-канализационного хозяйства, собственниками и (или) пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов и (или) товариществами собственников жилья либо жилищно-строительными, жилищными кооперативами и (или) иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, связанными с обеспечением предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилом доме коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, положения настоящих Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством.
Частями 1 и 2 статьи 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом; полномочия по утверждению Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, делегированы Правительству Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которыми регламентирован порядок заключения договоров на оказание коммунальных услуг, порядок определения и внесения платы за потребленные коммунальные ресурсы.
В рамках переписки с ИП Скляровым П.В. Департаментом муниципального имущества администрации Волгограда направлен запрос в ООО "КВС" о перечне документов, необходимых для заключения договора водоснабжения и водоотведения помещений, в которых точка подключения отсутствует, но используется в местах общего пользования, и отсутствует прибор учета воды.
Из поступившей от ООО "Концессии водоснабжения" информации следует, что для заключения договора холодного водоснабжения и водоотведения помещений, в которых водоснабжение отсутствует, но используется в местах общего пользования, и отсутствует прибор учета воды, арендатору необходимо представить в адрес ООО "Концессии водоснабжения" следующие документы: баланс водопотребления и водоотведения, рассчитанный в соответствии с Таблицей А 2 СП 30.13330.2016. СНиП 2.04.01-85*. Свод правил. Внутренний водопровод и канализация зданий (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 951/пр.) (заполняется арендатором самостоятельно); документ, подтверждающий право собственности на объект, договор аренды, договор безвозмездного пользования и т.д.
08.04.2022 между ООО "Концессии водоснабжения" и ИП Скляровым П.В. заключен единый договор холодного водоснабжения и водоотведения N 022357 (т.1 л.д.39-42).
Как верно указал суд первой инстанции, отсутствие прибора учета не явилось препятствием для исполнения заявителем (арендатором) обязанности по оформлению договора водоснабжения и водоотведения, предусмотренной п. 2.2.4 договора аренды.
Доводы заявителя о том, что отсутствие прибора учета позволяет потребителям расходовать воду бесконтрольно, в связи с чем, собственники МКД несут необоснованные расходы, судом отклоняются, поскольку в рассматриваемом случае права предпринимателя не нарушены. Собственники МКД вправе принять решение на общем собрании собственников МКД по вопросу о начислении коммунального ресурса по ОДПУ.
С 10.08.2017 пункт 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ действует в новой редакции, в соответствии с которой структура платы включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ в редакции, действующей до 10.08.2017, установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 258-ФЗ, действующей с 10.08.2017) определено, что размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме: 1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 29 Правил N 491 предусмотрено, что расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая, в том числе, оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме
С 01.01.2017 в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг.
При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случае, если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний общедомовых приборов учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого из них.
Из пояснений управляющей компании следует, что в МКД установлен и введен в эксплуатацию общедомовой прибор учета холодного водоснабжения. Коммунальный ресурс по холодной воде в рамках содержания общедомового имущества МКД N 94 считается по нормативу, в связи с отсутствием решения общего собрания собственников МКД по вопросу о начислении коммунального ресурса по ОДПУ.
При указанных обстоятельствах, апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Таким образом, заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, не приведено конкретных доводов в обоснование апелляционной жалобы, в том числе о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы ИП Склярова П.В. отсутствуют.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06 сентября 2022 года по делу N А12-8674/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в порядке, установленном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-8674/2022
Истец: Скляров Павел Владимирович
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА
Третье лицо: ООО "ЖИЛИЩНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ НА АНГАРСКОМ", ООО УК "Волжский край"