город Томск |
|
21 октября 2022 г. |
Дело N А27-5491/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 октября 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чикашовой О.Н.,
судей: Аюшева Д.Н.,
Колупаевой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Арышевой М.С. (до и после перерыва), рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом города Прокопьевска (N 07АП-7788/2022) на решение от 28.06.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-5491/2022 (судья Г.М. Шикин) по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергоремонт" (653039, Кемеровская область - Кузбасс, город Прокопьевск, улица Институтская, здание 2 Г, ОГРН 1174205006909, ИНН 4223117458) к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Прокопьевска (653000, Кемеровская область - Кузбасс, город Прокопьевск, проспект Шахтеров, 41, ОГРН 1034223000327, ИНН 4223020921) о взыскании 556 408 руб. 65 коп.,
без участия сторон (извещены)
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Теплоэнергоремонт" (далее - истец, ООО "Теплоэнергоремонт") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Прокопьевска (далее - ответчик, Комитет) о взыскании 59 569,52 руб. долга за услуги по подаче тепловой энергии на объекты, находящиеся в муниципальной собственности (г. Прокопьевск, ул. Революции, 176 кв. 4, кв. 12 и ул. Углекопская, 54 кв. 28), 6 159,37 руб. неустойки за период с 11.08.2021 по 22.03.2022.
Решением от 28 июня 2022 года Арбитражного суда Кемеровской области исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным решением, ответчик обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт, указал, что суд первой инстанции не учел факт, что собственником квартир является Муниципальное образование Прокопьевский городской округ, следовательно, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Прокопьевска является ненадлежащим ответчиком по данному делу. В соответствии с пунктом 1.3 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования "Прокопьевский городской округ", утвержденного решением Прокопьевского городского Совета народных депутатов от 14.02.2019 N 063 (от 25.06.2021), субъектом права муниципального имущества является муниципальное образование "Прокопьевский городской округ". Финансовая деятельность Комитета по управлению муниципальным имуществом города Прокопьевска осуществляется на основании Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок и товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - Закон N 44-ФЗ) в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Между Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Прокопьевска и ООО "Теплоэнергоремонт" не заключен муниципальный контракт в соответствии с Закон N 44-ФЗ.
Определением от 15.08.2022 апелляционная жалоба принята к производству Седьмого арбитражного апелляционного суда, назначено судебное заседание на 13.09.2022.
Суд апелляционной инстанции, отложив рассмотрение дела на 13.10.2022, предложил сторонам представить в суд заблаговременно с доказательством направления в адрес лиц, участвующих в деле, доказательства муниципальной собственности в отношении следующих объектов (кв. 4, кв. 12 по адресу: г. Прокопьевск, ул. Революции, д. 176; кв. 28 по адресу: г. Прокпьевск, л. Углекопская, д. 54); информацию, что в спорный период жилые помещения (кв. 4, кв. 12 по адресу: г. Прокопьевск, ул. Революции, д. 176; кв. 28 по адресу: г. Прокопьевск, л. Углекопская, д. 54) не были заселены по договору специального найма; информацию об управлении в спорный период домами (г. Прокопьевск, ул. Революции, д. 176, ул. Углекопская, д. 54) управляющей компанией; при наличии управляющей компании - соответствующие сведения о ней (наименование, адрес) и обоснование предъявление требований к собственнику жилых помещений, а не к управляющей компании
В судебном заседании 13.10.2022 объявлялся перерыв до 20.10.2022, истцу предложено обосновать предъявление требований непосредственно к собственнику жилых помещений.
14.10.2022 от ООО "Теплоэнергоремонт" поступили письменные пояснения с приложением выписки из реестра многоквартирных домов Кемеровской области, выписок из ЕГРН от 01.04.2022 и от 18.01.2021, договоров от 13.05.2021 N 112-1 и N 109-1, уведомление от 01.04.2022, согласно которым многоквартирный жилой дом по адресу г. Прокопьевск, ул. Углекопская, 54 обслуживает временная управляющая компания МУП "СУМКД", МКД по ул. Революции, 176 в реестре Государственной жилищной инспекции г. Кузбасса не значится, в связи с чем на основании пункта 3 Постановления Правительства N1616 от 21.12.2018, пункта 17 Постановления Правительства от 06.05.2011 N354 истец является исполнителем коммунальных услуг.
19.10.2022 ООО "Теплоэнергоремонт" заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии истца.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечили. В порядке частей 1, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Протокольным определением от 20.10.2022 письменные пояснения с выпиской из реестра многоквартирных домов Кемеровской области, выпиской из ЕГРН от 01.04.2022 и от 18.01.2021, договоры от 13.05.2021 N 112-1 и N 109-1, уведомление от 01.04.2022 приобщены на основании статьи 268 АПК РФ к материалам дела в целях всестороннего и полного установления обстоятельств по делу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, письменных пояснений, проверив в порядке статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд не нашел оснований для его отмены или изменения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Теплоэнергоремонт" является теплоснабжающей организацией на территории города Прокопьевска, для него утверждены соответствующие тарифы постановлениями Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 20.12.2019 N 747, от 17.12.2020 N 620, N621.
Спорные жилые помещения, расположенные по адресу: кв. 4, кв. 12 по адресу: г. Прокопьевск, ул. Революции, д. 176 и кв. 28 по адресу: г. Прокпьевск, л. Углекопская, д. 54 являются муниципальной собственностью города Прокопьевска, что ответчиком не оспаривается.
На жилое помещение - кв. 4 по адресу: г. Прокопьевск, ул. Революции, д. 176 в период с 14.07.2021 по 30.11.2021 произведены начисления по отоплению и за горячее водоснабжение на сумму 9 813,48 руб. На жилое помещение - кв. 12 по адресу: г. Прокопьевск, ул. Революции, д. 176 в период с 17.08.2021 по 30.11.2021 произведены начисления по отоплению и за горячее водоснабжение на сумму 20 627,29 руб. На жилое помещение по адресу кв. 28 по адресу: г. Прокпьевск, л. Углекопская, д. 54 произведены начисления за период с 01.01.2021 по 31.10.2021 на сумму 29 128,75 руб.
Для оплаты услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения истец предъявил ответчику требования об оплате стоимости услуг, выставил счета, которые последним не были оплачены.
Претензии истца от 18.11.2021 N 21-03/13590 и от 29.12.2021 N 27-03/15621 об оплате стоимости потребленной тепловой энергии ответчиком оставлены без удовлетворения, что явилось основанием для предъявления настоящего иска в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции принял по существу правильное решение.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Гражданские права и обязанности могут возникать, в частности, из договоров и иных сделок.
Согласно статье 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Пунктом 1 статьи 539 ГК РФ установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
Право владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежит собственнику (пункт 1 статьи 209 ГК РФ).
Частью 2 указанной статьи установлено, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно положениям, содержащимся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 ГК РФ).
Положениями статьи 215 ГК РФ и определено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (пункт 1); от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса (пункт 2); средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (пункт 3).
Согласно пункту 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пункту 1 статьи 102 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) долговые обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно п. 1.9 Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом города Прокопьевска, Комитет осуществляет права собственника муниципального имущества Прокопьевского городского округа.
С учетом изложенных правовых норм подлежат отклонению как необоснованные доводы апелляционной жалобы, что Комитет является ненадлежащим ответчиком.
В соответствии с абзацем 10 пункта 2 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), поэтому такие отношения следует рассматривать как договорные.
На основании изложенного, несмотря на отсутствие заключенного в письменной форме договора теплоснабжения, между ООО "Теплоэнергоремонт" (ТСО) и ответчиком (абонент) сложились фактические отношения по теплоснабжению, поскольку на объект, принадлежащий в спорный период ответчику, поставлялась тепловая энергия, и происходило потребление, поставляемой тепловой энергии, что, в силу разъяснений, данных в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), не освобождает собственника от несения бремени содержания принадлежащего ему имущества, а соответственно и оплаты поставленных на его объекты коммунальных ресурсов.
Отсутствие подписанного договора на теплоснабжение не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость потребленной тепловой энергии.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (статьи 39 и 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правил, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 56 (2) Правил N 354, при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Расчет отопления, горячего водоснабжения произведен истцом по нормативам, установленным Приказами Департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области от 23.12.2014 N 102, от 23.12.2014 N 150. В расчете применены тарифы, утвержденные постановлением РЭК Кемеровской области от 17.12.2020 N 621, от 18.12.2020 N 730.
Ответчик расчет объемов коммунальных услуг, их стоимости предметно не оспорил, контррасчет долга не представил.
Доказательства оплаты стоимости услуг в порядке статьи 65 АПК РФ не представлены.
На основании изложенного, долг за фактически потребленную тепловую энергию на спорных объектах в силу норм статей 210, 309, 310, 539, 544 ГК РФ подлежит оплате Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Прокопьевска, так как именно он является бюджетополучателем денежных средств, в обязанности которого входят полномочия по управлению и содержанию муниципального имущества, и ему на эти цели из бюджета города Прокопьевска выделяются средства.
Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регулируется главой 24.1. БК РФ.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", положения главы 24.1 БК РФ разграничивают полномочия органов, исполняющих судебные акты об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и устанавливают различный порядок их исполнения.
Для данного случая механизм исполнения судебного акта установлен положениями статей 242.3 - 242.6 БК РФ.
Органы Федерального казначейства осуществляют организацию исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам казенных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, в порядке, определенном статьями 242.3 - 242.6 БК РФ. Исполнение судебного акта проводится самим должником соответствующим казенным учреждением.
К числу денежных обязательств казенных учреждений по смыслу понятий, закрепленных в статье 6 БК РФ, относятся, в том числе, их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.
В связи с этим в указанном порядке, в частности, как отмечено в пункте 19 Постановления N 13, производится исполнение судебных актов о взыскании с казенного учреждения денежных средств по государственным (муниципальным) контрактам, неосновательного обогащения, о возврате излишне уплаченных платежей по сделкам или в силу закона.
Правила, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, согласно пункту 11 статьи 161 БК РФ распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов также осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Поскольку от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их компетенции (пункт 1 статьи 125 ГК РФ), то возмещение затрат на содержание не распределенного и не закрепленного за конкретным пользователем имущества, принадлежащего публично-правовому образованию, должно осуществляться не за счет его казны, а непосредственно с того органа, которому переданы полномочия по управлению этим имуществом.
При указанных обстоятельствах, исковые требования о взыскании суммы основного долга в общем размере 59 569,52 руб. судом признаны обоснованными, документально подтвержденными и подлежащими удовлетворению.
В силу пункта 1 статьи 329 ГК РФ, исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
Пунктом 9.5 статьи 15 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что собственники и иные законные владельцы помещений в многоквартирных домах и жилых домов в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии, потребляемой ими при получении коммунальных услуг, уплачивают пени в размере и порядке, установленных жилищным законодательством.
Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается (пункт 14 статьи 155 ЖК РФ).
В связи с нарушением сроков исполнения денежных обязательств по оплате услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения истцом начислена неустойка с 11.02.2021 по 22.03.2022 (г. Прокопьевск, ул. Углекопская, 54-28) 4 336 руб. 05 коп.; с 11.08.2021 по 22.03.2022 (г. Прокопьевск, ул. Революции, 176-4) 663 руб. 34 коп.; с 11.09.2021 по 22.03.2022 (г. Прокопьевск, ул. Революции, 176-12) 1 159 руб. 98 коп.
Ответчиком расчет не оспорен. Судом расчет проверен, признан верным.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были бы предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу, в связи с чем признаются несостоятельными.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 28.06.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-5491/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом города Прокопьевска (ОГРН 1034223000327, ИНН 4223020921) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
О.Н. Чикашова |
Судьи |
Д.Н.Аюшев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-5491/2022
Истец: ООО "Теплоэнергоремонт"
Ответчик: Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Прокопьевска