г. Саратов |
|
20 октября 2022 г. |
Дело N А12-12711/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Волковой Т. В.,
судей Жаткиной С.А., Луевой Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Синица А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия Логовского сельского поселения Иловлинского муниципального района "Лог ЖКХ" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12 сентября 2022 года по делу N А12-12711/2022,
по исковому заявлению Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям (ИНН 3015066698, ОГРН 1043000708695)
к муниципальному унитарному предприятию Логовского сельского поселения Иловлинского муниципального района "Лог ЖКХ" (ИНН 3408010956, ОГРН 1123455002527)
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании представителей сторон: - от муниципального унитарного предприятия Логовского сельского поселения Иловлинского муниципального района "Лог ЖКХ" представитель Чупин Антон Анатольевич по доверенности от 07.10.2022, выданной сроком на 1 год, в материалы дела представлена копия диплома о высшем юридическом образовании,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области поступило исковое заявление Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям к муниципальному унитарному предприятию Логовского сельского поселения Иловлинского муниципального района "Лог ЖКХ" о взыскании денежных средств в размере 4 529 925 руб. в счет возмещения вреда, причиненного недрам, в результате безлицензионного пользования недрами.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 12 сентября 2022 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, МУП Логовского сельского поселения Иловлинского муниципального района "Лог ЖКХ" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель муниципального унитарного предприятия Логовского сельского поселения Иловлинского муниципального района "Лог ЖКХ" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 28 октября 2021 года в ходе контрольно-надзорных мероприятий Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям, установлен факт нарушения МУП Логовского сельского поселения Иловлинского муниципального района "Лог ЖКХ" обязательных требований законодательства РФ о недрах.
Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области в рамках возбужденного определением от 14.09.2021 N 18/1036-09-21 дела об административном правонарушении и проведении административного расследования установлено, что МУП Логовского сельского поселения Иловлинского муниципального района "Лог ЖКХ" осуществляет добычу подземной воды из 18 водозаборных скважин для водоснабжения граждан и организаций на территории Логовского сельского поселения Иловлинского района Волгоградской области без лицензии на пользование недрами с целью добычи подземных вод.
В соответствии с налоговыми декларациями по водному налогу, МУП Логовского сельского поселения Иловлинского муниципального района "Лог ЖКХ" осуществило безлицензионный забор подземной воды из вышеуказанных артезианских скважин за 4-й квартал 2020 года - 41030,32 м3, за 1-й квартал 2021 года - 38285,65 м3, за 2-й квартал 2021 года - 63089,77 м3.
Таким образом, установлено, что МУП Логовского сельского поселения Иловлинского муниципального района "Лог ЖКХ", в нарушение обязательных требований законодательства РФ о недрах допустил самовольное (безлицензионное) пользование недрами с целью добычи полезных ископаемых (песка) для собственных нужд.
Постановлением N 6/029-2021-ВН от 12.10.2021 г. Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям юридическому лицу МУП Логовского сельского поселения Иловлинского муниципального района "Лог ЖКХ" назначено административное наказание в виде штрафа по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ (пользование недрами без лицензии на пользование недрами).
Полагая, что вследствие самовольного (безлицензионного) пользования недрами, повлекшего утрату запасов полезных ископаемых, ответчиком причинен ущерб в сумме 4 529 925 руб., управление направило ему претензию от 26.11.2021 N 02-04/22016 с предложением возместить в добровольном порядке причиненный недрам вред, рассчитанный в соответствии с Правилами расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N 564.
Неисполнение требований претензии послужило основанием предъявления настоящего иска.
Принимая законное и обоснованное решение об удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на принципе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Статьей 4 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно статье 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
Одним из видов пользования недрами является добыча полезных ископаемых (пункт 3 статьи 6 Закона о недрах).
Из статьи 9 Закона о недрах следует, что пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами. Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.
В силу статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
В статье 17.1 Закона о недрах предусмотрены случаи перехода прав пользования участками недр к другому субъекту предпринимательской деятельности.
При этом при переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. В этом случае условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат.
Право пользования участком или участками недр, приобретенное юридическим лицом в установленном порядке, не может быть передано третьим лицам, в том числе в порядке переуступки прав, установленной гражданским законодательством, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом или иными федеральными законами.
Лицензия на пользование участками недр, приобретенная юридическим лицом в установленном порядке, не может быть передана третьим лицам, в том числе в пользование.
В силу статьи 2 и пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" вид деятельности, на осуществление которой выдана лицензия, может выполняться только получившим ее лицом при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий.
Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр на основании пункта 1 статьи 23 Закона о недрах является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
В соответствии со статьей 49 Закона о недрах лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о недрах, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Привлечение к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о недрах не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.
В силу статьи 77 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством (пункт 1). Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности (пункт 2).
Основанием для обращения истца в суд с настоящим иском явился факт безлицензионного пользования недрами деятельностью ответчика.
Предъявлять иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде в результате нарушения природоохранного законодательства полномочны органы государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды (статья 5 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.08.2019 N 492 (далее - Положение N 492), управление является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Астраханской и Волгоградской областей, а также в Каспийском море.
Для осуществления своих полномочий, должностные лица управления имеют право предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски, в том числе о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду (пункт 62 Положения N 492).
Как изложено выше и установлено судом первой инстанции, МУП Логовского сельского поселения Иловлинского муниципального района "Лог ЖКХ" было допущено безлицензионное пользование недрами из 18 водозаборных скважин для водоснабжения граждан и организаций на территории Логовского сельского поселения Иловлинского района Волгоградской области.
Постановлением N 6/029-2021-ВН от 12.10.2021 г. Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям юридическому лицу МУП Логовского сельского поселения Иловлинского муниципального района "Лог ЖКХ" назначено административное наказание в виде штрафа по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ (пользование недрами без лицензии на пользование недрами).
Таким образом, факт добычи подземной воды без лицензии на пользование недрами подтвержден материалов дела и не оспаривается ответчиком.
С учетом указанных норм права и фактических обстоятельств дела, судебная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что данное обстоятельство является основанием для возложения на ответчика обязанности по возмещению экологического вреда, причиненного недрам.
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Пунктами 1, 2 статьи 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Как разъяснено в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Расчет вреда производится в соответствии с Правилами расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N 564.
Согласно расчету истца размер вреда, причиненного недрам в результате самовольного пользования недрами, составил 4 529 925 рублей.
Данный расчет произведен истцом в соответствии с требованиями существующих нормативных актов, ответчиком не опровергнут, судом апелляционной инстанции проверен и признан правильным.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к правомерному выводу о том, что ответчиком не представлены в материалы дела надлежащие и относимые к предмету спора доказательства, подтверждающие правомерность осуществления добычи подземных вод из артезианских скважин, в связи с чем исковые требования о взыскании с ответчика денежных средств в размере 4 529 925 руб. в счет возмещения вреда, причиненного недрам в результате безлицензионного пользования недрами, признаны судом обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции по результатам проверки доводов апелляционной жалобы и повторного исследования материалов дела не находит правовых и фактических оснований не согласиться с данным выводом суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для возложения на муниципальное унитарное предприятие Логовского сельского поселения Иловлинского муниципального района "Лог ЖКХ" меры ответственности в виде компенсации ущерба, были предметом надлежащей оценки суд первой инстанции и отклоняются судебной коллегией как основанные на ошибочном толковании норм гражданского и экологического права в силу следующего.
Статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В силу статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается осуществление добычи подземных вод из артезианских скважин в отсутствие на то лицензии.
При отсутствии лицензии государство, а также субъект Российской Федерации не может, не имеет возможности полно реализовать свои полномочия и определить объем добычи воды на территории Логовского сельского поселения Иловлинского района Волгоградской области.
Довод апеллянта о том, что МУП "Лог ЖКХ" деятельность по добычи подземных вод без лицензии не повлекло возникновение расходов на ликвидацию последствий вреда и восстановление нарушенного состояния окружающей среды правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку согласно Обзору судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды утверждённым Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.06.2022, императивный метод регулирования пользования недрами проявляется в необходимости получения заинтересованными лицами специального государственного разрешения - лицензии.
На основании безлицензионного пользования недрами, забора неустановленного объема полезных ископаемых, существует реальная и потенциальная опасность нанесения вреда экологической системе. Данная опасность выражена в том факте, что не известна количественная составляющая добыча полезных ископаемых.
Само по себе пользование недрами влечет негативное изменение окружающей среды, в частности утрату запасов полезных ископаемых.
Подлежат отклонению доводы заявителя апелляционной жалобы о принятии мер к своевременному получению лицензии на пользование недрам, поскольку сами по себе не опровергают факт безлицензионного, то есть противоправного пользования недрами, повлекшего причинение вреда, а, следовательно, не могут являться основанием для освобождения недропользователя от обязанности возместить причиненный вред.
Как верно и правомерно указано судом первой инстанции, МУП "Лог ЖКХ", являясь профессиональным участником гражданского оборота, должно соблюдать условия пользования недрами в целях добычи подземных вод, знать виды, объемы работ на участке недр и сроки их выполнения; осуществление добычи подземных вод с нарушением условий пользования недрами и невозможность приостановления подачи воды потребителям находилось в прямой взаимосвязи с действиями самого ответчика; непринятия достаточных мер к недопущению нарушения условий недропользования ни при каких обстоятельствах не может расцениваться как действие, совершенное в состоянии крайней необходимости.
Вопреки доводам апеллянта действия МУП "Лог ЖКХ", выразившиеся в нарушении условий пользования недрами, невозможно квалифицировать как совершенные в состоянии крайней необходимости, поскольку ответчик имел реальную возможность при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей, получить лицензию.
Довод апелляционной жалобы о том, что в нарушении бюджетного законодательства сумма ущерба взыскана в пользу истца, а не бюджет муниципалитета, основан на неправильном толковании норм закона подлежащего применению в данном случае.
Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400 федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
Росприроднадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
На территории Астраханской и Волгоградской областей таким органом является Межрегиональное управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям.
Согласно абз.1 положения о Межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 08.12.2021 N 872, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.
В силу абз. 4.72 вышеуказанного положения Межрегиональное управление выполняет функции администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в установленной сфере деятельности.
Следовательно, тот факт, что ущерб по делу N А12-12711/2022 взыскан в пользу Межрегионального Управления не противоречит нормам действующего бюджетного законодательства.
Взысканная судом первой инстанции сумма ущерба, в соответствии с бюджетным законодательством будет зачислена в бюджет соответствующего муниципального района по месту причинения вреда окружающей среды в полном объеме.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с правомерными выводами суда первой инстанции и направлены на их переоценку, в связи с чем они отклоняются судебной коллегией. Надлежащих доказательств или доводов, не выступающих предметом исследования при рассмотрении иска в суде первой инстанции, заявителем не приведено в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом результатов рассмотрения настоящего спора расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12 сентября 2022 года по делу N А12-12711/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия Логовского сельского поселения Иловлинского муниципального района "Лог ЖКХ" (ИНН 3408010956, ОГРН 1123455002527) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т. В. Волкова |
Судьи |
С.А. Жаткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-12711/2022
Истец: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО АСТРАХАНСКОЙ И ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТЯМ
Ответчик: МУП ЛОГОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ИЛОВЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "ЛОГ ЖКХ"