г. Челябинск |
|
20 октября 2022 г. |
Дело N А76-11153/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Арямова А.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Челябинской таможни на решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.08.2022 по делу N А76-11153/2022.
В судебном заседании приняли участие представители:
Уральской транспортной прокуратуры - Кожевникова Е.О. (доверенность от 10.11.2021),
Челябинской таможни - Левина Д.Е. (доверенность от 10.01.2022, диплом), Исаев Д.А. (доверенность от 10.01.2022).
Заместитель Уральского транспортного прокурора (далее - заявитель, Прокуратура) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Челябинской таможни (далее - административный орган, Челябинская таможня) от 11.11.2021 о назначении административного наказания товариществу с ограниченной ответственностью "MK Broker" (далее - ТОО "MK Broker") по делу об административном правонарушении N 10504000-2290/2021 в виде предупреждения.
Судом первой инстанции привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ТОО "MK Broker", которое в письменном мнении на заявление от 13.05.2022 выразило единство с позицией Прокуратуры (л.д. 33-40).
Решением суда первой инстанции восстановлен срок на обжалование постановления об административном правонарушении, заявление удовлетворено, признано незаконным и отменено постановление Челябинской таможни от 11.11.2021 N 10504000-2290/2021 о назначении административного наказания принятое товариществу с ограниченной ответственностью "МК Broker" (г. Алматы, БИН 111040005095) по делу об административном правонарушении по части 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Челябинская таможня, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилась с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что ТОО "MK Broker" является не только перевозчиком, но и таможенным представителем, который в силу пункта 1 статьи 404 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять интересы во взаимоотношениях с таможенными органами. ТОО "MK Broker" имело возможность не только указать описание товара, исходя из имеющихся в распоряжении юридического лица технических документов, выполненных на иностранном языке, но и запросить перевод технической документации на русский язык, фактически осмотреть товар до его таможенного декларирования, сопоставить техническое описание товара, установленное при осмотре товара, с описанием товара в технической документации производителя, переведенной на русский язык, а также использовать данные из действующих и применяемых на территории Российской Федерации технических норм и правил, однако указанные права заявителем не были реализованы, что повлекло за собой совершение административного правонарушения. Оценив нормативные акты Минстроя России и Госстроя России, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что понятие "миксер" применимо в отношении автобетономешалки и автобетоносмесителя, вместе с тем, такое толкование является ошибочным, поскольку именно понятие "миксер" (как термин из одного слова) в указанных нормативных актах не используется, а используются понятия "автобетономешалки-миксеры" или "автобетоносмесители-миксеры", включающие в себя два слова, кроме того, ссылка на указанные акты при толковании термина "миксер" в таможенных правоотношениях применительно к товарам, перемещаемым через таможенную границу, является необоснованной при наличии возможности правовой оценки применения термина при помощи действующих нормативных правовых актов в области технического регулирования (государственных технических стандартов), раскрывающих содержание соответствующих терминов, применимых к указанному товару. Английский термин "Truck mixers" используется в ГОСТе как вспомогательный, а не основной; в зарубежных источниках термин "mixer", адаптированный и используемый ТОО "МК- Broker" на русском языке как "миксер", также не используется как самостоятельное обозначение товаров с наименованием "автобетоносмесители" или "автобетономешалки". Апеллянт обращает внимание, что решение таможенного органа Республики Казахстан, на которое сослался суд первой инстанции, не имеет преюдициальной силы; Челябинская таможня не наделена правом оспаривания указанного решения таможенных органов Республики Казахстан.
В представленных отзывах ТОО "МК- Broker", Уральская транспортная компания ссылались на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие третьего лица.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 19.08.2021 на территорию зоны таможенного контроля, расположенную в зоне деятельности Челябинского таможенного поста Челябинской таможни, для завершения таможенной процедуры таможенного транзита по книжке МДП ХК85253471 прибыло транспортное средство - спецтехника марки HOWO, модель ZZ5407GJBS3267E, перевозчиком являлось ТОО "Silk Road KazTrans logistics" (Республика Казахстан).
Для завершения таможенной процедуры таможенного транзита на Челябинский таможенный пост предоставлены следующие документы: книжка МДП ХК85253471, CMR 002076, инвойс N КМ-21170/1 от 12.08.2021.
13.08.2021 указанный товар помещен под таможенную процедуру таможенного транзита таможенным органом отправления - таможенным постом "Hyp Жолы" (Республика Казахстан), декларантом товаров при открытии таможенной процедуры выступал принципал ТОО "МК Broker".
19.08.2021 в ходе проведения таможенного контроля (акт таможенного досмотра N 10504080/190821/100284) установлено, что на раме транспортного средства "HOWO" зафиксирована маркировка "LZZ5BYSB0MN 872711"; транспортное средство состоит из кабины и автомобильного шасси, на котором смонтирована установка, предназначенная предположительно для изготовления и/или перевозки бетона.
Согласно предоставленным товаросопроводительным документам при декларировании указанного товара с целью его помещения под таможенную процедуру таможенного транзита таможенному органу - таможенному посту "Hyp Жолы" (Республика Казахстан) предоставлены документы CMR 002076, инвойс N КМ-21170/1 от 12.08.2021, содержащие сведения о наименовании товара - "миксер".
Из CMR 002076, инвойса N КМ-21170/1 от 12.08.2021, имеющихся в распоряжении ТОО "МК Broker", следует, что заявленный под таможенную процедуру таможенного транзита товар отнесен к коду ТН ВЭД ЕАЭС 870540.
К товарной позиции 8705 ТН ВЭД ЕАЭС относятся автобетономешалки, состоящие из кабины и автомобильного шасси, на котором постоянно смонтирована бетономешалка, приспособленная как для изготовления, так и для перевозки бетона.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29.08.2017 N 105 установлено, что бетоносмесительная машина с функцией самозагрузки, предназначенная для смешивания и перемешивания компонентов при изготовлении бетона и растворов, состоящая из емкости барабанного типа, оборудованной перемешивающими устройствами, и загрузочного ковша, установленных на полноприводном колесном шасси шарнирно-сочлененного типа, конструктивно не объединенная с указанным шасси и не образующая с ним единый механический агрегат, оснащенная двигателем, коробкой передач, рулевым управлением, системой тормозов, гидравлической системой, кабиной с оборудованием, обеспечивающим управление, в соответствии с Основными правилами интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности 1 и 6 классифицируется в субпозиции 8705 40 000 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
В соответствии с примечаниями к группе 85 ТН ВЭД ЕАЭС в товарную позицию "8509" включаются только следующие виды электромеханических машин, обычно используемых в домашнем обиходе: (а) полотеры, измельчители пищевых продуктов, миксеры и соковыжималки для фруктов или овощей, имеющие любую массу.
С учетом указанных обстоятельств таможенный орган пришел к выводу о том, что указанный товар по своему наименованию не соответствует сведениям о наименовании товара, отраженным в товаросопроводительных документах.
22.09.2021 по факту сообщения в таможенный орган недостоверных сведений о наименовании товара при помещении товара под таможенную процедуру таможенного транзита путем представления недействительных документов в отношении ТОО "MK Broker" Челябинским таможенным постом Челябинской таможни составлен протокол об административном правонарушении N 10504000-2290/2021.
11.11.2021 по результатам рассмотрения материалов административного дела Челябинская таможня признала доказанным наличие в действиях ТОО "MK Broker" состава административного правонарушения и постановлением N 10504000-2290/2021 привлекло ТОО "MK Broker" к административной ответственности по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Согласно части 1 статьи 30.9 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.
Согласно пункту 1 статьи 23, статьи 28 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 2202-1) прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
В силу части 3, 4 статьи 35 Федерального закона N 2202-1 прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 11.05.2007 N 84 "Об образовании Уральской транспортной прокуратуры" Уральская транспортная прокуратура наделена полномочиями прокуратуры субъекта Российской Федерации (пункт 1 приказ).
Не согласившись с постановлением Челябинской таможни от 11.11.2021 по делу об административном правонарушении N 10504000-2290/2021 о привлечении ТОО "MK Broker" к ответственности по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ в виде предупреждения, Прокуратура обратилась в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии события вменяемого административном правонарушении в действиях ТОО "MK Broker".
В силу положений части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Полномочия таможенных органов на рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрены статьей 23.8 КоАП РФ, таким образом, постановление вынесено уполномоченным органом.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из этой нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения и вина лица в его совершении.
В силу части 3 статьи 16.1 КоАП РФ сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 2 примечания к данной статье для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения в области порядка и условий перемещения товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу и установленный порядок проведения таможенного контроля.
Объективную сторону административного правонарушения образует сообщение субъектом в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.
Субъектом административного правонарушения, является лицо, сообщившее таможенному органу сведения о товаре.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Согласно пункту 1 статьи 10 ТК ЕАЭС, перемещение товаров через таможенную границу Союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, за исключением случаев, когда перемещение товаров через таможенную границу Союза может осуществляться в иных местах в соответствии с пунктом 3 статьи 10 ТК ЕАЭС, и во время работы таможенных органов, находящихся в этих местах.
В силу пункта 2 статьи 10 ТК ЕАЭС местами перемещения товаров через таможенную границу Союза являются пункты пропуска через государственные границы государств-членов либо иные места, определенные в соответствии с законодательством государств-членов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 82 ТК ЕАЭС, таможенные операции совершаются таможенными органами, декларантами, перевозчиками, лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, иными заинтересованными лицами.
Пунктом 4 статьи 82 ТК ЕАЭС установлено, что декларанты, перевозчики, лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, иные заинтересованные лица совершают таможенные операции непосредственно или через работников, состоящих в трудовых отношениях с такими лицами.
В соответствии со статьей 310 ТК ЕАЭС, товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.
Согласно статье 88 ТК ЕАЭС перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 89 ТК ЕАЭС, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка товаров. От имени перевозчика документы могут быть представлены таможенным представителем либо иными лицами, действующими по поручению перевозчика, если это допускается в соответствии с законодательством государств - членов Евразийского экономического союза.
Статьей 89 ТК ЕАЭС предусмотрено, что при прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС при международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик представляет таможенному органу, в частности, сведения о наименовании, весе брутто товаров (в килограммах) и количестве грузовых мест.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 89 ТК ЕАЭС указанные сведения сообщаются путем представления таможенному органу международной товаротранспортной накладной и имеющихся у перевозчика коммерческих документов на перевозимые товары.
Положениями пункта 15 статьи 2 ТК ЕАЭС установлено, что под коммерческими документами понимаются документы, используемые при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Союза (счета-фактуры (инвойсы), спецификации, отгрузочные (упаковочные) листы и иные документы).
Таким образом, согласно приведенным правовым нормам, обязанность по представлению таможенному органу сведений о количестве грузовых мест при прибытии на территорию ЕАЭС при международной перевозке товара автомобильным транспортом возложена, в том числе, на перевозчика и лиц, действующих по его поручению.
Согласно пункту 1 статьи 142 ТК ЕАЭС, таможенная процедура таможенного транзита - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 104 ТК ЕАЭС, товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Для целей таможенного декларирования, в зависимости от избранной формы, используется таможенная декларация в виде электронного документа или таможенная декларация в виде документа на бумажном носителе (часть 6 статьи 104 ТК ЕАЭС).
Помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации или заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары, если иное не установлено настоящим Кодексом, и завершается выпуском товаров, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 статьи 204 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 128 ТК ЕАЭС).
Согласно подпунктам 4 и 5 пункта 1 статьи 107 ТК ЕАЭС, в транзитной декларации подлежат указанию, в том числе, сведения о наименовании, количестве и стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, о коде товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков.
В соответствии с пунктом 14 Инструкции о порядке заполнения транзитной декларации, утвержденной Решением Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 N 289, в графе 31 транзитной декларации "Грузовые места и наименование товаров" под номером 1 указывается общее наименование товара, а также дается его описание в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, достаточное для его идентификации таможенным органом.). В первом подразделе графы 33 "Код товаров" указывается код товара в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза на уровне не менее первых шести знаков. В графе 50 транзитной декларации указываются наименование и адрес декларанта, место и дата представления ТД, оригинальная подпись представителя декларанта.
ТОО "MK Broker" являлось таможенным представителем перевозчика, обязанности которого при осуществлении международной перевозки грузов определены в Конвенции 1956 года.
Осуществляя декларирование спорного товара в качестве таможенного представителя, общество является субъектом административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
При принятии груза перевозчик обязан проверить: а) точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров; б) внешнее состояние груза и его упаковки (пункт 1 статьи 8 Конвенции 1956 года).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Конвенции 1956 года отправитель обязан до доставки груза присоединить к накладной или предоставить в распоряжение перевозчика необходимые документы и сообщить все требуемые сведения для выполнения таможенных и иных формальностей.
При этом на основании пункта 2 статьи 11 указанной Конвенции проверка правильности и полноты этих документов не относится к числу обязанностей перевозчика. Отправитель ответственен перед перевозчиком за всякий ущерб, который может быть причинен отсутствием, недостаточностью или неправильностью этих документов и сведений, за исключением случаев вины перевозчика.
Как следует из материалов дела, 19.08.2021 на территорию зоны таможенного контроля, расположенную в зоне деятельности Челябинского таможенного поста Челябинской таможни для завершения таможенной процедуры таможенного транзита по книжке МДП ХК85253471 прибыло транспортное средство - спецтехника марки HOWO, модель ZZ5407GJBS3267E, перевозчиком являлось ТОО "Silk Road KazTrans logistics" (Республика Казахстан).
19.08.2021 в ходе проведения таможенного контроля (акт таможенного досмотра N 10504080/190821/100284) установлено, что на раме транспортного средства "HOWO" зафиксирована маркировка "LZZ5BYSB0MN 872711"; транспортное средство состоит из кабины и автомобильного шасси, на котором смонтирована установка, предназначенная предположительно для изготовления и/или перевозки бетона.
По мнению административного органа, недостоверность сведений, представленных ТОО "MK Broker" при проведении таможенного транзита, заключается в том, что в предоставленных документах CMR 002076, инвойс N КМ-21170/1 от 12.08.2021, содержатся сведения о наименовании товара - "миксер".
Товар - миксер относится к товарной группе 85 ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с примечаниями к группе 85 ТН ВЭД ЕАЭС в товарную позицию "8509" включаются только следующие виды электромеханических машин, обычно используемых в домашнем обиходе: (а) полотеры, измельчители пищевых продуктов, миксеры и соковыжималки для фруктов или овощей, имеющие любую массу.
Из CMR 002076, инвойса N КМ-21170/1 от 12.08.2021, представленных ТОО "МК Broker" для проведения таможенного контроля, следует, что заявленный под таможенную процедуру таможенного транзита товар отнесен к коду ТН ВЭД ЕАЭС 870540.
К товарной позиции 8705 ТН ВЭД ЕАЭС относятся автобетономешалки, состоящие из кабины и автомобильного шасси, на котором постоянно смонтирована бетономешалка, приспособленная как для изготовления, так и для перевозки бетона.
Правила заполнения товарно-транспортной накладной международного образца CMR регламентируются Конвенцией 1956 года.
На основании подпункта "f" пункта 1 статьи 6 Конвенции накладная должна содержать принятое обозначение характера груза и тип его упаковки и, в случае перевозки опасных грузов, их обычно признанное обозначение.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, в силу пункта 1 статьи 142 ТК ЕАЭС, определяющего понятие таможенной процедуры таможенного транзита (таможенная процедура без уплаты таможенных пошлин), к товаросопроводительным документам (CMR и инвойсу) и к транзитной декларации требования об изложении наименования товара в степени, необходимой для безусловной и однозначной идентификации и отнесению к одному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, не применимы.
В соответствии с пунктом 2 Раздела II Порядка совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита, утвержденного решением Комиссии таможенного союза от 17.08.2010 N 438, таможенный орган отправления принимает в качестве транзитной декларации следующие документы: заполненные листы транзитной декларации; книжку МДП, заполненную в соответствии с положениями Таможенной Конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года с прилагаемыми к ней транспортными (перевозочными) и коммерческими документами, а также иные.
В настоящем случае товар "Автобетономешалка Миксер HOWO модель ZZ5407GJBS3267E" помещен таможенным постом "Hyp Жолы" (Республика Казахстан) под таможенную процедуру таможенного транзита.
В графе 44 транзитной декларации указаны сведения о документах (CMR, инвойс), явившиеся источником данных для внесения в графу N 31 данной транзитной декларации сведений о наименовании товара. Данная транзитная декларация, будучи зарегистрированной таможенным органом отправления - таможенным постом "Hyp Жолы" (Республика Казахстан), Челябинской таможней с соблюдением требуемой процедуры не опровергнута, незаконной либо не подлежащей применению не признана, соответственно, с даты регистрации такая транзитная декларация свидетельствует о фактах, имеющих юридическое значение.
Кроме того, наименование товара "Миксер ZZ5407GJBS3267E" отражено и во внешнеторговом контракте между ООО "Силк Вэй" и XINJIANG KAIMEI INTERNATIONAL TRADE CO., LTD (договор поставки N KM-21170 от 09.08.2021), грузовой накладной на движение международных автодорожных перевозок и в сертификате о происхождении товаров.
Отражение в товаросопроводительных документах в качестве наименования товара "миксер" не свидетельствует о том, что товар не относится к товару "автобетоносмеситель", такое указание нельзя признать представлением недостоверных сведений.
Судом первой инстанции произведен анализ содержания нормативных правовых актов Минстроя России (Методических рекомендаций по применению сметных норм, утвержденных приказом Минстроя России от 04.09.2019 N 507/пр, приказов Минстроя России от 09.02.2017 N 81/пр, от 29.12.2016 N 1028/пр, постановлений Госстроя России о 09.03.2004 N 37, от 09.10.2003 N 180), из которых следует, что использование термина "миксер" применительно к автобетоносмесителям является корректным (в нормативных актах используется понятие "автобетоносмесители-миксеры"), а также положений ГОСТ 27339-2016 "Автобетоносмесители. Общие технические условия", на титульном листе которого, под наименованием "Автобетоносмесители" указан перевод наименования на английском языке "Truck mixers".
Судом первой инстанции обоснованно принято во внимание то обстоятельство, что использованное заявителем в товарно-сопроводительных документах наименование товара "миксер" является транслитерацией термина "Mixer", обозначающего в переводе с английского языка "смеситель". Использование этого термина применительно к автобетоносмесителям признано обоснованным в том числе экспертным заключением Южно-Уральской Торгово-промышленной палаты от 21.02.2022 N 026-02-00062, представленным заявителем в материалы дела. В частности, из заключения следует, что использованное заявителем в CMR и инвойсе наименование товара "Миксер ZZ5407GJBS3267E" соответствует товару - автобетономешалки "Миксер HOVO модель ZZ5407GJBS3267E".
Оспаривая результаты указанного экспертного исследования, административный орган не представил экспертное исследование по спорному вопросу, носящему технический характер, ограничившись критикой экспертного заключения, основанной исключительно на субъективном мнении.
Также судом первой инстанции учтены акт таможенного осмотра транспортных средств от 02.06.2021, оформленный на таможенном посту "Нур Жолы" и письмо Департамента государственных доходов по Алматинской области от 25.01.2022 N МКД-05-15.2-17/966, из которых следует, что какие-либо недостоверные сведения и недействительные документы при помещении товара под таможенную процедуру таможенного транзита не установлены, в связи с чем ТОО "МК Broker" к ответственности за сообщение таможенному органу недостоверных сведений о наименовании товара таможенным органом Республики Казахстан не привлекалось.
Как верно отмечено судом первой инстанции, в силу статьи 357 ТК ЕАЭС результаты проведения таможенного контроля, оформленные в установленном порядке, признаются в государствах-членах Евразийского экономического союза и имеют равную юридическую силу на таможенной территории Союза.
Поскольку все имеющиеся документы в части наименования товара согласуются между собой, не содержат каких-либо неточностей и внутренних противоречий, а по результатам проведения таможенного контроля таможенными органами Республики Казахстан в отношении тождественных товаров, перемещаемых на основании документов, содержащих аналогичные сведения о наименовании товара "миксер ZZ5407GJBS3267E", то у ТОО "МК Broker", как таможенного представителя перевозчика, не было оснований сомневаться в правильности указанного в товаросопроводительных документах наименования груза, а потому отсутствовали и основания для совершения самостоятельных действий по дополнительной проверке наименования товара для таможенных целей. Приведенные в этой части возражения подателя апелляционной жалобы подлежат отклонению.
На основании установленного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о недоказанности наличия в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5, пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ является основанием для отмены оспариваемого постановления о привлечении Челябинской таможни.
Иные доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, однако не влияют на его обоснованность и законность и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.08.2022 по делу N А76-11153/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Челябинской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-11153/2022
Истец: Уральская транспортная прокуратура
Ответчик: ЧЕЛЯБИНСКАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: ТОО "МК Broker"