г. Киров |
|
21 октября 2022 г. |
Дело N А17-2515/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Волковой С.С., Кононова П.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вахрушевой Ю.С.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 11.07.2022 по делу N А17-2515/2022,
по заявлению некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области" (ОГРН 1143700000740, ИНН 3702952084)
к Управлению Федерального казначейства по Ивановской области
о признании недействительным представления в части,
УСТАНОВИЛ:
некоммерческая организация "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области" (далее - заявитель, Фонд, НО "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области") обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Ивановской области (далее - ответчик, Управление, УФК по Ивановской области) от 19.01.2022 N 33-22-24/189 в части пункта 2 и корреспондирующих ему требований 1 и 2 представления по нецелевому расходованию средств фонда капитального ремонта в сумме 1 267 933,89 рублей, а также в части пункта 5 представления о нарушении порядка возвратности и необеспечении возвратности на общую сумму 72 152 890,60 рублей.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 11.07.2022 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, УФК по Ивановской области обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Фонда.
По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции ошибочно применил положения статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации. УФК по Ивановской области обосновывает законность пункта 5 представления от 19.01.2022 тем, что по смыслу статей 179, 180, 182 ЖК РФ определение порядка и источников финансирования капитального ремонта многоквартирного дома является исключительным полномочием регионального оператора.
НО "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области" в отзыве на апелляционную жалобу указал, что указанные в решении суда нормативно-правовые акты применены обоснованно, с учетом необходимости определения объемов оказываемых услуг. Также заявитель указал, что объемы поступающих в фонд капитального ремонта средств не зависят от деятельности регионального оператора, при превышении размеров допустимого финансирования капитального ремонта над объемами поступающих средств региональный оператор не вправе самостоятельно ограничить финансирование проводимого в конкретном МКД капитального ремонта.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 23.09.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 24.09.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлен перерыв с 17.10.2022 до 20.10.2022.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 13.09.2021 по 12.11.2021 УФК по Ивановской области в соответствии с приказом от 09.09.2021 N 292 в отношении НО "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области" проведена плановая выездная проверка использования средств, полученных в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете регионального оператора в 2019-2020 годах. Результаты проверки зафиксированы в акте плановой выездной проверки от 12.11.2021.
По результатам проверки Управлением в адрес Фонда вынесено представление от 19.01.2022 N 33-22-24/189.
Пунктом 2 представления от 19.01.2022 Фонду вменены нарушения требований пункта 12 части 2 статьи 182 ЖК РФ, пункта 2.3 Устава НО "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области", утвержденного приказами Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области от 16.11.2017 N 160 и Департамента строительства и архитектуры Ивановской области от 16.11.2017 N93 (далее - Устав), приложения 7 к ВСН 58-88 (Р), приложения 2 к методическому пособию по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004, утвержденному Госстроем России, выразившиеся в осуществлении финансирования выполненных в рамках договоров работ, не относящихся к капитальному ремонту общего имущества МКД, в общей сумме 1 267 933,89 рублей.
Пунктом 5 представления от 19.01.2022 НО "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области" вменены нарушения пункта 6 части 1 статьи 180 ЖК РФ, пункта 1.9 Устава, заявителем нарушен порядок финансирования капитального ремонта 276 МКД на возвратной основе, что выразилось в использовании средств, полученных от собственников одних МКД, на ремонт других МКД, собственники которых не смогут обеспечить возвратность средств в период действия Региональной программы (до 2044 года), даже при 100 процентной оплате, на общую сумму 72 152 890,60 рублей.
В соответствии с представлением от 19.01.2022 Управление требует от Фонда:
1. В срок до 1 апреля 2022 года устранить нарушение, отраженное в пункте 2 вышеуказанного представления, путем возврата средств на счет фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, владельцем которого является Региональный оператор, в сумме 1 267 933,89 рублей.
2. В срок до 1 апреля 2022 года принять меры по устранению причин и условий нарушений, указанных в настоящем представлении.
НО "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области" полагая, что выводы, содержащиеся в пункте 2 и корреспондирующего ему требований пунктов 1 и 2 представления от 19.01.2022 по нецелевому расходованию средств фонда капитального ремонта в сумме 1 267 933,89 рублей, а также в пункте 5 представления, о нарушении порядка возвратности и необеспечении возвратности на общую сумму 72 152 890.60 рублей, не соответствуют нормам действующего законодательства и нарушают его права обратился в Арбитражный суд Ивановской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
В рассматриваемом случае оспариваемое заявителем предписание вынесено органом государственного контроля (надзора) по итогам проведенной в отношении Фонда как регионального оператора плановой выездной проверки в рамках контроля в финансово-бюджетной сфере (часть 2 статьи 186 ЖК РФ, пункты 6, 70 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092).
В соответствии с пунктом 1 статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля) (пункт 3 статьи 265 БК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 267.1 БК РФ методами осуществления государственного (муниципального) финансового контроля являются проверка, ревизия, обследование.
Под проверкой в целях осуществления государственного (муниципального) финансового контроля понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период (пункт 2 статьи 267.1 БК РФ).
В силу пункта 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению:
1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;
2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
На основании части 2 статьи 186 ЖК РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации:
1) осуществляет контроль за использованием региональным оператором средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
2) направляет региональному оператору представления и (или) предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, НО "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области", осуществляющая функции регионального оператора, создана на основании Постановления Правительства Ивановской области от 17.12.2013 N 531-п.
Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области от 16.11.2017 N 160 и Приказом Департамента архитектуры Ивановской области от 16.11.2017 N 94 утвержден Устав НО "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области". В силу пункта 1.1 Устава Фонд является специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность в качестве регионального оператора, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ивановской области.
Пунктом 2 представления Фонду в вину вменено нарушение требований пункта 12 части 2 статьи 182 ЖК РФ, пункта 2.3 Устава НО "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области", утвержденного приказами Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области от 16.11.2017 N 160 и Департамента строительства и архитектуры Ивановской области от 16.11.2017 N 93 (далее - Устав), приложения 7 к ВСН 58-88 (Р), приложения 2 к методическому пособию по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004, утвержденному Госстроем России, что выразилось в осуществлении финансирования выполненных в рамках договоров работ, не относящихся к капитальному ремонту общего имущества МКД, в общей сумме 1 267 933,89 рублей.
В силу части 3 статьи 178 ЖК РФ деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Функциями регионального оператора являются: аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора; осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета (пункты 1, 3 и 4 части 1 статьи 180 ЖК РФ).
В части 2 статьи 182 ЖК РФ установлены обязанности регионального оператора, возложенные на него в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Названный Перечень является открытым. В соответствии с частью 12 пункта 2 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 178 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В силу части 1 статьи 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
В пункте 2 статьи 166 ЖК РФ указано, что нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа) и другими видами услуг и (или) работ.
Согласно части 2 статьи 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя, помимо прочего, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
В силу части 1 статьи 51 Закона Ивановской области от 27.06.2013 N 51-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Ивановской области" перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного постановлением Правительства Ивановской области, включает в себя: 1) ремонт или замену внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) утепление и ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома; 7) разработку и проведение экспертизы сметной документации, разработку и проведение экспертизы проектной документации в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности; 8) осуществление строительного контроля; 9) ремонт системы противопожарной защиты многоквартирного дома, вентиляции, газодымоудаления; 10) оценка технического состояния многоквартирного дома.
Постановлением Правительства Ивановской области от 30.04.2014 N 164-п в соответствии с ЖК РФ, Законом Ивановской области от 27.06.2013 N 51-ОЗ утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ивановской области (далее - Региональная программа).
В разделе 4 Региональной программы указано, что Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ивановской области, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного постановлением Правительства Ивановской области, определен в статье 5 Закона Ивановской области от 27.06.2013 N 51-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Ивановской области".
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно заключенному договору подряда от 25.10.2019 N 126/2019 и приложения N 2 к нему, ООО "ЖилРемСтрой" взяло на себя обязательства по выполнению капитального ремонта фасадов МКД, расположенных по адресам: г. Иваново, ул. Советская, д. 47 и г. Кинешма, ул. Ванцетти, д. 43.
Согласно заключенному договору подряда от 01.02.2021 N 182/2021 и приложения N 2 к нему, ООО "ФСК" взяло на себя обязательства по выполнению капитального ремонта фундамента МКД, расположенного по адресу: г. Иваново ул. Громобоя, д. 21.
Проведенной проверкой установлено, что в соответствии с актами формы КС-2 от 28.09.2020 N 1, от 28.09.2020 N 2, от 10.09.2020 N 1, от 10.09.2020 N 2, от 10.09.2020 N 3 к договору подряда от 25.10.2019 N 126/2019, а также в соответствии с актами формы КС-2 от 20.07.2021 N 1, от 20.07.2021 N 2, от 20.07.2021 N 3, от 20.07.2021 N 4 к договору подряда от 01.02.2021 N 182/2021 в МКД были выполнены работы на сумму 1 267 933,89 рублей не относящиеся к капитальному ремонту имущества МКД: ремонтные работы сходов в подвал, установка вентиляционных решеток, ремонт приямков, ремонт отмостки.
Как указано в решении суда, у сторон возникли разногласия относительно возможности включения ремонтных работ сходов в подвал, установки вентиляционных решеток, ремонта приямков, ремонта отмостки в состав работ, относящихся к капитальному ремонту общего имущества МКД при проведении ремонта фундамента и фасадов МКД.
Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312 утверждены "ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения".
ВСН 58-88 (р) устанавливают состав и порядок функционирования системы технического обслуживания, ремонта и реконструкции жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (далее - здания и объекты) по перечню согласно СНиП 2.08.02-85 независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
ВСН 58-88 (р) являются обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий (пункт 1.2).
Согласно пункту 5.1 ВСН N 58-88 (р) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.
На капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций). При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства (пункт 5.2 ВСН N 58-88 (р)).
Согласно пункту 4.1 ВСН N 58-88 (р) текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию). При этом должны учитываться природно-климатические условия, конструктивные решения, техническое состояние и режим эксплуатации здания или объекта. Продолжительность их эффективной эксплуатации до проведения очередного текущего ремонта приведена в рекомендуемом прил. 3, а состав основных работ по текущему ремонту - в рекомендуемом прил. 7.
В соответствии с пунктом 2.2 ВСН N 58-88 (р) система технического обслуживания, ремонта и реконструкции должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и объектов в течение всего периода их использования по назначению. Сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния. При планировании ремонтно-строительных работ периодичность их проведения может приниматься в соответствии с рекомендуемым прил. 2 (для зданий и объектов) и рекомендуемым прил. 3 (для элементов зданий и объектов). Техническое обслуживание должно проводиться постоянно в течение всего периода эксплуатации. Сроки проведения реконструкции зданий и объектов должны определяться социальными потребностями и, как правило, совпадать со сроками капитального ремонта.
Пунктом 3.1 Положения МДС 13-14.2000, утв. Постановление Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279 (утратило силу с 01.01.2021), предусмотрено, что ремонт производственных зданий и сооружений представляет собой комплекс технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных качеств как здания и сооружения в целом, так и их отдельных конструкций.
К текущему ремонту производственных зданий и сооружений относятся работы по систематическому и своевременному предохранению частей зданий и сооружений и инженерного оборудования от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей (пункт 3.4 Положения МДС 13-14.2000), а к капитальному ремонту производственных зданий и сооружений - такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.) (пункт 3.11 Положения МДС 13-14.2000).
Перечень работ по текущему ремонту содержится в Приложении N 3, по капитальному ремонту - в Приложении N 8, которым определено, что капитальный ремонт, например, фасадов включает проведение таких работ: 1.Ремонт и возобновление облицовки площадью более 10% облицованной поверхности. 2. Полное или частичное (более 10%) возобновление штукатурки. 3. Полное возобновление тяг, карнизов, поясов, сандриков и др. 4.Возобновление лепных деталей. 5. Сплошная окраска устойчивыми составами. 6. Очистка фасада пескоструйными аппаратами. 7. Смена балконных плит и ограждений. 8.Смена покрытий выступающих частей здания.
Из анализа совокупности правовых актов, регулирующих выполнение строительных работ, следует, что к текущему ремонту относятся работы по предупреждению износа, поддержанию и своевременному предохранению эксплуатационных качеств объектов на систематической основе путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей. К капитальному ремонту относятся работы, направленные на восстановление первоначальных эксплуатационных качеств объектов путем замены изношенных элементов, в том числе, на более долговечные и экономичные.
При этом из вышеуказанных нормативных положений также следует, что в рамках капитального или текущего ремонта могут выполняться одни и те же виды работ, однако, для квалификации проведенных работ имеют значение не их виды (наименования), а цель проведения, общий объем работ и последствия для объекта.
Проведенный капитальный ремонт, начиная с момента окончания работ по конструктивному элементу, должен гарантировать минимальную продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов в соответствии с межремонтными сроками, установленными в Приложении N 3 ВСН 58-88 (р). Необходимый объем работ по каждому конструктивному элементу, гарантирующий указанную минимальную продолжительность эффективной эксплуатации, определяется при проектировании работ по капитальному ремонту, на основании результатов обследования технического состояния дома в соответствии с оценкой физического износа, с учетом факта достижения общим имуществом уровня установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности.
Применительно к обстоятельствам настоящего спора до проведения капитального ремонта проводилось техническое освидетельствование технического состояния конструкций зданий. В частности, согласно техническому обследованию ООО "Генпроект Иваново" от 14.05.2020 по многоквартирному дому, расположенному по адресу: г. Иваново, ул. Громобоя, д.21, сделаны выводы о неудовлетворительном состоянии входов в подвалы и отмостки. Для дальнейшей безопасной эксплуатации здания в числе прочих мероприятий капитального ремонта установлена необходимость выполнить замену заполнений защитными решетками продухов подвала по периметру здания; выполнить работы по устранению дефектов в пристройках входов в подвал; выполнить замену отмостки.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции справедливо учел, что отнесение определенного перечня работ к текущему ремонту согласно Приложению N 7 к ВСН 58-88 (Р) и Правилам N 170, не является основанием для исключения таких работ из состава работ, выполняемых при капитальном ремонте при условии необходимости их проведения. В противном случае отказ при проведении капитального ремонта от проведения работ, включенных в перечень текущих, повлек бы за собой не достижение целей, ради которых проводится капитальный ремонт.
При таких обстоятельствах доводы Управления об ошибочном применении судом первой инстанции статьи 166 ЖК РФ подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании норм материального права применительно к фактическим обстоятельствам дела.
Пунктом 5 представления от 19.01.2022 Фонду вменено нарушение пункта 6 части 1 статьи 180 ЖК РФ, пункта 1.9 Устава в связи с нарушением порядка финансирования капитального ремонта 276 МКД на возвратной основе, что выразилось в использовании средств, полученных от собственников одних МКД, на ремонт других МКД, собственники которых не смогут обеспечить возвратность средств в период действия Региональной программы (до 2044 года), даже при 100 процентной оплате, на общую сумму 72 152 890,60 рублей.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются иные предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.
Согласно пункту 1.9 Устава Фонд несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете Фонда, за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, а также за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными Фондом.
Признавая пункт 5 представления от 19.01.2022 недействительным, суд исходил из того что взаимосвязь между вменным заявителю нарушениями и правовыми нормами, указанными в оспариваемом акте в качестве нарушенных, не доказана.
В силу части 1 статьи 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
На основании части 1 статьи 174 ЖК РФ средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам. При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.
Как указано выше, на основании части 1 статьи 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 7 статьи 168 ЖК РФ в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.
На основании изложенных норм права суд сделал вывод о том, что формирование региональных программ капитального ремонта, включение в региональную программу и краткосрочный план реализации региональной программы многоквартирных домов, объёмы финансирования программы и краткосрочного плана (за счёт средств взносов собственников помещений или бюджетной поддержки), входят в компетенцию органов государственной власти субъекта Российской Федерации, к каковым Фонд не относится.
В соответствии с частью 4 статьи 179 ЖК РФ, средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах этого же регионального оператора. При этом законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что такое использование средств допускается только при условии, если указанные многоквартирные дома расположены на территории определенного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований.
Тем самым обеспечивается обращаемость средств фонда капитального ремонта, которая носит постоянный характер и составляет экономическую основу централизованной системы аккумулирования накоплений на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах и управления этими накоплениями, что позволяет не только оптимальным образом использовать средства фондов капитального ремонта, формируемых собственниками помещений в многоквартирных домах на счете, счетах регионального оператора, и защитить их от обесценивания вследствие инфляционных процессов, но и, в конечном счете, достичь правомерной цели, вытекающей из конституционного принципа социального государства, - эффективного управления общественными ресурсами в жилищной сфере (Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.2016 N 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы").
Поскольку нормы действующего законодательства не наделяют НО "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области" полномочиями по отказу от финансирования капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, включенного в региональную программу, в связи невозможностью собственниками таких домов обеспечить возвратность средств, в период действия Региональной программы (до 2044 года), суд признал пункт 5 представления недействительным.
Приведенные Управлением в апелляционной жалобе ссылки на положения жилищного законодательства вышеизложенный вывод суда не опровергают.
Повторно исследовав и оценив обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ во взаимной связи с положениями подлежащего применению законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имелась предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания недействительным представления УФК по Ивановской области в обжалуемой части.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении.
На основании изложенного решение Арбитражного суда Ивановской области от 11.07.2022 по делу N А17-2515/2022 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от оплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 11.07.2022 по делу N А17-2515/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-2515/2022
Истец: НО "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области"
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Ивановской области
Третье лицо: Второй Арбитражный Апелляционный суд, Луговая Раиса Григорьевна