город Ростов-на-Дону |
|
20 октября 2022 г. |
дело N А53-6117/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова А.А.,
судей Абраменко Р.А., Яицкой С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Романовым А.А.,
при участии:
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Вавилон-Авто", акционерного общества "Парк-Отель "Надежда", Казаряна Карэна Тиграновича на решение Арбитражного суда Ростовской области от 08 августа 2022 года по делу N А53-6117/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вавилон-Авто" к администрации города Ростова-на-Дону, при участии третьих лиц: Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону, Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону, общества с ограниченной ответственностью "УК "Военвед" об оспаривании постановления, объединенное с делом по заявлению Казаряна Карэна Тиграновича, акционерного общества "Парк-Отель "Надежда" к администрации города Ростова-на-Дону, при участии третьих лиц: Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону, Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону, Дьяконовой Елены Васильевны, об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Вавилон-Авто" (далее - ООО "Вавилон-Авто") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к администрации города Ростова-на-Дону (далее - администрация) о признании недействительным постановления администрации от 01.03.2021 N 142 "Об установлении бессрочного публичного сервитута" в части установления публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082202:318.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону (далее - ДИЗО г. Ростова-на-Дону), Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону (далее - департамент), общество с ограниченной ответственностью "УК "Военвед" (далее - ООО "УК "Военвед").
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 19.08.2021 по делу N А53-28252/2021 принято к производству направленное по подсудности определением Ленинского районного суда от 29.06.2021 заявление Егорова Эрнеста Александровича к администрации города Ростова-на-Дону, при участии третьих лиц: ДИЗО г. Ростова-на-Дону, Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону, акционерного общества "Парк-Отель "Надежда" (далее - АО "Парк-Отель "Надежда"), Дьяконовой Елены Васильевны, об оспаривании постановления от 01.03.2021 N 142 "Об установлении бессрочного публичного сервитута" в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 61:44:0082201:186 и 61:44:0082201:175.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 21.10.2021 дело N А53-6117/2021 объединено с делом N А53-28252/2021, объединенному делу присвоен N А53-6117/2021.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 22.10.2021 произведена замена заявителя Егорова Константина Владимировича на Казаряна Карэна Тиграновича и акционерное общество "Парк-Отель "Надежда".
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 08.08.2022 в удовлетворении требований ООО "Вавилон-Авто", АО "Парк-Отель "Надежда", Казаряна К.Т. отказано.
Решение мотивировано тем, что в соответствии с генеральным планом города Ростова-на-Дону земельные участки с кадастровыми номерами 61:44:0082201:186, 61:44:0082201:175 и большая часть земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082202:318 расположены в рекреационной зоне, часть земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082202:318 расположена в зоне улично-дорожной сети. В соответствии с действующими Правилами землепользования и застройки города Ростова-на-Дону вышеуказанные земельные участки и планируемый в их границах публичный сервитут расположены в зоне многофункциональной застройки вдоль реки Темерник первого типа (МФ-1/5/4). В результате проведения по делу дополнительной судебной экспертизы суд первой инстанции установил, что публичный сервитут необходим для обеспечения свободного прохода или проезда неопределенного круга лиц по территории спорных земельных участков.
ООО "Вавилон-Авто", АО "Парк-Отель "Надежда", Казарян К.Т. обжаловали решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просили решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что предметом настоящего спора явилась необходимость установления публичного сервитута для доступа конкретного круга лиц - жителей многоквартирного дома (далее - МКД) по ул. Тракторной, 48, к береговой полосе водного объекта (р. Темерник) через земельный участок с кадастровым номером 61:44:0082202:245. Администрация, приняв решение об установлении публичного сервитута, тем самым подменила частный сервитут публичным. Администрация не представила доказательств необходимости предоставления публичного сервитута для обеспечения нужд неопределенного круга лиц для проезда к береговой полосе реки, учитывая, что по обоим берегам реки организована пешеходная зона, а также доказательства того, интересы неопределенного круга лиц нарушены отсутствием проезда и данные интересы не могут быть обеспечены каким-либо иным образом. Согласно градостроительному плану земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082202:18, из состава которого был выделен земельный участок с кадастровым номером 61:44:0082202:318, часть его территории является водоохраной зоной, в которой запрещено движение транспортных средств, также в водоохраной зоне находятся земельные участки с кадастровыми номерами 61:44:0082201:186, 61:44:0082201:175. Судом не принято во внимание, что предложенный экспертом иной вариант проезда обременяет лишь части иных земельных участков, в том время как земельный участок ООО "Вавилон-Авто" обременен сервитутом полностью.
В судебном заседании представитель ООО "Вавилон-Авто", АО "Парк-Отель "Надежда", Казаряна К.Т. просил решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители ДИЗО г. Ростова-на-Дону и администрации просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Вавилон-Авто" является собственником земельного участка площадью 3 116 кв.м., с кадастровым номером 61:44:0082202:318, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации санатория, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Тракторная.
Егорову К.В. на праве собственности принадлежал земельный участок площадью 7 274 кв.м., с кадастровым номером 61:44:0082201:186, расположенный по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. 2-й Пятилетки, 29, и на праве общей долевой собственности земельный участок площадью 2 900 кв.м., с кадастровым номером 61:44:0082201:175 по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. 2-й Пятилетки.
В администрацию Октябрьского района г. Ростова-на-Дону обратились граждане, проживающие по адресу: ул. Тракторная, 48, с заявлением об установлении публичного сервитута в том числе на земельные участки с кадастровыми номерами 61:44:0082202:318, 61:44:0082201:186, 61:44:0082201:175 с целью прохода, проезда к многоквартирному дому.
По результатам рассмотрения данного обращения администрацией Октябрьского района г. Ростова-на-Дону принято распоряжение N 39 от 03.02.2021 и направлено в ДИЗО г. Ростова-на-Дону для дальнейшего оформления сервитута.
Администрацией принято постановление 01.03.2021 N 142 "Об установлении бессрочного публичного сервитута", согласно которому установлен бессрочный публичный сервитут общей площадью 3 680 кв.м. в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082202:318, площадью 3116 кв.м., находящегося в собственности ООО "Вавилон-Авто"; части земельного участка площадью 100 кв.м. (условный номер земельного участка 61:44:0082201:175:ЗУ4) с кадастровым номером 61:44:0082201:175, площадью 2 900 кв.м., находящегося в общей долевой собственности АО "Парк-Отель "Надежда", Дьяконовой Е.В., Егорова К.В.; части земельного участка площадью 464 кв.м. (условный номер земельного участка 61:44:0082201:186:ЗУ2) с кадастровым номером 61:44:0082201:186, площадью 7 274 кв.м., находящегося в собственности Егорова К.В. Бессрочный публичный сервитут установлен в целях прохода, проезда неограниченного круга лиц. Утверждены границы публичного сервитута согласно приложению к постановлению.
Между Егоровым К.В. (продавец) и Казаряном К.Т. (покупатель) заключен договор купли-продажи недвижимого имущества от 16.09.2021, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 61:44:0082201:186 передан в собственность покупателя.
Между Егоровым К.В. (продавец) и АО "Парк-Отель "Надежда" заключен договор купли-продажи, в соответствии с условиями которого доля заявителя в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером 61:44:0082201:175 передана АО "Парк-Отель "Надежда". Переход права собственности на спорные земельные участки указанным лицам подтверждается представленными в материалы дела выписками из ЕГРН от 22.09.2021.
Переход права собственности на спорные земельные участки с кадастровыми номерами 61:44:0082201:186, 61:44:0082201:175 к Казаряну К.Т. и АО "Парк-Отель "Надежда" подтверждается представленными в материалы дела выписками из ЕГРН от 22.09.2021. Указанное послужило основанием для процессуальной замены заявителя Егорова К.В. на Казаряна К.Т. и АО "Парк-Отель "Надежда" по делу N А53-28252/2021 на основании определения суда от 22.10.2021.
Полагая, что при принятии оспариваемого постановления администрацией нарушены как процедура принятия постановления об утверждении публичного сервитута, так и не обоснована необходимость его установления в утвержденных границах, заявители обратились в суд с настоящим заявлением.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут может устанавливаться для прохода или проезда через земельный участок.
Согласно пункту 8 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.
В силу пункта 16 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации, наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Областного закона Ростовской области от 22.07.2003 N 19-1С "О регулировании земельных отношений в Ростовской области" (ред. от 05.11.2019) к компетенции органов местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области в сфере регулирования земельных отношений в соответствии с федеральным законодательством относится установление публичных сервитутов на территории муниципального образования.
Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 17.10.2006 N 192 утверждено Положение об установлении и прекращении публичных сервитутов на территории города Ростова-на-Дону.
В соответствии с пунктом 1.3 раздела 1 Положения об установлении и прекращении публичных сервитутов на территории города Ростова-на-Дону публичные сервитуты устанавливаются по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан и юридических лиц.
В соответствие с указанными нормами администрация Октябрьского района города Ростова-на-Дону обратилась в ДИЗО г. Ростова-на-Дону для установления публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082202:318 и частей земельных участков с кадастровыми номерами 61:44:0082201:186, 61:44:0082201:175 согласно распоряжению администрации Октябрьского района города Ростова-на-Дону от 03.02.2021 N 39 (письмо от 03.02.2021 N 59.25.01/195).
Согласно пункту 2.3 раздела 2 Положения об установлении и прекращении публичных сервитутов на территории города Ростова-на-Дону Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону отображает на графическом материале границы зоны действия планируемого публичного сервитута, осуществляет подготовку заключения о возможности либо невозможности установления публичного сервитута.
Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону рассмотрел обращение администрации Октябрьского района города Ростова-на-Дону, представленное ДИЗО г. Ростова-на-Дону, по вопросу возможности установления публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082202:318 и частей земельных участков с кадастровыми номерами 61:44:0082201:186, 61:44:0082201:175 в целях прохода и проезда неограниченного круга лиц, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования - р. Темерник, и его береговой полосе, исходя из сведений, полученных в рамках межведомственного взаимодействия, а также сведений Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), в соответствии с требованиями статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 3.2.1.4 градостроительного регламента N АР-344-20 муниципальной услуги "Установление и прекращение публичного сервитута", утвержденным постановлением администрации города Ростова-на-Дону от 11.12.2019 N 1144.
Согласно топографическому плану (топографическая съемка в М 1:500, выполнена в 2020 году) земельный участок с кадастровым номером 61:44:0082202:318, планируемый для установления публичного сервитута, асфальтирован, вдоль него расположены инженерные коммуникации: электрокабели 0,4 кВ, 6 кВ, 10 кВ и сети канализации Д= 200 мм, Д = 300 мм, зеленые насаждения - деревья.
Согласно топографическому плану (топографическая съемка в М 1:500, частично выполнена в 2017 и в 2020 годах) часть земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082201:186, площадью 464 кв.м., планируемого для установления публичного сервитута, асфальтирована, пересекается электрокабелем 0,4 кВ, кабелем связи и сетями канализации; часть земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082201:175, площадью 100 кв.м., планируемого для установления публичного сервитута, асфальтирована, пересекается электрокабелем 0,4 кВ и кабелем связи.
Согласно карте функционального зонирования генерального плана города Ростова-на-Дону земельные участки с кадастровыми номерами 61:44:0082201:186, 61:44:0082201:175 и большая часть земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082202:318, расположены в рекреационной зоне, часть земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082202:318, расположена в зоне улично-дорожной сети.
В соответствии с действующими Правилами землепользования и застройки города Ростова-на-Дону все вышеуказанные земельные участки, и планируемый в их границах публичный сервитут, расположены в зоне многофункциональной застройки вдоль реки Темерник первого типа (МФ-1/5/4).
Градостроительным регламентом вышеуказанной территориальной зоны одним из основных видов разрешенного использования земельных участков предусмотрен вид "Улично-дорожная сеть (размещение объектов улично-дорожной сети: автомобильных дорог, трамвайных путей и пешеходных тротуаров в граница населенных пунктов, пешеходных переходов, бульваров, площадей, проездов велодорожек и объектов велотранспортной и инженерной инфраструктуры размещение придорожных стоянок (парковок) транспортных средств в гранке городских улиц и дорог, за исключением предусмотренных видами разрешенного использования с кодами 2.7.1, 4.9, 7.2.3 Классификатора, а также некапитальных сооружений, предназначенных для охраны транспортных средств)" с порядковым номером Р.12.70.01.
Устанавливаемый публичный сервитут соответствует градостроительному регламенту вышеуказанной территориальной зоны. Минимальные и максимальные размеры земельных участков для указанного вида использования не нормируются.
Согласно кадастровым выпискам и сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 61:44:0082202:318, площадью 3 116 кв.м., с видом разрешенного использования "для эксплуатации санатория, под иными объектами специального назначения", образован из земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082202:18, в пределах земельного участка расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами 61:44:0082202:235, 61:44:0082202:241 (на топографической съемке отсутствуют), правообладателем земельного участка является ООО "Вавилон-Авто"; земельный участок с кадастровым номером 61:44:0082201:186, площадью 7 274 кв.м., с видом разрешенного использования "для эксплуатации санатория", находятся в частной собственности; земельный участок с кадастровым номером 61:44:0082201:175, площадью 2 900 кв.м., с видом разрешенного использования "для эксплуатации санатория", находится в общей долевой собственности.
По данным ИСОГД земельные участки с кадастровыми номерами 61:44:0082202:318, 61:44:0082201:186, 61:44:0082201:175 и рассматриваемая территория публичного сервитута расположены в следующих зонах с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ):
- в границах приаэродромных территорий аэродрома Ростов-на-Дону (Центральный), аэродрома Ростов-на-Дону "Северный", аэродрома экспериментальной авиации "Батайск";
- в подзонах N 6, N 3 (внутренняя горизонтальная поверхность) и N 5 приаэродромной территории аэродрома Ростов-на-Дону "Северный", установленные решением Департамента авиационной промышленности;
- земельный участок с кадастровым номером 61:44:0082202:318 незначительной частью расположен в береговой полосе р. Темерник.
Проектом планировки прибрежных территорий р. Темерник (расположение в г. Ростове-на-Дону, Мясниковском и Аксайском районах Ростовской области (от истока р. Темерник, расположенного восточнее с. Большие Салы Мясниковского района, до впадения в р. Дон) (1 этап)), утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 26.10.2018 N 673, в створе планируемого публичного сервитута установлены красные линии элемента планировочной структуры - улично-дорожной сети.
Информация о сроках реализации планировочной документации отсутствует. Территория не относится к территории, зарезервированной и изъятой для муниципальных нужд. Кроме того отсутствует информация о заключенном договоре о комплексном освоении территории.
В связи с изложенным, Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону посчитал возможным установление публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082202:31 и частей земельных участков с кадастровыми номерами 61:44:0082201:186, 61:44:0082201:17: в целях прохода и проезда неограниченного круга лиц, в том числе в целя обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования р. Темерник, и его береговой полосе.
Таким образом, на основании распоряжения администрации Октябрьского района города Ростова-на-Дону от 03.02.2021 N 39 "Об инициировании установления публичного сервитута", заключения Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону от 08.02.2021 N 59-34-2/3289, принято постановление администрации города Ростова-на-Дону от 01.03.2021 N 142 "Об установлении бессрочного публичного сервитута". Постановление содержит описание границ публичного сервитута с планом границ.
Установление публичного сервитута отнесено к компетенции органов публичной власти, действующих в общественных интересах. Установление такого сервитута осуществляется по специальной процедуре, в виде властного предписания, не требующего согласия собственника или судебного решения. При этом лицо, которому, как оно полагает, создаются препятствия в реализации установленного публичного сервитута, вправе защищать свои интересы способами, предусмотренными законом (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.10.2008 N 680-О-О).
Материалами дела подтверждено соответствие процедуры и содержания оспариваемого ненормативного акта требованиям действующего законодательства.
При этом из приведенных выше законоположений следует, что основанием для установления сервитута является отсутствие иной возможности обеспечения прохода и проезда к объекту недвижимости, обслуживаемого сервитутом.
В соответствии с частью 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле; в случае, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе.
Определением суда от 21.09.2021 по делу N А53-6117/21 назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО "Южный региональный центр экспертизы и оценки "АС-Консалтинг" Гридиной Д.А. с постановкой следующих вопросов:
1. Определить, является ли установление публичного сервитута в отношении земельного участка кадастровым номером 61:44:0082202:318 единственно возможным и необходимым способом обеспечения проезда (прохода) неопределенного круга лиц, в том числе к береговой полосе реки Темерник, к жилому дому по ул. Тракторной, д. 48, расположенном на земельном участке с кадастровым номером 61:44:0082202:245.
2. Определить, имеются ли альтернативные варианты установления публичного сервитута для обеспечения проезда (прохода) неопределенного круга лиц к береговой полосе реки Темерник, жилому дому по ул. Тракторной, д. 48, расположенном на земельном участке с кадастровым номером 61:44:0082202:245.
В адрес суда первой инстанции поступило экспертное заключение от 01.11.2021 N 385.
После объединения дела N А53-6117/21 с делом N А53-28252/21 в одно производство определением суда первой инстанции от 07.02.2022 назначена дополнительная судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО "Южный региональный центр экспертизы и оценки "АС-Консалтинг" Гридиной Д.А. с постановкой следующих вопросов:
1. Определить, является ли установление публичного сервитута путем обременения земельных участков: с кадастровым номером 61:44:0082202:318, часть земельного участка площадью 100 кв.м. с кадастровым номером 61:44:0082201:175, часть земельного участка площадью 464 кв.м. с кадастровым номером 61:44:0082201:186 (пункт 1 постановления администрации г. Ростова-на-Дону от 01.03.2021 N 142) единственно возможным и необходимым способом обеспечения проезда (прохода) неопределенного круга лиц, в том числе к береговой полосе реки Темерник, к жилому дому по ул. Тракторной, д. 48, расположенном на земельном участке с кадастровым номером 61:44:0082202:245.
2. С учетом взаимной связи указанных земельных участков единым сервитутом, определить, имеются ли альтернативные варианты установления публичного сервитута для обеспечения проезда (прохода) неопределенного круга лиц к береговой полосе реки Темерник, жилому дому по ул. Тракторной, д. 48, расположенном на земельном участке с кадастровым номером 61:44:0082202:245.
3. Определить, имеются ли в границах земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082202:245 инженерные коммуникации (сети коммунального обслуживания), обслуживающие жилой многоквартирный дом N 48 по ул. Тракторной в г. Ростове-на-Дону. В случае положительного ответа на вопрос, определить, возможно ли обслуживание таких инженерных сетей в отсутствие постоянного доступа на указанный земельный участок.
По итогам экспертного исследования представлено заключение эксперта от 24.03.2022 N 59/22.
В силу статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.
При этом арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд первой инстанции, оценив экспертное заключение от 24.03.2022 N 59/22 в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что экспертное заключение соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о судебно-экспертной деятельности и положениям Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является достаточно ясным и полным, не содержит противоречий, не вызывает сомнений относительно его достоверности.
Исследовав и оценив заключение эксперта, апелляционный суд пришел к выводу, что в выводах эксперта не имеется противоречий либо неясности, заключение составлено со ссылками на примененные методы исследования, соответствуют требованиям научности, объективности, обоснованности, достоверности и проверяемости, ответы даны по тому вопросу, который поставлены судом; исследование проведено квалифицированным специалистом, обладающим специальными знаниями, экспертом дана подписка об ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
В результате проведенного осмотра на месте экспертом установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 61:44:0082202:318 располагается объект транспортной инфраструктуры, представляющий собой проезжую часть с обустроенными пешеходными дорожками и благоустройством в виде клумб с зелеными насаждениями. На момент проведения осмотра данный земельный участок используется как дорога для движения автотранспортных средств и людей.
В результате проведенного осмотра на месте установлено, что на части земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082201:175, площадью 100 кв.м. располагается объект транспортной инфраструктуры, представляющий собой проезжую часть с асфальтовым покрытием, которая на момент проведения осмотра используется как дорога для движения автотранспортных средств и людей.
В результате проведенного осмотра на месте установлено, что на части земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082202:186, площадью 464 кв.м. располагается объект транспортной инфраструктуры, представляющий собой проезжую часть с асфальтовым покрытием с пешеходной дорожкой, которые на момент проведения осмотра используются как дорога для движения автотранспортных средств и людей.
На момент проведения осмотра на земельном участке с кадастровым номером 61:44:0082202:245 расположен многоквартирный жилой дом, прилегающая к нему территория оборудована под проезды, парковки и благоустройство.
Земельные участки с кадастровыми номерами 61:44:0082202:318, 61:44:0082201:186, 61:44:0082201:175 расположены на противоположных берегах реки Темерник: земельный участок с кадастровым номером 61:44:0082202:318 расположен на правом берегу реки Темерник относительно направления течения; земельные участки с кадастровыми номерами 61:44:0082201:186, 61:44:0082201:175 - на противоположном левом берегу реки Темерник относительно направления течения.
Данные участки разделены между собой земельными участками береговой полосы реки Темерник с кадастровыми номерами 61:44:0000000:164496, 61:44:0000000:154898, а также рекой Темерник, на которой располагается мост, обеспечивающий на момент осмотра проезд через данный участок реки.
В результате проведенного осмотра установлено, что помимо проезда, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 61:44:0082202:318, части участка с кадастровым номером 61:44:0082201:175 и части участка с кадастровым номером 61:44:0082201:186, на момент проведения осмотра доступ с целью проезда (прохода) организован:
1) к многоквартирному жилому дому по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Тракторная, 48, от дороги общего пользования по дороге с земляным покрытием с северо-восточной стороны от земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082202:245 до жилого дома.
2) к многоквартирному жилому дому по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Тракторная, 48, от дороги общего пользования по дороге с гравийным покрытием с южной стороны от земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082202:245 до жилого дома.
Согласно данным публичной кадастровой карты (https://pkk.rosreestr.ru) земельные участки с кадастровыми номерами 61:44:0082202:158, 61:44:0082202:320, 61:44:0082202:156, на которых расположен проезд с северо-восточной стороны от многоквартирного жилого дома, имеют форму собственности - частная собственность; вид разрешенного использования земельных участков - для эксплуатации санатория.
Исходя из вышеизложенного, для обеспечения свободного прохода или проезда неопределенного круга лиц по территории вышеуказанных земельных участков с кадастровыми номерами 61:44:0082202:158, 61:44:0082202:320, 61:44:0082202:156 необходимо установление в границах частей данных земельных участков публичного сервитута.
Проезд к многоквартирному жилому дому, расположенный с южной стороны от земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082202:245 располагается на земельных участках с кадастровыми номерами 61:44:0082202:157, 61:44:0082202:325, 61:44:0082202:330, 61:44:0082202:278 и 61:44:0082202:320.
Согласно данным публичной кадастровой карты (https://pkk.rosreestr.ru) земельные участки с кадастровыми номерами 61:44:0082202:157, 61:44:0082202:325 и 61:44:0082202:330, на которых расположен проезд с южной стороны от многоквартирного жилого дома, имеют форму собственности - частная собственность; вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082202:157 - для эксплуатации санатория, земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082202:325 - для эксплуатации санатория, дом отдыха, земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082202:278 - дом отдыха, земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082202:320 - для эксплуатации санатория, земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082202:330 - для общего пользования (уличная сеть).
Земельный участок с кадастровым номером 61:44:0082202:330 находится в частной собственности и не является территорией общего пользования.
В связи с этим, для обеспечения свободного прохода или проезда неопределенного круга лиц по территории земельных участков, на которых расположены проезды к многоквартирному жилому дому по ул. Тракторная, 48, и от многоквартирного жилого дома к береговой полосе реки Темерник необходимо установление в границах частей данных земельных участков публичного сервитута.
В результате проведенного исследования эксперт установил, что земельный участок с кадастровым номером 61:44:0082202:245, на котором расположен многоквартирный жилой дом, не имеет прямого доступа на территорию общего пользования.
Эксперт по итогам проведенной судебной экспертизы пришел к выводу о том, что на момент проведения осмотра установление публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082202:318, части земельного участка площадью 100 кв.м. с кадастровым номером 61:44:0082201:175, части земельного участка площадью 464 кв.м. с кадастровым номером 61:44:0082201:186 не является единственно возможным способом обеспечения проезда (прохода) неопределенного круга лиц, в том числе к береговой полосе реки Темерник, к жилому дому по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Тракторная, 48, расположенному на земельном участке с кадастровым номером 61:44:0082202:245.
С учетом взаимной связи земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082202:318, части земельного участка площадью 100 кв.м. с кадастровым номером 61:44:0082201:175 и части земельного участка площадью 464 кв.м. с кадастровым номером 61:44:0082201:186 единым сервитутом доступ на земельный участок с кадастровым номером 61:44:0082202:245 возможно осуществлять по существующим на момент осмотра проездам, расположенным с северо-восточной стороны от многоквартирного жилого дома на земельных участках с кадастровыми номерами 61:44:0082202:156, 61:44:0082202:320 и 61:44:0082202:158 и проезда с южной стороны, расположенного на земельных участках с кадастровыми номерами 61:44:0082202:157, 61:44:0082202:325, 61:44:0082202:330, 61:44:0082202:158 и 61:44:0082202:278.
Доступ к береговой полосе реки Темерник от земельного участка многоквартирного жилого дома по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Тракторная, 48, возможно осуществлять по существующему на момент осмотра проезду, расположенному на земельных участках с кадастровыми номерами 61:44:0082202:330, 61:44:0082202:158 и 61:44:0082202:278. Данные земельные участки пригодны к проезду в случае отсутствия преград.
Вместе с тем, экспертом установлено, что на момент натурного осмотра пути движения по дороге с северо-восточной стороны от земельного участка многоквартирного жилого дома, расположенной на земельных участках с кадастровыми номерами 61:44:0082202:156, 61:44:0082202:320 и 61:44:0082202:158 располагаются бетонные блоки, а также лестница, устроенная с использованием бордюрных блоков, препятствующие проезду автотранспортных средств. На пути движения по дороге с южной стороны от земельного участка многоквартирного жилого дома, расположенной на земельных участках с кадастровыми номерами 61:44:0082202:157, 61:44:0082202:325, 61:44:0082202:330, 61:44:0082202:278 и 61:44:0082202:158 расположены шлагбаумы, препятствующие обеспечению постоянного доступа для проезда на момент осмотра.
Таким образом, эксперт пришел к выводу о том, что проезд к многоквартирному жилому дому, имеющийся с северо-восточной стороны от земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082202:245, расположенный на земельных участках с кадастровыми номерами 61:44:0082202:156, 61:44:0082202:320 и 61:44:0082202:158, не соответствует требованиям по минимальной ширине пожарного проезда, а также имеет препятствие для проезда автомобилей в виде лестницы.
В связи с этим, эксперт пришел к выводу о том, что данную дорогу на момент проведения осмотра возможно использовать только в качестве прохода, а также использование данной дороги в качестве единственной для доступа к многоквартирному жилому дому может создавать угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в жилом доме. При этом проезд к многоквартирному жилому дому, имеющийся с южной стороны от земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082202:245, расположенный на земельных участках с кадастровыми номерами 61:44:0082202:157, 61:44:0082202:325, 61:44:0082202:330. 61:44:0082202:278 и 61:44:0082202:158 соответствует требованиям по минимальной ширине пожарного проезда, а также имеет препятствие для проезда автомобилей в виде шлагбаумов.
Эксперт пришел к выводу о том, что данный проезд на момент осмотра не обеспечивает беспрепятственный доступ посредством проезда (прохода) к земельному участку с кадастровым номером 61:44:0082202:245, но будет обеспечивать в случае демонтажа шлагбаумов. Проезд от многоквартирного жилого дома до береговой полосы реки Темерник, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 61:44:0082202:330, соответствует требованиям по минимальной ширине пожарного проезда. Эксперт пришел к выводу о том, что данный проезд обеспечивает доступ посредством проезда (прохода) к береговой полосе реки Темерник.
В результате проведенного исследования экспертом установлено, что с учетом взаимной связи земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082202:318, части земельного участка площадью 100 кв.м. с кадастровым номером 61:44:0082201:175 и части земельного участка площадью 464 кв.м. с кадастровым номером 61:44:0082201:186 единым сервитутом единственным альтернативным вариантом проезда (прохода) к многоквартирному жилому дому, в том числе к береговой полосе реки Темерник, является проезд через земельные участки с кадастровыми номерами 61:44:0082202:157, 61:44:0082202:325, 61:44:0082202:330, 61:44:0082202:278 и 61:44:0082202:158.
Ввиду того, что указанные выше земельные участки не являются территорией общего пользования, для обеспечения проезда (прохода) неопределенного круга лиц к береговой полосе реки Темерник, жилому дому по ул. Тракторной, 48, расположенному на земельном участке с кадастровым номером 61:44:0082202:245, по данному варианту проезда, необходимо установление публичного сервитута на части земельных участков с кадастровыми номерами 61:44:0082202:157 и 61:44:0082202:325, земельном участке с кадастровым номером 61:44:0082202:330 и на части земельных участков с кадастровыми номерами 61:44:0082202:278 и 61:44:0082202:158.
В силу пункта 8 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что установление публичного сервитута обусловлено не интересами конкретного правообладателя земельного участка, а общественными интересами (социальными потребностями), оспариваемым постановлением установлен публичный сервитут через ряд земельных участков, принадлежащих заявителям, в целях обеспечения свободного доступа неограниченного круга лиц, в том числе свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования - р. Темерник и его береговой полосе, на основании обращений жителей МКД по ул. Тракторная, 48.
Руководствуясь заключением дополнительной судебной экспертизы, суд первой инстанции указал на то, что установление экспертным путем иного возможного варианта (публичного сервитута) не ставит под сомнение законность выбранного органами местного самоуправления варианта публичного сервитутом.
На основании оспариваемого постановления сервитут установлен в отношении трех земельных участков, в то время как иной вариант предложенный экспертом, требует установление публичного сервитута в отношении пяти земельных участков, что более обременительно как для правообладателей, так и не соответствует интересам местного самоуправления и местного населения. К МКД отсутствует доступ через земли общего пользования, все возможные варианты прохода и проезда как к спорному МКД, так и береговой полосе подлежат обременению публичным сервитутом.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что количество земельных участков, в отношении которых устанавливается публичный сервитут, не является качественной характеристикой, отражающей публичный сервитут для собственников таких земельных участков в качестве обременительного и наоборот. При выборе варианта установления публичного сервитута следует руководствоваться площадью земельного участка, подлежащей обременению, и иными обстоятельствами, отражающими степень предполагаемых негативных последствий для собственника земельного участка от невозможности использования участка исключительно по собственному усмотрению.
Исследовав в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции суд указывает на то, что в рамках настоящего спора при установлении баланса интересов жителей г. Ростова-на-Дону и определенного круга собственников земельного участка недопустимо создание необоснованных преимуществ последним в ущерб интересам неопределенного круга лиц.
Вариант установления публичного сервитута, избранный администрацией в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:44:0082202:318, площадью 3116 кв.м., части земельного участка площадью 100 кв.м. (условный номер земельного участка 61:44:0082201:175:ЗУ4) с кадастровым номером 61:44:0082201:175, площадью 2 900 кв.м., части земельного участка площадью 464 кв.м. (условный номер земельного участка 61:44:0082201:186:ЗУ2) с кадастровым номером 61:44:0082201:186, площадью 7 274 кв.м., в отличие от иных вариантов установления публичного сервитут, обеспечивает неопределенному кругу лиц доступ (проезд) на мост по ул. Тракторной через р. Темерник.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителей подтвердил, что доступ (проезд) на данный мост осуществляется через принадлежащий заявителю земельный участок с кадастровым номером 61:44:0082202:318.
Таким образом, возражения заявителей, основанные на том, что администрацией нарушена процедура установления публичного сервитута, т.к. имеет место частный сервитут, являются неправомерными, с учетом установленных судом обстоятельств необходимости обеспечения неопределенному кругу лиц доступа (проезда) на мост через р. Темерник, представляющий собой территорию общего пользования, равно как и к береговой полосе р. Темерник.
Доводы апелляционной жалобы о том, что необходимость установления публичного сервитута в целях обслуживания сетей инженерных коммуникаций МКД N 48 по ул. Тракторной в г. Ростове-на-Дону отсутствует, подлежит отклонению, поскольку данное обстоятельство не было положено в основу оспариваемого постановления, а также в соответствии с действующим законодательством обслуживание подземных инженерных коммуникаций не требует установления публичного сервитута.
Таким образом, заявители не подтвердили несоответствие оспариваемого постановления закону или иным нормативным правовым актам и нарушение их прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем суд первой инстанции правомерно отклонил заявленные требования.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 08 августа 2022 года по делу N А53-6117/2021 оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.А. Попов |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-6117/2021
Истец: ООО "ВАВИЛОН-АВТО"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
Третье лицо: Софроненко Сергей Александрович
Хронология рассмотрения дела:
20.02.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-14869/2022
20.10.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15869/2022
08.08.2022 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-6117/2021
05.07.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11139/2021
09.06.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5787/2021