город Ростов-на-Дону |
|
21 октября 2022 г. |
дело N А32-13202/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н., судей О.Ю. Ефимовой,М.В. Соловьевой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству; акционерного общества "Кореновскрыба"; индивидуального предпринимателя Быценко Василия Ивановича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.07.2022 по делу N А32-13202/2021 по заявлению акционерного общества "Кореновскрыба" к Министерству сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края; Министерству природных ресурсов Краснодарского края; Азово-Черноморскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству
при участии третьих лиц общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Лада"; индивидуального предпринимателя Быценко Василия Ивановича; Денисовой Валентины Павловны; Денисова Егора Ремировича об оспаривании ненормативных актов,
с участием представителей:
от АО "Кореновскрыба": посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" представитель Горяев Д.В. по доверенности от 24.08.2022, от ИП Быценко В.И.: лично Быценко В.И.; Бухтияр С.Г. по доверенности;
от Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству: представитель Важинская Е.В. по доверенности от 10.01.2022, от Денисова Е.Р. и Денисовой В.П. посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" представитель Денисов Егор Ремирович, доверенность;
от Министерства природных ресурсов Краснодарского края посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" представитель Калякин Р.В. по доверенности от 14.12.2021;
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Кореновскрыба" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением (с учётом уточнённых и принятых судом к рассмотрению требований на дату вынесения решения суда):
- к Министерству природных ресурсов Краснодарского края о признании незаконным решения Министерства природных ресурсов КК от 07.05.2020 года N 23-06.01.00.002-Р-РМИО-С-2020-08335/00, обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя;
- к Министерству сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края о признании незаконным решение межведомственной комиссии по определению границ рыбоводных участков на территории Краснодарского края, оформленного протоколом N 21 от 15.07.2020 года в части исключения участка реки Левый Бейсужек в границах населенного пункта х. Пролетарский за номером 10.18 из перечня рыбоводных участков, установленных Приказом Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 20.07.2015 N 27, обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Обязать Министерство сельского хозяйства Краснодарского края издать приказ об отмене приказа N 307 от 15.07.2020 года в части исключения участка реки Левый Бейсужек в границах населенного пункта х. Пролетарский за номером 10.18 из раздела 10 "Муниципальное образование Кореновский район" приложения к приказу Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 20.07.2015 N 279 об утверждении перечня рыбоводных участков. Обязать Министерство сельского хозяйства Краснодарского края издать приказ о восстановлении сведений об участке реки Левый Бейсужек в границах населенного пункта х. Пролетарский за номером 10.18 в разделе 10 "Муниципальное образование Кореновский район" приложения к приказу Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 20.07.2015 N 279 об утверждении перечня рыбоводных участков.
- к Азово-Черноморскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству о признании незаконными действия/бездействие по согласованию условий использования водного объекта, послужившее основанием для принятия решения Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 07.05.2020 года N 23-06.01.00.002-Р-РМИО-С-2020-08335/00.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Лада"; индивидуального предпринимателя Быценко Василия Ивановича; Денисовой Валентины Павловны; Денисова Егора Ремировича,
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.07.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Азово-Черноморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству; акционерное общество "Кореновскрыба", индивидуальный предприниматель Быценко Василий Иванович обжаловали решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ.
Управление не согласно с решением суда в части вывода о законности решения межведомственной комиссии Минсельхоза КК по определению границ рыбоводных участков на территории Краснодарского края, оформленного протоколом N 21 от 15.07.2020 года и приказа Минсельхоза КК N 307 от 15.07.2020 года в части исключения рыбоводного участка расположенного на реке Левый Бейсужек в границах населенного пункта х. Пролетарский N 10.18 из перечня рыбоводных участков, утвержденных Приказом N 279, поскольку это противоречит пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2014 N 450 "Об утверждении Правил организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора пользования рыбоводным участком". При этом с заявителем договор пользования РВУ от 17.12.2015 N 229/К (дело А32-42611/2019) прекращен, а Минсельхоз КК был уведомлен о проведении торгов в отношении рыбоводного участка с реестровым номером 10.18, представленному в лоте N 3 аукционной документации. В связи с чем Управление полагает, что Минсельхоз Краснодарского края при организации и проведении межведомственной комиссии по вопросам определения границ рыбоводных участков на территории Краснодарского края, состоявшейся 15.07.2020, был нарушен пункт 6 постановление Правительства N 1183. По результатам проведенного 20.08.2020 года аукциона победителем по лоту N 3 признан ИП Быценко Василий Иванович, которому передан рыбоводный участок.
Апелляционная жалоба общества мотивирован тем, что Решение Министерства природных ресурсов КК от 07.05.2020 года N 23-06.01.00.002-Р-РМИО-С-2020-08335/00было принято без надлежаще проведенных научных изысканий и обоснований, с нарушением публичных интересов неограниченного круга лиц, поскольку отсутствует обоснование в материалах согласования нормативов допустимого воздействия по изъятию водных ресурсов из водного объекта, разработанных в порядке ст.12 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ, Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 328 "Об утверждении Методических указаний по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты" (далее - Приказ N328), в соответствии с которыми такие нормативы допустимого воздействия по изъятию водных ресурсов из водного объекта, должны быть произведены на основании данных из государственного водного реестра об основных гидрографических и гидрологических характеристиках водного объекта в ближайшем к месту забора (изъятия) водных ресурсов створе реки Л.Бейсужек.
Заявителем в материалы настоящего дела были представлены материалы - приложения к Приказу N 388-пр, размещённые на официальном сайте Кубанское Бассейновое Водное Управление (Краснодарский край), ФГУ Кубаньмониторингвод - Схемы комплексного использования и охраны водных объектов (kbvu-fgu.ru/docs7). Как следует из представленных доказательств в указанной схеме и приложениях к ней полностью отсутствуют квоты в отношении водного объекта - "Река Левый Бейсужек АЗО/Бейсуг/65, (06010000212199000000010), в отношении которого было принято оспариваемое решение. В указанной схеме (Книга N 5, таблица 1.1.) имеются квоты исключительно в отношении водохозяйственного участка (ВХУ) 06.01.00.002-р.Бейсуг в составе рек Ясени, Албаши, Челбас, Бейсуг.
В отношении реки Бейсуг (включая все притоки, в том числе р.Левый Бейсужек), расположенной в границах водохозяйственного участка 06.01.00.002-р.Бейсуг, установлен показатель норматива допустимого безвозвратного изъятия стока к замыкающему створу подучастка, расположенного в устье реки Бейсуг (Таблица 5.21 приложения к Приказу N 388-пр) и не может применяться к ближайшему к месту забора (изъятия) водных ресурсов ООО "Агрофирма "Лада" створу реки Л.Бейсужек.
Расчёты параметров водопользования, на основании которых было согласовано решение от 07.05.2020 года, не основаны на каких-либо нормативных актах, утверждающих соответствующие квоты на забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта в месте водозабора и не соответствует схеме комплексного использования и охраны водных объектов рек бассейна Азовского моря междуречья Кубани и Дона, утверждённой Приказом Кубанского бассейного водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 17.10.2014 N 388-пр, следовательно решение - незаконное.
Обязательным условием для принятия решения от 07.05.2020 года N 23-06.01.00.002-Р-РМИО-С-2020-08335/00 являлось наличие утвержденных в установленном порядке нормативов допустимого воздействия по изъятию водных ресурсов из водного объекта, произведенных на основании данных из государственного водного реестра об основных гидрографических и гидрологических характеристиках водного объекта в ближайшем к месту забора (изъятия) водных ресурсов створе реки Л.Бейсужек.
Как следует из пунктов 3.1-3.5 оспариваемого решения при его принятии у Минприроды КК полностью отсутствовала информация о морфометрических, гидрологических характеристиках водного объекта, а также о качестве воды в р.Л.Бейсужек в месте водопользования.
Решение о предоставленном ООО "Агрофирма "Лада" праве безвозвратного забора (изъятия) водных ресурсов в объеме 2995,334 тыс. м3, является необоснованным и незаконным, не учитывающим характеристики водного объекта и негативные последствия забора (изъятия) в указанном объеме.
АО "Кореновскрыба" полагает незаконнымии необоснованными выводы суда первой инстанции, что оспариваемым решением не затрагивались права Заявителя, так как водный объект не находился в обособленном пользовании АО "Кореновскрыба", поскольку государственный орган в период действия договора N 229/К от 17.12.2015 года предоставил права пользования водным объектом ООО "Агрофирма "Лада" для изъятия водных ресурсов из данного объекта без возврата воды в водный объект в целях гидромелиорации сельскохозяйственных угодий, что в совокупности с объемами изъятия водных ресурсов, установленных в пп. 9 п. 2.3 решения от 07.05.2020 года, противоречит целевому назначению водного объекта и создаёт угрозу для аквакультуры в данном водном объекте. Ведение подобной хозяйственной деятельности на водном объекте прямо противоречит целям, задачам и принципам водного законодательства и законодательства об охране окружающей среды, угрожает жизни и здоровью человека, нарушает конституционное права человека на благоприятную окружающую среду. Оспариваемое решение было выдано в отсутствие сведений об основных гидрографических и гидрологических характеристиках водного объекта в ближайшем к месту забора (изъятия) водных ресурсов створе реки Л.Бейсужек и без учета утвержденных в установленном порядке нормативов допустимого воздействия по изъятию водных ресурсов из водного объекта, без расчета ущерба для водного объекта планируемой деятельностью.
АО "Кореновскрыба" имеет заинтересованность в настоящем споре ввиду нахождения в непосредственной близости от места забора (изъятия) водных ресурсов ООО "Агрофирма "Лада" из водного объекта р.Левый Бесужек вырастных прудов рыбопитомника Дядьковский (участок 2), расположенных на земельном участке с к/н 23:12:0506000:1 из состава земель населенных пунктов фактической площадью 182 439 кв.м. (18,3 га), предоставленным Заявителю в аренду на 49 лет до 29 июня 2061 года на основании договора аренды N 1200004635 от 29.06.2012 года. Земельный участок с к/н 23:12:0506000:1 предназначен для обслуживания зданий и сооружений рыбопитомника. Рыбопитомник состоит из двух прудов, общей площадью (мощностью) 17 га (брутто) или 13,7 га (нетто). Пруды рыбопитомника были построены на основании индивидуального проекта "Вырастные пруды в х.Пролетарском", разработанного в 1980 году Конструкторским бюро ПО "Кубаньрыбпром". Водообеспечение прудов производится от насосной станции из реки Левый Бейсужек. Пруды имеют независимое водоснабжение и сброс. Только для одновременного наполнения прудов водой согласно проекта требуется 15 дней работы насосной станции мощностью 0,3 куб.м в секунду, что потребует 388 800 куб.м воды в год, не считая потерь на испарение и фильтрацию за период выращивания рыбопосадочного материала с июня по сентябрь. В совокупности с потребностями основного участка рыбопитомника Дядьковский, расположенного ниже от места водозабора ООО "Агрофирма "Лада" по течению р.Левый Бейсужек, общий размер потребности в водных ресурсах для рыбопитомника Дядьковский составляет более 1,2 млн. кубометров воды (857 тыс.м3 + 388 800 тыс.м3) в год (с учетом наполнения прудов, насыщения грунта ложа и дамб, испарения с водной поверхности и водообмена зимовальных прудов). Указанный объем водопотребления прудов рыбопитомника Дядьковский, расположенных на земельных участках с к/н 23:12:0506000:1 и 23:12:0506000:2, должно было быть учтено заинтересованными лицами при принятии решения, позволявшего ООО "Агрофирма "Лада" безвозвратно изымать до 3 млн. м3 воды в годиз реки Левый Бейсужек, что нарушает права и законные экономические интересы АО "Кореновскрыба".
Азово-Черноморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству неправомерно согласовало условия использования водного объекта без надлежащего изучения представленных на согласование материалов, что повлекло за собой принятие незаконного решения Министерством природных ресурсов Краснодарского края.
Суд первой инстанции в отсутствие полномочий признал ненормативный правовой акт органа исполнительной власти нелегитимным, поскольку не учел решение Исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 14 июня 1978 года N 372 "О мерах по развитию товарного рыбоводства". Документ подтверждает легитимность решения Исполнительного комитета Кореновского района от 19 октября 1984 года N 340-б о выделении рыбколхозу "15 лет Октября" водоема Пролетарский на реке Левый Бейсужек в обособленное пользование в целях рыборазведения и орошения, как принятое в соответствии с положениями Водного кодекса РСФСР 1972 года. Вопреки выводам суда первой инстанции рассматриваемый судом спор не содержал требований, согласно которого устанавливался факт правопреемственности или недействительность решения Исполнительного комитета Кореновского районного совета народных депутатов от 19.10.1984 г. N 340-б. Вывод суда первой инстанции об отсутствии у Заявителя титула обособленного водопользователя реки Левый Бейсужек в месте забора (изъятия) водных ресурсов ООО "Агрофирма "Лада" в целях рыборазведения (аквакультуры) и гидромелиорации (орошения) земель в виду нелегитимности решения Исполнительного комитета Кореновского района от 19 октября 1984 года N340-б является необоснованным и незаконным.
Заявитель также полагает, что в материалах дела имеются надлежащие доказательства наличия у АО "Кореновскрыба" как правопреемника рыболовецкого колхоза "15 лет Октября" права титульного обособленного водопользования акватории реки Левый Бейсужек в месте нахождения водозабора ООО "Агрофирма "Лада" в целях орошения (гидромелиорации земель), строительства нагульных и питомных прудов, а также рыборазведения (прудовой аквакультуры), предоставленных ранее на основании совместных решений органов исполнительной власти: решение исполнительного комитета Кореновского районного Совета депутатов трудящихся Краснодарского края РСФСР, оформленного протоколом N 3 от 16 февраля 1971 года, решение Исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 14 июня 1978 года N 372 "О мерах по развитию товарного рыбоводства" с приложениями; решение Исполнительного комитета Кореновского районного совета народных депутатов от 19.10.1984 г. N 340-б.
Заявитель также считает, что если Министерством природных ресурсов Краснодарского края решение было принято на основании расчета водопользования и лимитов изъятия водных ресурсов, установленных для водохозяйственного участка (ВХУ) 06.01.00.002-р.Бейсуг в составе рек Ясени, Албаши, Челбас, Бейсуг и при этом рассчитанного для створа, расположенного в устье реки Бейсуг, то и местонахождение стационарного водозабора ООО "Агрофирма "Лада" в таком случае также должно находиться в районе устья реки Бейсуг.
Апелляционная жалоба предпринимателя мотивирована тем, что достаточным основанием для отказа в заявленных требованиях является истечение срока договора пользования рыбоводным участком, заключенного ранее АО "Кореновскрыба", независимо от заключения предпринимателем договора, а вывод Арбитражного суда Краснодарского края о законности решения межведомственной комиссии от 15.07.2020 и приказа Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края N 307 от 15.07.2020, изложенный в описательной части обжалуемого судебного решения, является ошибочным, поскольку для исключения рыбоводного участка N 10.18 из числа рыбоводных участков отсутствовали экономические основания: поводом для исключения рыбоводного участка N 10.18 из числа рыбоводных участков стало письмо ООО "Агрофирма "Лада" от 26.06.2020 г. Однако данный участок использовался и сейчас используется ООО "Агрофирма "Лада" по договору водопользования с совместным видом водопользования.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, изложили свои правовые позиции.
Представителем АО "Кореновскрыба" заявлен отказ от требований к Министерству сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края о признании незаконным решение межведомственной комиссии по определению границ рыбоводных участков на территории Краснодарского края, оформленного протоколом N 21 от 15.07.2020 года в части исключения участка реки Левый Бейсужек в границах населенного пункта х. Пролетарский за номером 10.18 из перечня рыбоводных участков, установленных Приказом Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 20.07.2015 N 27, обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Обязать Министерство сельского хозяйства Краснодарского края издать приказ об отмене приказа N 307 от 15.07.2020 года в части исключения участка реки Левый Бейсужек в границах населенного пункта х. Пролетарский за номером 10.18 из раздела 10 "Муниципальное образование Кореновский район" приложения к приказу Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 20.07.2015 N 279 об утверждении перечня рыбоводных участков. Обязать Министерство сельского хозяйства Краснодарского края издать приказ о восстановлении сведений об участке реки Левый Бейсужек в границах населенного пункта х. Пролетарский за номером 10.18 в разделе 10 "Муниципальное образование Кореновский район" приложения к приказу Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 20.07.2015 N 279 об утверждении перечня рыбоводных участков.
Заявитель поддерживает требования к Министерству природных ресурсов Краснодарского края о признании незаконным решения Министерства природных ресурсов КК от 07.05.2020 года N 23-06.01.00.002-Р-РМИО-С-2020-08335/00; к Азово-Черноморскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству о признании незаконными действия/бездействие по согласованию условий использования водного объекта, послужившее основанием для принятия решения Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 07.05.2020 года N 23-06.01.00.002-Р-РМИО-С-2020-08335/00.
Представители иных лиц, участвующих в деле, не возражали против принятия апелляционным судом частичного отказа от требований.
Статья 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает процессуальное право заявителя на отказ от иска наряду с его процессуальным правом на изменение размера исковых требований, в связи с чем реализация права на изменение размера исковых требований не предполагает необходимость истца отказаться от иска в части первоначально заявленных требований.
В силу пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отказе от исковых требований производство по делу в данной части подлежит прекращению.
Дела об оспаривании ненормативных актов, перечисленных в части 1 статьи 197 АПК РФ, которые затрагивают права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными главой 24 АПК РФ. Таким образом, заявителем использовано право на отказ от заявленных требований в части.
В случае принятия отказа от части требований и прекращения производства по делу повторное обращение в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается (часть 3 статьи 151 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, изложили свои правовые позиции.
Дело рассмотрено в соответствии с положениями статьи 156 АПК РФ.
Рассмотрев заявленный частичный отказ от требований с учетом требований части 5 статьи 49 АПК РФ, апелляционный суд полагает его принять, поскольку заявленный отказ заявлен легитимным представителем, не противоречит закону, не нарушает других лиц, что судом установлено, в том числе путем оценки доводов и возражений сторон.
В указанной части решение суда первой инстанции подлежит отмене с прекращением дела производством.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции в отношении поддерживаемых заявителем требований пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, Управлением Азово - Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (далее-Управление) в 2015 году в порядке статьи 21 Федерального закона от 02.07.2013 N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об аквакультуре) с АО "Кореновскрыба" заключены договоры пользования рыбоводными участками, в том числе договор пользования рыбоводным участком N 229/К от 17.12,2015 (реестровый номер рыбоводного участка 10.18), расположенный на участке реки Левый Бейсужек в границах хутора Пролетарский Кореновского района Краснодарского края.
В соответствии с пунктами 1.1 - 1.1.4 заключенных сторонами договоров пользования рыбоводными участками определено наименование, местоположение, площадь и границы рыбоводных участков. Видовой состав объектов аквакультуры, подлежащих разведению и (или) содержанию, выращиванию, закреплен в пункте 1.2. договоров.
Пунктом 1.6 договоров предусмотрено осуществление пользователем мероприятий по охране окружающей среды, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе закреплены обязанности не допускать ухудшения среды обитания водных биологических ресурсов, содержать рыбоводные участки в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям.
Согласно пункту 2.1 договоров управление имеет право осуществлять проверку соблюдения пользователем условий договора в соответствии с законодательством Российской Федерации; запрашивать и получать у пользователя информацию, касающуюся деятельности рыбоводного хозяйства, требовать исполнения условий договора.
На основании пунктов 2.4. - 2.4.8. договоров пользователь обязан: соблюдать законодательство Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, аквакультуры (рыбоводства), водного, земельного, гражданского, санитарно-ветеринарного, природоохранного законодательства Российской Федерации, а также условия договора; осуществлять мероприятия по охране окружающей среды, водных объектов и других природных ресурсов; осуществлять учет изъятых объектов аквакультуры и объем прилова водных биологических ресурсов на рыбоводном участке; представлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке статистическую отчетность об объемах изъятия аквакультуры и объемах прилова водных биологических ресурсов по форме 1-П (рыба); предоставлять в порядке, установленном Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, отчетность об объеме выпуска в водные объекты и объеме изъятия из водных объектов аквакультуры. Ежеквартально представлять в управление сведения из журнала изъятия объектов аквакультуры; представлять по запросу управления информацию, касающуюся деятельности пользователя по выполнению условий договора; в случае причинения вреда (ущерба) водным биологическим ресурсам и (или) среде их обитания в результате своей деятельности компенсировать причиненный вред (ущерб) в установленном законодательством Российской Федерации порядке; выполнять план развития рыбоводного хозяйства (включая достижение запланированных объемов разведения (выращивания) водных биологических ресурсов), представленный пользователем в составе заявке для участия в конкурсе, по результатам которого с пользователем был заключен договор о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства, указанный в преамбуле договора и послуживший основанием для заключения последнего.
Договоры вступают в силу с момента их подписания сторонами (пункт 4.1.) и действуют до 31.01.2021 и до 04.02.2021 соответственно (пункт 4.2.).
Согласно пункту 5.4 договоры подлежат досрочному расторжению в соответствии с гражданским законодательством в одностороннем порядке по требованию управления в случае использования пользователем рыбоводного участка с нарушением требований федеральных законов или неосуществления пользователем в течение двух лет подряд деятельности, предусмотренной договором, с момента установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти факта неосуществления указанной деятельности.
В рамках дела А32-42611/2019 в 2019 году Управление обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением о расторжении вышеуказанных договоров пользования рыбоводными участками.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.04.2021 года оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22.07.2021, в удовлетворении исковых требований Управлению отказано, поскольку, срок действия спорных договоров истек в феврале 2021 года. Постановлением суда кассационной инстанции от 27.12.2021 судебные акты оставлены без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 33.3 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологически ресурсов" по договору о предоставлении рыбопромыслового участка одна сторона - орган государственной власти обязуется предоставить другой стороне - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю право на добычу (вылов) водных биоресурсов на рыбопромысловом участке.
В договоре о предоставлении рыбопромыслового участка указываются его стороны, предмет договора, срок его действия, вид рыболовства и иные условия (часть 2 статьи 33.3 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ).
В силу части 1 статьи 21 Закона N 148-ФЗ в случае, если рыбоводному хозяйству предоставлен рыбопромысловый участок для осуществления товарного рыбоводства до дня вступления в силу данного закона на основании договора о предоставлении рыбопромыслового участка, этот договор переоформляется без проведения торгов путем заключения договора пользования рыбоводным участком на оставшуюся часть срока действия заключенного ранее договора о предоставлении рыбопромыслового участка.
Договор пользования рыбоводным участком заключается с рыбоводным хозяйством, указанным в части 1 данной статьи, в течение двух лет после дня вступления в силу названного закона (части 2 статьи 21 Закона N 148-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 148-ФЗ по договору пользования рыбоводным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, собственник этого участка обязуется предоставить его рыбоводному хозяйству за плату во временное пользование для осуществления аквакультуры (рыбоводства).
Согласно части 2 статьи 9 названного Закона существенными условиями договора пользования рыбоводным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, являются: стороны и предмет договора; срок договора; местоположение и площадь рыбоводного участка; видовой состав объектов аквакультуры, подлежащих разведению и (или) содержанию, выращиванию, а также выпуску в водный объект и изъятию из водного объекта в границах рыбоводного участка; основания и условия, определяющие изъятие объектов аквакультуры из водных объектов в границах рыбоводного участка; сведения об объектах рыбоводной инфраструктуры; мероприятия, которые относятся к рыбохозяйственной мелиорации и осуществляются рыбоводным хозяйством; обязательства рыбоводного хозяйства осуществлять мероприятия по охране окружающей среды, водных объектов и других природных ресурсов; обязательства рыбоводного хозяйства предоставлять в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, отчетность об объеме выпуска в водные объекты и объеме изъятия из водных объектов аквакультуры; ответственность сторон.
В рамках постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2014 N 450 "Об утверждении Правил организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора пользования рыбоводным участком" (далее - Правила N 450) Управлением Азово - Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству было принято решение о проведении аукциона на право заключения договора пользования рыбоводным участком, расположенным во внутренних водах Российской Федерации, на территории Краснодарского края, для осуществления пастбищной аквакультуры, одним из которых был лот N 3 - рыбоводный участок, расположенный на участке реки Левый Бейсужек в границах хутора 4 Пролетарский Кореновского района Краснодарского края (ранее, данный рыбоводный участок был предоставлен в пользование АО "Кореновскрыба" по договору пользования РВУ от 17.12.2015 N 229/К).
По результатам проведенного 20.08.2020 года аукциона на право заключения договора пользования рыбоводным участком, расположенным во внутренних водах Российской Федерации, на территории Краснодарского края победителем по лоту N 3 (рыбоводный участок, расположенный на участке реки Левый Бейсужек в границах хутора Пролетарский Кореновского района Краснодарского края) признан ИП Быценко Василий Иванович, предложивший более высокую цену предмета аукциона 159 600,00 руб.
Полагая незаконными и нарушающими права заявителя решение Министерства природных ресурсов Краснодарского края о от 07.05.2020 года N 23-06.01.00.002-Р-РМИО-С-2020-08335/00; действий/бездействия Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству по согласованию условий использования водного объекта, послужившего основанием для принятия решения Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 07.05.2020 года N 23-06.01.00.002-Р-РМИО-С-2020-08335/00, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, исходя из положений статей 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильно квалифицировал заявленные требования и пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения с учетом того, что оспариваемые заявителем ненормативные акты не могут нарушать права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности поскольку срок договора пользования рыбоводным участком, заключенный ранее с АО "Кореновскрыба" истек, в пользовании заявителя не находится, предоставлен третьему лицу. Заявитель не обращался в установленном порядке с заявлением в уполномоченный орган о предоставлении ему водного объекта (его части) в обособленное водопользование. Следовательно, действия министерства природных ресурсов Краснодарского края по предоставлению водного объекта в пользование на основании решения от 7 мая 2020 г. N 23-06.01.00.002-Р-РМИО-С-2020-08335/00 являются законными и осуществлены в рамках действующего законодательства Российской Федерации и Краснодарского края.
Доводы апелляционных жалоб управления и предпринимателя о том, что суд первой инстанции дал неправомерную оценку решению межведомственной комиссии Минсельхоза КК по определению границ рыбоводных участков на территории Краснодарского края, оформленному протоколом N 21 от 15.07.2020 года, и приказу Минсельхоза КК N 307 от 15.07.2020 года - апелляционным судом не принимаются, поскольку с учетом принятия судом частичного отказа от заявленных требований и прекращению производства по делу в данной части права указанных лиц не нарушены.
Доводы апелляционной жалобы общества проверены апелляционным судом и подлежат отклонению.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 2 июля 2013 г. 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об Аквакультуре), постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2014 г. N 1183 утверждены Правил определения береговых линий (границ водных объектов) и (или) границ частей водных объектов, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками.
В соответствии с частью 2 статьи 38 Водного кодекса Российской Федерации обособленное водопользование может осуществляться на водных объектах или их частях, находящихся в собственности физических лиц, юридических лиц, водных объектах или их частях, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами, а также для осуществления аквакультуры (рыбоводства).
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" участок реки Левый Бейсужек в границах населенного пункта х. Пролетарский с географическими координатами (1) 45°ЗГ00" СШ; 39°14'1Г' ВД (2) 45°31,05" СШ; 39°14'16" ВД (3) 45°30'58-м СШ; 39014'24" ВД (4) 45°30,47" СШ; 39°14'27-м ВД (5) 45°30'53" СШ; 39°14'37" ВД (6) 45°30"54" СШ; 39°14'49" ВД (7) 45°ЗГ05" СШ; 39*1341* ВД (8) 45°31,06" СШ; '39°15'18" ВД (9) 45°30'55" СШ; 39°15'09" ВД (10) 45°30'37-м СШ; 39°15'28" ВД (11) 45°30*45п СШ; 39°15'42" ВД (12) 45°30'52" СШ; 39°15'39" ВД (13) 45°30'59" СШ; 39°15'29" ВД (14) 45°31,03" СШ; 39°15'39" ВД (15) 45°31,03" СШ; 39°15'57" ВД (16) 45°30'55-м СШ; 39°16,10" ВД (17) 45°30'56" СШ; 39°16,32" ВД (18) 45°30'29" СШ; 39°16'56" ВД (19) 45°30,13" СШ; 39°17'06" ВД (20) 45°30'03-м СШ; 39°17'26" ВД (21) 45°30'10-м СШ; 39°17'4Г ВД (22) 45°30'39" СШ; 39°17|44" ВД (23) 45о30'41" СШ; 39°18,08н ВД (24) 45°30,17" СШ; 39°18'28п ВД (25) 45°29,52" СШ; 39°18,07" ВД (26) 45°29'48п СШ; 39°18,33" ВД (27) 45°29'40" СШ; 39°19,04" ВД (28) 45°29'37-м СШ; 39°19'01" ВД (29) 45°29'48-м СШ; 39°18,23" ВД (30) 45°29'46-м СШ; 39°18,02" ВД (31) 45°30'11п СШ; 39°18'18" ВД (32) 45°30'23" СШ; 39°18'24" ВД (33) 45°30'39" СШ; 39°18'08и ВД (34) 45°30'39" СШ; 39°17,46" ВД (35) 45°30'15" СШ; 39°17'44" ВД (36) 45°30'02п СШ; 39°17'38" ВД (37) 45°29,59п СШ; 39°17'22" ВД (38) 45°30'06" СШ; 39°17'04" ВД (39) 45°30'14" СШ; 39°16'53-м ВД (40) 45°30'26-м СШ; 39016'52" ВД (41) 45°30'37-м СШ; 39°16'39-м ВД (42) 45°30,53*' СШ; 39°16'27-м ВД (43) 45°30'55" СШ; 39°16'0Г ВД (44) 45°30'51" СШ; 39°15'48" ВД (45) 45°30'33-м СШ; 39°15,52" ВД (46) 45°30'29" СШ; 39°15'58" ВД (47) 45о30'18" СШ; 39°15'36-м ВД (48) 45°30'35п СШ; 39°15,22" ВД (49) 45°30'29" СШ; 39°15'19" ВД (50) 45°30'39п СШ; 39°15'19" ВД (51) 45°30'50п СШ; 39°15'04" ВД (52) 45°30'39" СШ; 39°15'02" ВД (53) 45°30'30" СШ; 39017'45" ВД (54) 45°30,39" СШ; 39°14'55-м ВД (55) 45°30,35" СШ; 39°14,35" ВД (56) 45°30,41" СШ; 39°14,39" ВД (57) 45о30'37" СШ; 39°14'18" ВД (58) 45°30,15" СШ; 39°14'06" ВД (59) 45°30'29" СШ; 39°14,05" ВД (60) 45о 30'39" СШ; 39°14, 14" ВД (61) 45°30*55-м СШ; 39°14'15" ВД на территории Кореновского района (190,0 га) под порядковым номером 302 был включен в Перечень рыбопромысловых участков Азово-Черноморского рыбохозяйственного бассейна на территории Краснодарского края, утвержденный постановлением главы администрации Краснодарского края от 4 мая 2007 г..N 420.
В связи с изменением федерального законодательства в области рыбоводства, а также в целях приведения в соответствие с Законом об Аквакультуре нормативных правовых актов Краснодарского края, приказом министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 4 июля 2017 г. N 164 внесены изменения в приказ министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 20 июля 2015 г. N 279 "Об утверждении перечня рыбоводных участков, расположенных во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края, а также во внутренних морских водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации, прилегающих к территории Краснодарского края" (далее также Приказ N 279), которым перечень рыбоводных участков дополнен пунктом 10.18 "Участок реки Левый Бейсужек в границах населенного пункта х. Пролетарский с географическими координатами (1) 45°31'00" СШ; 39°14'11" ВД (2) 45°31*05" СШ; 39°14,16" ВД (3) 45°30'58" СШ; 39°14'24" ВД (4) 45°30'47" СШ; 39°14'27" ВД (5) 45°30'53" СШ; 39°14'37" ВД (6) 45°30'54" СШ; 39°14'49" ВД (7) 45°31*05" СШ; 39°15'1Г ВД (8) 7 45°31'06" СШ; 39°15'18" ВД (9) 45°30'55" СШ; 39°15'09" ВД (10) 45°30'37" СШ; 39°15'28" ВД (11) 45°30'45" СШ; 39°15'42" ВД (12) 45°30'52" СШ; 39°15'39" ВД (13) 45°30*59" СШ; 39°15'29" ВД (14) 45°31'03" СШ; 39°15'39" ВД (15) 45°31*03" СШ; 39°15'57" ВД (16) 45°30'55" СШ; 39°16'10" ВД (17) 45°30'56" СШ; 39°16*32" ВД (18) 45°30*29" СШ; 39°16'56" ВД (19) 45°30'13" СШ; 39°17'06" ВД (20) 45°30'03" СШ; 39°17'26" ВД (21) 45°30'10" СШ; 39°17'4Г ВД (22) 45°30'39" СШ; 39°17'44" ВД (23) 45°30'41" СШ; 39°18'08" ВД (24) 45°30'17" СШ; 39°18'28" ВД (25) 45°29'52" СШ; 39°18*07" ВД (26) 45°29'48" СШ; 39°18'33" ВД (27) 45°29'40" СШ; 39°19'04" ВД (28) 45°29*37" СШ; 39°19'01" ВД (29) 45°29'48" СШ; 39°18'23" ВД (30) 45°29'46" СШ; 39°18'02" ВД (31) 45°30'1Г СШ; 39°18'18" ВД (32) 45°30'23" СШ; 39°18,24" ВД (33) 45°30'39" СШ; 39°18'08" ВД (34) 45°30'39" СШ; 39°17'46" ВД (35) 45°30'15" СШ; 39°17*44" ВД (36) 45°30'02" СШ; 39°17'38" ВД (37) 45°29*59" СШ; 39°17'22" ВД (38) 45°30'06" СШ; 39°17'04" ВД (39) 45°30*14" СШ; 39°16'53" ВД (40) 45°30'26" СШ; 39°16'52" ВД (41) 45°30*37" СШ; 39°16'39" ВД (42) 45°30'53" СШ; 39°16'27" ВД (43) 45°30'55" СШ; 39°16*01" ВД (44) 45°30'51" СШ; 39°15'48" ВД (45) 45°30'33" СШ; 39°15'52" ВД (46) 45°30*29" СШ; 39°15'58" ВД (47) 45°30'18" СШ; 39°15'36" ВД (48) 45°30*35" СШ; 39°15'22" ВД (49) 45°30'29" СШ; 39°15'19" ВД (50) 45°30*39" СШ; 39°15'19" ВД (51) 45°30'50" СШ; 39°15'04" ВД (52) 45°30'39" СШ; 39°15'02" ВД (53) 45°30*30" СШ; 39°17*45" ВД (54) 45°30'39" СШ; 39°14'55" ВД (55) 45°30'35" СШ; 39°14'35" ВД (56) 45°30'41" СШ; 39°14,39" ВД (57) 45°30'37" СШ; 39° 14°18" ВД (58) 45°30'15" СШ; 39°14'06" ВД (59) 45°30'29" СШ; 39°14'05" ВД (60) 45°30'39" СШ; 39°14'14" ВД (61) 45°30'55" СШ; 39°14'15" ВД на территории Кореновского района (190,0 га)" с указанием вида водопользования - "совместное". Правовой акт размещался на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Главная/Документы/ Приказы минсельхоза Краснодарского края" (https://msh.krasnodar.ru/documents/orders l/news_).
Согласно части 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для осуществления аквакультуры (рыбоводства) и акклиматизации водных биологических ресурсов.
Статьей 51.1 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что использование водных объектов рыбохозяйственного значения для целей рыболовства и 8 аквакультуры (рыбоводства) осуществляется в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов (Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов") и законодательством Российской Федерации регулирующим отношения в области аквакультуры (рыбоводства) (Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Часть 1 статьи 38 Водного кодекса подразделяет водопользование на совместное и обособленное, исходя из условий предоставления водных объектов в пользование.
Совместное водопользование предполагает право других лиц на доступ и использование водного объекта или его части для различных целей. Водным Кодексом Российской Федерации предусмотрены особые условия получения права на осуществление обособленного водопользования, исключающие использование водных объектов или их частей другими лицами.
В силу части 2 статьи 38 Водного Кодекса Российской Федерации обособленное водопользование может осуществляться на водных объектах или их частях, находящихся в собственности физических лиц, юридических лиц, водных объектах или их частях, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами, а также для осуществления аквакультуры (рыбоводства). Таким образом, в случае если для целей водопользования требуется получение водного объекта (или его части) в обособленное пользование, необходимо оформление данного права и получение разрешительного решения уполномоченного государственного органа в предусмотренном Водным кодексом порядке.
Согласно статье 23 Водного кодекса РСФСР от 30 июня 1972 г. водные объекты могут состоять в совместном или обособленном пользовании. В обособленном пользовании состоят водные объекты (части водных объектов), предоставленные на основании решения государственных органов (статья 28 настоящего Кодекса) в пользование предприятию, учреждению, организации. В совместном пользовании состоят водные объекты (части водных объектов), не предоставленные в обособленное пользование.
Статья 28 Водного кодекса РСФСР гласит о том, что уполномоченными органами, имеющими право на предоставление водных объектов в обособленное пользование, являются: - исполнительные комитеты районных, городских Советов народных депутатов предоставляют в обособленное пользование замкнутые (непроточные) водоемы, находящиеся в пределах территории района, города; - исполнительные комитеты областных, краевых Советов народных депутатов, Советы Министров автономных республик предоставляют в обособленное пользование водные объекты, находящиеся на территории области, края, автономной республики, не отнесенные к судоходным или лесосплавным водным путям и не объявленные заповедными; - Совет Министров РСФСР либо уполномоченные государственные органы предоставляют в обособленное пользование водные объекты или их части в случаях, предусмотренных статьями 20 и 71 настоящего Кодекса, а также во всех других случаях.
Поскольку река Левый Бейсужек не является замкнутым (непроточным) водоемом и протекает по Тбилисскому району, Усть-Лабинскому району, Кореновскому району, Выселковскому району, Тимашевскому району, вывод суда первой инстанции, что Решение Исполнительного комитета Кореновского районного совета народных депутатов от 19 октября 1984 г. N 340-6 не является легитимным, поскольку уполномоченным органом, имеющим право на предоставление данного водного объекта в обособленное пользование являлся на тот момент исполнительный комитет краевого Совета Народных Депутатов Краснодарского края, является верным. Иные представленные заявителем в материалы дела нормативные акты также не подтверждают его права на спорный водный участок, а с учетом предмета настоящего спора - не подтверждают доводы о нарушении прав заявителя действиями/бездействием управления и принятым ненормативным актом.
Из текста решения Исполнительного комитета Кореновского районного совета народных депутатов от 19.10.1984 г. N 340-б (том 2, л.д. 119-121) о передаче водоемов в обособленное водопользование рыбколхозу "15 лет Октября" невозможно установить, что рыбколхозу "15 лет Октября" передан в обособленное пользование именно участок реки Бейсужек (Левый Бейсужек, южный Бейсужек) и именно с координатами, в которых предоставлен ООО "Агрофирма "Лада": 45°30'40,402" с.ш. 39°14'59,401" в.д.
Вопреки доводам апелляционной жалобы согласно приложению за рыбколхозом "15 лет Октября" в обособленное водопользование закреплены помимо прочих, не сам участок реки Левый Бейсужек, а водоем Пролетарский от дамбы МТФN 4 до дамбы водокачки р.Л.Бейсужек без указания географических координат.
Доводы апелляционной жалобы об универсальной правопреемственности по отношению к рыболовецкому колхозу "15 лет Октября" и доказательства, что водоем "Пролетарский", указанный в решении Исполнительного комитета Кореновского районного совета народных депутатов от 19.10.1984 г. N 340-6, однозначно и безусловно является участком акватории, из которой происходит забор (изъятие) водных ресурсов ООО "Агрофирма "Лада"" не подтверждены надлежащими доказательствами.
В материалах дела отсутствуют доказательства об издании постановления (решения) органа исполнительной власти субъекта о предоставлении в обособленное пользование водных объектов (их частей), находящихся на территории края рыбколхозу "15 лет Октября".
Более того, заключение договора с Азово-Черноморским территориальным Управлением Росрыболовства о предоставлении рыбопромыслового участка для товарного рыболовства с ЗАО "Кореновскрыба" от 04.02.2011 г. N 27/11, а в последствие его переоформления на договор пользования рыбоводным участком от 17.12.2015 г. N 229/К подтверждает факт отсутствия у заявителя разрешения на обособленное пользование водоемом.
В рамках дела А32-42611/2019, имеющего преюдициальное значение для настоящего спора, судами установлено, что законные права в отношении рыбоводного участка, расположенного на участке реки Левый Бейсужек в границах хутора Пролетарский Кореновского района Краснодарского края у АО "Кореновскрыба" отсутствуют.
Также заключенный договор между АО "Кореновскрыба" и АзовоЧерноморским территориальным управлением Росрыболовства от 17.12.2015 г. N 229/К не содержал условие о предоставлении Обществу участка реки в обособленное пользование, предоставлен в иных географических координатах, отличающихся от предоставленных ООО "Агрофирма "Лада" решением Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 04.12.2020 г. N 23-06.01.00.002-Р-РМИО-С2020-08684/00.
Позиция заявителя, что в материалы настоящего дела были представлены приложения к Приказу N 388-пр, схемы, которые. подтверждают отсутствие квоты в отношении водного объекта - "Река Левый Бейсужек АЗО/Бейсуг/65, (06010000212199000000010), в отношении которого было принято оспариваемое решение, не восстанавливают прав заявителя (поскольку таковые отсутствуют).
Также согласно части 3 статьи 5 Федерального закона от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" действие решений Правительства Российской Федерации или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации, прекращается с момента возникновения права пользования водными объектами на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, либо по истечении срока действия лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, либо в случае прекращения права пользования водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены статьей 10 Водного кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы общества о незаконности действий управления по согласованию предоставления водного объекта в пользование также подлежат отклонению по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 844 установлен порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование (далее - Постановление Правительства N 844).
Согласно пункту 5 Постановления Правительства N 844, предоставление в пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в случаях, указанных в пункте 2 настоящих Правил, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, а также водных объектов, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, осуществляется на основании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в нашем случае - Министерство природных ресурсов Краснодарского края.
Согласно пункту 22 Постановления Правительства N 844, исполнительный орган или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении в пользование водного объекта или направляет заявителю мотивированный отказ в течение 30 дней с даты получения документов.
Отказ в предоставлении водного объекта в пользование направляется заявителю в том числе, если получен отказ федерального органа исполнительной власти (его территориального органа) или органов государственной власти субъектов Российской Федерации, указанных в подпункте "г" пункта 20 настоящих Правил, в согласовании условий использования водного объекта
Согласно пункту 20 Постановления Правительства N 844 (ред. (ред. от 15.01.2020) исполнительный орган или орган местного самоуправления обеспечивает согласование условий водопользования со следующими федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами) и органами государственной власти субъектов Российской
Федерации по вопросам, отнесенным к их компетенции:
- с Федеральным агентством по рыболовству - в случае использования водного объекта рыбохозяйственного значения;
- с Федеральным агентством морского и речного транспорта - в случае использования водного объекта в акватории морского и речного порта, а также в пределах внутренних водных путей Российской Федерации;
- с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности на соответствие схемам территориального планирования - в случае, если акватория водного объекта прилегает к землям населенных пунктов.
Управлением 09.04.2020 за исх.N 4707 и 12.11.2020 за исх.N 16316, года были рассмотрены обращения Министерства природных ресурсов Краснодарского края о рассмотрении проекта условий использования водного объекта к Решению о предоставлении в пользование р. Бейсужек с целью забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта для гидромелиорации земель ООО "Агрофирма "Лада". Согласовывая условия поступившего проекта, Управление обратило внимание на то, что рассматриваемая часть акватории водного объекта пересекается с рыбоводным участком (реестровый номер 10.18), который в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации передан в пользование АО "Кореновскрыба" с 17.12.2015 годапо 04.02.2021 года.
Таким образом, довод АО "Кореновскрыба" о том, что именно согласование Управлением условий водопользования послужило основанием принятия решения Министерством природных ресурсов Краснодарского края от 07.05.2020 года, является необоснованным.
Из отзыва Министерства природных ресурсов Краснодарского края следует, что действие выданного ООО "Агрофирма "Лада" решения о предоставлении в пользование водного объекта от 07.05.2020 N 23-06.01.00.002-Р-РМИО-С-2020-08335/00 прекращено 04.12.2020 по заявлению водопользователя в связи с необходимостью получения нового решения по причине перераспределения поквартальных объемов забора (изъятия) водных ресурсов. В настоящее время ООО "Агрофирма "Лада", указанный водный объект (в прежних географических координатах места водопользования) предоставлен в пользование в целях забора (изъятия) водных ресурсов для гидромелиорации на основании решения от 04.12.2020 N 23-06.01.00.002-Р-РМИО-С-202008684/00.
Более того, апелляционный суд учитывает, как было указано выше, что АО "Кореновскрыба" по договору от 17.12.2015 г. N 229/К предоставлялся иной участок реки в иных географических координатах, которые не совпадали с предоставленным в оспариваемом решении обществу "Агрофирма "Лада", поскольку в рамках дела А32-42611/2019 установлено, что предоставленный участок реки АО "Кореновскрыба" по договору от 17.12.2015 г. N 229/К был не востребован и с 2019 года деятельность на данном участке обществом не осуществлялась.
Подпунктом 14 пункта 3.11 Положения о министерстве природных ресурсов Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.10.2012 N 1250, предусмотрено, что министерство осуществляет отдельные полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Краснодарского края, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование.
Принятие министерством решения о возможности предоставления водных объектов в пользование в целях забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов для гидромелиорации земель осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 844 (утратил силу с 20 января 2022 года в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 19.01.2022 N 18) (далее - Правила), и Административным регламентом по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.09.2011 N 763 (утратил силу с 17 декабря 2020 г. в связи с изданием приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2020 N 400) (далее - Административный регламент).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 14 Правил к заявлению о предоставлении в пользование водного объекта для забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов для гидромелиорации земель прилагается расчет и обоснование заявленного объема забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта.
Расчет и обоснование заявленного обществом объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, необходимого для орошения сельхозкультур, основан на потребности в воде для орошаемых участков исходя из дефицита водопотребления для остросухого года 95% обеспеченности осадками с учетом климатических и почвенно-мелиоративных условий Кореновского района.
При использовании водного объекта в целях забора (изъятия) водных ресурсов для гидромелиорации земель параметром водопользования является объем забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта. В силу положений Правил, а также Административного регламента при предоставлении права пользования водным объектом на основании решения расчет параметров использования водного объекта осуществляется на основании схем комплексного использования и охраны водных объектов.
Частями 1 и 5 статьи 33 Водного кодекса Российской Федерации определено, что основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов, являются схемы комплексного использования и охраны водных объектов, включающие в себя систематизированные материалы о состоянии водных объектов и об их использовании. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления.
В силу части 3 статьи 33 Водного кодекса Российской Федерации схемами комплексного использования и охраны водных объектов устанавливаются лимиты и квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в границах речных бассейнов, подбассейнов, водохозяйственных участков при различных условиях водности.
Приказом Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 17 октября 2014 г. N 388-пр утверждена схема комплексного использования и охраны водных объектов рек бассейна Азовского моря междуречья Кубани и Дона (далее - Схема).
В соответствии со Схемой в состав водохозяйственного участка 06.01.00.002 (Бейсуг) включены бассейны реки Ясени, реки Албаши, реки Челбас и реки Бейсуг, являющихся отдельными гидрографическими единицами водохозяйственного участка. Схемой квоты на забор (изъятие) водных ресурсов определены отдельно для каждой из указанных гидрографических единиц.
Водный объект (река Бейсужек (Левый Бейсужек, Южный Бейсужек) является притоком реки Бейсуг. При этом, согласно информации размещенной на официальном сайте Кубанского бассейнового водного управления квоты (изъятия) водных ресурсов из водных объектов на водохозяйственного участка 06.01.00.002 Бейсуг составляет 44360,00 тыс. куб. м/год, а согласно заявке общества и расчета параметров водопользования составляет 2995,344 тыс. куб. м/год.
Таким образом, принятое министерством решения о предоставлении обществу водного объекта в пользование в целях забора (изъятия) водных ресурсов для гидромелиорации земель остаток допустимого забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов бассейна реки Бейсуг позволило предоставить в пользование водный объект в заявленных целях и объемах.
Кроме того, пунктом 5 Правил оформления государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения договоров водопользования, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов России от 22.08.2007 N 216, определено, что при государственной регистрации орган регистрации осуществляет проверку комплектности представленных на государственную регистрацию документов в том, числе на наличие нераспределенного объема забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта, сброса сточных вод, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах.
В соответствии с пунктом 35.2 Административного регламента уполномоченный орган направляет заявителю зарегистрированное решение о предоставлении водного объекта в пользование с приложением всех документов, предъявленных при подготовке и принятии решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Доводы общества о неправильности расчётов параметров водопользования, на основании которых было согласовано решение от 07.05.2020 года, подлежат отклонению по вышеуказанным обстоятельствам и в виду отсутствия нарушения прав общества.
Позиция общества о предъявлении требований в защиту неопределенного круга лиц апелляционным судом не принимается, как противоречащая нормам процессуального права.
Как было указано выше, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом, отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемой части решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение в части поддерживаемых заявителем требований суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 49, 150, 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Принять частичный отказ акционерного общества "Кореновскрыба" от требований к Министерству сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края о признании незаконным решения межведомственной комиссии по определению границ рыбоводных участков на территории Краснодарского края, оформленного протоколом N 21 от 15.07.2020 года в части исключения участка реки Левый Бейсужек в границах населенного пункта х. Пролетарский за номером 10.18 из перечня рыбоводных участков, установленных Приказом Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 20.07.2015 N 27, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.07.2022 по делу N А32-13202/2021 в указанной части отменить, производство по делу в данной части прекратить.
В остальной части решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.07.2022 по делу N А32-13202/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-13202/2021
Истец: АО "Кореновскрыба"
Ответчик: Азово-Черноморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, Министерство природных ресурсов КК, Министерство природных ресурсов Краснодарского края, Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности КК, Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышлености Краснодарского края
Третье лицо: Быценко В. И., Денисов Е Р, Денисова В. П., ООО "Агрофирма "Лада", Азово-Черноморское Территориальное Управление
Хронология рассмотрения дела:
06.12.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10975/2024
07.08.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8557/2024
07.08.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8417/2024
17.01.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-14517/2022
10.11.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16268/2022
21.10.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16268/2022
26.07.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-13202/2021