г. Москва |
|
21 октября 2022 г. |
Дело N А40-281852/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Савенкова О.В.,
судей Бондарева А.В., Александровой Г.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ермаковой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы, Правительства Москвы
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 01 августа 2022 года
по делу N А40-281852/21, принятое судьей Федоровой Д.Н.,
по иску Департамента городского имущества города Москвы
(ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423),
Правительства Москвы (ИНН 7710489036, ОГРН 1027739813507)
к ООО "Аванти ЛТД" (ИНН 7710201723, ОГРН 1037700247859)
третьи лица: Управление Росреестра по городу Москве, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, Комитет государственного строительного надзора города Москвы
о признании здания самовольной постройкой, об обязании снести здание, о признании зарегистрированного права собственности на здание отсутствующим, об обязании освободить земельный участок
при участии в судебном заседании представителей:
от истцов: Кириленко Н.В. по доверенности от 17.12.2021 и от 10.12.2021; диплом 107704 0134776 от 09.07.2020;
от ответчика: Кошкина Е.В. по доверенности от 24.03.2022, диплом ИВС 0207616 от 25.06.2002; Андросов Н.Н. по доверенности от 24.03.2022, уд. адвоката N 8993 от 14.07.2015;
от третьих лиц: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы (далее -Департамент) обратились в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "АВАНТИ ЛТД" (далее - ответчик) о признании здания площадью 55 кв.м. с кадастровым номером 77:03:0005007:4681, расположенное по адресу: г.Москва, 3-я Парковая ул., д. 55А, самовольной постройкой, об обязании ответчика в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда снести здание площадью 55 кв.м. с кадастровым номером 77:03:0005007:4681, расположенное по адресу: г.Москва, 3-я Парковая ул., д. 5 5А, предоставив в случае неисполнения ответчиком решения суда в указанный срок, согласно ч. 3 ст. 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) право Правительству Москвы в лице Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция по недвижимости) осуществить мероприятия по сносу самовольной постройки, а также обеспечить благоустройство освобожденной территории с дальнейшим возложением на ответчика расходов, о признании зарегистрированное право собственности ответчика на здание площадью 55 кв.м. с кадастровым номером 77:03:0005007:4681, расположенное по адресу: г.Москва, 3-я Парковая ул., д.55А, отсутствующим, об обязании ответчика в месячный срок освободить земельный участок по адресу: г.Москва, 3-я Парковая ул., вл. 55 от здания площадью 55 кв.м. с кадастровым номером 77:03:0005007:4681, предоставив в случае неисполнения ответчиком решения суда в указанный срок, согласно ч. 3 ст. 174 АПК РФ право Правительству Москвы в лице Госинспекции по недвижимости осуществить мероприятия но сносу объекта с дальнейшим возложением на ответчика расходов.
Требования заявлены на основании ст. ст. 11, 12, 130, 222, 263, 264, 272, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ст. ст. 49, 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее- ГрдК РФ), ст. ст. 3, 25 Федерального закона от 17.11.1995 N 169- ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской федерации", постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 10/22).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по городу Москве, Госинспекция по недвижимости, Комитет государственного строительного надзора города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 01.08.2022 по делу N А40-281852/21 в иске отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истцы обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда первой инстанции отменить, требования удовлетворить.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истцов требования апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней мотивам, просил решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт, заявил ходатайство о назначении по делу экспертизы.
Представитель ответчика просил решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, по ходатайству истцов о назначении по делу экспертизы возражал, поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Третьи лица в судебное заседание не явились, извещены. Информация о принятии апелляционных жалоб вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Оценив доводы и возражения сторон, апелляционный суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения ходатайства истцов о назначении экспертизы.
Вопрос о необходимости проведения экспертизы в силу ст. 82 АПК ПРФ, находится в компетенции суда, разрешающего дело по существу. На основании ч. 2 ст. 64, ч. 3 ст. 86 АПК РФ заключения экспертов являются одним из доказательств по делу и оцениваются наряду с другими доказательствами.
При отсутствии у истцов каких-либо иных доказательств в обоснование своей позиции при подаче иска, ходатайство о назначении экспертизы с целью установления возможных нарушений для поддержания заявленной правовой позиции, нарушает принцип состязательности и добросовестности сторон при использовании процессуальными правами в арбитражном процессе.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Актом Госинспекции по недвижимости от 27.10.2021 N 9038474 установлено, что в настоящее время на участке расположен объект с кадастровым номером 77:03:0005007:4681, комплекс АЗС. На указанный объект оформлено право собственности ответчика (запись ЕГРН от 20.09.2001 N 77-01/30-184/2001- 2588).
По архивным данным ГБУ МосГорБТИ на дату обследования по состоянию на 16.11.1994 г, с подтверждением на дату по состоянию на 03.05.1995, ранее на земельном участке располагалось одноэтажное нежилое здание, с функциональным назначением - общественный туалет, 1965 года постройки площадью 60,5 кв.м, имеющее адресный ориентир: ул. 3-я Парковая, д. 53, стр.2.
Земельный участок с кадастровым номером 77:03:05009:004 общей площадью 590 кв.м. по адресу: г.Москва, 3-я Парковая ул., вл. 55, оформлен ответчиком договором аренды земельного участка для целей эксплуатации объектов капитального строительства от 19.05.2010 N М-03-034760 сроком по 08.02.2059 г для эксплуатации салона автосервисных услуг и автозаправочной станции на (договор действует).
Согласно п. 4.1 Особых условий договора участок предоставлен без права возведения временных и капитальных зданий и сооружений.
Ранее земельный участок с адресным ориентиром: г.Москва, ул. 3-я Парковая, д. 53, стр.2 был предоставлен АЗОТ "Торговый дом "Ермак" по договору аренды от 19.03.1996 N М-03-004647 сроком по 17.09.1999 под (эксплуатацию здания в соответствии с уставными видами деятельности. По архивным данным ГБУ МосГорБТИ, на дату обследования по состоянию на 16.11.1994 г, с подтверждением на дату по состоянию на 03.05.1995 г, ранее на земельном участке располагалось одноэтажное нежилое здание, с функциональным назначением -общественный туалет, 1965 года постройки площадью 60,5 кв.м, имеющее адресный ориентир: ул. 3-я Парковая, д. 53, стр.2. Актом Госинспекции по недвижимости от 27.10.2021 N 9038474 установлено, что в период с 1995 по 1996 года было проведено строительство стационарной мини-АЗС.
Земельный участок под строительство (реконструкцию) не предоставлялся. Разрешения на строительство (реконструкцию) и ввод объекта в эксплуатацию не оформлялись.
Истцы указывают, что разрешения на возведение и реконструкцию спорного объекта на земельном участке не выдавались, таким образом, здание площадью 55 кв.м. с кадастровым номером 77:03:00.05007:4681, расположенное по адресу г.Москва, 3-я Парковая ул., д. 55А, обладает признаками самовольного строительства.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции истцы заявили ходатайство о назначении судебной экспертизы по делу. Ходатайство истцов судом рассмотрено и протокольным определением от 21.07.2022 отклонено, ввиду отсутствия оснований, предусмотренных ст. 82 АПК РФ, поскольку обстоятельства, входящие в предмет доказывания по настоящему спору, могли быть разрешены на основании представленных в материалы дела доказательств.
Оценив, представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в иске исходя из следующего.
Постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" (далее - постановление Правительства Москвы N 819-ПП) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных для целей строительства и при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности, и сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости.
Ввиду наличия признаков самовольного строительства, указанный объект в установленном порядке включен в приложение N 2 к постановлению Правительства Москвы N 819-ПП под номером 4217 (введена постановлением Правительства Москвы от 30.11.2021 N 1865).
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 222 ГК РФ под самовольной постройкой понимается жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи. Конституционным Судом Российской Федерации в п. 2 Определения от 03.07.2007 N 595-О-П, разъяснено, что, вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил в п. 1 ст. 222 ГК РФ три признака самовольной постройки, а именно: постройка должна быть возведена либо на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, либо без получения необходимых разрешений, либо с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (причем для определения ее таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков), и установил в п. 2 той же статьи последствия в виде сноса самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан (абзац 3 пункт 3 статьи 222 ГК РФ).
Согласно п. 26 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 10/22 суд, рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку.
В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры.
Согласно п. 28 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 10/22 положения ст. 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект. Кроме того, согласно п. 9 указанного Постановления Пленумов положения ст. 222 ГК РФ не распространяются на отношения, связанные с созданием самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом, а также на перепланировку, переустройство (переоборудование) недвижимого имущества, в результате которых не создан новый объект недвижимости.
Из системного толкования постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 10/22 следует, что положения ст. 222 ГК РФ распространяются, как, на самовольную реконструкцию, так и на перепланировку недвижимого имущества в результате, которых возник новый объект недвижимости. Поскольку в результате проведенной реконструкции спорного объекта возник новый объект недвижимости то к рассматриваемым правоотношениям применению подлежат положения ст. 222 ГК РФ. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (ст. 4 ГК РФ).
Из материалов дела следует, что 15 ноября 1995 Московский земельный комитет обратился с письмом Исх.N 33-1- 1827/5-1 к Первому заместителю главного архитектора Главмосархитектуры, в котором указал, что АОЗТ "Торговый дом "Ермак" выкупило строение по адресу: г.Москва, ул. Парковая 3-я, д.53, стр.2, площадью 60,5 кв.м. для реконструкции его в салон автосервисных услуг, автомойки, одновременно АОЗТ "Ермак" претендует на присоединение участка площадью 0,3 га под строительство АЗС, со своей стороны ТОРЗ ВАО оформляет землепользование АОЗТ "Ермак" на основании имеющихся документов на право собственности на земельный участок 0,06 га.
28 декабря 1995 АОЗТ "Торговый дом "Ермак" было получено Заключение Госкомсанэпиднадзора России N 23-22/3271 по отводу земельного участка под реконструкцию строения для размещения салона автосервисных услуг 18 января 1996 АОЗТ "Торговый дом "Ермак" получено Градостроительное заключение N 062-53/91 Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы о реконструкции с надстройкой существующего здания по адресу: г.Москва, ул. Парковая 3- я, д.53, стр.2 для размещения салона автосервисных услуг.
19 марта 1996 был заключен Договор аренды земельного участка N М-03- 006447 от 19.03.1996 между Московским земельным комитетом и АОЗТ "Торговый дом "Ермак" в отношении земельного участка площадью 590 кв.м., расположенного по адресу: г.Москва, ул. Парковая 3-я, д.53, стр.2, под эксплуатацию здания в соответствии с уставными видами деятельности. Срок действия Договора аренды до 16 января 2006 и к настоящему моменту он прекратил свое действие.
04 апреля 1996 в Градостроительное заключение N 062-53/91 от 18.01.1996 были внесены изменения о том, что Заказчику АОЗТ "Торговый дом "Ермак" разрешается произвести комплекс проектно-изыскательских и строительных работ по размещению на земельном участке площадью 0,06 га по 3-ей Парковой улице, д.53, стр.2 министационарной АЗС, что подтверждается N 100-02-689/6-1-(0) от 04.04.1996 ГлавАПУ "О внесении изменений в Градостроительное заключение N 062-53/91 от 18.01.1996 г.".
30 октября 1996 между АОЗТ "Торговый дом "Ермак" и ООО "АВАНТИ ЛТД" был заключен Договор N 8 о совместной деятельности, в соответствии с которым стороны осуществляют совместную хозяйственно-экономическую деятельность по строительству и эксплуатации стационарной автозаправочной станции с комплексом дополнительных услуг по адресу: г.Москва, ул. Парковая 3-я, вл.53, площадью 0,06 га.
Согласно данному договору, был переоформлен земельный участок и переданы функции заказчика ООО "АВАНТИ ЛТД", а также распределены результаты совместной деятельности следующим образом: 97,18% и 2,82% (Приложение N 1 к Договору N 8 о совместной деятельности от 30.10.1996 г.).
21 ноября 1996 за ООО "АВАНТИ ЛТД" был закреплен земельный участок путем переоформления с фирмы ТД "Ермак" в связи с совместным строительством стационарной АЗС по следующему адресу: г.Москва, ул. Парковая 3-я, д.53, что подтверждается Выпиской из протокола N 55 от 19.09.1996, утвержденного первыми заместителями премьера Правительства Москвы Никольским Б.В. и Ресиным В.И. заседания рабочей группы.
04 декабря 1996 в Градостроительное заключение N 062-53/91 от 18.01.1996 были внесены изменения с передачей функций заказчика по проектированию, строительства и эксплуатации мини/стационарной АЗС ООО "АВАНТИ ЛТД" (переоформление с АОЗТ "Торговый дом "Ермак" в связи с совместным строительством), что подтверждается Исх.N 100-02-2863/6-1-(0) от 04.12.1996 ГлавАПУ "О внесении изменений в Градостроительное заключение N 062-53/91 от 18.01.1996 г.".
05 мая 1997 ООО "АВАНТИ ЛТД" получено положительное Заключение "Мосгосэкспертизы" N 17-П57 МГЭ от 05.05.1997 по технико-экономическому обоснованию строительства мини-стационарной АЗС.
25 сентября 1997 Государственная комиссия провела проверку и приемку в эксплуатацию АЗС АОЗТ "Торговый Дом "Ермак" по адресу: г.Москва, ул. 3-я Парковая, вл.53, проверка и приёмка в эксплуатацию осуществлялась в соответствии с Правилами технической эксплуатации АЗС и другими действующими на дату приемки инструкциями, нормативными документами и сделала следующие выводы: эксплуатацию будет осуществлять ООО "АВАНТИ ЛТД" в соответствии с Договором N 8 о совместной деятельности от 30.10.1996 г., АЗС построена в соответствии с техническими условиями ТУ-4152-001-35903141 на ТЗС "АЗС МСК", разработанными ЗАО "Строймонтажконструкция", проектная документация разработана институтом "Моспромпроект" и согласована со всеми инстанциями, имеется положительное заключение "Мосгосэкспертизы" N 17-П57 МГЭ от 05.05.1997 г., получено техническое заключение об инженерно-геологических условиях участка свидетельствующие о возможности строительства АЗС. Данные обстоятельства подтверждаются Актом государственной комиссии по приемке в эксплуатацию стационарной автозаправочной станции АОЗТ "Торговый дом "Ермак" по адресу: г.Москва, ул. 3-я Парковая, вл.53 от 25.09.1997 г., утвержденным Начальником Управления транспорта и связи.
Согласно Распоряжения Премьера Правительства Москвы от 11 августа 1994 N 1441-РП достаточным для размещения АЗС контейнерного типа является согласование эскиза N 1 с отделом подземных сооружений Мосгоргеотреста, Госсанэпиднадзором, Москомприродой, Мослесопарком. Для оформления ордера на производство работ по установке АЗС контейнерного типа считать достаточным согласование проекта с префектурой административного округа, Архитектурно - планировочным управлением административного округа, ГАИ административного округа, Управлением ландшафтной архитектуры и городского дизайна и акционерным обществом "АЗС - сервис". Приемка в эксплуатацию контейнерных АЗС производится комиссией, утвержденной Департаментом транспорта и связи.
05 ноября 1998 г.Московской регистрационной палатой было зарегистрировано право общей долевой собственности на здание по адресу: г.Москва, ул. Парковая 3-я, д.55А следующим образом: за ООО "АВАНТИ ЛТД" доля в праве 97,18%, за АОЗТ "Торговый дом "Ермак" доля в праве 2,82%, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 05.11.1998 N 00-02400/98.
29 января 1999 г.Московским городским комитетом по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним было зарегистрировано ранее возникшее право общей долевой собственности на имущественный комплекс АЗС по адресу: г.Москва, ул. Парковая 3-я, д.55А следующим образом: за ООО "АВАНТИ ЛТД" доля в праве 97/100 от 0,059 га, за АОЗТ "Торговый дом "Ермак" доля в праве 3/100 от 0,059 га, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 29.01.1999 и записью регистрации N 77-01/00-01/1998-49073.
28 марта 2001 между АОЗТ "Торговый дом "Ермак" и ООО "АВАНТИ ЛТД" был заключен Договор купли-продажи доли в общей долевой собственности, на основании которого право собственности на долю АОЗТ "Торговый дом "Ермак" в праве общей долевой собственности в размере 2,82% на здание по адресу: г.Москва, ул. Парковая 3-я, д.55А перешло к ООО "АВАНТИ ЛТД", в результате чего ООО "АВАНТИ ЛТД" стало единственным собственником здания.
20 сентября 2001 г.Московским городским комитетом по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним было зарегистрировано право собственности ООО "АВАНТИ ЛТД" на сооружение: комплекс АЗС по адресу: г.Москва, ул. Парковая 3-я, д.55А, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 20.09.2001 и записью регистрации N 77-01/30- 184/2001-2588.
19 мая 2010 был заключен Договор аренды земельного участка N М-03-034760 от 19.05.2010 между Департаментом земельных ресурсов города Москвы и ООО "АВАНТИ ЛТД" в отношении земельного участка площадью 590 кв.м., кадастровый номер 77:03:0005009:4, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Парковая 3-я, вл.55, предоставленного в пользование для эксплуатации салона автосервисных услуг и автозаправочной станции.
Срок действия Договора аренды до 08 февраля 2059 и до настоящего времени он является действующим. Согласно п.1.5. Договора аренды на земельном участке расположен двухэтажный комплекс АЗС.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.05.2022 по делу N А40- 1180/22-33-2 признано недействительным и отменено Постановление Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы по делу об административном правонарушении N 5349-ЗУ/9038474-21 от 23 декабря 2021 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "АВАНТИ ЛТД" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.2 ст. 6.7 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях.
В ходе судебного разбирательства по делу N А40-1180/22-33-2 судом было установлено мини-АЗС, находящаяся на вышеуказанном арендуемом земельном участке с кадастровым номером N 77:03:0005009:4, в соответствии с Разрешением Главного Архитектурно-Планировочного Управления города Москвы N 100-02-689/6-1- (0) от 04.04.1996 и введенная в эксплуатацию в соответствии с Актом государственной приемочной комиссией о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 25.09.1997 г., утвержденного Департаментом транспорта и связи от 25.09.1997 г., была построена в 1996 году в соответствии с действовавшим на момент ее строительства законодательством РФ, что не противоречит ограничениям, установленным п.4.2. Договора аренды, так как договор аренды земельного участка формировался и предоставлялся для эксплуатации уже существующего на нем объекта недвижимого имущества принадлежащего на праве собственности ООО "АВАНТИ ЛТД".
В рамках настоящего спора судом установлено, что право собственности ООО "АВАНТИ ЛТД" на сооружение: комплекс АЗС по адресу: г.Москва, ул. Парковая 3- я, д.55А, зарегистрировано в установленном порядке на основании Договора N 8 о совместной деятельности 30.10.1996 с приложением 1, Договора купли-продажи доли в общей долевой собственности, заключенного между АОЗТ "Торговый дом "Ермак" и ООО "АВАНТИ ЛТД" 28.03.2001 г., Акта государственной комиссии по приемке в эксплуатацию стационарной автозаправочной станции АОЗТ "Торговый дом "Ермак" по адресу: г.Москва, ул. 3-я Парковая, вл.53 от 25.09.1997 г., утвержденного Начальником Управления транспорта и связи, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 20.09.2001 и записью регистрации N 77-01/30- 184/2001-2588.
В настоящее время земельный участок, площадью 590 кв.м., расположенный по адресу: город Москва, 3-я Парковая, вл.55, кадастровый N 77:03:0005009:4, был предоставлен ООО "АВАНТИ ЛТД" на основании Договора аренды земельного участка от 19.05.2010 N М-03-034760 для целей эксплуатации объектов капитального строительства, салона автосервисных услуг и автозаправочной станции сроком действия до 08.02.2059. По данным ИС РЕОН договор является действующим. В соответствии с п. 4.2 указанного Договора аренды земельный участок предоставляется без права возведения капитальных строений и сооружений.
В ходе судебного разбирательства по делу в суде первой инстанции ответчик заявил о пропуске истцами срока исковой давности.
В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Согласно п. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В соответствии с п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" (далее - постановление Пленума ВС РФ N43) в силу п. 1 ст. 200 ГК РФ срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Постановлением Правительства Москвы N 819-ПП утвержден перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных для целей строительства и при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности, и сведения о которых внесены в установлением порядке в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлениях от 04.09.2012 N 3809/12 и от 18.06.2013 N 17630/12, о толковании ст. 200 ГК РФ относительно начала течения срока исковой давности при наличии контрольных функций, возложенных на органы государственной власти города Москвы, Правительство Москвы имеет возможность в пределах срока исковой давности получить сведения о государственном техническом учете и государственной регистрации прав на объект недвижимости.
В п. 4 постановления Пленума ВС РФ N 43 разъяснено, что срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав.
В силу п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно ст.ст. 11, 13 Закона города Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство в пределах своих полномочий осуществляет в соответствии с законодательством города Москвы регулирование градостроительной деятельности, контроль за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Москвы, управление в области земельных отношений.
Правительство Москвы, Департамент городского имущества города Москвы, являются органами уполномоченными защищать интересы города Москвы в судебном порядке. Взаимодействие органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков утверждено постановлением Правительства Москвы N 819-ПП.
Таким образом, заключая Договор аренды земельного участка от 19.05.2010 N М03-034760, Департамент как собственник земельного участка знало о нарушении своих прав, что, в том числе, подтверждается выпиской из ЕГРН от 30.06.2021, согласно которой право собственности на комплекс АЗС зарегистрировано за ответчиком в 2001 году, на кадастровый учет поставлен 16.04.2014.
Исковое заявление подано истцами 22.12.2021, то есть за пределами 3-х летнего срока исковой давности.
Таким образом, учитывая, что спорный объект возведен с соблюдением градостроительных и технических норм и правил, суд приходит к выводу о том, что спорный объект не отвечают признакам самовольной постройки, указанным в п. 1 ст. 222 ГК РФ, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.
Поскольку истцами не представлено доказательств того, что спорный объект был возведен с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, спорный объект не отвечает признакам самовольной постройки, указанным в п. 1 ст. 222 ГК РФ, не создает угрозы жизни и здоровью граждан, с учетом пропуска истцами срока исковой давности суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования истцов не подлежат удовлетворению.
Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу об истечении срока исковой давности, судом первой инстанции верно определено начало течения срока исковой давности. Также, отклоняя доводы жалобы, апелляционный суд отмечет, что ходатайство истцов о назначении экспертизы было рассмотрено судом первой инстанции и обоснованно отклонено, ввиду отсутствия оснований, предусмотренных ст. 82 АПК РФ, поскольку обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу N А40-281852/21, могут быть разрешены на основании представленных в материалы дела N А40-281852/21 доказательств, подтверждающих, что спорный объект возведен с соблюдением градостроительных и технических норм и правил, и не отвечает признакам самовольной постройки, указанным в п. 1 ст. 222 ГК РФ.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, Девятый арбитражный апелляционный суд принимает во внимание, что приведенные в апелляционной жалобе доводы фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием к отмене судебного акта.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, дана надлежащая оценка доводам сторон и имеющимся в деле доказательствам.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено. И у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г.Москвы.
Расходы по уплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы распределяются судом в порядке ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и относятся на заявителя жалобы. Однако, заявители апелляционной жалобы в силу закона освобождены от уплаты госпошлины за подачу жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ, суд -
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 01 августа 2022 года по делу N А40-281852/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.В. Савенков |
Судьи |
А.В. Бондарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-281852/2021
Истец: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ООО "АВАНТИ ЛТД"
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ, КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ГОРОДА МОСКВЫ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ