г. Владивосток |
|
24 октября 2022 г. |
Дело N А24-852/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 октября 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Пятковой,
судей Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края,
апелляционное производство N 05АП-5391/2022
на решение от 07.07.2022
судьи Ю.В. Ищук
по делу N А24-852/2022 Арбитражного суда Камчатского края
по иску публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (ИНН 4100000668, ОГРН 1024101024078)
к Камчатскому краю в лице Министерства финансов Камчатского края (ИНН4101120936, ОГРН 1074101008057), Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края (ИНН 4101120936, ОГРН 1074101008057), Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края (ИНН 4101121351, ОГРН 1084101000268)
о взыскании 1 259 931 660,00 руб.,
третье лицо: Правительство Камчатского края,
при участии:
от публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго": Скосырев Д.В. по доверенности от 14.07.2022, сроком действия до 31.12.2022, паспорт, диплом (регистрационный номер 181),
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края: Панихина М.И. по доверенности от 10.01.2022, сроком действия до 31.12.2022, паспорт, диплом (регистрационный номер 3687),
от Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края: Хоич А.А. по доверенности от 10.01.2022, сроком действия до 31.12.2022, паспорт, диплом (регистрационный номер 3522/40),
от Министерства финансов Камчатского края: Пономарева А.А. по доверенности от 11.01.2022, сроком действия до 31.12.2022, паспорт, диплом (регистрационный номер 116354),
от Правительства Камчатского края: не явились,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (далее - истец, общество, ПАО "Камчатскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском к Камчатскому краю в лице Министерства финансов Камчатского края, Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края (далее - ответчики) о взыскании за счет казны Камчатского края убытков в размере 1 259 931 660 рублей, составляющих стоимость резервного вида топлива, израсходованного в 2020 году, невозмещенных по соглашению о предоставлении средств краевого бюджета на возмещение недополученного дохода в связи с замещением дефицита газа резервными источниками топлива от 22.05.2020 N 172/1, а также судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 200 000 рублей.
Определением суда от 16.06.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечено Правительство Камчатского края.
Решением от 07.07.2022 арбитражный суд удовлетворил исковые требования в полном объеме, взыскав 1 259 931 660 рублей с Камчатского края в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края.
Не согласившись с указанным судебным актом, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить.
В обоснование заявленной апелляционной жалобы, апеллянт указывает, что невыплата денежных средств в виде субсидии обусловлена объективными причинами - фактическим отсутствием денежных средств в бюджете Камчатского края на указанное расходное обязательство. При этом со ссылкой на пункт 26 Порядка предоставления из краевого бюджета субсидий юридическим лицам, осуществляющим на территории Камчатского края регулируемую деятельность в сферах электроэнергетики и теплоснабжения, в целях возмещения недополученных доходов в связи с замещением дефицита газа резервными видами топлива, утвержденного Постановлением Правительства Камчатского края от 09.04.2020 N 127-П, Министерство отмечает, что в настоящем случае предметом спора является компенсация понесенных ПАО "Камчатскэнерго" экономически обоснованных расходов, не включенных в состав тарифов на тепловую энергию, в связи с чем, такие расходы должны быть учтены уполномоченным органом в сфере регулирования тарифов по правилам тарифного регулирования.
ПАО "Камчатскэнерго" и Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края по тексту представленных письменных отзывов, приобщенных в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к материалам дела, считают решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Министерство финансов Камчатского края согласно представленному письменному отзыву, не оспаривая решение по существу, просит его изменить в части указания на взыскание денежных средств за счет казны Камчатского края, в остальной части решение суда просит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Правительство Камчатского края письменный отзыв по доводам апелляционной жалобы в материалы дела не представило.
В судебном составе, рассматривающем настоящее дело, в связи с нахождением судьи Л.А. Бессчасной в отпуске на основании определения суда от 20.10.2022 произведена ее замена на судью Т.А. Солохину, и рассмотрение апелляционной жалобы в порядке части 5 статьи 18 АПК РФ начато сначала.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои доводы и возражения, выразили согласие с необходимостью изменения обжалуемого решения в части указания на взыскание денежных средств за счет казны Камчатского края.
Правительство Камчатского края, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о причине неявки не сообщило, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, провела судебное заседание в отсутствие его представителя.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
22.05.2020 между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края (главный распорядитель) и ПАО "Камчатскэнерго" (получатель субсидии) заключено соглашение от 22.05.2020 N 172/1 о предоставлении в 2020 году субсидий из краевого бюджета на возмещение недополученных доходов в связи с замещением дефицита газа резервным видом топлива (далее - соглашение).
Во исполнение условий указанного соглашения ПАО "Камчатскэнерго" в адрес Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края были представлены заявки от 01.06.2022 N 03-04-03/229, от 01.09.2020 N 03-04/5510, от 01.12.2020 N 03-04/7916 на предоставление субсидии в целях возмещения недополученных доходов в связи с замещением дефицита газа резервными видами топлива за 1 полугодие, 3 и 4 кварталы 2020 года.
24.02.2021 между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края и ПАО "Камчатскэнерго" подписан акт сверки по состоянию на 31.12.2020, согласно которому размер фактически недополученных доходов ПАО "Камчатскэнерго", подлежащих возмещению путем предоставления субсидии, составил 1 285 092 482,42 руб.
Федеральная антимонопольная служба России в результате проверки и изучения материалов тарифного дела установила, что дополнительные расходы ПАО "Камчатскэнерго" на приобретение топлива, связанные с замещением природного газа топочным мазутом, не учтенные при утверждении тарифов на 2020 года, составили 1 259 931 660,00 руб. (письмо от 23.03.2021 N ВК/22229/21).
Между тем, письмами от 22.06.2020 N 20/04-3668, от 10.09.2020 N 20/04-6093, от 04.12.2020 N 20/04-8854 Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края сообщило ПАО "Камчатскэнерго" об отказе в предоставлении субсидии в связи с тем, что в бюджете Камчатского края на 2020 год по данному виду субсидии бюджетные ассигнования не предусмотрены.
В целях досудебного урегулирования спора ПАО "Камчатскэнерго" направило в адрес Министерства финансов Камчатского края, Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края претензии от 20.02.2021 N 18/1058, от 15.09.2021 N 18/6607, от 11.10.2021 N 18/6681 с требованием возместить убытки, возникшие вследствие невозмещения обществу недополученных доходов, связанных с фактическим использованием резервных видов топлива.
Поскольку досудебные требования о компенсации расходов на приобретение топочного мазута в 2020 году оставлены без удовлетворения, ПАО "Камчатскэнерго" обратилось в арбитражный суд с иском к указанным лицам о взыскании указанных убытков в размере 1 259 931 660 руб.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что утвержденные на 2020 год Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края тарифы являются необоснованными, в связи с чем у Камчатского края в лице главного распорядителя бюджетных средств по спорному виду расходов краевого бюджета - Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края возникает обязанность компенсировать ПАО "Камчатскэнерго" потери, составляющие затраты на приобретение топочного мазута. При этом, суд посчитал не подлежащими применению нормы о деликтной ответственности.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, письменных возражений, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) деятельность по производству и передаче тепловой энергии является регулируемым видом деятельности в части вопроса о цене услуг по производству и передаче тепловой энергии.
В силу части 1 статьи 10 Закона N 190-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных названным Законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, с учетом особенностей, указанных в частях 2.1 - 2.3 статьи 8 данного Закона.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 7 Закона N 190-ФЗ одним из принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения является обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
По общему правилу применение тарифа не должно приводить к возникновению убытков на стороне субъекта регулирования, а фактический дисбаланс доходов и расходов последнего выравнивается мерами последующего тарифного регулирования.
Так, согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса, предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение. При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Как обоснованно установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, тарифы на электрическую энергию и тепловую энергию на 2020 год утверждены Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края исходя из 100% реализации программы газификации Камчатского края при фактическом отсутствии таких условий, а также без учета расходов истца на приобретение резервного топлива (топочного мазута).
При таких обстоятельствах, утвержденные тарифы не являются экономически обоснованными, в связи с чем, у Камчатского края в силу изложенных выше норм и разъяснений возникла обязанность компенсировать потери ПАО "Камчатскэнерго", составляющие затраты на приобретение топочного мазута.
В соответствии с подпунктом 65 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе, утверждения и реализации региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Так, на территории Камчатского края была реализована Государственная программа Камчатского края "Энергоэффективность, развитие энергетики и коммунального хозяйства, обеспечение жителей населенных пунктов Камчатского края коммунальными услугами", утвержденная Постановлением Правительства Камчатского края от 29.11.2013 N 525-П, которой предусмотрено предоставление юридическим лицам - организациям теплоснабжения субсидии в целях финансового обеспечения (возмещения) недополученных доходов, не учтенных при регулировании тарифов Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в числе прочего, из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Расходные обязательства Камчатского края по предоставлению из краевого бюджета субсидии юридическим лицам на возмещение недополученных доходов, в связи с замещением дефицита газа резонными видами топлива, а также порядок предоставления указанной субсидии установлены Постановлением Правительства Камчатского края от 09.04.2020 N 127-П (далее - Порядок N127-П).
Согласно пункту 2 Порядка N 127-П субсидии предоставляются Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период и лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству в рамках подпрограммы 1 "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Камчатском крае" государственной программы Камчатского края "Энергоэффективность, развитие энергетики и коммунального хозяйства, обеспечение жителей населенных пунктов Камчатского края коммунальными услугами", утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 29.11.2013 N 525-П.
Согласно пункту 3 Постановления N 127-П к категории получателей субсидий относятся юридические лица, осуществляющие на территории Камчатского края регулируемую деятельность в сферах электроэнергетики и теплоснабжения.
Пунктом 4 Порядка N 127-П предусмотрены условия предоставления субсидии, а именно:
1) принятие Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края (далее - Региональная служба) постановлений, которыми устанавливаются:
а) цены (тарифы) на электрическую и тепловую энергию (мощность), учитывающие расходы на топливо, исходя из условия 100% реализации программы газификации Камчатского края, утвержденной Распоряжением Правительства Камчатского края от 24.06.2011 N 289-РП;
б) не учтенные суммы экономически обоснованных расходов, связанных с замещением дефицита газа резервными видами топлива;
2) прохождение получателем субсидии процедуры государственного регулирования тарифов;
3) электрическая и тепловая энергия производится получателем субсидии в режиме комбинированной выработки;
4) генерирующая мощность производства электрической энергии получателем субсидии составляет 25 МВт и более;
5) соответствие получателей субсидий на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии, следующим требованиям:
а) у получателей субсидий отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
б) у получателей субсидий отсутствует просроченная задолженность по возврату в краевой бюджет субсидий, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед краевым бюджетом;
в) получатели субсидий не находится в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении него не введена процедура банкротства, деятельность получателя субсидии не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
г) получатели субсидий не являются иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50%;
д) получатели субсидий не получают средства из краевого бюджета на основании иных нормативных правовых актов Камчатского края на цели, указанные в части 1 настоящего Порядка.
Субсидии предоставляются на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключаемого Министерством с получателем субсидии в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Камчатского края, один раз на финансовый год (пункт 5 Постановления N 127-П).
В силу пункта 13 Постановления N 127-П для получения субсидии получатель субсидии ежеквартально с 1 по 3 число последнего месяца квартала представляет в Министерство заявку на предоставление субсидии по форме, установленной Министерством.
Министерство в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки, указанной в части 13 настоящего Порядка, рассматривает ее и принимает решение о предоставлении субсидии либо об отказе в предоставлении субсидии (пункт 14 Постановления N 127-П).
Во исполнение указанных положений 22.05.2020 между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края (главный распорядитель бюджетных средств) и ПАО "Камчатскэнерго" (получатель субсидии) заключено соглашение N 172/1 о предоставлении из краевого бюджета в 2020 году субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с установлением цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию (мощность), учитывающих расходы на топливо, исходя из условий 100% реализации программы газификации Камчатского края, утвержденной распоряжением Правительства Камчатского края от 24.06.2011 N 289-РП.
Пунктом 2.1 соглашения предусмотрено предоставление субсидии ПАО "Камчатскэнерго" в соответствии со сводной бюджетной росписью краевого бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края на очередной финансовый год и плановый период.
Условия предоставления субсидии предусмотрены разделом 3 соглашения, а именно:
- соответствие получателя ограничениям, установленным статьей 78 БК РФ и Правилами предоставления субсидии,
- предоставление получателем заявки на перечисление субсидии по форме, утвержденной приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края от 14.04.2020 N 256 и документов, необходимых для предоставления Субсидии, устанавливаемых Правилами предоставления субсидии,
- согласие получателя на осуществление главным распорядителем как получателем бюджетных средств и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения получателем субсидии условий, целей и порядка предоставления субсидий,
- принятие Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края постановлений, которыми устанавливаются:
1) цены (тарифы) на электрическую и тепловую энергию (мощность), учитывающие расходы на топливо, исходя из условия 100 % реализации программы газификации Камчатского края, утвержденной распоряжением Правительства Камчатского края от 24.06.2011 N 289-РП,
2) не учтенные суммы экономически обоснованных расходов, связанных с замещением дефицита газа резервными видами топлива,
- прохождение получателем субсидии процедуры государственного регулирования тарифов.
- электрическая и тепловая энергия производится получателем субсидии в режиме комбинированной выработки,
- генерирующая мощность производства электрической энергии получателем субсидии составляет 25 МВт и более.
Согласно пункту 4.1 соглашения для получения субсидии получатель субсидии ежеквартально с 1 по 3 число последнего месяца квартала представляет в Министерство заявку на предоставление субсидии по форме, установленной приказом Министерства Жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края от 14.04.2020 N 256.
Главный распорядитель как получатель бюджетных средств обязуется рассмотреть в порядке и в сроки, установленные Правилами предоставления субсидии, представленные получателем документы и обеспечить предоставление субсидии получателю при соблюдении получателем условий предоставления субсидии, установленных соглашением (пункты 5.1.1 и 5.1.2 соглашения).
Перечисление субсидии осуществляется главным распорядителем как получателем бюджетных средств на счет получателя, открытый в банке или иной кредитной организации (пункт 4.2 соглашения).
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что в порядке и срок, установленные Порядком N 127-П и условиями соглашения ПАО "Камчасткэнерго" были представлены надлежащим образом оформленные заявки от 01.06.2022 N 03-04-03/229, от 01.09.2020 N 03-04/5510, от 01.12.2020 N 03-04/7916 на получение субсидии за 1-4 кварталы 2020 года, общество соответствовало установленным в указанных документах условиям ее предоставления, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края оснований для перечисления на расчетный счет общества средств спорной субсидии.
Довод Министерства о том, что невыплата денежных средств в виде субсидии обусловлена объективными причинами, а именно фактическим отсутствием денежных средств в бюджете Камчатского края на указанное расходное обязательство, не принимается апелляционной коллегией.
Согласно пункту 15 Постановления N 127-П основаниями для отказа в предоставлении субсидий являются:
1) несоответствие представленной получателем субсидии заявки требованию, установленному частью 13 настоящего Порядка;
2) наличие в представленной получателем субсидий заявке недостоверных сведений.
Аналогичные основания для отказа в предоставлении субсидии предусмотрены пунктом 5.1.6 соглашения, заключенного между ПАО "Камчатскэнерго" и Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края.
Из анализа указанных пунктов Постановления N 127-П и соглашения следует, что перечень оснований для отказа в предоставлении субсидии является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
При этом отсутствие в бюджете Камчатского края бюджетных ассигнований на выплату данного вида субсидии не включено в установленный пунктом 15 Постановления N 127-П, а также пунктом 5.1.6 соглашения перечень оснований для отказа в ее предоставлении.
В связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии у Министерства права на отказ в предоставлении запрашиваемой обществом субсидии по указанному основанию.
Также подлежит отклонению заявленный Министерством со ссылкой на пункт 26 Порядка N 127-П довод о том, что в настоящем случае предметом спора является компенсация понесенных ПАО "Камчатскэнерго" экономически обоснованных расходов, не включенных в состав тарифов на тепловую энергию, в связи с чем, такие расходы должны быть учтены уполномоченным органом в сфере регулирования тарифов по правилам тарифного регулирования.
Пунктом 26 Порядка N 127-П предусмотрено, что в случае если при предоставлении субсидии недополученные доходы получателя субсидий превышают размер субсидий, предоставленных в отчетном финансовом году, величина невозмещенных за счет средств субсидий фактических недополученных доходов получателя субсидий учитывается Региональной службой на следующий период регулирования в соответствии с Основами ценообразования в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" и Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения".
Из анализа пункта 26 Порядка N 127-П следует, что в данном случае подлежит оценке фактическое соотношение недополученных организацией доходов и размера субсидии, предоставленной ей в отчетном финансовом году. Установление указанного соотношения производится в целях последующего осуществления Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края мер по тарифному регулированию.
Между тем, в настоящем случае спорная субсидия фактически не была предоставлена ПАО "Камчатскэнерго", при этом положения указанного пункта не отменяют установленную Порядком N 127-П и условиями соглашения обязанность по ее предоставлению с учетом соответствия заявок общества установленным критериям для получения средств субсидии.
Кроме того, как следует из материалов дела и пояснений Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края недополученные ПАО "Камчатскэнерго" доходы в связи с замещением дефицита газа резервными источниками топлива не подлежат включению в состав тарифов на тепловую энергию и отнесению на конечного потребителя тепловой энергии - население.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности совокупности обстоятельств, свидетельствующих о возникновении у ПАО "Камчасткэнерго" права на получение компенсации в размере 1 259 931 660 рублей.
Сумма недополученных доходов в размере 1 259 931 660 рублей подтверждена отчетом о возмещении недополученных доходов, согласованным с Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края, подписанным обществом и Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края актом сверки от 24.02.2021, а также письмом Федеральной антимонопольной службы России от 23.03.2021 N ВК/22229/21.
В связи с чем, суд первой инстанции верно заключил о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в заявленном истцом размере.
Между тем, коллегия апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда о том, что в данном случае не подлежат применению нормы о деликтной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Обязательным условием для наступления деликтной ответственности является совокупность следующих условий: противоправность действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц, наступление вреда (возникновение убытков), вина причинителя вреда и причинно-следственная связь между возникшим вредом (убытками) и действиями причинителя вреда. Отсутствие одного из условий либо недоказанность одного из названных обстоятельств исключает наступление ответственности за причинение вреда.
Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Таким образом, по делам о возмещении вреда суд должен установить факт причинения вреда, вину причинителя вреда и причинно-следственную связь между незаконными действиями (бездействием) причинителя вреда и причиненным вредом.
При этом как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления от 15.07.2020 N 36-П, от 03.07.2019 N 26-П, Определение от 17.01.2012 N 149-О-О и др.), применение данных норм предполагает наличие как общих условий деликтной (т.е. внедоговорной) ответственности (наличие вреда, противоправность действий его причинителя, наличие причинной связи между вредом и противоправными действиями, вины причинителя), так и специальных условий такой ответственности, связанных с особенностями причинителя вреда и характера его действий.
Материалами дела нашло свое подтверждение как неправомерный отказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края в предоставлении ПАО "Камчасткэнерго" соответствующей субсидии, так и размер понесенных обществом убытков, составляющих стоимость резервного вида топлива, израсходованного в 2020 году, невозмещенных по соглашению о предоставлении средств краевого бюджета на возмещение недополученного дохода в связи с замещением дефицита газа резервными источниками топлива.
Пунктом 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" предусмотрено, что по общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение.
Тарифы на электрическую и тепловую энергию для ПАО "Камчатскэнерго" на 2020 год утверждены Постановлениями Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 27.12.2019 N 468 "Об утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую ПАО "Камчатскэнерго" потребителям Камчатского края на 2020-2022 годы" и от 20.12.2018 N 436 "Об утверждении тарифов в сфере теплоснабжения ПАО "Камчатскэнерго" потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа на 2019-2023 годы".
Таким образом, исковые требования ПАО "Камчатскэнерго" правомерно предъявлены к Камчатскому краю как публично-правовому образованию.
При этом согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 158 БК РФ в качестве представителя ответчика по искам к субъекту Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, от имени субъекта Российской Федерации выступает главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации.
По иным искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, по которым в соответствии с федеральным законом интересы соответствующего публично-правового образования представляет орган, осуществляющий в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования (подпункт 3 пункта 3 статьи 158 БК РФ).
В соответствии с пунктом 10 Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, утвержденного Постановлением Правительства Камчатского края от 19.12.2008 N 426-П, Министерство осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на обеспечение деятельности Министерства.
Согласно пункту 2 Порядка N 127-П Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края является уполномоченным органом по предоставлению теплоснабжающим организациям субсидии на компенсацию недополученных доходов, возникающих в связи с замещением дефицита газа резервными источниками топлива.
Следовательно, в настоящем случае именно Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края является главным распорядителем бюджетных средств по спорному виду расходов краевого бюджета.
Учитывая изложенное, арбитражный суд верно заключил о том, что надлежащим ответчиком по делу следует признать Камчатский край в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края.
При этом Положением о Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края, утвержденным Постановлением Правительства Камчатского края от 19.12.2008 N 424-П (пункт 9), и Положением о Министерстве финансов Камчатского края, утвержденным Постановлением Правительства Камчатского края от 19.12.2008 N 436-П (пункт 11), также предусмотрено, что Министерство и Служба осуществляют бюджетные полномочия главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на обеспечение их деятельности.
Между тем, из анализа Порядка N 127-П следует, что Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края, равно как и Министерство финансов Камчатского края непосредственно не осуществляют действия по предоставлению спорной субсидии, то есть в настоящем случае не являются главными распорядителями по спорному виду расходов краевого бюджета.
Таким образом, арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края и Министерство финансов Камчатского края в спорных правоотношениях надлежащими процессуальными ответчиками не являются.
Согласно части 5 статьи 170 АПК РФ резолютивная часть решения должна содержать выводы об удовлетворении или отказе в удовлетворении полностью или в части каждого из заявленных требований, наименование истца и ответчика, а также один из идентификаторов указанных лиц (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения), указание на распределение между сторонами судебных расходов, срок и порядок обжалования решения.
Между тем, суд первой инстанции, сделав вывод о том, что Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края и Министерство финансов Камчатского края не являются надлежащими ответчиками по настоящему иску, в резолютивной части решения не указал на отказ в удовлетворении исковых требований ПАО "Камчатскэнерго" к указанным лицам.
Кроме того, при определении порядка исполнения судебного акта арбитражным судом не учтено следующее.
Из анализа положений статьи 158 БК РФ следует, что ответчиком по иску о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов субъектов Российской Федерации или должностных лиц этих органов, является непосредственно указанный субъект Российской Федерации, то есть в настоящем случае Камчатский край. При этом Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края является лишь его процессуальным представителем, выражающим соответствующую правовую позицию по заявленным требованиям.
В свою очередь, в силу пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума N 13) по общему правилу, исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляется взыскателем или его представителем, наделенным необходимыми полномочиями, в орган, исполняющий судебные акты (пункт 2 статьи 242.1 БК РФ).
При этом согласно пункту 13 Постановления Пленума N 13 положения главы 24.1 БК РФ разграничивают полномочия органов, исполняющих судебные акты об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и устанавливают различный порядок их исполнения.
Так, на финансовые органы - Минфин России, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования - возложено исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также иных судебных актов, предусматривающих взыскание средств за счет казны соответствующего публично-правового образования (статья 242.2 БК РФ).
Органы Федерального казначейства наделены полномочиями по организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих взыскание денежных средств с казенных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, и с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся указанные юридические лица, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенным учреждениям для исполнения их денежных обязательств (пункт 7 статьи 161 БК РФ), - за счет средств соответствующего бюджета (статьи 242.3 - 242.6 БК РФ). Имущественные требования подлежат удовлетворению с выступающих самостоятельно в суде в качестве ответчиков казенных учреждений, осуществляющих свою деятельность за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающих исполнение денежных обязательств (пункты 2, 8, 9 статьи 161 Кодекса), а также с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся эти учреждения, поэтому в резолютивной части судебных актов не содержится указания о взыскании денежных сумм за счет казны публично-правового образования.
Таким образом, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен бюджетным законодательством и не может быть произвольно определен судом при изложении резолютивной части судебного акта.
Статьей 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий(бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В пункте 14 Постановления Пленума N 13 разъяснено, что исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц (статьи 1069, 1070 ГК РФ), в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, возложено на Минфин России и осуществляется за счет казны Российской Федерации (пункт 1 статьи 242.2 БК РФ).
В связи с чем, при удовлетворении иска о возмещении вреда в порядке, предусмотренном статьей 1069 ГК РФ, в резолютивной части решения арбитражный суд указывает о взыскании вреда с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств за счет казны Российской Федерации (статья 6, подпункт 1 пункта 3 статьи 158 БК РФ).
При этом исполнение судебных актов о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или их должностных лиц, а также по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования осуществляется: финансовым органом субъекта Российской Федерации - за счет казны субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования - за счет казны муниципального образования в порядке, аналогичном порядку, установленному для взыскания с казны Российской Федерации, и в соответствии с федеральным законодательством (пункты 3 и 4 статьи 242.2 БК РФ).
Таким образом, поскольку порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, определяется исходя из резолютивной части судебного акта, то ошибочное указание в ней на взыскание сумм непосредственно с Камчатского края в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края при обязанности исполнения настоящего судебного акта финансовым органом субъекта возлагает непосредственно на Министерство не предусмотренную бюджетным законодательством обязанность исполнения такого акта.
Принимая во внимание вышеизложенное, обжалуемое решение суда первой инстанции на основании части 2 статьи 269, пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ подлежит изменению в части включения в его текст указания на взыскание убытков за счет казны Камчатского края, а также на отказ в удовлетворении исковых требований, предъявленных обществом к Министерству финансов Камчатского края и Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края.
В остальном выводы суда по настоящему делу следует признать законными и обоснованными, а доводы апеллянта - не опровергающими их, в связи с чем, в удовлетворении апелляционной жалобы по существу изложенных в ней доводов суд апелляционной инстанции отказывает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации судебная коллегия не относит на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 07.07.2022 по делу N А24-852/2022 изменить.
Взыскать с Камчатского края в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края за счет казны Камчатского края в пользу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" 1 259 931 660 рублей и 200 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины, всего 1 260 131 660 рублей.
В удовлетворении иска в остальной части отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Пяткова |
Судьи |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-852/2022
Истец: ПАО энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
Ответчик: Камчатский край в лице Правительства Камчатского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, Министерство финансов Камчатского края
Третье лицо: Правительство Камчатского края, Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края, Пятый арбитражный апелляционный суд