город Омск |
|
24 октября 2022 г. |
Дело N А81-11342/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжиковв О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10715/2022) общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Югорск" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.07.2022 по делу N А81-11342/2021 (судья Садретинова Н.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Югорск" (ОГРН 1028601843918, ИНН 8622000931, адрес: 628260, город Югорск, улица Мира, дом 15) к Администрации Надымского района (ОГРН 1028900578750, ИНН 8903008622, адрес: 629736, город Надым, улица Зверева, дом 8) о признании недействительным отказа, изложенного в письме от 11.08.2021 N 89-174/101-08/20676,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Югорск" - Андрианов Александр Анатольевич по доверенности от 10.12.2021 N Юр/21/239 сроком действия по 31.12.2022;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Югорск" (далее - заявитель, ООО "Газпром трансгаз Югорск", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, дважды уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации Надымского района (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании недействительным отказа, изложенного в письме от 11.08.2021 N 89-174/101-08/20676.
В качестве способа восстановления права заявитель просил обязать заинтересованное лицо согласовать ООО "Газпром трансгаз Югорск" проектную документацию для рекультивации нарушенных земель (шифр 861. КР-19.10.02-РКЗ) по объекту: "Капитальный ремонт МГ Уренгой-Надым 2, Ду 1420 мм, инв. N 170. Ремонтируемый участок км 44,6-86,9. Замена труб. Ново-Уренгойское ЛПУМГ".
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.07.2022 по делу N А81-11342/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на нормативную необоснованность отказа Администрации в согласовании проектной документации, утверждает о том, что суд и заинтересованное лицо ошибочно приравняли торфо-песчаную смесь к плодородному слою, так как торфо-песчаная смесь не является плодородной субстанцией, не является органическим удобрением. ООО "Газпром трансгаз Югорск" считает, что заявитель не обязан применять при проведении рекультивации нарушенных земель торфо-песчаную смесь, мощностью 0,1 м, с посевом трав и внесением удобрений.
ООО "Газпром трансгаз Югорск" считает, что суд вышел за пределы предъявленных заявителем требований, так как заявитель при обращении в суд не приводил доводы относительно согласования проекта рекультивации в части согласования земельных (лесных) участков лесного фонда либо земель сельскохозяйственного назначения. Оспаривает вывод суда о невозможности проведения капитального ремонта на обводнённых земельных участках при проведении планировки площадей бульдозерами, так как независимо от наличия условий в проекте о времени года проведения работ, технологически принято проводить работы по капитальному ремонту указанных в заявлении объектов, в Ямало-Ненецком автономном округе, только в зимнее время, с точки зрения соблюдения экологии, сохранения целостности имеющейся поверхности земли. По мнению Общества, ГОСТ Р 57446-2017, ГОСТ Р 59057-2020, ГОСТ Р 59070-2020 не могут быть применимы при рассмотрении дела, так как согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - Закон N 162-ФЗ) документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе.
Кроме того, ООО "Газпром трансгаз Югорск" утверждает о нарушении судом норм процессуального права, выразившихся в том, что заявитель не был ознакомлен с поступившими документами от заинтересованного лица, а именно с ходатайством от 13.07.2022 N 89-174/101-04-01/15439 и приложениями к нему. При ознакомлении с материалами дела 02.08.2022 приложения (доказательства) к ходатайству от 13.07.2022 отсутствовали в материалах дела. По мнению подателя жалобы, аналитическая записка Государственного автономного учреждения ЯНАО "Научный центр изучения Арктики" является недопустимым, неотносимым доказательством, а автор записки является заинтересованным лицом в проведении любого вида рекультивации на территории ЯНАО, финансируемого за счёт бюджета ЯНАО, без учёта целесообразности её проведения.
Администрация представила отзыв на апелляционную жалобу.
13.10.2022 от ООО "Газпром трансгаз Югорск" поступило ходатайство о приобщении к делу дополнительных документов (письма заинтересованного лица от 04.10.2022 N 89-174/101-08/21280, заявление заявителя от 28.09.2022 N 31/009/03-04779 "О согласовании проекта рекультивации нарушенных земель", проект рекультивации нарушенных земель (шифр 05.2200.8923-РКЗ, Том 9.1)).
Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившегося участника процесса.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ООО "Газпром трансгаз Югорск" подтвердил получение отзыва Администрация, поддержал ходатайство о приобщении к делу дополнительных документов.
Судом апелляционной инстанции отказано в удовлетворении ходатайства по причине неотносимости представленных документов к настоящему судебному разбирательству (документы представлены в отношении иных земельных участков).
Представитель ООО "Газпром трансгаз Югорск" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, возражения, заслушав представителя ООО "Газпром трансгаз Югорск", установил следующие обстоятельства.
ООО "Газпром трансгаз Югорск" в связи с проведением капитального ремонта объекта: "Капитальный ремонт МГ Уренгой-Надым 2, Ду 1420 мм, инв. N 170. Ремонтируемый участок км 44,6-86,9. Замена труб. Ново-Уренгойское ЛПУМГ" (далее - объект), обратилось в Администрацию с заявлением от 19.07.2021 N 31/106/23-03521 о согласовании проекта рекультивации земель, в соответствии с пунктом 15 "Правил проведения рекультивации и консервации земель", утверждённых Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 (далее - Правила N 800).
Письмом от 11.08.2021 N 89-174/101-08/20676 Администрация отказала в согласовании проекта, рекультивации указала на то, что проект рекультивации не соответствует требованиям Правил N 800, проектом рекультивации не предусмотрена биологическая рекультивация на площади земельных участков на незаболоченной территории, вместо этого запланировано самозарастание.
Полагая, что отказ Администрации является недействительным и нарушающим права и законные интересы заявителя, ООО "Газпром трансгаз Югорск" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением, уточненным в установленном порядке.
20.07.2022 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В силу статьи 5 ЗК РФ участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Согласно части 3 статьи 5 ЗК РФ правообладателями земельных участков признаются собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.
Целями охраны земель, в соответствии со статьей 12 ЗК РФ, являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель. Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса (статья 13 ЗК РФ).
Согласно части 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (часть 5 статьи 13 ЗК РФ).
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды, Закон N 7-ФЗ), который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 1 Закона об охране окружающей среды под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Согласно статьям 3, 4 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно пункту 5 статьи 13 ЗК РФ рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет (часть 3 статьи 76 ЗК РФ).
Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 6 статьи 13 ЗК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" установлен порядок проведения рекультивации и консервации земель, который в равной мере распространяются на земли и земельные участки, а также устанавливает мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.
В соответствии с пунктом 8 Правил, рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий. Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий.
Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
Проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель или в виде отдельного документа в иных случаях (пункт 10 Правил).
Требования к содержанию проекта рекультивации земель предусмотрены в пункте 14 Правил.
Пунктом 15 Правил N 800 предусмотрено, что проект рекультивации земель, за исключением случаев подготовки проекта рекультивации в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и случаев, предусмотренных пунктом 23 данных Правил, до утверждения подлежит согласованию, в том числе с исполнительным органом государственной власти и органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицами, указанными в пункте 3 или подпункте "б" пункта 4 Правил N 800.
В целях восстановления и сохранения биоразнообразия устанавливает основные положения по идентификации нарушенных земель и земельных участков (далее - нарушенные земли) и применению наилучших доступных технологий (далее - НДТ) рекультивации нарушенных земель, включая агротехнические приемы, основанные на применении комплекса работ по восстановлению земель, территорий, ландшафтов и экосистем до состояния, приближенного к первоначальному Приказом Росстандарта от 18.04.2017 N 283-ст утвержден и введен в действие "ГОСТ Р 57446-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Наилучшие доступные технологии. Рекультивация нарушенных земель и земельных участков. Восстановление биологического разнообразия" (далее - ГОСТ Р 57446-2017).
Пунктом 5.6.1 ГОСТ Р 57446-2017 предусмотрено, что при строительстве, реконструкции и эксплуатации линейных сооружений (магистральных трубопроводов и отводов от них, железных и автомобильных дорог, каналов) должны быть рекультивированы трассы трубопроводов, притрассовые карьеры, резервы, кавальеры.
Перед началом строительства магистральных трубопроводов, транспортных коммуникаций и каналов следует снимать плодородный слой почвы, хранить во временном отвале, расположенном вдоль строительной полосы в пределах, предусмотренных нормативами отвода, и использовать для рекультивации или землевания после окончания строительных и планировочных работ (пункт 5.6.3 ГОСТ Р 59057-2020).
Пунктом 7.1.1 ГОСТ Р 57446-2017 предусмотрено, что направление рекультивации нарушенных земель выбирается с учетом характера нарушения земель, эколого-экономической целесообразности восстановления их качественного состояния для дальнейшего целевого назначения и разрешенного использования.
В силу пункта 7.3.1 ГОСТ Р 57446-2017 рекультивация нарушенных земель для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей осуществляют в два последовательных этапа, которыми являются технический и биологический.
Технический этап рекультивации нарушенных земель предусматривает снятие и нанесение плодородного слоя почвы, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению (пункт 7.3.3.3 ГОСТ Р 59057-2020).
При проведении технического этапа рекультивации земель в зависимости от направления рекультивируемых земель должно быть выполнено покрытие поверхности потенциально плодородными и/или плодородными слоями почвы (пункт 7.3.3.4 ГОСТ Р 59057-2020).
Биологический этап рекультивации нарушенных земель включает в себя мероприятия по восстановлению хозяйственной и экологической ценности нарушенных земель, их озеленение, возвращение в сельскохозяйственное, лесное или иное пользование, создание благоприятного для жизни и деятельности человека ландшафта (пункт 7.3.4.6 ГОСТ Р 59057-2020). К нему относится комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, таких как внесение органических и минеральных удобрений, посев и посадка растений, уход за растениями до момента сдачи земель собственнику. Проводимые на биологическом этапе мероприятия направлены на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы и создание условий для восстановления видового разнообразия флоры и фауны.
Требования к рекультивации нарушенных земель включают в себя:
- создание сглаженных форм рельефа и поверхности с благоприятными для посадки растений экологическими условиями;
- посадку (посев) комплекса видов растений из состава флоры данной природно-климатической зоны, а также биологически ценных видов растений (пункт 7.1.5 ГОСТ Р 59057-2020).
В силу пункта 7.3.4.7 ГОСТ Р 57446-2017 повышение продуктивности земель осуществляют путем внесения органических и минеральных удобрений, проведения необходимых мелиоративных мероприятий, посева различных травянистых растений и сельскохозяйственных культур, высадки лесных культур, применения специальных агротехнических приемов.
Согласно представленной в материалы дела аналитической записке Государственного автономного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа "Научный центр изучения Арктики" от 18.02.2022 по теме "Рекультивация нарушенных земель на территории Надымского района" исследован вопрос необходимости восстановления нарушенных земель и растительного покрова путем проведения рекультивационных работ в Надымском районе.
В частности отмечено, что указанное является важным природоохранным мероприятием, методы рекультивации без нанесения плодородного слоя не оправдали себя в условиях Ямало-Ненецкого автономного округа, почвенно-растительный покров Надымского района обладает низким восстановительным потенциалом, самозарастание антропогенно нарушенных участков происходит медленно. На участках, где не проведен биологический этап рекультивации с нанесением плодородного слоя развиваются опасные термокарстовые процессы, процессы эрозии, дефляции, образуются просадочные и провальные формы рельефа, активизируются процессы заболачивания. Применение методов биологической рекультивации без нанесения плодородного слоя путем внесения травосмесей на грунт показал свою экологическую неэффективность.
По рекомендациям ООО НПП "Ямальская аграрная наука", для проведения работ по биологической рекультивации нарушенных земель в районах Крайнего Севера, предусматривается посев семян трав по слою торфо-песчаной смеси с внесением удобрений на нарушенных земельных участках. Норма высева трав составляет: для откосов - 220 кг/га; для полосы отвода и карьеров - 150 кг/га. Максимальное процентное содержание однолетних растений не должно превышать 30% от общего состава семян, применяемых для биологической рекультивации. После посева семян трав, рекомендуется проводить прикатывание. Этап рекультивации считается завершенным, если покрытие почвы растительностью, не имеющей признаков повреждения, достигает 70% и более. При обнаружении дефектных мест с неудовлетворительным зарастанием нужен посев семян.
Из вышеуказанного следует, что в отношении земель промышленности, подвергшихся антропогенному воздействию, в обязательном порядке должна быть осуществлена биологическая рекультивация.
Из материалов настоящего дела следует, что в проекте рекультивации земель заявителя не был предусмотрен биологический этап рекультивации, на что было указано в письме от 11.08.2021 N 89-174/101-08/20676 Администрация при отказе в согласовании проекта рекультивации.
Оспаривая необходимость проведения биологического этапа рекультивации, Общество ссылается на то, что применение ГОСТ Р 57446-2017 не является обязательным, так как согласно части 1 статьи 26 Закона N 162-ФЗ документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе.
Между тем, проведение биологического этапа рекультивации также предусмотрено подпунктом "б" пункта 14 Правил N 800, согласно которому проект рекультивации земель должен содержать раздел "Эколого-экономическое обоснование рекультивации земель", включающий обоснование достижения запланированных значений физических, химических и биологических показателей состояния почв и земель по окончании рекультивации земель.
Пунктом 5 Правил N 800 предусмотрено, что рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий, а в отношении земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, также в соответствии с целевым назначением лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Утверждение подателя жалобы о том, что восстановление почвы произойдёт в отсутствие биологического этапа рекультивации, противоречит также аналитической записке Государственного автономного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа "Научный центр изучения Арктики" от 18.02.2022.
Довод подателя жалобы о том, что аналитическая записка является недопустимым и неотносимым доказательства, а также о том, что она составлена заинтересованным в проведении рекультивации лицом, отклоняется судом апелляционной инстанции как необоснованным и не подтвержденный какими-либо доказательствами.
Доводы подателя жалобы о том, что в проекте рекультивации земель не предусмотрен биологический этап рекультивации в связи с обводненностью территории, были оценены и правомерно отклонены судом первой инстанции.
Так, в разделе 1.5 Проекта рекультивации земель перечислены площадки, проезды, которые расположены в полосе отвода. Исходя из целевого назначения, данные объекты не могут быть возведены на полностью обводненном грунте. В состав планируемых работ по технической рекультивации включена планировка площадей бульдозерами, что также невозможно на полностью обводненном грунте, где ограничено движение техники из-за рисков завязнуть или утонуть.
В проекте рекультивации отсутствует информация о том, какой процент рекультивируемых земель занят болотами.
Кроме того, в разделе 1.4 Проекта рекультивации земель перечислены типы почв, характерных для Надымского района, в том числе подзолистые почвы с глубоким залеганием грунтовых вод. Согласно сведениям раздела 1.1 проекта по преобладающему распространению древесной растительности территория входит в подзону редкостойных заболоченных елово-лиственных лесов.
В приложении к Проекту рекультивации земель обозначена площадь, расчищенная от растительности, что предполагает произрастание не только мохово-лишайникого, травяно-кустарничкового яруса, но и кустарниково-древесного и древесного яруса растений.
Более того, доводы заявителя о болотистом ландшафте спорных земельных участков опровергаются представленным заинтересованным лицом во исполнение требования суда, в материалы дела актом осмотра земельных участков от 09.06.2022 с фототаблицами, составленный специалистами Администрации Надымского района при участии представителя ООО "Газпром трансгаз Югорск" (который согласно пояснениям Администрации отказался подписывать акт осмотра).
В материалы дела заинтересованным лицом представлена копия отзыва Департамента природных ресурсов и экологии ЯНАО, представленного в рамках дела N 11401/2021, который в соответствии с полномочиями, установленными Положением о Департаменте природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденным Постановлением Правительства автономного округа от 29.04.2013 N 297-П (пункт 1.2.49), предоставляет государственную услугу по согласованию проекта рекультивации земель в отношении земель, относящихся к категориям земель лесного фонда, до его утверждения, за исключением случаев подготовки проекта рекультивации в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и случаев, установленных федеральными законами, при которых проект рекультивации земель подлежит государственной экологической экспертизе.
По сведениям, полученным от Департамента природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа, сложившийся опыт по приемке рекультивируемых земель показал, что методы рекультивации нарушенных земель без нанесения торфо-песчаной смеси при проведении биологического этапа не оправдали себя в условиях ЯНАО (Крайнего Севера). При рекультивации земель без нанесения торфо-песчаной смеси уже через год на нарушенных земельных участках отсутствует растительность. Ускорение темпов восстановления растительного покрова достигается посредством внесения минеральных удобрений и углесодержащих пород. Для посадки используют семена диких и культурных растений характерных для района работ.
Как утверждает заинтересованное лицо и обратное не доказано заявителем, отсутствие работ по восстановлению плодородного слоя и биологической рекультивации может привести к такому негативному явлению как формирование песчаных раздувов, ветровой эрозии. При отсутствии насаждений, которые бы своей корневой системой укрепляли поверхность почвы и в дальнейшем формировали плодородный слой, песчаные раздувы имеют тенденцию к увеличению. Следовательно, поверхность, занятая растительным покровом, будет уменьшаться, что негативно скажется на видовом разнообразии растительного и животного мира. Внесение органоминеральных удобрений необходимо для более качественного прорастания смеси многолетних и однолетних трав.
В соответствии с пунктами 7.3.4.5 - 7.3.4.8 ГОСТа Р 59057-2020 биологический этап рекультивации нарушенных земель включает комплекс агротехнических, биологических и фитомелиоративных мероприятий по восстановлению утраченного качественного состояния земель (в том числе плодородия), направленных на создание условий для восстановления экологических функций почв и биологической продуктивности, а также видового разнообразия экологических систем.
Биологический этап рекультивации нарушенных земель включает мероприятия по восстановлению хозяйственной и экологической ценности нарушенных земель, их озеленение, возвращение в сельскохозяйственное, лесное или иное пользование, создание благоприятного для жизни и деятельности человека ландшафта. К нему относится комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, таких как внесение органических и минеральных удобрений, посев и посадка растений, уход за растениями до момента сдачи земель собственнику. Проводимые на биологическом этапе мероприятия направлены на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы и создание условий для восстановления видового разнообразия флоры и фауны.
Повышение продуктивности земель осуществляют путем внесения органических и минеральных удобрений, проведения необходимых мелиоративных мероприятий, посева различных травянистых растений и сельскохозяйственных культур, высадки лесных культур, применения специальных агротехнических приемов.
Выбор способов биологической рекультивации определяют с учетом климатической зоны, зонального биологического разнообразия, экономической целесообразности, целевого назначения и разрешенного использования.
Таким образом, биологическая рекультивация при реконструкции линейного объекта должна быть проведена в любом случае. Лицам, допустившим деградацию земель, предоставлено только право выбора способа проведения биологической рекультивации.
Ссылки подателя жалобы на то, что заявитель не обязан применять при проведении рекультивации нарушенных земель торфо-песчаную смесь, судом не принимаются, поскольку представленный Обществом проект рекультивации в принципе не содержал биологического этапа.
Доводы Общества о том, что в своем отказе Администрация не уточнила конкретные нормы Правил N 800, которые были нарушены при составлении проекта рекультивации земель, отклоняются судом, так как согласно подпункту "а" пункта 19 Правил N 800 лица, указанные в пункте 15 указанных Правил, направляют уведомление об отказе в согласовании проекта рекультивации земель в случае, если мероприятия, предусмотренные проектом рекультивации, не обеспечат соответствие качеств земель требованиям, предусмотренным пунктом 5 Правил, что в настоящем случае и было установлено Администрацией при рассмотрении представленного на согласование проекта рекультивации.
При этом Администрация в оспариваемом письме указала на конкретные недостатки проекта, а также дала рекомендации по их устранению.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что заявитель, уточняя заявленные требования, исключил из первоначально заявленных требований земельные участки, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения, а также некоторые земельные участки, относящиеся к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Между тем, Правилами N 800 не предусмотрено частичное согласование проекта рекультивации земель, не допускается утверждение проекта рекультивации с отступлениями или оговорками. Также Правилами N 800 не предусмотрено внесение в проект рекультивации изменений, касающихся его некоторых положений, оформленных отдельными документами.
Проектная документация для рекультивации нарушенных земель (шифр 861. КР-19.10.02-РКЗ) по объекту: "Капитальный ремонт МГ Уренгой-Надым 2, Ду 1420 мм, инв.N 170. Ремонтируемый участок км 44,6-86,9. Замена труб. НовоУренгойское ЛПУМГ", в иной редакции (без учета земель сельскохозяйственного назначения либо где предусмотрена рекультивация таких земель) в Администрацию Надымского района заявителем не направлялась, в суд также не представлялась.
Указанное свидетельствует о том, что даже в случае признания судом доводов заявителя обоснованными, то с учетом уточнения им заявленных требований и исключения части земельных участков, заявленный Обществом способ восстановления прав в виде обязания Администрации согласовать проектную документацию не может быть применен, так как изменённая проектная документация в адрес заинтересованного лица не направлялась, а частичное согласование проекта рекультивации земель не предусмотрено.
Доводы ООО "Газпром трансгаз Югорск" о нарушении судом норм процессуального права, выразившиеся в том, что заявитель не был ознакомлен с поступившими документами от заинтересованного лица, а именно с ходатайством от 13.07.2022 N 89-174/101-04-01/15439 и приложениями к нему, несостоятельны.
Из материалов дела усматривается, что 17.07.2022 посредством системы "Мой арбитр" (за 2 дня до судебного заседания) ООО "Газпром трансгаз Югорск" представило пояснения, в которых указало на поступление от Администрации 13.07.2022 ходатайства с пояснениями. Указало, что не имеет физической возможности ознакомиться с актами осмотра и фототаблицами.
Пояснения ООО "Газпром трансгаз Югорск" датированы 15.07.2022 N 31/16/201676-25.
Соответственно, по состоянию на 15.07.2022 ООО "Газпром трансгаз Югорск" располагало сведениями о представлении Администрацией документов.
Судом апелляционной инстанции установлено, что все поступившие от Администрации документы поданы посредством системы "Мой арбитр", доступны в электронном виде, соответственно, Общество было вправе заявить ходатайство об ознакомлении с материалами дела в электронном виде и с ними ознакомиться посредством системы "Мой арбитр", чего Обществом сделано не было.
В силу части 2 статьи 41 АПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами; согласно части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Более того, из пояснений Администрации следует, что представитель ООО "Газпром трансгаз Югорск" А.С. Кушков присутствовал при осмотре земельных участков, но отказался от подписания акта.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Иные доводы и аргументы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются несостоятельными.
Нормы материального права применены арбитражным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Югорск" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.07.2022 по делу N А81-11342/2021 - без изменения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Югорск" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением от 11.08.2022 N 44595.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.