город Воронеж |
|
24 октября 2022 г. |
Дело N А48-4917/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 октября 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Аришонковой Е.А.,
судей Пороника А.А.,
Капишниковой Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Латышевым Е.П.,
при участии в судебном заседании:
от муниципального унитарного коммунального предприятия "Ливенское": Иванниковой О.И., представителя по доверенности N 1 от 20.05.2022, предъявлен диплом о высшем образовании по специальности "Юриспруденция", паспорт гражданина РФ;
от Государственного учреждения - Орловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации: Чириковой О.Н., представителя по доверенности N 4 от 13.01.2021, предъявлен диплом о высшем образовании по специальности "Юриспруденция", паспорт гражданина РФ,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы веб-конференции апелляционную жалобу Государственного учреждения - Орловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Орловской области от 25.08.2022 по делу N А48-4917/2022 по заявлению муниципального унитарного коммунального предприятия "Ливенское" (ОГРН 1025700514432, ИНН 5702000240) к Государственному учреждению - Орловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025700828009, ИНН 5753007607) о признании недействительным уведомления от 25.04.2022 и обязании установить страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с января 2022 года на уровне 2017 - 2021 годов в размере 0,3%,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное коммунальное предприятие "Ливенское" (далее - МУКП "Ливенское", Предприятие, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к государственному учреждению - Орловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Орловское отделение ФСС России, Фонд, страховщик) о признании недействительным уведомления от 25.04.2022 и обязании установить страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с января 2022 года на уровне 2017-2021 годов в размере 0,3%.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 25.08.2022 заявленные требования удовлетворены, уведомление от 25.04.2022 признано недействительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Орловское отделение ФСС России обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Фонд ссылается на ссылается на новую редакцию пункта 13 Правил N 713, подлежащую применению с 01.01.2017 и предусматривающую в случае не подтверждения страхователем основного вида экономической деятельности в установленный срок (до 15.04.2022), его отнесение к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами ОКВЭД, указанными в Едином государственном реестре юридических лиц. В указанной связи, Фонд полагает, что данные положения не возлагают на заинтересованное лицо обязанность по установлению фактически осуществляемого страхователем вида деятельности, а позволяют страховщику в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, обеспечив тем самым права застрахованных лиц.
В представленном отзыве МУКП "Ливенское" возражает против доводов апелляционной жалобы, просило оставить решение суда без изменения.
Предприятие обращает внимание на то, что документы, подтверждающие осуществление страхователем основного вида экономической деятельности, были представлены страхователем с пропуском установленного срока на 2 дня и до вынесения оспариваемого уведомления. При этом возможность Фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска при непредставлении соответствующих документов является не мерой ответственности, а гарантией прав застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей.
В судебном заседании 17.10.2022 представители лиц, участвующих в деле, поддержали занимаемые правовые позиции, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, соответственно.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, явившихся в судебное заседание, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, МУКП "Ливенское" по смыслу Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" выступает в качестве страхователя, обязанного правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы.
В соответствии со сведениями ЕГРЮЛ, основным видом деятельности Предприятия является "Сбор неопасных отходов, ОКВЭД 38.11", дополнительным видом деятельности является, в том числе, "Деятельность парков культуры и отдыха и тематических парков, ОКВЭД 93.21".
МУКП "Ливенское" 18.04.2022, то есть с нарушением срока, установленного законодательством, представило сведения о подтверждении основного вида деятельности за 2021 год.
25.04.2022 Орловское отделение ФСС России направило в адрес МУКП "Ливенское" уведомление о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, отнеся данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности из указанных в ЕГРЮЛ - "Деятельность парков культуры и отдыха и тематических парков, ОКВЭД 93.21", что повлекло установление 17 класса профессионального риска и страхового тарифа в размере 2,10 процента.
05.05.2022 МУКП "Ливенское" обратилось к страхователю с письмом N 261, в котором указало на подтверждение основного вида экономической деятельности 18.04.2022 "Сбор неопасных отходов, ОКВЭД 38.11", а также ходатайствовало об отмене уведомления от 25.04.2022 и установлении страхового тарифа с января 2022 года на уровне 2017 - 2021 гг. в размере 0,3 процента.
Письмом о разъяснении законодательства от 12.05.2022 N 07-22/5712-4793 Орловское отделение ФСС России отказало МУКП "Ливенское" в изменении страхового тарифа, указав, что поскольку страхователь не представил заявление и документы в установленный срок - не позднее 15.04.2022, ему установлен тариф в соответствии с требованием норм действующего законодательства.
Полагая, что уведомление от 25.04.2022 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, МУКП "Ливенское" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании указанного ненормативного акта недействительным.
Удовлетворяя заявленные требование МУКП "Ливенское", суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно положениям части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), в соответствии с положениями которого, одним из основных принципов обязательного социального страхования является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, под которым понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователя. Тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска. Правила отнесения видов деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила N 713).
В силу положений статьи 21 Закона N 125-ФЗ, пункта 8 Правил N 713, экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (пункт 9 Правил N 713).
В силу п. 11 Правил, основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
На основании приведенных положений Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 утвержден Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами (далее - Порядок подтверждения от 31.01.2006 N 55).
В силу пункта 2 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил от 01.12.2005 N 713.
Пунктом 3 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55 предусмотрено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку; копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства). Документы, указанные в настоящем пункте, представляются на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
В соответствии с пунктом 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55 в действующей с 26.02.2017 редакции, в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Аналогичные положения содержит и пункт 13 Правил, согласно которым, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц.
При этом предусмотренное пунктом 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55 право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Соответствующая правовая позиция ранее была изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе, Определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О).
Виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Право Фонда, установленное в пункте 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Таким образом, по смыслу пункта 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом. Отказ фонда может быть обжалован в суд; бремя доказывания в суде обоснованности заявленного тарифа, в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лежит на заинтересованном лице - на страхователе. Иной подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности.
Соответствующая правовая позиция отражена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969 по делу N А45-16531/2017.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, в рассматриваемом случае страхователь 18.04.2022, то есть с незначительным нарушением установленного срока (16 и 17 апреля 2022 г. - это выходные дни), представило в региональное отделение Фонда документы, подтверждающие основной вид его экономической деятельности в 2021 году - "Сбор неопасных отходов, ОКВЭД 38.11", что соответствует страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,3%.
Указанные сведения имелись у страхователя на момент направления в адрес Предприятия спорного уведомления. Указанный факт Фондом не оспаривается.
Фондом не представлено документов, подтверждающих фактическое осуществление Предприятием в 2021 году иного вида экономической деятельности - "Деятельность парков культуры и отдыха и тематических парков, ОКВЭД 93.21" в качестве основного.
Приводимые заинтересованным лицом доводы о том, что действующими нормативными положениями на Фонд не возлагается обязанность устанавливать фактически осуществляемый страхователем вид экономической деятельности и на момент принятия уведомления об установлении размера страхового тарифа страховщик не располагал сведениями об основном виде экономической деятельности страхователя, которым в установленный срок не были представлены подтверждающие документы, в связи с чем, с формальной точки зрения, действия фонда соответствуют положениям пункта 5 Порядка N 55 и пункта 13 Правил N 713, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку изложенное не означает, что страхователь должен нести бремя по уплате страховых взносов в повышенном размере.
По мнению суда апелляционной инстанции, такой подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности, установленному Законом N 125-ФЗ. Соответственно, Фонд должен был учесть поступившие документы и установить заявителю экономически обоснованный тариф по уплате страховых взносов, тем более, что виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют.
На основании изложенного, принимая во внимание, что отделением Фонда не представлено документальных доказательств того, что "Деятельность парков культуры и отдыха и тематических парков " являлось основным видом деятельности заявителя в 2021 году, тогда как заявителем до направления в его адрес обжалуемого уведомления были представлены Фонду необходимые и достаточные документы, подтверждающие, что основным видом деятельности организации в 2021 году (также как и предыдущих периодах) являлся "Сбор неопасных отходов", суд, исходя из необходимости восстановления нарушенных прав заявителя, правомерно признал оспариваемое уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний недействительным, исходя из положений части 2 статьи 201 АПК РФ.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
Все доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу, им дана правильная юридическая оценка, следовательно, они не могут служить основанием для отмены судебного акта, принятого в соответствии с нормами материального права.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Орловской области от 25.08.2022 надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, а также учитывая, что в соответствии с пп.1.1 п. 1 ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 25.08.2022 по делу N А48-4917/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Орловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Аришонкова |
Судьи |
А.А. Пороник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-4917/2022
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ КОММУНАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ЛИВЕНСКОЕ"
Ответчик: ГУ Орловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ