г. Пермь |
|
24 октября 2022 г. |
Дело N А50-11008/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 октября 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Борзенковой И.В., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.,
при участии:
от заявителя - Министерства образования и науки Пермского края: Дочия О.С., доверенность от 23.05.2022, паспорт, диплом;
от заинтересованного лица - Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю в лице 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми: представитель не явился,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Министерства образования и науки Пермского края,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 19 июля 2022 года по делу N А50-11008/2022
по заявлению Министерства образования и науки Пермского края (ОГРН: 1025900530336, ИНН: 5902290723)
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю в лице 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми (ОГРН: 1065902059123, ИНН: 5902293442)
об оспаривании действий, акта и предписания,
УСТАНОВИЛ:
Министерство образования и науки Пермского края обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением, содержащим следующие требования: 1) признать незаконной проверку, проведенную в период с 11 октября по 22 октября 2021 года инспектором отделения организации надзорных и профилактических мероприятий 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю Трониным А.Л.; 2) признать недействующими акт и предписание N 34 от 22.10.2021.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 19.07.2022 производство по делу в части требования о признании недействительным акта плановой выездной проверки от 22.10.2021 прекращено; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, Министерство образования и науки Пермского края обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы приведены следующие доводы: Министерство необоснованно отнесено к субъектам, уполномоченным в вопросах защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; Министерство является исполнительным органом государственной власти, и несет обязанности в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", в целях реализации требований Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) создаются комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации. Данный вопрос урегулирован указом Губернатора Пермского края от 31.05.2010 N 33 "О комиссии по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Пермского края". Резерв материальных ресурсов, предназначенных для ликвидации ЧС, создан на уровне Пермского края в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 13 марта 2012 N 117-п "О резервах материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Пермского края". Данным нормативным правовым актом Министерство образования и науки Пермского края не отнесено к формирователям резервов. Министерство в соответствии с Положением о территориальной подсистеме органов государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Пермского края отнесено к территориальной подсистеме единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Участвовавший в судебном заседании представитель заявителя выразил несогласие с решением суда, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Заинтересованное лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, что согласно части 3 статьи 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела.
В соответствии с частью 2 статьи 268 АПК РФ по ходатайству заявителя суд апелляционной инстанции приобщил к материалам дела дополнительные документы, приложенные к апелляционной жалобе (письма министерства от 12.11.2021, 06.12.2021, письмо прокуратуры Пермского края от 10.01.2022, проект приказа Минпросвещения России), представленные министерством в обоснование доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель министерства заявил ходатайство об отложении судебного заседания до завершения правовой экспертизы приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.09.2005 N 245 "Об утверждении Положения о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации и находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств".
Рассмотрев ходатайство заявителя в соответствии со статьей 159 АПК РФ, апелляционный суд отклонил его ввиду отсутствия процессуальных оснований для отложения судебного заседания, предусмотренных статьей 158 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании решения начальника 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю N 34 от 30.09.2021 в отношении Министерства образования и науки Пермского края в период с 11.10.2021 по 22.10.2021 проведена плановая выездная проверка в рамках осуществления государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
По результатам проверки составлен акт плановой выездной проверки от 22.10.2021 и министерству выдано предписание N 34 от 22.10.2021 об устранении выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, срок устранения нарушений установлен до 01.09.2022.
Не согласившись с действиями по проведению проверки, актом проверки и выданным предписанием, министерство после соблюдения досудебного порядка обжалования данных актов в ГУ МЧС России по Пермскому краю, обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснено, что к решениям, которые могут быть оспорены в суде, относятся индивидуальные акты применения права наделенных публичными полномочиями органов и лиц, принятые единолично либо коллегиально, содержащие волеизъявление, порождающее правовые последствия для граждан и (или) организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений. Решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме. По правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могут быть оспорены в т.ч. письменные решения, имеющие ненормативный характер, для которых законодательством установлены определенные требования к порядку принятия, оформлению (реквизитам) и содержанию (пункт 3).
При рассмотрении вопроса о том, может ли документ быть оспорен в судебном порядке, судам следует анализировать его содержание. О принятии решения, порождающего правовые последствия для граждан и (или) организаций, могут свидетельствовать, в частности, установление запрета определенного поведения или установление определенного порядка действий, предоставление (отказ в предоставлении) права, возможность привлечения к юридической ответственности в случае неисполнения содержащихся в документе требований. Наименование оспариваемого документа (заключение, акт, протокол, уведомление, предостережение) определяющего значения не имеет.
Акты налоговых, таможенных проверок, а также акты контрольного (надзорного) мероприятия, составленные в соответствии со статьей 87 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон о контроле), не могут выступать предметом самостоятельного оспаривания в качестве решений, поскольку являются средством фиксации выявленных нарушений. При этом заинтересованное лицо вправе оспорить решение, основанное на соответствующем акте проверки (принятые по результатам проверки решения налогового или таможенного органа; предписания органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля об устранении выявленных нарушений и т.п.) (пункт 6).
Учитывая вышеприведенные разъяснения, проанализировав содержание акта плановой выездной проверки от 22.10.2021, составленного начальником 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми ГУ МЧС России по Пермскому краю в соответствии со статьей 87 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", установив, что указанный акт не содержит властно-распорядительных предписаний, влекущих для заявителя правовые последствия, не влечет возможность привлечения его к административной ответственности в случае неисполнения содержащихся в данном документе требований и не нарушает права и законные интересы заявителя, а является лишь средством фиксации выявленных нарушений, суд апелляционной инстанции находит правильным вывод суда первой инстанции, что оспариваемый заявителем акт проверки не отвечает признакам ненормативного правового акта, законность которого подлежит проверки в арбитражном суде в порядке главы 24 АПК РФ, ввиду чего производство по делу в части требования о признании недействительным акта проверки от 22.10.2021 правомерно прекращено судом применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Согласно пунктам а, б, в, ж статьи 14 Федерального закона N 68-ФЗ организации обязаны: планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В ходе плановой выездной проверки выявлены следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности:
- у организации отсутствует утвержденный план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации;
- организацией не создан координационный орган единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
- организацией не создан постоянно действующий орган управления PCЧС структурное подразделение, специально уполномоченное на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- организацией не создан орган повседневного управления РСЧС - дежурная служба;
- организацией не созданы специально подготовленные силы и средства, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- организацией не созданы резервы материальных и финансовых ресурсов, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- у организации не создан резерв финансовых ресурсов, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- у организации не создан резерв средств индивидуальной защиты для работников организации;
- организацией не проводятся командно-штабные учения и штабные тренировки периодичностью 1 раз в год;
- организацией не проводятся штабные тренировки с периодичностью 1 раз в 2 года;
- организацией не утвержден комплекс мероприятий по повышению устойчивого функционирования организации и обеспечению жизнедеятельности работников организации в чрезвычайных ситуациях.
Факт выявленных в ходе проверки нарушений, как они отражены надзорным органом в акте от 22.10.2021, подтверждается имеющимися в деле доказательствами и заявителем не опровергнут.
Не оспаривая по существу наличие вышеуказанных нарушений, заявитель считает незаконными сами действия ГУ МЧС России по Пермскому краю по проведению в отношении министерства плановой выездной проверки, полагает, что министерство необоснованно отнесено к субъектам, уполномоченным в вопросах защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Проверяя соответствующие доводы заявителя, суд апелляционной инстанции руководствуется следующими нормами права.
В статье 1 Федерального закона N 68-ФЗ определено, что органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - это органы, создаваемые для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и сил, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно статье 4 Федерального закона N 68-ФЗ единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 794 (далее - Положение N 794), установлен состав сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые разделены на силы и средства наблюдения и контроля, а также силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В пункте 3 Положения N 794 указано, что единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
В силу действия пункта 4 Положения N 794 функциональные подсистемы единой системы создаются федеральными органами исполнительной власти и государственными корпорациями согласно приложению для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов и государственных корпораций.
Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В приложении к Положению N 794 содержится Перечень создаваемых федеральными органами исполнительной власти и государственными корпорациями функциональных подсистем единой системы. В указанный Перечень включено Минобрнауки России, для которого предусмотрено создание функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Минобрнауки России.
Также является действующим приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.09.2005 N 245 "Об утверждении положения о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации и находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств" (далее - Положение N 245).
Согласно пункту 3 Положения N 245 функциональная подсистема Минобрнауки России предназначена для организации и обеспечения работы органов управления образованием, учреждений и организаций образования и науки, сил и средств функциональной подсистемы Минобрнауки России в условиях повседневной деятельности, при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, а также возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Функциональная подсистема Минобрнауки России включает: координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства (нештатные формирования), резервы финансовых и материальных ресурсов, средства связи и оповещения, информационно-аналитический центр, образовательные учреждения повышения квалификации (пункт 6 Положения N 245).
В пункте 9 Положения N 245 указано, что постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы Минобрнауки России являются на региональном уровне - структурные подразделения (работники) в органах управления образованием субъектов Российской Федерации, специально уполномоченные для решения в сферах их деятельности задач в области защиты работников и обучающихся от чрезвычайных ситуаций.
Согласно пункту 1 статьи 31 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" под контролируемыми лицами в целях названного Закона понимаются граждане и организации, деятельность, действия или результаты деятельности которых либо производственные объекты, находящиеся во владении и (или) в пользовании которых, подлежат государственному контролю (надзору), муниципальному контролю.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31 Федерального закона N 248-ФЗ органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные государственные и муниципальные органы выступают контролируемыми лицами в случае владения и (или) пользования производственными объектами, являющимися объектами контроля.
В соответствии с пунктом "ж" статьи 14 Федерального закона N 68-ФЗ организации создают резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Статьей 25 Федерального закона N 68-ФЗ определено, что резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются, в том числе органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также организациями.
Порядок создания и использования резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также организациями.
Пунктом 20 Положения N 794 определено, что для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации и организаций.
Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и
материальных ресурсов определяется законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами организаций.
Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.
Созданные резервы материальных ресурсов подлежат хранению в зданиях, помещениях и сооружениях, принадлежащих контролируемым лицам на праве собственности или ином законном основании.
Согласно пункту 23 Положения N 794 проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы осуществляется на основе планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций соответствующего уровня, в том числе разработка, ввод в действие и обеспечение практической реализации ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих организацию и порядок планирования, проведения, взаимодействия и обеспечения защиты и повышения устойчивости функционирования.
В соответствии с пунктом 7 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС России от 01.10.2014 N 543, обеспечение населения средствами индивидуальной защиты осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - работников этих органов и организаций, находящихся в их ведении, организациями - работников этих организаций.
Согласно подпункту "б" пункта 23 Положения о федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1013, деятельность организаций, если эти организации (их структурные подразделения) или находящиеся в их ведении организации и структурные подразделения этих организаций включены (входят) в установленном порядке в состав сил и органов управления функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций подлежат отнесению к категории значительного риска.
Министерство образования и науки Пермского края, входящее в систему исполнительных органов государственной власти Пермского края, является юридическим лицом.
Таким образом, деятельность Министерства образования и науки Пермского края как органа государственной власти, владеющего и (или) пользующегося производственными объектами, являющимися объектами контроля, подлежит надзору в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ.
Доводы апеллянта о том, что Приказ N 245 не влечет правовых последствий, как не вступивший в силу, поскольку не прошел государственную регистрацию в Минюсте России, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно отклонены, так как Приказ Минобрнауки РФ от 26.09.2005 N 245 не подлежал государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации в соответствии с пунктом 8 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".
При этом Приказ N 245 опубликован в журнале "ОвД. Межведомственный информационный бюллетень", N 33, 2005, является действующим, следовательно, подлежит применению.
Вместе с тем, согласно предписанию Приказ N 245 не является единственным правовым основанием для возложения на Министерство обязанности по устранению выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
С учетом изложенного, действия ГУ МЧС России по Пермскому краю по проведению в отношении Министерства образования и науки Пермского края плановой выездной проверки и выданное по результатам такой проверки предписание правомерно признаны судом первой инстанции законными, а требования заявителя неподлежащими удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, основаны на неверном толковании норм материального права, сводятся к несогласию с установленными по делу фактическими обстоятельствами и произведенной судом оценкой имеющихся в материалах дела доказательств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.
Вместе с тем, апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции о пропуске заявителем процессуального срока на обращение в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" правом на обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 указанного Федерального закона.
Частью 2 этой же статьи Закона определено, что судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.
Из материалов дела следует, что во исполнение части 2 статьи 39 Закона N248-ФЗ, в порядке досудебного обжалования акта проверки и предписания от 22.10.2021 министерство обращалось с соответствующей жалобой в ГУ МЧС России по Пермскому краю. По итогам рассмотрения жалобы надзорным органом 11.04.2022 принято решение (исх. N ДОК-647), которым жалоба министерства оставлена без удовлетворения.
При таких обстоятельствах, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячный срок на подачу в суд заявления об оспаривании предписания от 22.10.2021 в данном случае следует исчислять с 11.04.2022.
С рассматриваемым заявлением общество обратилось в арбитражный суд 04.05.2022, т.е. в пределах установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока.
Между тем, с учетом вышеприведенных в настоящем постановлении выводов о законности оспариваемых действий и предписания надзорного органа ошибочный вывод суда первой инстанции о пропуске заявителем срока на обращение в суд не привел к принятию неправильного по существу судебного акта и не является основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство образования и науки Пермского края освобождено от уплаты государственной пошлины при обжаловании судебного акта, в связи с этим вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 19 июля 2022 года по делу N А50-11008/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-11008/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Ответчик: ГУ 1 ОНД и профилактической работы по городу Перми по Ленинскому р-ну МЧС по Пермскому краю