город Ростов-на-Дону |
|
24 октября 2022 г. |
дело N А32-859/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименов С.В.
судей И.Н. Глазуновой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.
при участии:
от Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел" в режиме веб-конференции: представитель Вареников Н.Н.по доверенности от 10.01.2022, паспорт, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.06.2022 по делу N А32-859/2022
по заявлению Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310133029, ОГРН 1082310016580)
к обществу с ограниченной ответственностью "Технотранс-Юг" (ИНН 2311170390, ОГРН 1142311004208)
о досрочном прекращении свидетельства об осуществлении регулярных пассажирских перевозок,
УСТАНОВИЛ:
Департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Технотранс-юг" (далее - Общество) о досрочном прекращении свидетельства об осуществлении регулярных пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.06.2022 в удовлетворении требований Департамента было отказано. Решение мотивировано тем, что выявленные Департаментом нарушения являются незначительными, носят устранимый характер, не могут свидетельствовать о грубом нарушении Обществом требований действующего законодательства для пресечения которого необходимо принятие крайней меры ответственности, как прекращение действия свидетельства по маршруту.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы Департамент указывает, что Общество неоднократно было привлечено к административной ответственности по части 4 и 5 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствие функционирующей системы видеонаблюдения салона, исправного оборудования электронной автоматической системы оплаты проезда, системы препятствующей движению транспортного средства при открытых дверях и люках багажного отделения, системы кондиционирования, отсутствие оборудования для использования газомоторного топлива и антиблокировочной системы тормозов. Следовательно, вывод суда о том, что мера административного воздействия, как прекращение действия свидетельства явно несоразмерна характеру совершенного правонарушения, является несостоятельным.
Отсутствие системы видеонаблюдения салона является бездействием Общества и нарушает требования к антитеррористической защищенности транспортных средств.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд удовлетворил ходатайство Департамента об участии в судебном заседании с использованием систем веб-конференции.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объёме.
Общество, извещённое надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Дело рассмотрено в порядке статей 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Общества, надлежащим способом извещённого о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Согласно Реестру маршрутов регулярных перевозок в границах муниципального образования город Краснодар (далее - Реестр) перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах муниципального образования город Краснодар осуществляется по нерегулируемым тарифам маршрут N 28 "Юбилейный микрорайон - Ул. им. Валерия Гассия", N42 "Юбилейный микрорайон - Ул. Ратной Славы", N78 "Комсомольский микрорайон - гипермаркет "Магнит Семейный".
Департаментом в соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ) Обществу были выданы свидетельства об осуществлении регулярных пассажирских перевозок: по маршруту N 28 серии 000001 N 000096 сроком действия с 01.12.2018 до 30.11.2023; по маршруту N 42 серии 000001 N 000145 сроком действия с 01.12.2018 до 30.11.2023; по маршруту N 78 серии 000001 N 000095 сроком действия с 01.12.2018 до 30.11.2023.
В связи с тем обстоятельством, что в маршруты N 42 и N 78 вносились изменения, ранее выданные свидетельства в соответствии с частью 7 статьи 27 Федерального закона N 220-ФЗ были переоформлены.
В Департамент поступили постановления о назначении административного наказания по части 4 и 5 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за 2020-2021 годы в отношении Общества при осуществлении регулярных пассажирских перевозок по маршрутам N 28, N 42 и N 78.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, регламентированы Федеральным законом N 220-ФЗ, статьёй 17 которого установлено, что право осуществления регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок. Карта муниципального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту.
Согласно пункту 20 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ карта маршрута регулярных перевозок - документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.
Пунктом 9 части 1 статьи 26 Федерального закона N 220-ФЗ в реестры маршрутов регулярных перевозок должны быть включены характеристики транспортных средств (виды транспортных средств, классы транспортных средств, экологические характеристики транспортных средств, максимальный срок эксплуатации транспортных средств, характеристики транспортных средств, влияющие на качество перевозок), предусмотренные решением об установлении или изменении маршрута регулярных перевозок, государственным или муниципальным контрактом и (или) заявкой на участие в открытом конкурсе, поданной участником открытого конкурса, которому выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
В соответствии с пунктом 28 части 1 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ к характеристикам транспортного средства, влияющим на качество перевозок относятся наличие низкого пола, кондиционера, оборудования для перевозок пассажиров из числа инвалидов, электронного информационного табло, системы контроля температуры воздуха в салоне, системы безналичной оплаты проезда, оборудования для использования газомоторного топлива и иные характеристики.
Согласно реестру к перевозкам по маршруту N 28 допускаются автобусы среднего класса в количестве 26 единиц, имеющие в наличии сопряжённую с региональной систему мониторинга спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS; возраст которых не старше 15 лет; салон которых оборудован функционирующей системой видеонаблюдения; имеющие в наличии антиблокировочную систему тормозов (ABS и модификации); систему препятствующую движению при открытых дверях и (или) люках багажного отделения; специального сертифицированного оборудования для использования газомоторного топлива; систему кондиционирования воздуха; исправное оборудование электронной автоматической системы оплаты проезда;
По маршруту N 42 допускаются автобусы малого класса в количестве 21 единицы; автобусы среднего класса в количестве 7 единиц, имеющие в наличии сопряжённую с региональной системой мониторинга спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС /GPS; возраст которых не старше 15 лет; салон которых оборудован функционирующей системой видеонаблюдения; имеющие в наличии исправное оборудования электронной автоматической системы оплаты проезда.
По маршруту N 78 допускаются автобусы среднего класса в количестве 32 единицы, имеющие в наличии сопряжённую с региональной системой мониторинга спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС /GPS; возраст которых не старше 15 лет; салон которых оборудован функционирующей системой видеонаблюдения; имеющие в наличии исправное оборудование электронной автоматической системы оплаты проезда.
В карте маршрута регулярных перевозок в соответствии с пунктом 10 части 4 статьи 28 Федерального закона N 220-ФЗ отражаются характеристики транспортных средств, предусмотренные в отношении каждого маршрута реестром маршрутов регулярных перевозок.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 220-ФЗ Обществу к свидетельствам серии 000001 N 000282 от 30.11.2019 выданы карты маршрута N 28, серии 000001 N 000346 от 31.07.2021 выданы карты маршрута N 78 и к серии 000001 N 000145 выданы карты маршрута N 42, в которых в том числе содержаться характеристики, предусмотренные реестром.
Материалами дела установлено, что уполномоченным органом в отношении Общества были вынесены постановления о назначении административного наказания по части 4 и 5 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении регулярных перевозок по маршрутам N 28, N 42 и N 78.
Правонарушения были выражены в том, что в транспортных средствах отсутствовали система видеонаблюдения салона, исправное оборудование электронной автоматической системы оплаты проезда, системы препятствующей движению транспортного средства при открытых дверях и люках багажного отделения, системы кондиционирования, отсутствие оборудования для использования газомоторного топлива и отсутствие антиблокировочной системы тормозов, которые предусмотрены картой маршрута.
Суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу, что указанные нарушения являются незначительными и носят устранимый характер.
Прекращение действия свидетельства означает прекращение права лица осуществлять деятельность по регулярной перевозке по соответствующему маршруту, то есть по существу является крайней мерой административного воздействия.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12.05.1998 N 14-П, определениях от 14.12.2000 N 244-О, от 05.07.2001 N 130-О, от 07.02.2002 N 16-О, свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности может быть ограничена Федеральным законом лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства; при этом применяемые ограничительные меры должны соответствовать характеру совершённого правонарушения, размеру причиненного вреда, степени вины правонарушителя и не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, мера административного воздействия как прекращение действия свидетельства по маршрутам N 28, N 42 и N 78 (на актуальную дату осуществления перевозок), является несоразмерной и не соответствующей характеру совершенного Обществом деяния.
Департамент не представил доказательств, свидетельствующих о том, что выявленные нарушения повлекли за собой угрозу причинения вреда жизни и здоровью пассажиров.
Судом первой инстанции учитывалась социальная значимость осуществляемой Обществом деятельности, отсутствие установленных в законе обстоятельств для прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту из-за нарушения обществом количества единиц транспорта, не находит правовых оснований для удовлетворения требований.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Департамента.
Доводы апелляционной жалобы Департамента, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Департамент, в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд, в связи с чем, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.06.2022 по делу N А32-859/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-859/2022
Истец: Департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации МО г.Краснодар, Департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар
Ответчик: ООО "Технотранс-Юг"