г. Ессентуки |
|
25 октября 2022 г. |
Дело N А18-879/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.10.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.10.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Семенова М.У., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шумовой Е.В., при участии от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Ингушетия - Булгучева Р.Д. (доверенность от 04.04.2022), в отсутствие представителя государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 25.07.2022 по делу N А18-879/2022 (судья Гелисханова Р.З.) по заявлению государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия (ОГРН 1020600985503, ИНН 0602015269) к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Ингушетия о взыскании финансовых санкций в размере 92500р за нарушение законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением о взыскании с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Ингушетия (далее - УФНС по РИ) финансовых санкций в размере 92500р за нарушение законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением суда от 25.07.2022 заявленные требования Пенсионного фонда удовлетворены частично, с УФНС по РИ в доход Пенсионного фонда взыскана финансовая санкция в размере 9250р за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2020 год и январь 2021 года. В остальной части требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности совершенного УФНС по РИ нарушения, между тем, руководствуясь правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П, учитывая наличие смягчающих обстоятельств, счел возможным снизить размер подлежащей взысканию финансовой санкции.
Не согласившись с решением суда, Пенсионный фонд обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт о взыскании с УФНС по РИ финансовой санкции в размере 92500р.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
УФНС по РИ в отзыве на апелляционную жалобу возражает по существу доводов Пенсионного фонда, факт правонарушения не отрицает, ссылается на наличие смягчающих ответственность обстоятельств.
Удовлетворено ходатайство УФНС по РИ об участии в судебном заседании посредством использования системы видеоконференц-связи Арбитражного суда Республики Ингушетия.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя Пенсионного фонда.
Представитель УФНС по РИ поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, заслушав пояснения представителя УФНС по РИ, изучив материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, УФНС по РИ является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Пенсионным фондом проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального учета, предусмотренных пп. 2 - 2.2 ст. 11 ФЗ "Об индивидуальном учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 N 27-ФЗ (далее - Закон N 27 ФЗ), а также порядок представления указанных сведений в форме электронного документа.
В ходе проведенной проверки установлено, что УФНС по РИ отчеты по форме СЗВ-М и СЗВ-Стаж представлены несвоевременно, за пределами установленного срока.
На основании проведенной проверки составлены акты от 21.05.2021 N 089S18210001862, N 089S18210001863 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
По результатам рассмотрения актов были приняты решения от 29.06.2021 N 089S19210002440, N 089S19210002439 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Также выставлены требования от 21.07.2021 N 089S01210002536, N 089S01210002535 об уплате в добровольном порядке финансовых санкций.
Требования Пенсионного фонда оставлены УФНС по РИ не исполненными, что послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2-2.2 сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
В соответствии с подпунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 и 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, влечет применение к такому страхователю финансовых санкций в размере 500р в отношении каждого застрахованного лица (абзац 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
УФНС по РИ соответствующие отчеты по форме СЗВ-М и СЗВМ-Стаж за 2020 год и январь 2021 года представлены только 15.03.2021.
Размер штрафа за непредставление сведений решениями Пенсионного фонда определен верно в соответствии с правилами статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Вместе с тем суд первой инстанции, применив правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 15.07.1999 N 11-П, пришел к выводу о наличии оснований для снижения размера взыскиваемой санкции за несвоевременное предоставление сведений в Пенсионный фонд за непредставление сведений о застрахованных лицах.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской от 08.12.2009 N 11019/09 предусмотрено, что размер штрафной санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Закона N 188-ФЗ, как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Законом о страховых взносах, индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3).
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 5 Постановления от 19.01.2016 N 2-П указал на то, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
В рассматриваемом деле, следуя принципу разумности и необходимости учета в данной ситуации соразмерности исчисленного штрафа тяжести совершенного правонарушения, выражающего требование справедливости и предполагающего установление публично-правовой ответственности за виновное деяние, и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении взыскания, учитывая незначительный период нарушения срока представления сведений, апелляционный суд считает возможным принять в качестве таковых отсутствие умысла на совершение правонарушения, несоразмерность предъявленной санкции требованиям справедливости, поскольку допущенное правонарушение, выразившееся в несвоевременном представлении сведений, не привело к каким-либо тяжким последствиям для общественно значимых интересов (доказательств обратного в деле нет).
Штраф в размере 9250р соответствует принципам разумности и справедливости, тяжести совершенного УФНС по РИ нарушения, связанного с несвоевременным представлением органу Пенсионного фонда сведений персонифицированного учета. При этом апелляционный суд учитывает, что ущерб внебюджетному фонду от совершенного страхователем правонарушения не причинен, поскольку суд не освободил страхователя от ответственности, а снизил размер санкций исходя из наличия смягчающих вину обстоятельств.
Доводы Пенсионного фонда о неправомерном снижении суммы финансовой санкции отклоняются в связи со следующим.
Установление и признание судом таких обстоятельств, как отсутствие причинения вреда государственным и общественным интересам в результате допущенного правонарушения, характер совершенного заявителем правонарушения, признание факта правонарушения, осуществление заявителем общественной, социально значимой деятельности в качестве смягчающих и снижение в рассматриваемом случае размера взыскиваемого штрафа является правом суда, не противоречит нормам действующего законодательства, согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 11.03.1998 N 8-П, от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П.
Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 25.07.2022 по делу N А18-879/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Семенов М.У. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А18-879/2022
Истец: ГУ Отделение пенсионного фонда РФ по РИ
Ответчик: УФНС России по РИ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ ИНГУШЕТИЯ