г. Москва |
|
26 октября 2022 г. |
Дело N А41-95008/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Погонцева М.И.,
судей Боровиковой С.В., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания Рожковой Л.Д.,
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищной политики Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 26.08.2022 по делу N А41-95008/21, принятое судьей Летяго А.А., по иску ИП Мозгова Дениса Вячеславовича (ИНН 500108027675, ОГРН 1185053037476) к Министерству жилищной политики Московской области (ИНН 5024190060, ОГРН 1185053037476) третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области (ИНН: 7707018904, ОГРН: 1027700546510) о признании незаконным решения от 16.12.2021, обязании выдать разрешение на строительство объекта капитального строительства,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Мозгов Денис Вячеславович (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству жилищной политики Московской области (далее - заинтересованное лицо, министерство) о признании незаконным решения от 16.12.2021 об отказе в предоставлении государственной услуги по номеру обращения Р001-8066223190-52927964 от 10.12.2021 об отказе в выдаче разрешения на строительство, обязании выдать разрешение на строительство объекта мелкой торговли и общественного питания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:15:00107093:199 по адресу: Московская область, г. Балашиха, ул. Советская, у дома 28.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.08.2022 заявленные требования ИП Мозгова Дениса Вячеславовича удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, Министерство жилищной политики Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.
13.10.2022 в материалы дела от ИП Мозгова Дениса Вячеславовича поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность обжалуемого судебного акта.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей Министерства жилищной политики Московской области, Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Представитель ИП Мозгова Дениса Вячеславовича возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 09.06.2014 между заявителем (арендатор) и администрацией г.о. Балашиха (арендодатель) заключен договор аренды N 1595 земельного участка с кадастровым номером 50:15:00107093:199, площадью 0,3540 га, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства и размещения объекта мелкой торговли, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, ул. Советская, у дома 28 А.
10.12.2021 заявитель обратился в Министерство жилищной политики Московской области с заявлением Р001-8066223190-52927964 о получении разрешения на строительство.
16.12.2021 министерством принято решение об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта мелкой торговли и общественного питания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:15:00107093:199, на основании п. 13.2.1.5 административного регламента - несоответствие представленных документов разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, и действующим на дату выдачи разрешения на строительство; разъяснение причины отказа - отсутствует информация о согласовании архитектурно-градостроительного облика объектов капитального строительства, соответствующего представленной проектной документации.
Считая отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, предприниматель обратился в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался следующими обстоятельствами.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статьей 12 ГК РФ.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из статьи 2 ГрК РФ, градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Частью 1 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 7 статьи 51 ГрК РФ установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 57.3 настоящего Кодекса;
2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;
3) результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, а в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории);
в) разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда);
г) проект организации строительства объекта капитального строительства (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);
4) положительное заключение экспертизы проектной документации, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
4.2) подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленное лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и утвержденное привлеченным этим лицом в соответствии с настоящим Кодексом специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта, в случае внесения изменений в проектную документацию в соответствии с частью 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса;
4.3) подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленное органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, в случае внесения изменений в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения в соответствии с частью 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;
9) копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению;
10) копия договора о развитии застроенной территории или договора о комплексном развитии территории в случае, если строительство, реконструкцию объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о развитии застроенной территории или решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, за исключением случая принятия решения о самостоятельном осуществлении комплексного развития территории.
В силу части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации:
1) проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводит проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В соответствии с частью 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частью 7.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
В случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
В случае, если строительство, реконструкция объекта капитального строительства планируются на территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о развитии застроенной территории или решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство также является отсутствие документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о развитии застроенной территории или договором о комплексном развитии территории (за исключением случая принятия решения о самостоятельном осуществлении комплексного развития территории).
Отказывая предпринимателю в выдаче разрешения на строительство, министерство сослалось на отсутствие согласования архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 30.12.2016.
Возражая на указанные доводы заинтересованного лица, предприниматель указал, что в комплекте документации, приложенной к заявлению Р001-8066223190-52927964 от 10.12.2021, им было предоставлено свидетельство N АГО1-0014/2020 от 10.04.2020 о согласовании (письмо N 22Р/21А от 10.12.2021).
Согласно доводам заинтересованного лица, причиной отказа послужил не факт отсутствия свидетельства о согласовании, а установленные разночтения сведений, указанных в АГО и проектной документации, а именно, в схеме планировочной организации земельного участка площадь границы благоустроенных территорий обеспечения объекта составляет 124,5 кв. м, а в плане организации рельефа площадь границы благоустроенных территорий обеспечения объекта составляет 248,5 кв. м, что не проектной документации - 248,5 кв. м, что, по мнению министерства, свидетельствует о несоответствии проектной документации требованиям градостроительной документации и документам территориального планирования.
Между тем, Министерством жилищной политики Московской области не учтено следующее.
Постановлением Правительства Московской области от 27.12.2019 N 1042/39 утверждены "Положения о рассмотрении архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства и выдаче Свидетельства о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства на территории Московской области" (далее - Положения.)
В соответствии с пунктом 3 Положения, Свидетельство о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства на территории Московской области (далее - Свидетельство АГО) подтверждает, что в архитектурных решениях объекта сформированы внешний вид и пространственная организация в объеме, необходимом для их реализации на территории Московской области.
Согласно п. 4 Положения основными целями рассмотрения АГО являются: обеспечение визуальной привлекательности и комфорта застройки на территории Московской области; формирование силуэта, стиля, композиции и колористики застройки на территории Московской области с учетом сложившейся архитектурной среды и достижений в области архитектурного искусства; формирование архитектурных решений исходя из современных стандартов качества организации жилых, общественных и рекреационных территорий; обеспечение при создании объекта комфортного движения пешеходов и транспорта с учетом маломобильных групп населения; формирование в рамках государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Московской области (далее - ИСОГД) базы данных Свидетельств АГО; формирование комфортных, рациональных, технологически эффективных и визуально привлекательных архитектурных решений Объектов социальной инфраструктуры, проектирование, и (или) строительство, и (или) эксплуатация которых предусмотрены за счет бюджетных средств Московской области, бюджетных средств муниципальных образований Московской области (далее - бюджетные Объекты социальной инфраструктуры), с учетом требований правовых актов Российской Федерации, Московской области, муниципальных образований Московской области и иных нормативных и правовых актов, определяющих требования к пространственной организации и составу помещений, элементам благоустройства объектов социальной инфраструктуры, в том числе с учетом требований, установленных в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 04.12.2017 N 1005/44 "О единых требованиях к условиям организации деятельности государственных и муниципальных организаций социальной сферы Московской области".
Согласно пункту 5.1. распоряжения Мособлархитектуры Московской области от 09.07.2021 N 27РВ-232 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Обеспечение подготовки и выдача свидетельств о согласовании архитектурно-градостроительного облика объектов капитального строительства на территории Московской области" органом, ответственным за предоставление Согласования АГО, является Мособлархитектура, структурные подразделения Мособлархитектуры.
Таким образом, по смыслу вышеприведенных положений, целью Согласования АГО является проверка Мособлархитектурой соответствия архитектурного решения, стиля, композиции строящегося здания тем решениям и облику который существует в конкретном городе (месте, районе).
В соответствии с п. 20 Положения, по результатам рассмотрения АГО могут быть приняты решения:
- о приостановке согласования АГО;
- о согласовании АГО и выдаче Свидетельства АГО;
- об отказе в выдаче Свидетельства АГО.
Основания для приостановки выдачи Согласования АГО и отказе в выдаче Согласования АГО указаны в п. 23 и п. 24 Положения.
Заявителем на стадии рассмотрения дела в суде первой инстанции в материалы дела представлено свидетельство АГО, что свидетельствует о том, что органом, ответственным за согласование АГО (Мособлархитектура) проведена проверка представленных заявителем документов, установлено соответствие их действующим нормам, правилам и архитектурным решениям.
Судом первой инстанции правомерно отмечено, что согласно разделу N 2 "Схема планировочной организации земельного участка" указано:
- решение по благоустройству территорий в соответствии с которой площадь участка в границе с северной стороны составляет 124,5 кв. м (лист 20 п/п Ж проекта планировки земельного участка);
- в стадии П, раздела "Схемы планировочной организации земельного участка" на основном листе указана площадь - 124,5 кв. м, аналогичная площадь указана в Свидетельстве АГО - 124,5 кв. м (лист 5 АГО).
Из указанных обстоятельств следует, что схема планировочной организации земельного участка указанная в свидетельстве АГО соответствует проектной документации Разделу N 2 "Схема планировочной организации земельного участка".
Кроме того, частями 7, 7.1 статьи 51 ГрК РФ установлены исчерпывающие перечни документов, которые застройщик направляет вместе с заявлением о выдаче разрешения на строительство и которые запрашиваются по межведомственным запросам органов. Указанными перечнями не предусмотрено предоставление решения о согласовании АГО.
Согласно части 10 статьи 51 ГрК РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 указанной статьи документов.
Состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на государственную экспертизу и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 13 статьи 48 Градостроительного кодекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 утверждено Положение "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее - Положение).
Согласно пункту 10 Положения, в текстовой части раздела I проектной документации "Пояснительная записка" требование о предоставлении свидетельства о согласовании АГО не предусмотрено.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что на этапе получения разрешения на строительство свидетельство АГО не предоставляется.
Ссылки министерства на положения Административного регламента Министерства жилищной политики Московской области по предоставлению государственной услуги, утвержденного распоряжением Минжилполитики МО от 15.02.2019 N 20, также являются необоснованными и не принимаются судом.
Как следует из статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
В п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что согласно абзацу тринадцатому ст. 12 ГК РФ при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года N 373 утверждены Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, в разделе II которого предусмотрены требования к регламентам. Так, в соответствии с подпунктом "б" пункта 14 указанного раздела Правил стандарт предоставления государственной услуги должен содержать установление запрета требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации.
Таким образом, Административный регламент не может противоречить положениям Федерального закона, в связи с чем, суд не может применить положение административного регламента, противоречащее нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Положения частей 7, 7.1 и 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ содержат исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство, а также закрытый перечень оснований для отказа в выдаче такого разрешения.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Довод заявителя апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права является несостоятельным, поскольку определение законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении дела, является прерогативой суда, разрешающего спор (ч. 1 ст. 168 АПК РФ).
Обжалуя решение арбитражного суда первой инстанции по настоящему делу, заинтересованное лицо не указывает каких-либо конкретных обстоятельств, по которым он не согласен с обжалуемым решением, а лишь повторно ссылается на те обстоятельства, которые им указаны в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Таким образом, доводы Министерства направлены на переоценку обжалуемого судебного акта, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные истцом требования. Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26.08.2022 года по делу N А41-95008/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
М.И. Погонцев |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-95008/2021
Истец: ИП Мозгов Денис Вячеславович
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
03.10.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-17787/2023
20.01.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-33472/2022
26.10.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-19433/2022
26.08.2022 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-95008/2021