город Омск |
|
26 октября 2022 г. |
Дело N А46-9071/2022 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ивановой Н.Е.,
рассмотрев без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10755/2022) товарищества собственников жилья "На Мира" на решение Арбитражного суда Омской области от 15.08.2022 по делу N А46-9071/2022 (судья Захарцева С.Г.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению товарищества собственников жилья "На Мира" (ОГРН 1085543001015, ИНН 5501204406, 644029, город Омск, улица проспект Мира, дом 62) к Государственной жилищной инспекции Омской области (ОГРН 1135543018511, ИНН 5503242245, адрес: 644007, город Омск, улица Булатова, дом 68) об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 28.03.2022 N 1-185/М,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "На Мира" (далее - заявитель, товарищество, ТСЖ "На Мира") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Омской области (далее - административный орган, инспекция, Госжилиспекция Омской области) об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 28.03.2022 N 1-185/М, которым товарищество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Омской области от 15.08.2021 по делу N А46-9071/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, товарищество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что товарищество не было извещено о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении; ТСЖ "На Мира" исполнило предписанные обязательства по выявлению недостатков общего имущества, а также своевременно разработало и утвердило план по их устранению (разработана смета и план работ, утверждены правлением и вынесены на утверждение общим собранием членов ТСЖ).
Инспекцией в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу товарищества, в соответствии с которым административный орган просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кроме того, от Госжилиспекции Омской области поступили дополнения к отзыву на апелляционную жалобу, к которым приложены дополнительные доказательства для приобщения к материалам дела.
В силу части 2 статьи 272.1 АПК РФ дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 настоящего Кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.
Поскольку в рассматриваемом случае суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, доказательства, представленные административным органом, не приобщаются к материалам дела и не оцениваются судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ, пунктом 47 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" жалоба рассмотрена без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления отзыва на апелляционную жалобу.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, на основании обращения от 07.02.2022 N Г-841(22), распоряжения Госжилинспекции Омской области от 22.02.2022 N 33 государственным жилищным инспектором Омской области проведено внеплановое мероприятие по контролю (далее - мероприятие) в отношении ТСЖ "На Мира", в ходе проведения которого было обследовано техническое состояние многоквартирного дома N 62 по проспекту Мира в г. Омске (далее - многоквартирный дом), о чем составлен акт инспекционного визита от 01.03.2022 N 03-03-05/25.
В названном акте зафиксированы нарушения правил содержания и ремонта жилых домов: не обеспечено технически исправное состояние стен здания, что выразилось в разрушении отделочного слоя цокольной части здания, в разрушении и выветривании стенового материала, в выпадении отдельных кирпичей из кирпичной вкладки в цокольной части; нарушена зашита от увлажнения цоколя.
В ходе инспекционного визита непосредственно установлено нарушение пункта 4.6.1.23 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), а именно: не произведено удаление с кровли указанного многоквартирного дома сосулек.
Тем самым товариществом нарушены пункты 4.2.1.1, 4.2.1.3, 4.2.1.4, 4.2.3.4, 4.2.3.1, 4.2.3.2, 4.6.1.23 Правил N 170, пункты 2, 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень); подпункты б, г, д пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2016 N 491 (далее - Правила N 491).
Выявленные в ходе проверки нарушения послужили основанием для выставления ТСЖ "На Мира" предписания об устранении нарушений от 01.03.2022 N 03-02-05/2 и составления в отношении заявителя протокола об административном правонарушении от 02.03.2022 N 12.
Постановлением от 28.03.2022 N 1-185/М по делу об административном правонарушении заместителя начальника инспекции товарищество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ, товариществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Не соглашаясь с указанным постановлением, товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.
15.08.2022 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В силу статьи 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Организация содержания и ремонта жилищного фонда осуществляется с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Товарищество является в настоящем случае субъектом, обслуживающим жилищный фонд и, соответственно, лицом, несущим ответственность за содержание и ремонт жилых домов и (или) жилых помещений, добровольно принявшим на себя такую обязанность. Указанное не оспаривается заявителем.
В соответствии с частью 2.2 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц и т.п.
Пунктом 11 Правил N 491 предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, включает в себя: осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества.
Технические правила и нормы жилых помещений, правила по их эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции, содержанию жилых помещений и обеспечению их сохранности установлены Правилами N 170 и Правилами N 491.
Правила N 170 определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности (пункт 1.1 Правил N 170). Правилами N 170 определены требования к состоянию жилищного фонда и регламентирован порядок действий организации (должностных лиц организации), ответственной за содержание жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 4.2.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.
Согласно пункту 4.2.1.3 Правил N 170 не допускаются деформации конструкций, отклонение конструкций от вертикали и осадка конструкций, расслоение рядов кладки, разрушение и выветривание стенового материала, провисания и выпадение кирпичей. Причины и методы ремонта устанавливает специализированная организация. Допустимая ширина раскрытия трещин в панелях 0,3 мм, в стыках - 1 мм.
Цоколь здания должен быть защищен от увлажнения и обрастания мхом; для этого слой гидроизоляции фундамента должен быть ниже уровня отмостки (пункт 4.2.1.4 Правил N 170).
В силу пункта 4.2.3.4 Правил N 170 повреждение поверхности цоколя следует оштукатурить цементно-песчаным раствором с введением гидрофобизирующей добавки (например, ГКЖ-10, ГКЖ-11) или облицевать.
Согласно пункту 4.2.3.1 Правил N 170 местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту.
С появлением на фасадах зданий отслоений и разрушений облицовочных слоев необходимо: облицовочные плитки и архитектурные детали, потерявшие связь со стеной, немедленно сиять; отслоившуюся от поверхности степы штукатурку отбить сразу же после обнаружения отслоения; поврежденные места на фасаде восстановить с заменой всех дефектных архитектурных деталей или их реставрацией (пункт 4.2.3.2 Правил N 170).
Пунктом 4.6.1.23 Правил N 170 определено, что очистка кровли от мусора и грязи производится два раза в год: весной и осенью. Удаление наледей и сосулек - по мере необходимости. Мягкие кровли от снега не очищают, за исключением: желобов и свесов на скатных рулонных кровлях с наружным водостоком; снежных навесов на всех видах кровель, снежных навесов и наледи с балконов и козырьков. Крышу с наружным водоотводом необходимо периодически очищать от снега (не допускается накопление снега слоем более 30 см; при оттепелях снег следует сбрасывать при меньшей толщине). Очистку снега с пологоскатных железобетонных крыш с внутренним водостоком необходимо производить только в случае протечек на отдельных участках.
Согласно пункту 24 Минимального перечня работы но содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома (далее - придомовая территория), в холодный период года, включают в себя: очистку крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см; сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см; очистку придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова); очистку придомовой территории от наледи и льда; очистку от мусора урн, установленных возле подъездов, и их промывка; уборку крыльца и площадки перед входом в подъезд.
Материалами дела, в частности, актом инспекционного визита от 01.03.2022 N 03-03-05/25, протоколом об административном правонарушении от 02.03.2022 N 12, актом осмотра от 01.03.2022, приложенными фотоматериалами, обращением гражданина, подтверждается факт нарушения товариществом приведенных требований.
Так, в акте инспекционного визита от 01.03.2022 N 03-03-05/25 зафиксированы нарушения правил содержания и ремонта жилых домов, а именно:- не обеспечено технически исправное состояние стен здания, что выразилось в разрушении отделочного слоя цокольной части здания, в разрушении и выветривании стенового материала, в выпадении отдельных кирпичей из кирпичной вкладки в цокольной части; нарушена зашита от увлажнения цоколя, кроме того, не произведено удаление с кровли многоквартирного дома сосулек.
Суд первой инстанции обоснованно отметил, что включение ремонта цоколя и отмостки дома в план работ по текущему ремонту на июль-август 2022 года не свидетельствует о своевременном принятии товариществом всех зависящих от него мер по соблюдению приведенных выше требований действующего законодательства и не опровергает наличие рассматриваемых нарушений по состоянию на момент проведения проверочных мероприятий.
Доводы подателя жалобы о надлежащем исполнении соответствующих обязанностей, не опровергают установленного по делу события административного правонарушения. Обстоятельства, приведенные в протоколе об административном правонарушении от 02.03.2022 N 12, товариществом какими-либо доказательствами не опровергнуты (статьи 9, 65 АПК РФ).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, в рассматриваемом случае доказано.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела не содержат доказательств того, что товарищество не имело возможности для соблюдения требований жилищного и санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и им были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательства, свидетельствующие об отсутствии вины заявителя в совершении вменяемого ему правонарушения, товариществом не представлены.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях ТСЖ "На Мира" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.22 КоАП РФ.
Соблюдение срока привлечения к административной ответственности, наличие полномочий у административного органа на составление протокола об административном правонарушении и принятие постановления о привлечении к административной ответственности установлено судом первой инстанции и заявителем в апелляционной жалобе не оспаривается. Наказание назначено административным органом в минимальном размере санкции статьи 7.22 КоАП РФ.
Доводы подателя жалобы о нарушении порядка привлечения товарищества к административной ответственности обоснованно отклонены судом первой инстанции, как противоречащие материалам дела и установленным судом обстоятельствам.
В качестве доказательства надлежащего извещения товарищества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении инспекцией в материалы дела представлено уведомление от 01.03.2022 N исх-22/ГЖИ-Б/Н, направленное посредством электронной почты с приложением доказательств доставки отправления получателю.
Судом первой инстанции обоснованно отмечено, что товариществом заявлялись ходатайства об ознакомлении с материалами административного дела, а также ходатайство об отложении составления протокола об административном правонарушении, что также свидетельствует об осведомленности заявителя.
Из материалов дела следует, что копия протокола об административном правонарушении от 02.03.2022 N 12, содержащая время и место рассмотрения материалов об административном правонарушении, направлена на юридический адрес товарищества: 644029, г. Омск, пр. Мира, д. 62, заказным почтовым отправлением N 82400000951259, согласно сведений с сайта (отслеживания) www.nationalpost.ru заказное письмо с данным номером доставлено курьерской доставкой - 09.03.2022. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать совершенное заявителем правонарушение как малозначительное, а также оснований для замены наказания в виде административного штрафа на предупреждение апелляционным судом не усмотрено.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба товарищества удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку данная категория дел государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 15.08.2021 по делу N А46-9071/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судья |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-9071/2022
Истец: ТСЖ "НА МИРА"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Омской области