г. Чита |
|
26 октября 2022 г. |
Дело N А19-15892/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 октября 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Ломако Н.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жевтневым Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования в лице филиала N 1 на решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 сентября 2022 года по делу N А19-15892/2022,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Высочайший" (ОГРН 1023800732878, ИНН 3802008553, далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 1 (ОГРН 1023801012905, ИНН 3808011062, далее - административный орган, фонд) о признании незаконным решения Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о признании решения от 24.06.2022 незаконным в части привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 1 390 682,36 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 12 сентября 2022 года по делу N А19-15892/2022 заявленные требования удовлетворены частично. Решение Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 24.06.2022 N 380122100122703 "О привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в части начисления штрафа в сумме 1 300 682, 36 руб. признано незаконным, как принятого без учета смягчающих обстоятельств. Суд обязал Государственное учреждение - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Публичного акционерного общества "Высочайший". В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. С Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу публичного акционерного общества "Высочайший" взыскано 3000 руб. государственной пошлины.
Административный орган обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт считает, что решение фонда о привлечении страхователя к ответственности принято законно и обосновано. Обществом не доказан факт нарушения обжалуемым решением своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, просрочка предоставления отчета составила двенадцать дней, а не два дня, как указал суд первой инстанции.
Кроме того, апеллянт не согласен с отнесением на него расходов общества по уплате государственной пошлины.
Заявитель в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 01.10.2022. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 06.02.2022 ПАО "Высочайший" в адрес филиала N 1 регионального отделения Фонда в электронном виде представлен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за 2021 год, что подтверждается протоколом с Портала Фонда социального страхования Российской Федерации.
Фонд социального страхования в отношении страхователя - ПАО "Высочайший" проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховые взносы) в Фонд социального страхования Российской Федерации по установленному законодательством Российской Федерации тарифу с учетом установленной территориальным органом страховщика скидки (надбавки), а также правомерности произведенных расходов страхователем на выплату страхового обеспечения.
В ходе проверки Фондом социального страхования установлено нарушение ПАО "Высочайший" установленного Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) срока представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2021 год.
Результаты проверки отражены в акте камеральной проверки от 05.05.2022 N 380122100122701, который получен страхователем - 18.05.2022.
Решением Фонда социального страхования от 24.06.2022 N 380122100122703, ООО ПАО "Высочайший" привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 26.30 Закона N 125-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренного частью 1 статьи 24 Закона N 125-ФЗ, с назначением штрафа в размере 1 390682,36 руб.
Полагая, что решение от 24.06.2022 N 380122100122703 вынесено Фондом социального страхования без учета обстоятельств, смягчающих ответственность, предусмотренных пунктом 1 статьи 26.26 Закона N 125 -ФЗ, заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о снижении суммы штрафа.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) заявитель является страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Согласно преамбуле Закона N 125-ФЗ данный Закон устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.
В силу части 1 статьи 1 Закона N 125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает:
- обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;
- возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;
- обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Согласно пункту 17 части 2 статьи 17 Закона N 125-ФЗ страхователь обязан вести учет начисления и перечисления страховых взносов и производимых им страховых выплат, обеспечивать сохранность имеющихся у него документов, являющихся основанием для обеспечения по страхованию, и представлять страховщику расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (далее - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам) по форме, установленной страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ, пунктом 17 части 2 статьи 17 Закона N 125 -ФЗ, пунктами 12-13 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184, страхователи обязаны представлять страховщику расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по форме, установленной приказом Фонда социального страхования от 26.09.2016 N 381.
Согласно части 1 статьи 24 Закона N 125-ФЗ страхователи в установленном порядке осуществляют учет случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний застрахованных и связанного с ними обеспечения по страхованию, ведут государственную ежеквартальную статистическую, а также бухгалтерскую отчетность.
Страхователи ежеквартально представляют в установленном порядке территориальному органу страховщика по месту их регистрации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам:
- на бумажном носителе не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;
- в форме электронного документа не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Пунктом 8 части 2 статьей 18 Закона N 125-ФЗ установлена обязанность страховщика контролировать деятельность страхователя по исполнению им обязанностей, предусмотренных статьями 17 и 19 настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ страхователь несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него Законом N 125 -ФЗ обязанностей по своевременному представлению страховщику установленной отчетности.
В соответствии с частью 1 статьи 26.30 Закона N 125-ФЗ непредставление страхователем предусмотренного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальный орган страховщика по месту своего учета в срок, установленный Законом N 125-ФЗ, влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.
Как следует из материалов дела и правомерно установлено судом первой инстанции, последним днем представления в территориальный орган Фонда социального страхования расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренного пунктом 17 части 2 статьи 17 Закона N 125-ФЗ за 2021 год в форме электронного документа является 25.01.2022.
Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2021 год в форме электронного документа представлен Обществом в Фонд социального страхования 06.02.2022, т.е. с нарушением установленного срока, что подтверждается представленными в материалы дела документами и не оспаривается заявителем.
С учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях ПАО "Высочайший" состава вмененного нарушения Закона N 125-ФЗ, и, как следствие, наличии оснований для привлечения страхователя к ответственности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно установил, что Фондом социального страхования обоснованно принято решение от 24.06.2022 N 380122100122703 о привлечении ПАО "Высочайший", к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 26.30 Закона N 125-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренного частью 1 статьи 24 Закона N 125 -ФЗ, с назначением штрафа в размере 1 390682,36 руб.
Не отрицая факт нарушения срока представления отчетности, заявитель указал, что нарушение совершено впервые, нарушение срока представления отчетности не нанесло ущерба бюджету, отсутствие негативных последствий, заявитель ранее к ответственности не привлекался, сослался на оказание материальной, социально-экономической помощи, благотворительной помощи гражданам и организациям.
Исходя из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении взыскания.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.1998 N 14-П указано, что меры взыскания должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств деяния.
Как разъяснено в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П, в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в Постановлении от 25.02.2014 N 4-П, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Согласно позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.07.2001 N 13-П, правоприменитель при наложении санкции должен учитывать характер совершенного правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя, его имущественное положение и иные существенные обстоятельства. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу Конституции РФ недопустимо.
В соответствии с частью 1 статьи 26.26 Закона N 125-ФЗ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются: 1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; 2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; 3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения; 4) иные обстоятельства, которые судом или территориальным органом страховщика, рассматривающими дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Судом или территориальным органом страховщика, рассматривающими дело, устанавливаются и учитываются при привлечении к ответственности обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Федерального закона (части 4 и 5 статьи 26.26 Закона N 125-ФЗ)
Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, установленный в пункте 1 статьи 26.26 Закона N 125-ФЗ, не является закрытым и предоставляет суду возможность определять в качестве смягчающих иные обстоятельства, нежели те, что поименованы в подпунктах 1 - 3 пункта 1 указанной статьи.
Принцип уменьшения размера штрафных санкций в случае установления обстоятельств, смягчающих ответственность правонарушителя, обусловлен возможностью достижения цели применения наказания за совершение конкретного правонарушения взысканием штрафа, сниженного до соответствующих пределов.
Принимая во внимание признания факта совершения правонарушения, незначительный срок просрочки (12 дней), отсутствие доказательств причинения ущерба бюджету, отсутствие умысла на совершение правонарушения, совершение правонарушения впервые (доказательств обратного в материалы дела не представлено), суд первой инстанции с учетом конституционных принципов соразмерности и справедливости при назначении наказания, пришел к правильному выводу о несоразмерности установленного штрафа совершенному нарушению и наличию оснований для уменьшения размера штрафа, наложенного на ПАО "Высочайший", за совершенное правонарушение с 1390 682, 36 руб. до 90 000 руб.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение Фонда социального страхования от 24.06.2022 N 380122100122703, в части назначенного штрафа в размере 1300 682, 36 руб. не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ПАО "Высочайший" в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы апелляционной жалобы относительно неправомерного распределения судебных расходов на оплату государственной пошлины не основаны на неправильном понимании норм права и отклоняются судом апелляционной инстанции в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Учитывая, что решение по настоящему делу принято в пользу общества, то арбитражный суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ, государственная пошлина в сумме 3000 руб. подлежит взысканию с Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
То обстоятельство, что Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины, не имеет правового значения, поскольку в настоящем случае с ответчика взысканы судебные расходы, а правоотношения по уплате государственной пошлины прекращены. Статьей 333.40 НК РФ не предусмотрен возврат истцу, требования которого удовлетворены судом, уплаченной им государственной пошлины, государственная пошлина, уплаченная истцом, подлежит взысканию в его пользу с проигравшей стороны (ч. 1 ст. 110 АПК РФ).
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о неправильной правовой квалификации, а также несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 сентября 2022 года по делу N А19-15892/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Н.В. Ломако |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-15892/2022
Истец: ПАО "Высочайший"
Ответчик: ГУ Иркутское региональное отделение фонда социального страхования РФ Филиал N1