город Омск |
|
26 октября 2022 г. |
Дело N А46-9342/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11654/2022) общества с ограниченной ответственностью "Омская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Омской области от 23.08.2022 по делу N А46-9342/2022 (судья Третинник М.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Омская энергосбытовая компания" (ОГРН 1145543005442, ИНН 5503248039, адрес: 644042, город Омск, проспект Карла Маркса, дом 41/15) к Государственной жилищной инспекции Омской области (ОГРН 1135543018511, ИНН 5503242245, адрес: 644007, город Омск, улица Булатова, дом 68) о признании недействительным предписания от 10.02.2022 N 02-03- 47/1 об устранении нарушений законодательства,
при участии в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "Омская энергосбытовая компания" - Аванесовой Натальи Владимировны по доверенности от 16.09.2022 N 119-12/1231 сроком действия до 31.12.2022;
представителя Государственной жилищной инспекции Омской области - Кривошеиной Татьяны Александровны по доверенности от 17.12.2021 N 455-ю сроком действия 31.12.2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Омская энергосбытовая компания" (далее - ООО "ОЭК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Омской области (далее также - Госжилинспекция Омской области, заинтересованное лицо) о признании предписания от 10.02.2022 N 02-03-47/1 недействительным.
Решением Арбитражного суда Омской области от 23.08.2022 по делу N А46-9342/2022 в удовлетворении требований общества отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования ООО "ОЭК".
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что в материалы дела представлены справки о расчётах по оплате за услугу "электроэнергия", а также реестр показаний приборов учёта электроэнергии, приведен подробный пример расчета среднемесячного потребления; с 01.01.2020 начисления за электроэнергию производились по нормативу; общество, обладая сведениями о фактическом расходе электроэнергии за период с 31.10.2017 по 30.09.2018, определенном по показаниям индивидуальных приборов учёта, правомерно применило при перерасчете среднемесячный расход потреблённой электроэнергии в соответствии с подпунктом "г" пункта 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Госжилинспекция Омской области в письменном отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с доводами жалобы, просило оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От общества в материалы дела поступили письменные пояснения в отношении подпункта "г" пункта 59 Правил N 354 по неисполнению потребителем в установленные сроки обязанности по установке, замене, поверке приборов учета электроэнергии, а именно каким пунктом Правил N 354 предусмотрена обязанность и срок для потребителя по поверке, замене прибора учета электроэнергии.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "ОЭК" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель Госжилинспекции Омской области в судебном заседании поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Госжилинспекцией Омской области 07.02.2022 принято решение N 8 о проведении документарной проверки в отношении ООО "ОЭК", в ходе которой административным органом запрошены пояснения и документы о соблюдении обществом правил предоставления коммунальных услуг собственникам жилого помещения, расположенного по адресу: город Омск, бульвар Мартынова, дом 17, квартира 44.
По результатам рассмотрения материалов проверки государственным жилищным инспектором выдано предписание от 10.02.2022 N 02-03-47/1 об устранении нарушений законодательства, выявленных при проведении мероприятия по контролю, зафиксированных в акте от 10.02.2022 N 02-03-47/1, согласно которому ООО "ОЭК" предписано в срок до 30.05.2022 в соответствии с подпунктом "г" пункта 59 Правил N 354 произвести перерасчет ранее начисленных платежей за период с 01.07.2020 по сентябрь 2021 года по коммунальной услуге "электроснабжение" по жилому помещению, расположенному по адресу: город Омск, бульвар Мартынова, дом 17, квартира 44, в соответствии с действующим законодательством (то есть исходя из норматива потребления коммунальной услуги "электроснабжение" без учета повышающего коэффициента), а также в соответствии с пунктом 80(2) Правил N 354 осуществить установку и допуск в эксплуатацию индивидуального прибора учета (далее - ИПУ) электроэнергии в жилом помещении, расположенном по адресу: город Омск, бульвар Мартынова, дом 17, квартира 44.
Полагая, что предписание административного органа незаконно возлагает на общество обязанность по начислению платы, исходя из норматива (при наличии среднемесячного расхода электроэнергии), а также установку ИПУ ранее установленного действующим законодательством срока, ООО "ОЭК" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного предписания недействительным.
По результатам рассмотрения заявления принято решение Арбитражного суда Омской области от 23.08.2022, являющееся предметом апелляционного обжалования.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлена обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Как предусмотрено частью 1 статьи 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определялся в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
Согласно пункту 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:
а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения (за исключением коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил случаях);
г) в отношении коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных разделом VII настоящих Правил случаях, когда обязанность по установке индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета возлагается на гарантирующего поставщика (сетевую организацию - в отношении жилого дома (домовладения) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, интервала между поверками (с учетом положений пункта 80(1) настоящих Правил) либо в случае непредставления показаний такого прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, если указанные события наступили после 1 июля 2020 года, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета. В случае если выход из строя, утрата ранее допущенного к эксплуатации индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, истечение срока его эксплуатации, интервала между поверками (с учетом положений пункта 80(1) настоящих Правил) наступили до 1 июля 2020 года и потребителем в установленные сроки не была исполнена обязанность по установке (замене, поверке) прибора учета электрической энергии, начиная с 1 июля 2020 года и до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем допуска гарантирующим поставщиком или сетевой организацией к эксплуатации соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета электрической энергии, плата за коммунальную услугу электроснабжения определяется исходя из среднемесячного объема потребления такой коммунальной услуги, определенного в установленном настоящими Правилами порядке, а при невозможности его определения, в том числе по причине отсутствия данных о потреблении, - исходя из норматива потребления соответствующей коммунальной услуги (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 N 2184, вступившего в силу с 31.12.2020).
При этом с 01.07.2020 по 31.12.2020 подпункт "г" пункта 59 Правил N 354 действовал в следующей редакции: "в отношении коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных разделом VII настоящих Правил случаях, когда обязанность по установке индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета возлагается на гарантирующего поставщика (сетевую организацию - в отношении жилого дома (домовладения) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, либо в случае непредставления показаний такого прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета".
Согласно пояснениям ООО "ОЭК" начисление платы за потребленную электроэнергию проводилось на момент передачи функций гарантирующего поставщика 01.01.2020 по нормативу потребления в связи с отсутствием прибора учета. При этом в октябре 2021, руководствуясь подпунктом "г" Правил N 354 (в хронологически последней редакции), ООО "ОЭК" произвело перерасчет за период с 01.07.2020 по октябрь 2021 исходя из среднемесячного объема потребления электрической энергии, сумма перерасчета составила 12 718 руб. 43 коп.
В апелляционной жалобе общество указывает, что в материалы дела представлены справки о расчётах по оплате за услугу "электроэнергия", а также реестр показаний приборов учёта электроэнергии, приведен подробный пример расчета среднемесячного потребления; ООО "ОЭК", обладая сведениями о фактическом расходе электроэнергии за период с 31.10.2017 по 30.09.2018, определенном по показаниям индивидуальных приборов учёта, правомерно, по мнению заявителя, применило при перерасчете среднемесячный расход потреблённой электроэнергии в соответствии с подпунктом "г" пункта 59 Правил N 354.
Вместе с тем в ходе проверки обществом не подтверждена достоверность показаний индивидуальных приборов учёта, взятых обществом для расчётов.
В качестве конечных показаний вышедших из строя приборов учета общество использует показания, которые не относятся к ближайшим из предшествующих текущему расчетному периоду (то есть к периоду, начинающемуся с 01.07.2020) расчетным периодам. Общество использует показания, полученные ранее 12 расчётных периодов, предшествующих текущему расчётному периоду (то есть указанные показания были получены ранее 01.07.2019), что противоречит Правилам N 354.
С учётом изложенного расчет среднемесячного потребления и расчёт доначисленной оплаты за потребленную электроэнергию, представленные обществом, являются неверными.
Следовательно, так как среднемесячный объем потребления коммунальной услуги обществом фактически не подтвержден (не определён), расчёты должны осуществляться исходя из норматива потребления соответствующей коммунальной услуги без учета повышающего коэффициента.
Доводы жалобы о невозможности применения подпункта "г" пункта 59 Правил N 354 с 01.07.2020 (то есть ранее даты вступления в силу данной редакции - 31.12.2020), основаны на неверном толковании норм права, поскольку, как верно отмечено административным органом, дата 01.07.2020 - это указание на событие, момент возникновения у гарантирующего поставщика обязанности по замене индивидуального прибора учёта, а не указание на возможность распространения норм постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 N 2184 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части урегулирования вопроса передачи установленных застройщиком приборов учета электрической энергии гарантирующим поставщикам", вступившего в силу с 31.12.2020, на отношения, возникшие до его введения.
Вышеизложенное также подтверждается судебной практикой (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.10.2022 по делу N А46-3762/2022).
В соответствии с пунктом 80(2) Правил N 354 установка индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме и допуск их к эксплуатации, в случае если по состоянию на 1 апреля 2020 года или ранее прибор учета электрической энергии отсутствовал, истек срок его эксплуатации или он вышел из строя, должны быть осуществлены гарантирующим поставщиком до 31 декабря 2023 года, а в случае если по состоянию на 1 апреля 2020 года или ранее истек интервал между поверками прибора учета, то поверка прибора учета или установка нового прибора учета должны быть осуществлены гарантирующим поставщиком до 31.12.2021.
Согласно материалам дела квартира N 44 многоквартирного дома N 17 по бульвару Мартынова в городе Омске была оборудована ИПУ электроэнергии "Энергомера" ЦЭ 6822 N 60874918, 2006 года выпуска, срок межповерочного интервала 8 лет.
Из представленного акта работ с ПУ коммунальных услуг от 13.06.2019 следует, что ИПУ признан неисправным именно в связи с истечением сроком межпроверочного интервала.
С учетом истечения ранее 01.04.2020 срока межпроверочного интервала ИПУ жилого помещения суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что общество до 31.12.2021 должно было осуществить установку и допуск в эксплуатацию ИПУ электроэнергии в жилом помещении, расположенном по адресу: г. Омск, бульвар Мартынова, д. 17, кв. 44; апелляционная жалоба общества не содержит доводов, оспаривающих либо опровергающих данный вывод суда первой инстанции.
Таким образом, отказав в удовлетворении требований ООО "ОЭК", суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Поскольку при обжаловании судебных актов в апелляционном порядке по делам о признании решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными государственная пошлина для юридических лиц составляет 1500 руб., на основании статьи 104 АПК РФ, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату ее плательщику.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 23.08.2022 по делу N А46-9342/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Омская энергосбытовая компания" из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 06.09.2022 N 23214.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленными квалифицированными электронными подписями судей, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-9342/2022
Истец: ООО "ОМСКАЯ ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ