г. Москва |
|
26 октября 2022 г. |
Дело N А40-76019/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: В.А. Свиридова,
судей: |
С.Л. Захарова, Ж.В. Поташовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу
Управления Росреестра по г.Москве на решение Арбитражного суда г.Москвы от 21.07.2022 по делу N А40-76019/22
по заявлению ООО "Лукойл - Центрнефтепродукт"
к Управлению Росреестра по г. Москве
об оспаривании решения,
при участии:
от заявителя: |
Вандышева Д.В. по дов. от 01.02.2022; |
от ответчика: |
Скиперский А.С. по дов. от 17.01.2022; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Лукойл - Центрнефтепродукт" (далее общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным решение от 19.01.2022 N КУВД-001/2021-13076177/7 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на сооружение - Блок АЗС, расположенный по адресу: г.Москва, Олимпийский проспект, д.5, стр.1; об обязании осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на сооружение - Блок АЗС, расположенный по адресу: г.Москва, Олимпийский проспект, д.5, стр.1, в соответствии с представленными для осуществления государственного кадастрового учета документами, на основе которых могут быть определены уникальные характеристики объекта недвижимости.
Решением суда от 21.07.2022 заявленные требований удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении заявленных требований.
От заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснение сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из заявления, ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" является собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003047 площадью 33 700,8 кв. м, расположенного по адресу: г.Москва, Олимпийский проспект, д.5, стр.1, о чем 24.09.2020 в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) внесена запись за номером 77:01:0003047:1040- 77/051/2020-1 (далее - Здание МФЕС). Здание МФГС внесено единственным участником Общества - ОАО "ЛУКОЙЛ" в качестве неденежного вклада в уставный капитал ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" на основании решения внеочередного Общего собрания участников Общества (единоличного решения единственного участника Общества) от 21.07.2006 (протокол N 28) и акта приема-передачи имущества ОАО "ЛУКОЙЛ" в уставный капитал ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" от 26.07.2006.
Приемка Здания МФГС в эксплуатацию производилась в соответствии с актом от 21.07.2003 N 61-28-21/3 Государственной комиссии по приемке в эксплуатацию 1-го пускового комплекса многофункционального гаража-стоянки ОАО "ЛУКОЙЛ" в составе АЗС, станции технического обслуживания автомобилей и автомойки по адресу: ЦАО, Олимпийский проспект, дом 5, стр. 1 (далее - Акт приемки Здания МФГС в эксплуатацию).
Право собственности Общества на помещения площадью 827,1 кв.м. и 32 873,7 (суммарно 33 700,8 кв.м) в составе Здания МФГС первоначально зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) первоначально 31.08.2006 (записи 77-77-11/091/2006-175 и 77-77-11/091/2006- 176 соответственно).
В результате проверки наличия в Обществе документов, подтверждающих право собственности на имущество Здания МФГС, установлено отсутствие в ЕГРН информации о государственной регистрации права и правоудостоверяющих документов в отношении Блока АЗС Общества, включающего в себя навес над ТРК и резервуарный парк (резервуары 3 шт. 140 куб. м) (далее - Блок АЗС).
Вместе с тем, вышеназванное имущество Блока АЗС указано как в Акте от 21.07.2003 N 61-28-21/3 Государственной комиссии по приемке в эксплуатацию 1-го пускового комплекса многофункционального гаража-стоянки ОАО "ЛУКОЙЛ" в составе АЗС, станции технического обслуживания автомобилей и автомойки по адресу: ЦАО, Олимпийский проспект, дом 5, стр.1, так и в акте приема-передачи имущества ОАО "ЛУКОЙЛ" в уставный капитал ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" от 26.07.2006.
Учитывая изложенное, руководствуясь п.3 ст.21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) для надлежащей государственной регистрации права собственности на имущество Блока АЗС Обществом 06.04.2021 предоставлено в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Росреестр) Заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество (опись документов, принятых для оказания государственных услуг от 06.04.2021 MFC0558/2021-587904-1 и письма Общества от 01.04.2021 прилагаются) с приложением имеющихся документов.
В ответ на указанное выше Заявление Общества получено Уведомление Росреестра о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 20.04.2021 N КУВД-001/2021-13076177/1, согласно которому осуществление регистрационных действий приостановлено до 20.07.2021.
Причиной для приостановления государственной регистрации стало несоответствие представленного Обществом технического плана требованиям к подготовке технического плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Приказ).
В связи с указанным Обществом в Росреестр направлено Заявление о приостановлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 12.07.2021 (копия описи прилагается), по итогам рассмотрения которого в Общество направлено Уведомление Росреестра о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 20.07.2021 N КУВД-001/2021-13076177/2, которым регистрационные действия приостановлены до 12.01.2022.
После приостановления регистрационных действий Обществом организовано проведение кадастровых работ по изготовлению нового технического плана Блока АЗС, учитывающего все замечания Росреестра, отраженные в Уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 20.04.2021 N КУВД-001/2021-13076177/1.
После завершения работ по изготовлению нового технического плана Блока АЗС Обществом 23.12.2021 в Росреестр предоставлены Заявление о возобновлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, ранее приостановленных в заявительном порядке (Опись документов, принятых для оказания государственных услуг от 23.12.2021 MFC-05 5 8/2021-20843 60-1 прилагается) и Заявление о предоставлении дополнительных документов от 23.12.2021 (Опись 4 документов, принятых для оказания государственных услуг от 23.12.2021 MFC0558/2021-2084497-1 прилагается).
19.01.2022 Росреестром направлено Уведомление об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 19.01.2022 N КУВД001/2021-13076177/7 (далее Решение об отказе) на сооружение - Блок АЗС, расположенный по адресу: г.Москва, Олимпийский проспект, д.5, стр.1, содержание обоснований отказа - представленный технический план по форме либо содержанию не соответствует требованиям к подготовке технического плана, утвержденным Приказом, а именно: в техническом плане отсутствует документ, подтверждающий завершение строительства объекта недвижимости и вводе его в эксплуатацию.
Согласно действующим в 2003 г., т.е. на момент приемки законченного строительством объекта капитального строительства - Блока АЗС, нормам градостроительного законодательства, в частности, на основании ст. 22 Федерального закона от 07.05.1998 N 73-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации" (далее - ГрК РФ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на соответствующих территориях относится осуществление государственного контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов в области градостроительства.
В соответствии с пп. 1, 3 и 4 ГрК РФ в ведении муниципальных образований в области градостроительства находится выдача в установленном порядке разрешений на строительство объектов недвижимости. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований в области градостроительства определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Полномочия выборных и других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления городских поселений, входящих в состав субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, определяются на основе законов субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Согласно п.1 ст. 26 ГрК РФ органы архитектуры и градостроительства субъектов Российской Федерации организуют разработку и издание территориальных градостроительных нормативов и правил.
Ст. 53 ГрК РФ субъекты Российской Федерации в соответствии с федеральными градостроительными нормативами и правилами разрабатывают градостроительные нормативы и правила субъектов Российской Федерации (далее - территориальные градостроительные нормативы и правила) с учетом природно-климатических, социально-демографических, национальных и иных особенностей субъектов Российской Федерации. Территориальные градостроительные нормативы и правила, утвержденные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, действуют на территориях субъектов Российской Федерации и обязательны для выполнения всеми участниками градостроительной деятельности. Территориальные градостроительные нормативы и правила в установленном порядке утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представляются для регистрации в федеральный орган архитектуры и градостроительства и подлежат опубликованию.
В п.1.1 Московских городских строительных норм "Приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения" (МГСН 8.01-00), утвержденных постановлением Правительства Москвы от 11.07.2000 N 530 идействовавших до 30.01.2009 (далее - МГСН), т.е. действовавших в 2003 г. на дату приемки в эксплуатацию законченного строительством Блока АЗС, указано, что данные нормы и правила распространяются на все законченные строительством объекты независимо от источников финансирования и функционального назначения зданий и сооружений, а также форм собственности и организационно-правовых форм участников строительства и устанавливает правила приемки и ввода в эксплуатацию объектов после окончания их строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения (далее - строительство) на территории г.Москвы.
На основании п. 1.3 постановления Правительства Москвы от 11.07.2000 N 530 ввод законченного строительством объекта в эксплуатацию производится правовым актом органа городской администрации, в пределах компетенции, на основании заявления инвестора, акта приемочной комиссии или двустороннего акта (заказчик-инвестор) и итогового заключения Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора.
Согласно п.4.3 МГСН законченные строительством отдельно стоящие здания и сооружения, встроенные или пристроенные помещения производственного и вспомогательного назначения, сооружения (помещения) гражданской обороны, входящие в состав объекта, при необходимости ввода их в действие (использование по назначению) до окончания строительства объекта в целом, вводятся при полной готовности в эксплуатацию заказчиком с участием органов государственного надзора и соответствующих территориальных эксплуатационных служб.
В соответствии с п.5.6 МГСН порядок работы приемочной комиссии и распределение обязанностей ее членов определяются председателем комиссии. Результатом работы приемочной комиссии является акт о приемке объекта в эксплуатацию по форме приложения М к МГСН, подписанный всеми членами приемочной комиссии, каждый из которых несет ответственность за принятые комиссией решения в соответствии с компетенцией и распределением обязанностей. В установленный срок работы приемочной комиссии указанный акт, подписанный председателем комиссии, передается инвестору.
Согласно Распоряжению первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 27.04.1999 N 355-РЗП "О государственной комиссии по приемке объектов технического сервиса автомототранспортных средств и торгово-сервисных услуг в г.Москве" приемка в эксплуатацию законченных строительством (реконструкцией) объектов технического сервиса автомототранспортных средств и торгово-сервисных услуг осуществлялась государственной комиссией, назначаемой Управлением транспорта и связи, при наличии утвержденного проекта и оформленной в установленном порядке исполнительной документации. В состав государственной комиссии включались заместители префектов административных округов, курирующие данное направление, а также представители и специалисты от городских организаций, фирм. Акт государственной комиссии утверждался начальником Управления транспорта и связи Правительства Москвы.
На основании вышеизложенного приемка законченного строительством объекта заказчиком от подрядчика - юридическое действие, в результате которого подтверждается соответствие принимаемого объекта предъявляемым к нему требованиям, приемка в эксплуатацию - юридическое действие, в результате которого подтверждается готовность законченного строительством и принятого объекта к использованию по назначению, правовой акт на эксплуатацию объекта - юридическое действие, в результате которого разрешается использование законченного строительством и подготовленного к эксплуатации объекта по назначению и включение его в территориальную среду специально уполномоченным органом исполнительной власти.
В соответствии с п.п. 1, 2 Закона о регистрации основания для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Как следует из материалов дела, согласно п.3 ст.213 Гражданского кодекса Российской Федерации коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами).
Таким образом, подтверждением возникновения права на Блок АЗС является акт от 21.07.2003 N 61-28-21/3 Государственной комиссии по приемке в эксплуатацию 1-го пускового комплекса многофункционального гаража-стоянки ОАО "ЛУКОЙЛ" в составе АЗС, станции технического обслуживания автомобилей и автомойки по адресу: ЦАО, Олимпийский проспект, дом 5, стр. 1, а также Акт приема-передачи имущества ОАО "ЛУКОЙЛ" в уставный капитал ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" от 26.07.2006. Таким образом, Решение об отказе, содержащее довод об отсутствии среди представленных для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на Блок АЗС, не соответствует требованиям Закона о регистрации, поскольку: технический план сооружения от 23.12.2021 полностью соответствует требованиям Приказа; на момент завершения строительства Блока АЗС согласно действующим на тот момент градостроительным нормам ввод законченного строительством объекта в эксплуатацию производился правовым актом органа городской администрации, в пределах компетенции, на основании акта приемочной комиссии; заявитель представил на государственную регистрацию исчерпывающий комплект документов, предусмотренных Законом о регистрации, в том числе Акт приемки Здания МФГС в эксплуатацию, о чем свидетельствует опись документов, принятых для оказания государственных услуг от 06.04.2021 MFC-0558/2021-587904-1 и дополнительно представленных вместе с описью документов, принятых для оказания государственных услуг от 23.12.2021 MFC-0558/2021-2084497-1.
При этом в соответствии с п.5 ст.19 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям Закона о регистрации и требованиям принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом о регистрации или иными федеральными законами.
Co ссылкой на п.20 Требований к подготовке технического плана и составу содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 (далее - Требования), по мнению Ответчика, в представленном Заявителем техническом плане Блока АЗС отсутствует документ, подтверждающий завершение строительства объекта недвижимости и ввод его в эксплуатацию.
На момент завершения строительства Блока АЗС согласно действующим на тот момент градостроительным нормам законченные строительством объекты подлежали приемке в эксплуатацию государственными приемочными комиссиями только после выполнения всех строительно-монтажных работ, благоустройства территории, обеспеченности объектов оборудованием и инвентарем в полном соответствии с утвержденными проектами, а также после устранения недоделок. Датой ввода объекта в эксплуатацию считалась дата подписания акта Государственной приемочной комиссией. В состав Государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта должны были входить в качестве членов комиссии представители заказчика (застройщика), эксплуатационной организации, генерального подрядчика, генерального проектировщика, различных государственных органов (санитарного надзора, пожарного надзор) и др. Акты о приемке в эксплуатацию объектов подписывались председателем и всеми членами комиссии. Эти акты утверждались решением (приказом, постановлением и др.) органов, назначивших комиссии. Именно данный документ подтверждал момент создания объекта недвижимости, с показателями, соответствующими требованиям градостроительных и строительных норм и правил, а также устанавливал возможность его эксплуатации (использования) в соответствии с целевым назначением. Статья 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ заменила акт о приемке в эксплуатацию объекта на разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Таким образом, представленный акт от 21.07.2003 N 61-28-21/3 Государственной комиссии по приемке в эксплуатацию 1-го пускового комплекса многофункционального гаража-стоянки ОАО "ЛУКОЙЛ" в составе, в том числе имущества Блока АЗС (АЗС, станции технического обслуживания автомобилей и автомойки по адресу: ЦАО, Олимпийский проспект, дом 5, стр. 1) является единственно и допустимым к представлению в качестве документа, подтверждающего приемку и ввод объекта в эксплуатацию, исходя из действующих на тот момент градостроительных норм и правил.
Ссылка ответчика на п.43 Требований в представленной с заявлением о постановке на кадастровый учет XML-схеме не приведены сведения о годе завершения строительства образуемого объекта недвижимости. Указанное замечание Ответчика является необоснованным и неправомерным, поскольку согласно действующим на дату подписания акта от 21.07.2003 N 61-28-21/3 Государственной комиссии по приемке в эксплуатацию 1-го пускового комплекса многофункционального гаража-стоянки ОАО "ЛУКОЙЛ" градостроительным нормам в акте Государственной приемочной комиссии отражались сведения о дате приемки законченного строительством объекта в эксплуатацию, при этом понятие года завершения строительства в указанном акте не предусматривалось.
Ссылка ответчика на п.57 Требований, о том, что графическая часть технического плана Блока АЗС содержит технические изъяны, что не соответствует действительности, поскольку технический план составлен в полном соответствии с нормами Требования. Ссылка ответчика на п. 43 Требований, о том, что в техническом плане некорректно приведены сведения об адресе Блока АЗС, представленного к кадастровому учету, что не соответствует действительности, поскольку сведения отражены в полном соответствии с актом от 21.07.2003 N 61-28-21/3 Государственной комиссии по приемке в эксплуатацию 1-го пускового комплекса многофункционального гаража-стоянки ОАО "ЛУКОЙЛ" в составе, в том числе имущества Блока АЗС (АЗС, станции технического обслуживания автомобилей и автомойки) по адресу: ЦАО, Олимпийский проспект, дом 5, стр. 1.
Кроме того, Ответчик в представленном в суд 20.06.2022 отзыве на Заявление привел суждения о нарушениях, ранее отраженных в п.п.1, 3-5 уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 20.04.2021 N КУВД-001/2021-13076177/1, не принимая во внимание пояснения Заявителя, дополнительно представленные вместе с заявлением от 23.12.2021 NMFC0558/2021-2084497-1, а также представленный Заявителем технический план, в котором устранены все отмеченные при принятии решения о приостановлении учета/регистрации недостатки, кроме определенного также в решении об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 19.01.2022 NКУВД-001/2021-13076177/1, связанного с отсутствием разрешения на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости, доводы Заявителя по поводу которого приведены как в Заявлении, так и в пункте I настоящих возражений. С учетом дополнительно представленных Заявителем документов Ответчиком в решении от 19.01.2022 не указаны в качестве оснований для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета/государственной регистрации прав отсутствие проектной документации, отсутствие сведений о годе завершения строительства объекта недвижимости, нарушения правил масштабирования в техническом плане при создании графических частей и неверное воспроизведение адреса объекта недвижимости.
Таким образом, суд правомерно пришел к выводу о неправомерности указанного решения Управления Росреестра по г. Москве.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21.07.2022 по делу N А40-76019/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-76019/2022
Истец: ООО "ЛУКОЙЛ-ЦЕНТРНЕФТЕПРОДУКТ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ