г. Пермь |
|
26 октября 2022 г. |
Дело N А60-18072/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 октября 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г.Н.,
судей Васильевой Е.В., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,
при участии:
от заявителя ООО "Научно-производственная фирма "Тэко" (ИНН 6658393344, ОГРН 1116658019433) - не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица ГУ - Свердловское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 13) (ИНН 6660013279, ОГРН 1026604952252) - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица ГУ - Свердловское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 13)
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 июля 2022 года
по делу N А60-18072/2022,
принятое судьей Гнездиловой Н.В.
по заявлению ООО "Научно-производственная фирма "Тэко"
к ГУ - Свердловское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 13)
о признании решения недействительным,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Научно-производственная фирма "Тэко" (далее - заявитель, общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области просит к ГУ - Свердловское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 13) (далее - заинтересованное лицо, Фонд) с заявлением о признании недействительным решения Фонда о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 27.01.2022 N661321100285303.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28.07.2022 заявленные требования удовлетворены. Решение ГУ - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 13) о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 27.01.2022 N661321100285303 признано недействительным. Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, взыскал с Фонда в пользу общества 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Заявитель жалобы считает, что суд принял незаконное и необоснованное решение, судом нарушены нормы материального права. Фонд настаивает на том, что оспариваемое решение филиала N 13 ГУ - СРО ФСС РФ вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для признания его недействительным не имеется.
Заявитель представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, жалобу заинтересованного лица - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судами и следует из материалов дела, заявитель зарегистрирован в качестве юридического лица в регистрирующем (налоговом) органе по месту учета и, исходя из положений статей 3, 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) является плательщиком страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Обществом в Отделение фонда представлялись расчеты по страховым взносам по форме 4-ФСС за 3, 6 и 9 месяцев 2021 года с исчислением страховых взносов размеру страхового тарифа - 0,2% от налогооблагаемой базы.
На основании поступившего расчета по страховым взносам по форме 4-ФСС за 2021 год фондом проведена камеральная проверка, по итогам которой составлен акт камеральной проверки от 13.12.2021 N 661321100285301, фиксирующий выявленные нарушения.
По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки фондом вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 27.01.2022 N 661321100285303, которым страхователю доначислены и предъявлены к уплате страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 69 920,55 руб., начислены и предъявлены к уплате пени в сумме 1 498,69 руб., заявитель привлечен к ответственности по статье 26,29 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ в размере 13984,11 руб..
Основанием для доначисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2021 год, начисления пеней и применения штрафа послужили выводы фонда о том, что страхователь исчислял обязательства по уплате страховых взносов за 2020 год исходя из размера страхового тарифа 0,2 %, тогда как был обязан на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 17, пункта 1 статьи 22 Закона N 125-ФЗ исчислять и уплачивать страховые взносы с применением установленного на 2021 год страхового тарифа - 2,1%, поскольку на основании представленного страхователем через оператора электронной отчетности заявления о подтверждении основного вида экономической деятельности от 15.04.2020 обществу установлен основной вид экономической деятельности "Производство оборудования и установок для фильтрования и очистки жидкостей" (ОКВЭД 28.29.12), определен 17 класс профессионального риска, что соответствует страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 2,1%.
Общество обжаловало решение фонда от 27.01.2022 N 661321100285303 в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Решением Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2022 N 07-20/6607-2275, оформленным письмом, жалоба страхователя оставлена без удовлетворения.
Посчитав, что решение и требование фонда являются незаконными, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, исходил из того, что оснований для установления обществу тарифа в размере 2,1% у фонда не имелось.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 17 Закона N 125-ФЗ страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы по указанному виду страхования.
В соответствии со статьями 20.1, 21, 22 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
В соответствии со статьей 21 Закона N 125-ФЗ страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом.
В 2007-2022 годах страховые взносы уплачиваются по тарифам, установленным Федеральным законом от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год" (далее - Закон N179-ФЗ), в зависимости от класса профессионального риска (I класс - 0,2%, наиболее высокий XXXII класс - 8,5%).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила N 713).
В соответствии с данными Правилами Приказом Минтруда России от 30.12.2016 N 851н (далее- Приказ N 851н) утверждена Классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска.
Пункт 8 Правил N 713 предусматривает, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Согласно пункту 9 Правил N 713 основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 713 основной вид деятельности страхователя - юридического лица ежегодно подтверждается страхователем в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (ранее - Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации).
На основании данной нормы приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 утвержден Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами (далее - Порядок N55).
В силу пункта 2 Порядка N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно.
Как следует из материалов дела, 15.04.2021 обществом в адрес фонда направлено заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, в котором указано на получение доходов за 2020 в размере 4 400 тыс. руб. (100%) по виду деятельности Производство оборудования и установок для фильтрования или очистки жидкостей (код по ОКВЭД 28.29.12).
В соответствии с указанным кодом страховой тариф применительно к 17 классу профессионального риска установлен в размере 2,10% к суммам выплат и вознаграждений.
Однако, в материалах дела отсутствуют доказательства осуществления обществом данного вида деятельности. В ходе камеральной проверки соответствующие документы у общества не истребовались, самостоятельно фондом не добыты.
Более того, в ходе проведения камеральной проверки, обществом в адрес фонда представлены возражения, из которых следует, что заявление от 15.04.2021 содержало ошибочные сведения относительно указания вида деятельности (28.29.12 "Производство оборудования и установок для фильтрования или очистки жидкостей") и полученных в 2020 доходов.
Согласно данным выписки из ЕГРЮЛ данный вид деятельности отсутствовал в перечне видов деятельности общества в 2020 году и был зарегистрирован и внесен в ЕГРЮЛ лишь 12.02.2021.
Доходы по виду экономической деятельности ошибочно были прописаны одной строкой 4400 тыс. руб., а должны были быть расшифрованы согласно ОКВЭД:
1) 2102 тыс. руб. - по коду ОКВЭД 28.29 или 47,773% (Производство прочих машин и оборудования общего назначения, не включенного в другие группировки);
2) 2175 тыс. руб. - по коду ОКВЭД 46.49 или 49,432% (Торговля оптовая прочими машинами и оборудованием);
3) 123 тыс. руб. - по коду ОКВЭД 74.90.5 или 2,795%. (Предоставление консультационных услуг).
Таким образом, основным видом деятельности общества в 2020 году являлась торговля оптовая прочими машинами и оборудованием.
В соответствии с Приказом N 851н деятельность по коду 46.49 отнесена к 1 классу профессионального риска, в силу статьи 1 Закона N 179-ФЗ страховой тариф составляет 0,2%.
В ходе проверки 14.01.2022 общество также представило уточненное заявление о подтверждении основного вида деятельности с внесением в него соответствующих сведений, согласно которым основным видом экономической деятельности страхователя является деятельность в сфере торговля оптовая (код ОКВЭД 46.49).
Приведенные обществом в возражениях на акт проверки, а также в ходе судебного разбирательства обстоятельства подтверждены соответствующими доказательствами.
На основании вышеуказанных положений Правил с учетом представленных в материалы дела доказательств суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что основанием для отнесения Общества к классу профессионального риска является основной вид фактически осуществляемой им экономической деятельности, доход от осуществления которой имеет наибольший удельный вес.
В пункте 5 Порядка указано на "осуществляемые виды деятельности", поэтому вид фактически осуществляемой Обществом деятельности не может быть определен лишь на основании документов, в которых приведены сведения о видах экономической деятельности данного юридического лица.
При этом отражение в названных документах сведений, не соответствующих действительности, и порядок уточнения таких сведений не регламентируются нормами Порядка.
Однако в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе Определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О).
Право плательщика на внесение изменений и дополнений в ранее поданные расчеты предусмотрено статьей 24 Закона N 125-ФЗ.
Страхователь, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом. Иной подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности.
Данные выводы изложены также в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969.
Ошибка Общества при определении в заявлении и справке -подтверждении основных видов экономической деятельности (при наличии доказательств осуществления страхователем иных основных видов экономической деятельности) не может являться безусловным основанием для принятия решения о начислении страховых взносов исходя из не соответствующего тарифа. Применение завышенного страхового тарифа влечет начисление страховых взносов, которые не могут считаться законно установленными.
Таким образом, правомерность доначисления обществу страховых взносов и привлечения к ответственности решением от 27.01.2022 N 661321100285303 фондом не доказана.
Доводы фонда о законности принятого решения отклоняются.
При этом, суд апелляционной инстанции учитывает то обстоятельство, что фондом не представлено доказательств направления в адрес плательщика уведомления о размере страховых взносов на 2021, в том числе в электронном виде, размещения на портале информации, выгрузки ее в иную информационную систему, доступную обществу.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на отправку уведомления с использованием портала Госуслуг опровергается представленными обществом скриншотами соответствующих разделов сайта.
Кроме того, тот факт, что заявитель не оспорил (в административном либо судебном порядке) уведомление о размере страховых взносов на 2021 год, не препятствует ему реализовать гарантированное Конституцией Российской Федерации (статья 46) право на судебную защиту при оспаривании ненормативного акта, вынесенного по итогам проверки, с представлением доказательств в подтверждение основного вида деятельности, иного по отношению к выбранному фондом, и доказывать в судебном порядке незаконность ненормативных актов фонда.
Таким образом, принятое судом решение является законным и обоснованным, отмене не подлежит.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ органы Фонда социального страхования освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 июля 2022 года по делу N А60-18072/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
Е.В.Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-18072/2022
Истец: ООО НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИРМА ТЭКО
Ответчик: ГУ СВЕРДЛОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ