г. Пермь |
|
27 октября 2022 г. |
Дело N А50-6183/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 октября 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г.Н.,
судей Васильевой Е.В., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,
при участии:
от истца Министерства Агропромышленного комплекса Пермского края (ОГРН 1025901364411, ИНН 5906002581) - Багина О.Ю., паспорт, доверенность от 01.03.2022, диплом;
от ответчика сельскохозяйственного потребительского сбытового перерабатывающего кооператива "Агробизнес" (ОГРН 1165958060586, ИНН 5904331799) - Пономарев А.С., паспорт, доверенность от 19.04.2022, диплом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика сельскохозяйственного потребительского сбытового перерабатывающего кооператива "Агробизнес"
на решение Арбитражного суда Пермского края от 26 июля 2022 года
по делу N А50-6183/2022,
принятое судьей Торопициным С.В.
по иску Министерства Агропромышленного комплекса Пермского края
к сельскохозяйственному потребительскому сбытовому перерабатывающему кооперативу "Агробизнес" о взыскании субсидии в размере 15 000 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство Агропромышленного комплекса Пермского края (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к сельскохозяйственному потребительскому сбытовому перерабатывающему кооперативу "Агробизнес" (далее - ответчик, Кооператив) о взыскании субсидии в размере 15 000 000 руб. (с учетом уточнения иска, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 26.07.2022 иск удовлетворен. С ответчика в пользу истца взысканы денежные средства, предоставленные в виде гранта на развитие материально-технической базы, в сумме 15 000 000 руб., в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 98 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать. Заявитель жалобы настаивает на том, что решение принято с нарушениями норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Так, отмечает, что истцом пропущен срок исковой давности в части заявления доводов о несоответствии количества членов кооператива. Фактически первоначальное исковое заявление не содержало требования о возврате субсидий по данному основанию. Срок исковой давности (3 года) на момент подачи уточненных требований - 23.06.2022 истек. Более того, истец не является участником дела N А50-18060/2018, тем самым, судебные акты по данному делу не носят преюдициального характера в силу статьи 69 АПК РФ. При этом из материалов уголовного дела, приобщенных истцом, следует, что опрошенные члены кооператива не отрицают факт своего вступления в состав кооператива и оплаты членских взносов лично председателю, при этом знают цель и задачи создания кооператива. Следовательно, отсутствие необходимого количественного состава членов кооператива и нарушение пункта 2.1.1. Порядка предоставления гранта не установлено. Также ответчик отмечает, что что на дату подачи истцом иска 22.03.2022 окончился 5 летний срок контроля предоставленного гранта - 05.05.2021, что указывает о пропуске срока судебной защиты истцом, так как истец не отрицает, что узнал о нарушении порядка предоставлении гранта и выставил претензию в 2020 году, в пределах срока контроля, однако фактически за судебной защитой обратился за пределами 5 летнего срока контроля, что является, по мнению ответчика, основанием для отказа в удовлетворении требований. Обращает внимание, что материалами дела подтверждено, что кооператив является сельхоз-товаропроизводителем и с 2016 года ведет активную хозяйственную деятельность, что подтверждается первичными бухгалтерскими документами, бухгалтерскими балансами и выписками с расчетного счета. Кооператив обеспечивает трудовыми местами население в крае и взыскание 15 000 000 руб. приведет к убыткам кооператива, распродаже имущества и прекращению хозяйственной деятельности. В целом считает, что, поскольку субсидии, в том числе, в виде грантов, предоставляются получателям на безвозмездной основе, факт целевого использования средств истцом не оспорен, то применение такой санкции как изъятие бюджетных средств, не отвечает требованиям соразмерности, справедливости ответственности за нарушение обязательства.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в целях реализации мероприятия "Грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы" государственной программы "Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 N 1320-п и в соответствии с Порядком предоставления грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам на развитие материально-технической базы, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 20.07.2015 N 470-п (далее - Порядок) по итогам конкурса 05.05.2016 между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Пермского края (Министерство) и сельскохозяйственным потребительским сбытовым перерабатывающим кооперативом "Агробизнес" (Кооператив) заключено соглашение N 2 о предоставлении гранта Кооперативу на развитие материально-технической базы в 2016 году (далее - Соглашение).
Согласно пункту 1.1 Соглашения его предметом является предоставление Кооперативу гранта на развитие материально-технической базы в соответствии с планом расходов, утвержденным приложением 1 к Соглашению на приобретение оборудования, предназначенного для переработки, сортировки овощной продукции, подготовке к реализации, транспортировки сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, приобретение специализированного транспорта для перевозки сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.
Пунктом 1.2 Соглашения установлено, что размер гранта составляет 15 000 000 руб., в том числе: 11 625 000 руб. - средства федерального бюджета, 3 375 000 руб. - средства бюджета Пермского края.
Платежными поручениями от 23.05.2016 N 387716 и от 17.05.2016 N 555134 средства гранта перечислены Министерством Кооперативу в полном объеме (3 375 000 руб. + 11 625 000 руб.).
18.06.2020 Министерство в соответствии с пунктом 3.21 Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 N 21-п (далее - Положение N 21-п), и пунктом 3.1.4 Соглашения провело проверку в отношении соблюдения Кооперативом условий предоставления гранта.
В ходе проверки Министерством установлено:
- невыполнение Кооперативом условий Соглашения, предусмотренных пунктами 2.1.14 и 2.1.15, и пунктов 2.1.15, 2.1.16 Порядка, выразившееся в том, что Кооператив передал в залог банку имущество, приобретенное на средства гранта и по решению Пермского районного суда Пермского края от 25.01.2019 N 2-23/2019 на данное имущество обращено взыскание, способ реализации заложенного имущества определен судом путем продажи с публичных торгов;
- неосуществление Кооперативом хозяйственной деятельности со второго квартала 2018 года, что является нарушением пункта 2.1.15 Соглашения.
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 18.06.2020.
Нарушение ответчиком условий предоставления гранта послужило основанием для направления Министерством в адрес Кооператива требования от 30.06.2020 N СЭД-25-04.2-01-158 о возврате в бюджет Пермского края гранта в размере 15 000 000 руб. в том числе: средств федерального бюджета - 11 625 000 руб. (77,50 %); средств бюджета Пермского края - 3 375 000 руб. (22,50 %).
В связи с неисполнением Кооперативом требования о возврате суммы гранта Министерство обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании денежных средств, так как факт нарушения условий получения гранта подтвержден материалами дела.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В абзаце 5 статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
В соответствии с пунктом 7 статьи 78 БК РФ в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 БК РФ, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Из местного бюджета субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (подпункт 3 пункта 2 статьи 78 БК РФ).
Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие порядок предоставления субсидий производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
На основании пункта 4 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
По смыслу статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
В соответствии с Положением N 21-п, Министерство является исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим функции, в том числе по разработке и реализации государственных программ по развитию агропромышленного комплекса в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717.
В целях реализации вышеуказанной государственной программы, постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 N 1320-п утверждена Государственная программа "Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае" (в редакции, действовавшей в спорный период), целями и задачами которой являются обеспечение продовольственной безопасности Пермского края по основным продуктам питания, ускоренное импортозамещение в отношении мяса и молока, повышение конкурентоспособности производимой сельскохозяйственной продукции, создание благоприятной среды для развития предпринимательства, повышения инвестиционной привлекательности отрасли, повышение финансовой устойчивости предприятий АПК, воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других природных ресурсов, а также устойчивое развитие сельских территорий.
В рамках реализации мероприятия "Грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы" государственной программы "Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 N 1320-п, постановлением Правительства Пермского края от 20.07.2015 N 470-п утвержден Порядок.
Порядком определены цели, условия и правила предоставления за счет средств бюджета Пермского края, в том числе за счет субсидий из федерального бюджета, грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам на развитие материально-технической базы, критерии отбора сельскохозяйственных потребительских кооперативов, порядок возврата грантов в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка гранты предоставляются кооперативам при соблюдении, в том числе следующих условий:
- сельскохозяйственный потребительский перерабатывающий и (или) сельскохозяйственный сбытовой кооператив действует не менее 12 месяцев с даты регистрации, осуществляет деятельность по заготовке, хранению, подработке, переработке, сортировке, убою, первичной переработке, охлаждению молока, мяса сельскохозяйственных животных, птицы, рыбы и объектов аквакультуры, картофеля, грибов, овощей, плодов и ягод, в том числе дикорастущих, подготовке к реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, объединяет не менее 10 сельскохозяйственных товаропроизводителей на правах членов кооперативов (кроме ассоциированного членства), при этом не менее 70% выручки сельскохозяйственного потребительского кооператива должно формироваться за счет осуществления перерабатывающей и (или) сбытовой деятельности (пункт 2.1.1 Порядка);
- кооператив не производит действия, связанные с отчуждением, в том числе продажу, дарение, передачу в аренду: объекта, на строительство или модернизацию которого предоставлен грант, - в течение 5 лет со дня получения гранта; оборудования, транспорта, на приобретение которого предоставлен грант, - в течение 5 лет со дня получения гранта (пункт 2.1.15 Порядка);
- осуществление кооперативом деятельности не менее пяти лет после получения гранта (пункт 2.1.16 Порядка).
В силу пункта 3.1 Порядка для участия в отборе кооператив в течение 10 рабочих дней со дня размещения объявления представляет в Министерство в том числе, следующие документы:
- копию выписки из решения общего собрания членов кооператива о количестве членов кооператива - сельскохозяйственных товаропроизводителей (пункт 3.1.13.1 Порядка);
- копию (копии) решения (решений) общего собрания кооператива о порядке и условиях формирования и расходования неделимого фонда сельскохозяйственного потребительского кооператива, в том числе с учетом условий формирования и расходования средств гранта пункт 3.1.13.3 Порядка).
Согласно пункту 4.1 Порядка контроль за целевым расходованием средств гранта и достижением показателей результативности использования гранта осуществляется Министерством, а в случае выявления нарушения сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, получившими грант, требований и условий, установленных Порядком, грант подлежит возврату в бюджет Пермского края.
В случае выявления нарушения кооперативами, получившими грант, требований, установленных пунктом 1.3, пунктами 1.4.1, 1.4.2, пунктом 1.5, пунктами 2.1.1-2.1.19, пунктами 3.1.1-3.1.19 настоящего Порядка, грант подлежит возврату в бюджет Пермского края (пункт 4.2 Порядка).
Возврат грантов в случае, предусмотренном пунктом 4.2 настоящего Порядка, осуществляется в следующем порядке:
- министерство в 10-дневный срок со дня подписания акта проверки направляет кооперативу требование о возврате гранта (пункт 4.3.1 Порядка);
- требование о возврате гранта должно быть исполнено кооперативом в течение одного месяца со дня его получения (пункт 4.3.2 Порядка);
- в случае невыполнения кооперативом в срок, установленный пунктом 4.3.2 настоящего Порядка, требования о возврате гранта Министерство обеспечивает взыскание гранта в судебном порядке (пункт 4.3.3 Порядка).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции справедливо учел следующее.
Из представленных в материалы дела документов следует, что во исполнение пункта 3.1.13.3 Порядка с заявкой о предоставлении гранта Кооператив представил копию Протокола общего собрания членов сельскохозяйственного сбытового перерабатывающего потребительского кооператива от 14.04.2016 N 3, согласно которому принято решение о формировании неделимого фонда.
Судами установлено, что сельскохозяйственный потребительский сбытовой перерабатывающий кооператив "Агробизнес" образовался путем создания 17.02.2016, в период с 19.06.2016 по 15.01.2018 председателем кооператива являлся Маркович Д.О.
Решением общего собрания СПК "Агробизнес" от 15.01.2018 на основании личного заявления Марковича Д.О. о его добровольном прекращении полномочий в качестве председателя, его полномочия прекращены, председателем СПК с 16.01.2018 избран Макаров И.В.
В рамках арбитражного дела N А50-18060/2018 Маркович Д.О. обратился в Арбитражный суд Пермского края с иском к кооперативу "Агробизнес" о взыскании паевого взноса в размере 4 300 000 руб. в связи с его выходом из состава членов кооператива.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 05.12.2018 требования Марковича Д.О. о взыскании с кооператива "Агробизнес" паевого взноса удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2019) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 06.08.2019 по делу N А50-18060/2018 решение Арбитражного суда Пермского края от 05.12.2018 по делу N А50-18060/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2019 по тому же делу оставлены без изменения, кассационная жалоба сельскохозяйственного потребительского сбытового перерабатывающего кооператива "Агробизнес" - без удовлетворения.
В рамках указанного арбитражного дела судами установлено, что согласно протоколу общего собрания членов кооператива от 14.04.2016 N 3 по предложению Макарова И.В. принято решение признать расчетный счет кооператива неделимым фондом.
При этом согласно названному протоколу в собрании кооператива приняли участие 14 его членов, которые единогласно проголосовали за принятие указанного решения.
Оценив действительность решения общего собрания кооператива по вопросу создания неделимого фонда, суды пришли к выводу о его ничтожности.
Так, из совокупности имеющихся в деле доказательств суды усмотрели, что паевые взносы фактически внесены в кооператив 4-мя членами (ООО "Алтынное", ООО "Агробизнес", Макаров И.В. и Маркович Д.О.), а все содержащиеся в деле протоколы общих собраний членов кооператива (за исключением признанного ничтожным решения от 14.04.2016 N 3) содержат сведения о том, что членами кооператива являются ООО "Алтынное", ООО "Агробизнес", Макаров И.В. и Маркович Д.О., которым в совокупности принадлежит 100% голосов.
С учетом требований, установленных пунктом 3.1.13.1 Порядка (для участия в отборе кооператив представил в Министерство копию выписки из решения общего собрания членов кооператива о количестве членов кооператива - сельскохозяйственных товаропроизводителей), при рассмотрении настоящего спора суд принял во внимание выводы Арбитражного суда Пермского края, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда и Арбитражного суда Уральского округа, изложенные в судебных актах по делу N А50-18060/2018 в части количества членов Кооператива.
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции в настоящем деле, факт приложения к заявке протокола от 16.04.2016 N 3, который впоследствии признан ничтожным, свидетельствует о представлении ответчиком недостоверных документов и, как следствие, о неисполнении получателем гранта пунктов 2.1.1, 3.1.13.3 Порядка, что в силу пункта 4.2 Порядка является основанием для возврата гранта.
Довод жалобы о том, что Министерство не является участником дела N А50-18060/2018, тем самым, судебные акты по данному делу не носят преюдициального характера в силу статьи 69 АПК РФ, отклоняется как основанный на неверном толковании норм материального права.
Как установлено ранее, протокол общего собрания членов кооператива от 14.04.2016 N 3 в судебном порядке признан ничтожной сделкой.
Пунктом 7 ст. 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оспоримое решение собрания, признанное судом недействительным, недействительно с момента его принятия. Из п. 119 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" также следует, что ничтожное решение собрания, а равно оспоримое решение собрания, признанное судом недействительным, недействительны с момента их принятия.
Следовательно, положения статьи 69 АПК РФ в рассматриваемом случае не подлежат применению, представленные документы признаны недостоверными в соответствии со статьями 169, 181.4 ГК РФ, поскольку ничтожное решение собрания не порождает юридических последствий.
Довод жалобы о том, что из материалов уголовного дела, приобщенных истцом, следует, что опрошенные члены кооператива не отрицают факт своего вступления в состав кооператива, факт оплаты членских взносов председателю, знают цель и задачи кооператива, отклоняется.
Действительно в материалы настоящего дела представлены: постановление о переквалификации уголовного дела N 12007570001000045 от 25.12.2020, постановление о передаче уголовного дела руководителю следственного органа для направления по подведомственности от 26.12.2020, постановление о направлении уголовного дела по подведомственности от 26.12.2020.
При этом, вопреки доводам жалобы ответчика, в ходе предварительного следствия установлен факт привлечения Макаровым И.В. номинальных членов СП СПК "Агробизнес" с целью выполнения условий Соглашения для получения средств Гранта, что подтверждается допросами участников кооператива.
Довод жалобы о том, что истцом пропущен срок исковой давности в части заявления доводов о несоответствии количества членов кооператива, фактически первоначальное исковое заявление не содержало требования о возврате субсидий по данному основанию, срок исковой давности (3 года) на момент подачи уточненных требований - 23.06.2022 истек, отклоняется.
В соответствии с частью 1 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
23.06.2022 Министерство в порядке части 1 статьи 49 АПК РФ обратилось в суд с заявлением об уточнении основания иска: несоответствие количества членов кооператива, а также реализация имущества, приобретенного за счет средств гранта, что нарушает предоставление гранта,
При этом в уточненном заявлении Министерство сослалось на вступившее в законную силу решение арбитражного суда по делу А50-18060/2018.
Как следует из пояснений представителя Министерства, данных суду первой инстанции в судебном заседании, заявитель, не являясь участником вышепоименованного судебного разбирательства, узнал об изложенных в судебных актах по делу N А50-18060/2018 выводах суда о ничтожности протокола от 14.04.2016 N 3 после обращения в суд с рассматриваемым исковым заявлением. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Между тем, даже если презюмировать, что судебные акты арбитражного суда публикуются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://perm.arbitr.ru/), то есть доступны для неопределенного круга лиц, то срок исковой давности следует исчислять с момента вступления решения Арбитражного суда Пермского края от 05.12.2018 по делу N А50-18060/2018 (29.03.2019), следовательно, срок исковой давности (3 года) на момент обращения Министерства в суд с заявлением по настоящему делу (18.03.2022) не истек.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43, со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права срок исковой давности не течет на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита (пункт 1 статьи 204 Гражданского кодекса Российской Федерации), в том числе в случаях, когда суд счел подлежащими применению при разрешении спора иные нормы права, чем те, на которые ссылался истец в исковом заявлении, а также при изменении истцом избранного им способа защиты права или обстоятельств, на которых он основывает свои требования (часть 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и часть 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом доказательств очевидного злоупотребления истцом процессуальными правами ответчиком представлено не было, и судом апелляционной инстанции данное обстоятельство не установлено.
В отношении приведенного Министерством основания для возврата гранта в связи с реализацией ответчиком транспортного средства, приобретенного за счет средств гранта, до истечения пятилетнего срока с момента получения гранта, судами установлено следующее.
Как следует из материалов дела, в целях подтверждения использования средств гранта Кооператив представил в Министерство договор купли-продажи от 30.06.2016 N АКП-001975 заключенный с обществом с ограниченной ответственностью "ГРУЗАВТОИМПОРТ" на приобретение автомобиля ГАЗ, модель C42R13-00050, цвет Белый по цене 1 603 000 руб.
Согласно пункту 2.1.14 Соглашения, грант предоставлен Кооперативу при условии, что кооператив не производит действия, связанные с отчуждением, в том числе, продажей, дарением, передачей в аренду оборудования, транспорта, на приобретение которого предоставлен грант - в течение 5 лет со дня получения гранта.
По результатам проведенной проверки Министерством установлено, что согласно данным ГИБДД по Пермскому краю, автомобиль ГАЗ C43R13-00050, г/н К197НС159, цвет белый, Кооперативом, с 23.03.2021 зарегистрирован за физическим лицом.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что Кооперативом произведены действия, связанные с отчуждением имущества, приобретенного за счет средств гранта, до истечения пяти лет со дня получения гранта (май 2021 года), что является нарушением условий пункта 2.1.14 Соглашения, пункта 2.1.15 Порядка.
Доводы ответчика о том, что Кооператив в настоящее время имеет в собственности оборудование, приобретенное на средства гранта, судом первой инстанции рассмотрены и отклонены, как не подтвержденные документально.
Так ответчиком не представлено доказательств наличия у Кооператива автомобиля ГАЗ C43R13-00050 до истечения пятилетнего срока с момента предоставления гранта (до мая 2021 года).
Более того, об отчуждении данного транспортного средства свидетельствуют представленные Министерством документы: акт судебного пристава-исполнителя о наложении ареста на имущество от 17.10.2019; постановление судебного пристава-исполнителя о передаче арестованного имущества на торги от 03.02.2020, вынесенное в рамках исполнительного производства N 103588/19/59046-ИП; сведения из ГИБДД по Пермскому краю о регистрации транспортного средства за физическим лицом.
Доказательств, опровергающих факт регистрации транспортного средства за другим лицом до истечения пятилетнего срока с момента получения ответчиком гранта, в материалах дела не имеется, Кооперативом не представлено.
Ссылки ответчика на истечение на момент подачи Министерством в суд искового заявления пятилетнего обязательства по запрету распоряжением имуществом, приобретённым на средства гранта, также обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку, Соглашение о предоставлении гранта заключено 05.05.2016, средства гранта перечислены ответчику платежными поручениями от 23.05.2016 и от 17.05.2016, таким образом, пятилетний срок исполнения обязательств кооперативом оканчивается 05.05.2021, транспортное средство ГАЗ C43R13-00050, приобретенное на средства гранта, зарегистрировано за иным лицом 23.03.2021.
С учетом изложенного, материалами дела подтверждается нарушение ответчиком условий Соглашения, а также пункта 2.1.15 Порядка, что в силу пункта 4.2 Порядка является основанием для возврата гранта.
Принимая во внимание изложенное, представленными в материалы дела документами подтверждено и ответчиком документально не опровергнуто нарушение Кооперативом условий пунктов 2.1.1, 2.1.15, 3.1.13.3 Порядка, что свидетельствует о наличии предусмотренных пунктом 4.2 Порядка оснований для возврата гранта.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, тождественны изложенным в отзыве на исковое заявление, которые судом первой инстанции исследованы. Апелляционная коллегия соглашается с выводами судебного акта, поскольку доводы апеллянта противоречат материалам дела, исследованным доказательствам, а также основаны на неверном толковании норм материального права
В данном случае имеет место быть не только наличие нецелевого использования средств гранта, но и предоставление недостоверных сведений для его получения, в связи с чем, ссылка ответчика на то, что часть суммы гранта использования по целевому назначению, значения для принятия иного решения по данному делу, не имеет.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 26 июля 2022 года по делу N А50-6183/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
Е.В.Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.