г. Владивосток |
|
27 октября 2022 г. |
Дело N А51-10777/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 октября 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей А.В. Пятковой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни,
апелляционное производство N 05АП-6501/2022
на решение от 29.08.2022
судьи Ю.А. Тимофеевой
по делу N А51-10777/2022 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Центральной акцизной таможни (ИНН 7703166563, ОГРН 1027700552065)
к обществу с ограниченной ответственностью "Атлантик" (ИНН 2540263142, ОГРН 1212500019467)
о взыскании утилизационного сбора в сумме 990 943 500 руб. и пени по нему в размере 52 535 637,69 руб. (всего - 1 043 479 137,69 руб.),
при участии в заседании: стороны не явились, извещены надлежаще,
УСТАНОВИЛ:
Центральная акцизная таможня (далее - заявитель, таможенный орган, таможня) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Атлантик" (далее - ответчик, декларант, общество, ООО "Атлантик") о взыскании утилизационного сбора в сумме 990 943 500 руб. и пени по нему в размере 52 535 637,69 руб.
Решением от 29.08.2022 с ООО "Атлантик" в доход бюджета Российской Федерации взыскано 1 005 347 744,41 руб., в том числе утилизационный сбор в сумме 990 943 500 руб., пени за неуплату утилизационного сбора в сумме 14 404 244,41 руб. В удовлетворении остальной части требований суд отказал. Кроме того, арбитражный суд взыскал с общества в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 192 691 руб.
Заявитель, не согласившись с вынесенным решением, подал апелляционную жалобу и просит решение в части, касающейся пеней отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные таможенным органом требования в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы таможенный орган указывает, что правоотношения, связанные с взиманием утилизационного сбора и пеней за его неуплату, не входят в предмет регулирования гражданского законодательства.
Таможенный орган считает, что мораторий распространяется только в отношении лиц, которыми или в отношении которых были поданы заявления о банкротстве. Апеллянт указывает, что исходя из предмета регулирования Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ), и круга лиц, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497), прекращение начисления пеней с 31.03.2022 возможно исключительно в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, которыми или в отношении которых были поданы заявления о банкротстве, включая поданные до 01.04.2022, вопрос о принятии которых не был решен к дате введения моратория. По мнению таможенного органа, иное толкование противоречит положениям Закона N 127-ФЗ и не обеспечит достижение целей реализации Постановления N 497, направленного на защиту пострадавших субъектов предпринимательской деятельности.
Общество отношение к жалобе не выразило, отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В силу части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Принимая во внимание, что решение суда обжалуется в части отказа в удовлетворении требований, возражений по проверке судебного акта в обжалуемой части от лиц, участвующих в деле, не поступило, суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность решения только в указанной части.
Стороны своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей заявителя и ответчика в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
В декабре 2021, январе-марте 2022 года ООО "Атлантик" на таможенную территорию ввезена и помещены под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" бывшая в употреблении самоходная техника по следующим ДТ N N : 10009100/010222/3013624, 10009100/020322/3030387, 10009100/010322/3029766, 10009100/030222/3014889, 10009100/010322/3029767, 10009100/030222/3014925, 10009100/010322/3029815, 10009100/030222/3015470, 10009100/010322/3029872, 10009100/040222/3015637, 10009100/020222/3014340, 10009100/040222/3015643, 10009100/020322/3030272, 10009100/040322/3031590, 10009100/020322/3030317, 10009100/050322/3032110, 10009100/070222/3016791 10009100/080222/3017617 10009100/080222/3017628 10009100/080222/3017643 10009100/080222/3017667 10009100/080222/3017675 10009100/080222/3017928 10009100/080322/3032814 10009100/090322/3032928 10009100/090322/3033362 10009100/100122/3001441 10009100/100122/3001458 10009100/100222/3018971 10009100/100222/3019061 10009100/100222/3019115 10009100/100322/3033972 10009100/100322/3033973 10009100/110222/3019573 10009100/100322/3033973 10009100/100322/3033973 10009100/110222/3019573 10009100/110322/3034613 10009100/120122/3002816 10009100/120122/3002800 10009100/120122/3002797 10009100/120122/3002801 10009100/120122/3002802 10009100/120122/3002803 10009100/130222/3020370 10009100/140122/3004161 10009100/140122/3004214 10009100/140222/3020440 10009100/140222/3020442 10009100/140222/3020443 10009100/140222/3020456 10009100/140222/3020474 10009100/140222/3020524 10009100/140322/3035183 10009100/140322/3035183 10009100/140322/3035185 10009100/140322/3035208 10009100/140222/3020612 10009100/150222/3021366 10009100/150222/3021386 10009100/150222/3021390 10009100/150222/3021393 10009100/160222/3021964 10009100/160222/3021965 10009100/160222/3021966 10009100/160222/3021968 10009100/170122/3005040 10009100/170122/3005044 10009100/170122/3005060 10009100/170122/3005100 10009100/170122/3005153 10009100/170122/3005487 10009100/170222/3022653 10009100/170222/3022746 10009100/180122/3005856 10009100/180122/3005952 10009100/180222/3023376 10009100/180222/3023377 10009100/180222/3023701 10009100/180222/3023744 10009100/200122/3007210 10009100/210122/3007871 10009100/210122/3007874 10009100/210222/3024429 10009100/210222/3024464 10009100/210222/3024562 10009100/210222/3024569 10009100/210222/3024908 10009100/210222/3024985 10009100/210222/3024987 10009100/220222/3025485 10009100/220222/3025488 10009100/220222/3025497 10009100/220222/3025504 10009100/220222/3025510 10009100/220222/3025563 10009100/220222/3025568 10009100/220222/3025641 10009100/220222/3025643 10009100/220222/3025711 10009100/220222/3025859 10009100/230222/3026281 10009100/230222/3026282 10009100/240122/3008826 10009100/240222/3026453 10009100/240222/3026457 10009100/250122/3009766 10009100/250122/3009814 10009100/250222/3027437, 10009100/280222/3028431, 10009100/250222/3027447, 10009100/280222/3028448, 10009100/250222/3027495, 10009100/280222/3028510, 10009100/250222/3027505, 10009100/280222/3028641, 10009100/250222/3027534, 10009100/280222/3028709, 10009100/260122/3010484, 10009100/280222/3028879, 10009100/260122/3010488, 10009100/291221/3018344, 10009100/270222/3028275, 10009100/310122/30128113, 10009100/280222/3028365, 10009100/310122/3012875, 10009100/280222/3028369, 10009100/310122/3012923, 10009100/280222/3028388, 10009100/310122/3013269, 10009100/280222/3028390.
Выпуск товаров, задекларированных в вышеуказанных ДТ, произведен в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
Декларантом в графе 33 спорных ДТ заявлены коды товаров ТН ВЭД ЕАЭС:
8429 51, 8429 52, 8429 59 000 0 (экскаваторы, экскаваторы-погрузчики, экскаваторы-бульдозеры) в следующих ДТ: 10009100/100122/3001458 (товар N 1), 10009100/100122/3001441 (товар N 1), 10009100/120122/3002800 (товар N 1), 10009100/140122/3004161 (товар N 1), 10009100/120122/3002797 (товары N 1-5), 10009100/120122/3002801 (товары N 13), 10009100/170122/3005153 (товары N 1-4), 10009100/170122/3005040 (товары N 1-3), 10009100/260122/3010488 (товары N 1-4), 10009100/310122/3013269 (товары N 1-15), 10009100/030222/3014925 (товары N 1-3), 10009100/100222/3018971 (товары N 1-14), 10009100/080222/3017617 (товар N 1), 10009100/100222/3019061 (товар N 1), 10009100/010222/3013624 (товар N 1), 10009100/030222/3014889 (товары N 1. 2), 10009100/080222/3017675 (товар N 1), 10009100/040222/3015643 (товар N 1), 10009100/140222/3020443 (товар N 1), 10009100/080222/3017667 (товары N1-17), 10009100/110222/3019573 (товары N2, 3), 10009100/140222/3020612 (товары N1-3), 10009100/080222/3017928 (товар N 1), 10009100/140222/3020440 (товары N1, 2), 10009100/140222/3020456 (товар N 1), 10009100/150222/3021393 (товары N1-5), 10009100/250122/3009766 (товар N 1), 10009100/240122/3008826 (товары N2-4), 10009100/020222/3014340 (товары N1, 2), 10009100/150222/3021366 (товары N2-4), 10009100/170122/3005487 (товар N 1), 10009100/291221/3018344 (товар N 2), 10009100/210122/3007874 (товары N1-6), 10009100/200122/3007210 (товары N1, 2), 10009100/140122/3004214 (товары N3-6), 10009100/160222/3021965 (товар N 1), 10009100/160222/3021968 (товар N 1), 10009100/180222/3023377 (товары N1, 2), 10009100/160222/3021966 (товар N 1), 10009100/180222/3023701 (товары N1-4), 10009100/160222/3021964 (товар N 1), 10009100/220222/3025485 (товар N 1), 10009100/220222/3025488 (товар N 1), 10009100/220222/3025497 (товар N 1), 10009100/210222/3024908 (товар N 1), 10009100/210222/3024569 (товары N1-8), 10009100/210222/3024985 (товар N 1), 10009100/210222/3024987 (товар N 1), 10009100/220222/3025641 (товар N 1), 10009100/230222/3026282 (товары N2, 3), 10009100/170222/3022746 (товары N1-7), 10009100/240222/3026453 (товар N 1), 10009100/170222/3022653 (товар N 1), 10009100/280222/3028390 (товары N1-6), 10009100/240222/3026457 (товары N1, 2), 10009100/250222/3027534 (товары N1-3), 10009100/280222/3028388 (товар N 1), 10009100/280222/3028641 (товары N1, 2), 10009100/280222/3028510 (товар N 2), 10009100/220222/3025711 (товар N 1), 10009100/280222/3028365 (товар N 1), 10009100/010322/3029766 (товары N1-3), 10009100/040322/3031590 (товары N1, 2), 10009100/220222/3025643 (товар N 1), 10009100/220222/3025643 (товары N2-5), 10009100/250222/3027495 (товары N1-5), 10009100/250222/3027505 (товар N 1), 10009100/010322/3029815 (товары N4-6), 10009100/010322/3029872 (товары N1-8), 10009100/010322/3029767 (товар N 1), 10009100/280222/3028709 (товары N1, 2), 10009100/020322/3030387 (товар N 1), 10009100/100322/3033973 (товар N 1), 10009100/090322/3032928 (товары N1, 2), 10009100/140322/3035183 (товары N1-8), 10009100/140322/3035208 (товары N1-4), 10009100/100322/3033972 (товары N1-3).
Коэффициент для указанных товаров равен 17.
8429 11 001 0, 8429 11 002 0, 8429 11 009 0, 8429 19 000 1, 8429 19 000 9 (бульдозеры) в ДТ N 10009100/280222/3028879, коэффициент равен 12;
8429 40 100 0, 842940 300 0, 8429 40 900 0 (машины трамбовочные и катки дорожные) в следующих ДТ: 10009100/310122/3012812 (товар N 1), 10009100/180122/3005856 (товар N 1), 10009100/250222/3027447 (товар N 1), 10009100/280222/3028369 (товар N 1), 10009100/230222/3026281 (товар N 1, 2), 10009100/280222/3028431 (товар N 1), 10009100/010322/3029815 (товар N 1).
Коэффициент для указанных товаров равен 3,2.
8427 10, 8427 20, 8429 51 (погрузчики фронтальные и вилочные) в следующих ДТ: 10009100/140222/3020474 (товар N 2), 10009100/210222/3024429 (товар N 1).
Коэффициент для указанных товаров равен 17.
8427 10, 8427 20, 8429 51 (погрузчики фронтальные и вилочные) в следующих ДТ: 10009100/170122/3005060 (товары N 1, 2), 10009100/170122/3005100 (товар N 1), 10009100/080222/3017628 (товар N 1), 10009100/110222/3019573 (товар N 1), 10009100/150222/3021386 (товары N 1, 2), 100091100/240122/3008826 (товар N 1), 10009100/250122/3009814 (товар N 1), 10009100/260122/3010484 (товар N 1), 10009100/150222/3021366 (товар N 1), 10009100/291221/3018344 (товар N 1), 10009100/210122/3007871 (товар N 1), 10009100/13022/3020370 (товар N 3). 10009100/130222/3020370 (товар N 5), 10009100/180222/3023376 (товары N 1-3), 10009100/180222/3023376 (товар N 4). 10009100/210222/3024464 (товар N 1), 10009100/070222/3016791 (товар N 1), 10009100/270222/3028275 (товар N 1), 10009100/270222/3028275 (товар N 2), 10009100/220222/3025563 (товар N 1), 10009100/280222/3028510 (товар N 1).
Коэффициент для указанных товаров равен 6.
8426 49 001 0, 8426 49 009 1, 8426 49 009 9 (краны-трубоукладчики, краны гусеничные) в следующих ДТ: 10009100/180222/3023377 (товар N 4), 10009100/140222/3020474 (товар N 1).
Коэффициент для указанных товаров равен 30.
8433 51 000 (комбайны зерноуборочные) в ДТ N 10009100/250222/3027437 (товар N 1), коэффициент равен 8,8.
8701 30 000 9 (тракторы гусеничные) в следующих ДТ: 10009100/170122/3005044 (товар N 1), N 1009100/140222/3020524 (товар N 1), 10009100/220222/3025504 (товары N 1, 2), 10009100/280222/3028431 (товар N 2), 10009100/020322/3030317 (товар N 1), 10009100/040322/3031590 (товар N 3), 10009100/010322/3029767 (товар N 3).
Коэффициент для указанных товаров равен 7.
8704 10 (самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья) в следующих ДТ: 10009100/ 030222/ 3015470 (товар N 3), 10009100/140122/3004214 (товар N 1), 10009100/280222/3028448 (товары N1-16), 10009100/020322/3030272 (Товар N 1), 10009100/140322/3035185 (товар N 1), 10009100/090322/3033362 (Товары N1-10).
Коэффициент для указанных товаров равен 51,12.
8701 91, 8701 92, 8701 93, 8701 94 100 9, 8701 94 500 0, 8701 94 900 0, 8701 95 100 9, 8701 95 500 0, 8701 95 900 0, 8701 21 109 0, 8701 21 909 0, 8701 22 109 0, 8701 22 909 0, 8701 23 109 0, 8701 23 909 0, 8701 24 109 0, 8701 24 909 0, 8701 29 109 0, 8701 29 909 0, 8709 (тракторы колесные) в следующих ДТ: 10009100/180222/3023377 (товар N 3), 10009100/180222/3023744 (товар N 1), 10009100/220222/3025568 (товар N1), 10009100/230222/3026282 (товар N1), 10009100/240222/3026453 (товар N2), 10009100/280222/3028641 (товар N3), 10009100/080322/3032814 (товар N1).
Коэффициент для указанных товаров равен 2,2.
8701 91, 8701 92, 8701 93, 8701 94 100 9, 8701 94 500 0, 8701 94 900 0, 8701 95 100 9, 8701 95 500 0, 8701 95 900 0, 8701 21 109 0, 8701 21 909 0, 8701 22 109 0, 8701 22 909 0, 8701 23 109 0, 8701 23 909 0, 8701 24 109 0, 8701 24 909 0, 8701 29 109 0, 8701 29 909 0, 8709 (тракторы колесные) в следующих ДТ: 10009100/120122/3002802 (товар N 1), 10009100/120122/3002803 (товары N1-6), 10009100/120122/3002816 (товары N1-2), 10009100/310122/3012923 (товары N1, 2), 10009100/310122/3012875 (товары N1, 2), 10009100/030222/3014925 (товар N 4), 10009100/080222/3017643 (товары N1-3), 10009100/030222/3015470 (товары N1, 2), 10009100/040222/3015637 (товар N 1), 10009100/150222/3021390 (товары N1, 2), 10009100/180122/3005952 (товары N1, 2), 10009100/140122/3004214 (товар N2), 10009100/210222/3024569 (товар N 9), 10009100/140222/3020442 (товар N 1), 10009100/220222/3025510 (товар N 1), 10009100/140222/3020524 (товар N 2), 10009100/250222/3027437 (товар N 1), 10009100/210222/3024562 (товар N 1), 10009100/220222/3025859 (товар N 1), 10009100/050322/3032110 (товар N 1), 10009100/010322/3029767 (товар N 2), 10009100/110322/3034613 (товар N 1).
Коэффициент для указанных товаров равен 1,8.
Установив, что в отношении данных товаров в связи их ввозом подлежит уплата утилизационного сбора в размере 990 943 500 руб., который декларантом не уплачен, в адрес общества таможней направлены уведомления о необходимости оплаты указав на задолженность в письмах от 10.02.2022 N 13-12/03016, от 11.02.2022 N 13-12/03063, от 21.02.2022 N 13-12/04010, от 01.03.2022 N 13-12/04920, от 01.03.2022 N 13-12/04921, от 03.03.2022 N 13-12/05082, от 10.03.2022 N 13-12/05611, от 10.03.2022 N 13-12/05636, от 11.03.2022 N 13-12/05846, от 11.03.2022 N 13-12/05864, от 16.03.2022 N 13-12/06290, от 17.03.2022 N 13-12/06431, от 21.03.2022 N 13-12/06629, от 22.03.2022 N 13-12/06883, от 22.03.2022 N 13-12/06899, от 25.03.2022 N 13-12/07372, от 28.03.2022 N 13-12/07687, от 30.03.2022 N 13-12/08088, от 30.03.2022 N 13-12/08089, от 31.03.2022 N 13-12/08255, от 01.04.2022 N 13-12/08308, от 01.04.2022 N 13-12/08416, от 04.04.2022 N 13-12/08538, от 04.04.2022 N 13-12/08539, от 12.04.2022 N 13-12/09413, от 13.04.2022 N 13-12/09601, рассчитанную в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" и с учетом заявленного кода ТН ВЭД ЕАЭС, исходя из базовой ставки, а также соответствующих коэффициентов, установленных для расчета размера утилизационного сбора для конкретного вида и категории самоходных машин с даты выпуска которых прошло более трех лет, принимая во внимание мощности их силовой установки.
В связи с неоплатой обществом в добровольном порядке утилизационного сбора, подлежащего уплате по спорным ДТ, всего в размере 990 943 500 руб., таможенный орган обратился в суд с заявлением, в котором также просил в судебном порядке взыскать пени, всего в размере 52 535 637,69 руб., рассчитанные в связи с несвоевременной уплатой утилизационного сбора, в соответствии с представленным расчетом, указанные требования удовлетворены судом первой инстанции частично ввиду того, что таможенным органом заявленные ко взысканию пени за период с 01.04.2022 поданы преждевременно.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции в обжалуемой части законным и обоснованным, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
06.02.2016 Правительством Российской Федерации принято Постановление N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", которым, в том числе утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила N 81).
В соответствии с пунктом 11 названных Правил для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины и (или) прицепа в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование самоходной машины и (или) прицепа не осуществляется), следующие документы:
а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, по форме, приведенной в приложении N 1;
б) копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;
г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, по форме приведенной в приложении N 2, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете утилизационного сбора в счет его предстоящей уплаты, и его копия;
д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.
По правилам пункта 11(1) Правил N 81 документы, предусмотренные пунктами 11 и 15 настоящих Правил, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней со дня:
- выпуска самоходных машин и (или) прицепов в соответствии с заявленной таможенной процедурой (при осуществлении таможенного декларирования);
- фактического пересечения самоходными машинами и (или) прицепами Государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (в случае если декларирование самоходных машин и (или) прицепов при ввозе в Российскую Федерацию не осуществляется).
Факт ввоза транспортного средства обществом на таможенную территорию ЕАЭС и его помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления подтверждается представленными в материалы дела декларациями на товары с отметкой должностного лица таможни "выпуск разрешен".
Руководствуясь положениями Правил N 81, статьей 24.1 Закона N 89-ФЗ, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что именно уплата утилизационного сбора в установленном порядке является одним из условий выдачи ПСМ, а не наоборот; выдача таможенными органами паспортов самоходных машин (далее - ПСМ) на ввозимые на территорию РФ самоходные машины осуществляется после уплаты утилизационного сбора и проставления в соответствующей графе отметки о его оплате.
Факт отсутствия у спорных самоходных машин ПСМ не является основанием для освобождения лица, осуществившего ввоз таких транспортных средств на территорию РФ, от уплаты утилизационного сбора.
Поскольку общество является лицом, осуществившим ввоз спорных транспортных средств на территорию РФ, следовательно, именно ООО "Атлантик" признается плательщиком утилизационного сбора в силу пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ.
Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 настоящих Правил, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.
Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 настоящих Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
Уплата, взыскание и возврат пеней осуществляются в соответствии с правилами, установленными для уплаты, взыскания и возврата утилизационного сбора.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в регулировании обязательных публичных индивидуально возмездных платежей компенсационного фискального характера (фискальных сборов) праве участвовать Правительство Российской Федерации - в той мере, в какой эти платежи допускаются по смыслу Федерального закона, возлагающего на Правительство Российской Федерации определение в своих нормативных правовых актах порядка их исчисления.
Обязательные в силу закона публичные платежи в бюджет, не являющиеся налогами и не подпадающие под данное Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) определение сборов и не указанные в нем в качестве таковых, но по своей сути представляющие собой именно фискальные сборы, не должны выводиться из сферы действия статьи 57 Конституции Российской Федерации и развивающих ее правовых позиций об условиях надлежащего установления налогов и сборов, конкретизированных законодателем применительно к сборам, в частности, в пункте 3 статьи 17 НК РФ, которая приобретает тем самым универсальный характер.
В частности, для отношений по уплате фискальных сборов в правовом государстве принципиально важным является соблюдение требования определенности правового регулирования, заключающейся в конкретности, ясности и недвусмысленности нормативных установлений, что призвано обеспечить лицу, на которое законом возлагается та или иная обязанность, реальную возможность предвидеть в разумных пределах последствия своего поведения в конкретных обстоятельствах.
Такие правовые позиции, изложенные применительно к отдельным фискальным сборам, но в универсальном ключе, сформированы в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 31.05.2016 N 14-П, от 05.03.2013 N 5-П, от 14.05.2009 N 8-П, от 28.02.2006 N 2-П.
Таким образом, на отношения по взиманию утилизационного сбора распространяется общий для всех обязательных платежей принцип формальной определенности, нашедший своей закрепление, в частности, в пункте 6 статьи 3 НК РФ, и состоящий в том, что правила их взимания должны быть сформулированы ясным образом, чтобы обязанность по уплате могла быть исполнена правильно каждым плательщиком и не зависела от усмотрения контролирующих органов.
Судебная практика исходит из допустимости устранения неясностей в порядке исчисления обязательных публично-правовых платежей в тех случаях, когда это не выходит за пределы толкования соответствующих норм и необходимо для обеспечения реализации принципов равенства плательщиков, экономической обоснованности платежей и т.п. (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2013 N 3589/13, от 21.06.2012 N 2676/12, от 25.02.2010 N 13640/09, от 08.12.2009 N 11715/09, Определение Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 305-КГ17-12383).
Судом установлено, что таможенным органом соблюден указанный пресекательный срок в отношении товаров, заявленных в спорных ДТ, выпуск которых осуществлен в январе-марте 2022 года, поскольку с заявлением в арбитражный суд о взыскании утилизационного сбора таможенный орган обратился в установленный законом срок для взыскания с общества сумм утилизационного сбора и пени в судебном порядке.
Как верно установлено судом первой инстанции факт неуплаты утилизационного сбора по спорным ДТ подтверждается материалами дела и не опровергнут обществом.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что утилизационный сбор в отношении товаров по спорным ДТ подлежит уплате в общем размере 990 943 500 руб. В указанной части судебный акт не обжалуется.
Проверив указанный расчет, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что расчет пени по части спорных ДТ произведен неверно, поскольку таможенный орган, применивший верную ставку, неправильно определил период просрочки.
Проверив указанный расчет, судебная коллегия установила, что пени за товары, задекларированные по части ДТ начислены таможней, начиная с 16-го дня после дня выпуска товара по данной декларации в соответствии с заявленной таможенной процедурой, при этом установленный таможней день уплаты выпадает на выходной день по ДТ N 10009100/100122/3001441, 10009100/120122/3002800,10009100/140122/3004161, 10009100/120122/3002797, 10009100/120122/3002801, 1009100/120122/3002802, 10009100/120122/3002803, 10009100/120122/3002816, 10009100/260122/3010488, 10009100/310122/3013269,, 10009100/100222/3019061, 10009100/010222/3013624, 10009100/030222/3015470, 10009100/080222/3017675, 1000910/040222/3015637, 10009100/040222/3015643, 1009100/291221/3018344, 10009100/210122/3007871, 10009100/210122/3007874, 11009100/160222/3021964, 10009100/210222/3024429, 10009100/210222/3024464, 10009100/210222/3024908, 10009100/210222/3024569, 10009100/250222/3027437, 10009100/250222/3027447, 10009100/010322/3029766, 10009100/040322/3031590, 10009100/250222/3027495, 10009100/250222/3027505, 10009100/010322/3029815, 10009100/010322/3029842, 10009100/050322/3032110, 10009100/010322/3029767, 10009100/090322/3032928, 10009100/110322/3034613.
Как верно установлено судом первой инстанции, принятые таможней за дату окончания срока представления декларантом документов, предусмотренных пунктом 11 Правил N 81, по указанным ДТ, согласно производственному календарю за 2022 год являлся нерабочим днем.
Учитывая, что ни Закон N 89-ФЗ, ни Правила N 81, регламентирующие порядок уплаты утилизационного сбора, не устанавливают порядок исчисления сроков, апелляционная коллегия считает возможным по аналогии применить порядок исчисления срока, предусмотренный как статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, так и положениями таможенного законодательства (часть 6 статьи 4 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, часть 6 статьи 7.1 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), а также нормами Налогового кодекса Российской Федерации (статья 6.1), которыми предусмотрено, что в случае если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
При этом судебная коллегия руководствуется принципом универсальности воли законодателя, а также исходит из того, что несмотря на то, что утилизационный сбор не являет налоговым и таможенным платежом, он представляет собой обязательный платеж.
Следовательно, как верно заключил суд первой инстанции, принимая во внимание установленные сроки для оплаты утилизационного сбора, с учетом положений пункта 11(1) Постановления N 81, а также, дату выпуска товаров по ДТ N 10009100/100122/3001441, 10009100/120122/3002800,10009100/140122/3004161, 10009100/120122/3002797, 10009100/120122/3002801, 1009100/120122/3002802, 10009100/120122/3002803, 10009100/120122/3002816, 10009100/260122/3010488, 10009100/310122/3013269,, 10009100/100222/3019061, 10009100/010222/3013624, 10009100/030222/3015470, 10009100/080222/3017675, 1000910/040222/3015637, 10009100/040222/3015643, 1009100/291221/3018344, 10009100/210122/3007871, 10009100/210122/3007874, 11009100/160222/3021964, 10009100/210222/3024429, 10009100/210222/3024464, 10009100/210222/3024908, 10009100/210222/3024569, 10009100/250222/3027437, 10009100/250222/3027447, 10009100/010322/3029766, 10009100/040322/3031590, 10009100/250222/3027495, 10009100/250222/3027505, 10009100/010322/3029815, 10009100/010322/3029842, 10009100/050322/3032110, 10009100/010322/3029767, 10009100/090322/3032928, 10009100/110322/3034613, расчет пени в рассматриваемых случаях должен производиться с учетом переноса последнего дня срока на первый следующий за ним рабочий день и по день его уплаты включительно (в спорном случае - по день составления рассматриваемого заявления таможенного органа).
Проверив произведенный судом первой инстанции пересчет пени, исходя из суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере 990 943 500 руб. по ранее указанным ДТ размера ключевых ставок Банка России, действующих в период просрочки, а также количества дней в рассчитываемом периоде, судебная коллегия признает его обоснованным и арифметически правильным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что мораторий распространяется только в отношении лиц, которыми или в отношении которых были поданы заявления о банкротстве, судебной коллегией отклоняется.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что общество освобождено от начисления заявленных таможенным органом пени с 01.04.2022 по день фактической уплаты долга в силу распространения на него действия отдельных ограничений, установленных мораторием на возбуждение дел о банкротстве (статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", далее - Закон о банкротстве).
В соответствии со статьей 9.1 Закона о банкротстве для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
Целью введения моратория, предусмотренного статьей 9.1 Закона о банкротстве, является обеспечение стабильности экономики путем оказания поддержки отдельным хозяйствующим субъектам. Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 9.1 Закона о банкротстве правила о моратории не применяются к лицам, в отношении которых на день введения моратория возбуждено дело о банкротстве.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" приостановлено действие порядка начисления (взыскания) неустоек, предусмотренных законодательством и условиями заключенных договоров (установлен мораторий) сроком на 6 месяцев: с 01.04.2022 по 01.10.2022.
По смыслу разъяснений пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац 10 пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).
В связи с чем, в период действия указанного моратория (с 01.04.2022 по 01.10.2022) на требования, возникшие до введения моратория, финансовые санкции не начисляются.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что правила о моратории, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497, распространяют свое действие на всех участников гражданско-правовых отношений (граждане, включая индивидуальных предпринимателей, юридические лица), за исключением лиц, прямо указанных в пункте 2 данного постановления (застройщики многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов), независимо от того, обладают они признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет.
Освобождение от ответственности направлено на уменьшение финансового бремени на должника в тот период его просрочки, когда она усугубляется объективными, непредвиденными и экстраординарными обстоятельствами. Данные выводы согласуются с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.04.2021 N 305-ЭС20-23028.
Таким образом, как верно отмечено судом первой инстанции, в период действия указанного моратория пени, заявленные таможенным органом по день фактической уплаты долга, не подлежат начислению за период с 01.04.2022 по 01.10.2022.
Произведенный судом первой инстанции пересчет пени, исходя из отсутствия правовых оснований для взыскания пени за неуплату утилизационного сбора по всем спорным ДТ за период с 01.04.2022 по 17.06.2022 судом апелляционной инстанции проверен и признан обоснованным и арифметически правильным.
Учитывая изложенное, исходя из конкретных обстоятельств настоящего спора, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в совокупном размере подлежащих взысканию пеней 14 404 244,41 руб. по всем спорным ДТ по каждой самоходной машине по 31.03.2022 включительно, а во взыскании пени с 01.04.2022 отказал ввиду действия установленного моратория.
Таким образом, решение арбитражного суда в обжалуемой части соответствует примененным судом нормам права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным фактическим обстоятельствам спора.
Ссылку апеллянта на судебную практику суд апелляционной инстанции отклоняет, как не имеющую преюдициального значения для данного дела. Различие результатов рассмотрения дел, по каждому из которых устанавливается конкретный круг обстоятельств на основании определенного материалами каждого из дел объема доказательств, представленных сторонами, само по себе не свидетельствует о различном толковании и нарушении единообразного применения судами норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
В целом доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
С учетом изложенного основания для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ суд апелляционной инстанции не относит на таможенный орган судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 29.08.2022 по делу N А51-10777/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-10777/2022
Истец: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ
Ответчик: ООО "АТЛАНТИК"