г. Самара |
|
27 октября 2022 г. |
Дело N А55-802/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 октября 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Харламова А.Ю.,
судей Бажана П.В., Лихоманенко О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зубковой К.С.,
при участии в судебном заседании:
от ООО "Широн Рус" - Савина А.В., доверенность от 25.01.2021,
от Межрайонной ИФНС России N 23 по Самарской области - не явился, извещена,
от Межрайонной ИФНС России N 15 по Самарской области - не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24.10.2022 в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 23 по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 09.08.2022 по делу N А55-802/2022 (судья Мехедова В.В.),
по жалобе Общества с ограниченной ответственностью "Широн Рус" (ОГРН 1136324008116, ИНН 6324041801), Самарская обл., г. Тольятти,
к Межрайонной ИФНС России N 23 по Самарской области, г. Самара,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора:
-Межрайонная ИФНС России N 15 по Самарской области,
о признании незаконными действий, о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Широн Рус" (далее в т.ч. - Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с жалобой (далее в т.ч. - заявление), в которой, с учетом принятого судом первой инстанции в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 49 АПК РФ, уточнения предмета заявленных требований, просило:
-признать незаконным бездействие Межрайонной ИФНС России N 23 по Самарской области (далее в т.ч. - налоговый орган), выразившееся в непринятии решения об отмене (приостановлении) действия Решений от 29.09.2021 N 15/2 "О принятии обеспечительных мер", а так же Решений от 29.09.2021 N 119/1, N 120/1 "О приостановлении операций по счетам" о приостановлении расходных операций по счетам в период с 29.09.2021 по 04.04.2022;
-признать незаконным действия Межрайонной ИФНС России N 23 по Самарской области, выразившиеся в выставлении ООО "Широн Рус" Требования по состоянию на 08.07.2022 N 37454 "Об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов";
-признать незаконным действия Межрайонной ИФНС России N 23 по Самарской области, выразившиеся принятии Решения от 08.07.2022 N 1 "Об отмене решения по обеспечительным мерам" (Решение от 05.04.2022 N 94 "Об отмене обеспечительных мер"), а также Решения от 08.07.2022 N 119/2, N 120/2, N 121 "О приостановлении операций по счетам";
-обязать Межрайонную ИФНС России N 23 по Самарской области устранить нарушения прав ООО "Широн Рус".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.08.2022 по делу N А55-802/2022 заявленные Обществом требования были удовлетворены частично, а именно суд первой инстанции решил:
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России N 23 по Самарской области, выразившиеся в выставлении Требования N 37454 "Об уплате налога сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов" по состоянию на 08.07.2022, в принятии Решения N 1 "Об отмене Решения по обеспечительным мерам" от 08.07.2022 и Решения от 08.07.2022 N 120/2 N 119/2, N 120/2, N 121 "О приостановлении операций по счетам".
Обязать Межрайонную ИФНС России N 23 по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Широн Рус".
Не согласившись с указанным решением Арбитражного суда Самарской области Межрайонная ИФНС России N 23 по Самарской области обратилась с апелляционной жалобой в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ООО "Широн Рус" требований.
ООО "Широн Рус" представило в материалы дела письменный мотивированный Отзыв на апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 23 по Самарской области, в котором просит суд апелляционной инстанции отказать в удовлетворении апелляционной жалобы и оставить без изменений обжалуемый судебный акт суда первой инстанции.
Межрайонная ИФНС России N 15 по Самарской области представила в материалы дела письменный мотивированный Отзыв на апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 23 по Самарской области, в котором просит суд апелляционной инстанции удовлетворить апелляционную жалобу апеллянта.
В проводимом судом апелляционной инстанции судебном заседании представитель поддержал апелляционную жалобу.
В проводимом судом апелляционной инстанции судебном заседании представитель ООО "Широн Рус" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы Межрайонной ИФНС России N 23 по Самарской области и просил суд апелляционной инстанции оставить без изменений обжалуемый судебный акт суда первой инстанции.
В соответствии со ст.ст. 123 и 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей Межрайонной ИФНС России N 23 по Самарской области и Межрайонной ИФНС России N 15 по Самарской области, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке гл. 34 АПК РФ, исследовав доводы Межрайонной ИФНС России N 23 по Самарской области, изложенные в апелляционной жалобе, контрдоводы ООО "Широн Рус", изложенные в Отзыве на апелляционную жалобу, заслушав пояснения представителя ООО "Широн Рус", изучив и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов по настоящему делу и было установлено судом первой инстанции, по результатам налоговой проверки Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области было вынесено Решение от 20.04.2021 N 15-44/48 "О привлечении (ООО "Широн Рус") к ответственности за совершение налогового правонарушения", предусмотренной п. 3 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 5 933 667 руб. 00 коп., п. 1 ст. 126 НК РФ, в виде штрафа в размере 1 000 руб. 00 коп., также Обществу были доначислены НДС в сумме 45 327 156 руб. 00 коп., налог на прибыль организаций - 23 387 732 руб. 00 коп. и пени в сумме 30 372 278 руб. 49 коп.
Кроме того, 20.04.2021 Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области было вынесено Решение N 15 "О принятии обеспечительных мер" и Решения от 20.04.2021 N 10992, N 10993, N 10994 "О приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, страховых взносов, налогового агента) в банках, а также электронных денежных средств".
ООО "Широн Рус" в рамках судебного разбирательства по делу N А55-19258/2021 о признании недействительным Решения Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области от 20.04.2021 N 15-44/48 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" ходатайствовало о приостановлении действия данного Решения.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 19.07.2021 по делу N А55-19258/2021 ходатайство ООО "Широн Рус" было удовлетворено, действие Решения от 20.04.2021 N 15-44/48 "О привлечении (ООО "Широн Рус") к ответственности за совершение налогового правонарушения" было приостановлено до вступления в силу решения суда по данному делу.
В соответствии со ст. 187 АПК РФ указанное определение Арбитражного суда Самарской области от 19.07.2021 по делу N А55-19258/2021 вступило в силу немедленно, а, следовательно, с 19.07.2021 действие Решения Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области от 20.04.2021 N 15-44/48 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" было приостановлено и исполнению, а также обеспечению не подлежало.
Налоговым органом было принято Решение от 21.07.2021 N 15/1 "О принятии обеспечительных мер" (изменение действующего Решения от 20.04.2021 N 15), которое было вынесено Межрайонной ИФНС России N 23 по Самарской области о наложении обеспечительных мер на дебиторскую задолженность ПАО "ОДК-КУЗНЕЦОВ" по Договору от 07.09.2020 N 001103 на сумму 105 022 тыс. руб.
ООО "Широн Рус" не согласившись с Решением о принятии обеспечительных мер, в связи с нарушением его прав и законных интересов, а также не соблюдением налоговым органом порядка принятия обеспечительных мер, установленных ст. 101 НК РФ, направило жалобу УФНС по Самарской области.
Решением УФНС по Самарской области от 17.11.2021 N 20-16/40381@ в удовлетворении указанной жалобы ООО "Широн Рус" было отказано.
29.09.2021 Межрайонной ИФНС России N 23 по Самарской области было вынесено Решение N 15/2 "О принятии обеспечительных мер", а также Решения "О приостановлении операций по счетам" от 29.09.2021 N 119/1, N 120/1, согласно которым были приостановлены операции по 6ти счетам Общества.
01.07.2022 в адрес ООО "Широн Рус" поступило Требование по состоянию на 08.07.2022 N 37454 "Об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов".
26.07.2022 в адрес ООО "Широн Рус" поступило Решение от 08.07.2022 N 1 "Об отмене решения по обеспечительным мерам" (Решения от 05.04.2022 N 94 "Об отмене обеспечительных мер", а также Решения от 08.07.2022 "О приостановлении операций по счетам" N 119/2, N 120/2, N 121).
ООО "Широн Рус" в своем заявлении, с учетом уточнения предмета заявленных требований, просило суд первой инстанции признать незаконным бездействие Межрайонной ИФНС России N 23 по Самарской области, выразившееся в непринятии Решения "Об отмене (приостановлении) действия Решений от 29.09.2021 N 15/2 "О принятии обеспечительных мер", а так же Решений 29.09.2021 "О приостановлении операций по счетам" от N 119/1, N 120/1 о приостановлении расходных операций по счетам в период с 29.09.2021 по 04.04.2022, признать незаконным бездействие Межрайонной ИФНС России N 23 по Самарской области, выразившееся в выставлении Обществу Требования по состоянию на 08.07.2022 N 37454 "Об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов", признать незаконным бездействие Межрайонной ИФНС России N 23 по Самарской области, выразившееся принятии Решения от 08.07.2022 N 1 "Об отмене Решения по обеспечительным мерам (Решение об отмене обеспечительных мер" от 05.04.2022 N 94), а также Решений от 08.07.2022 "О приостановлении операций по счетам" N 119/2, N 120/2, N 121, обязать Межрайонную ИФНС России N 23 по Самарской области устранить нарушения прав Общества.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ, основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, и удовлетворения такого заявления является несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей или создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания недействительными ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий:
-несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту;
-нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
На основании п. 10 ст. 101 НК РФ после принятия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.
Для принятия обеспечительных мер руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение, вступающее в силу со дня его вынесения и действующее до дня исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом.
Обеспечительными мерами могут быть запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа (подп. 1 п. 10 ст. 101 НК РФ).
Предусмотренный подп. 1 п. 10 ст. 101 НК РФ запрет на отчуждение (передачу в залог) производится последовательно в отношении:
-недвижимого имущества, в т.ч. не участвующего в производстве продукции (работ, услуг);
-транспортных средств, ценных бумаг, предметов дизайна служебных помещений;
-иного имущества, за исключением готовой продукции, сырья и материалов;
-готовой продукции, сырья и материалов.
При этом запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества каждой последующей группы применяется в случае, если совокупная стоимость имущества из предыдущих групп, определяемая по данным бухгалтерского учета, меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Подпунктом 2 п. 10 ст. 101 НК РФ предусмотрено, что обеспечительными мерами, в частности, может быть приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном ст. 76 НК РФ.
Согласно абз. 3 п. 2 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в случае, предусмотренном настоящим пунктом, означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, если иное не предусмотрено абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ.
Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, переводов его электронных денежных средств подлежит безусловному исполнению банком (п. 6 ст. 76 НК РФ).
Приостановление операций по счетам в банке в порядке принятия обеспечительных мер может применяться только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества и в случае, если совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Приостановление операций по счетам в банке допускается в отношении разницы между общей суммой недоимки, пеней и штрафов, указанной в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению (передаче в залог) в соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 101 НК РФ.
Установленные п. 10 ст. 101 НК РФ обеспечительные меры направлены на оперативную защиту интересов бюджета с целью предотвращения возможного недобросовестного поведения налогоплательщика после вынесения решения по итогам налоговой проверки, вследствие которого по истечении определенного периода времени, отведенного на процедуру принудительного взыскания налогов во внесудебном порядке, может возникнуть затруднительность либо невозможность исполнения принятого решения налогового органа по причине отчуждения (иного вывода) налогоплательщиком своих активов.
Решение о принятии обеспечительных мер вступает в силу со дня его вынесения.
Целью принятия обеспечительных мер является сохранение существующего имущественного состояния налогоплательщика с целью последующей возможности удовлетворения интересов бюджета за счет активов налогоплательщика, на которые эти меры накладываются.
В целях принятия правомерного, обоснованного и мотивированного решения налоговый орган предварительно должен обладать достаточными и достоверными сведениями о налогоплательщике в целях исключения принятия неправомерного решения, в том числе, для принятия обеспечительных мер, если это требуется по результатам налоговой проверки.
Как было установлено судом первой инстанции, Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области в отношении Общества была проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой вынесено Решение от 20.04.2021 N 15-44/48 "О привлечении (ООО "Широн Рус") к ответственности за совершение налогового правонарушения", предусмотренной п. 3 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 5 933 667 руб. 00 коп., п. 1 ст. 126 НК РФ, в виде штрафа в размере 1 000 руб. 00 коп., также Обществу были доначислены НДС в сумме 45 327 156 руб. 00 коп., налог на прибыль организаций - 23 387 732 руб. 00 коп. и пени в сумме 30 372 278 руб. 49 коп.
С целью принятия обеспечительных мер, в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества, готовой продукции, сырья, материалов и дебиторской задолженности Инспекцией были проведены следующие мероприятия по их установлению.
В адрес Общества было направлено Требование от 27.01.2021 N 1308 "О предоставлении сведений о наличии (отсутствии) имущества, готовой продукции, сырья, материалов" (подтвержденных налогоплательщиком в соответствии с Приказом ФНС России от 02.03.2020 N ЕД-7-8/136@ (зарегистрирован в Минюсте России 22.05.2020 N 58438) "Об утверждении состава сведений, размещаемых в соответствии с п. 4 ст. 72 НК РФ и порядка их размещения") актуальной (подтвержденной актами сверки) дебиторской задолженности.
На указанное Требование Обществом был представлен Ответ от 18.02.2021 N 35 о том, что налогоплательщик считает его незаконным и принятие обеспечительных мер в отношении Общества является незаконным.
Для установления у Общества имущества Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области были направлены соответствующие запросы в регистрирующие органы.
По данным регистрирующих органов за Обществом зарегистрировано одно транспортное средство, находящееся в лизинге, недвижимое имущество за Обществом не зарегистрировано.
В целях обеспечения соблюдения очередности применения обеспечительных мер Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области были направлены Поручения об истребовании документов у предполагаемых дебиторов Общества.
В ходе указанных мероприятий подтвердилось наличие у Общества дебиторской задолженности в общем размере 22 012 000 руб. 43 коп.
Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области в отношении Общества было вынесено Решение от 20.04.2021 N 15 "О принятии обеспечительных мер", в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) без согласия налогового органа актуальной дебиторской задолженности на сумму 22 011 997 руб. 00 коп.
Ввиду отсутствия у Общества недвижимого имущества, не находящегося в обременении (лизинге) движимого имущества и недостаточной суммы актуальной дебиторской задолженности Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области было принято Решение "О принятии обеспечительных мер", в виде приостановления операций по расчетным счетам в банках в соответствии со ст. 76 НК РФ на сумму 83 009 836 руб. 59 коп. (Решения от 20.04.2021 N 10992, 10993, 10994 "О приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, страховых взносов, налогового агента) в банках, а также электронных денежных средств)".
Общество 10.06.2021 обратилось в Межрайонную ИФНС России N 15 по Самарской области с Ходатайством (от 10.06.2021 N 129) о замене обеспечительных мер, в виде приостановления операций по счетам на запрет (передачу в залог) дебиторской задолженности налогоплательщика, зарегистрированное 10.06.2021 за вх. N 01-29/13680.
Межрайонной ИФНС России N 15 по Самарской области Ходатайство Общества от 10.06.2021 N 129 было направлено по подведомственности в адрес Межрайонной ИФНС России N 23 по Самарской области для рассмотрения (от 18.06.2021 N 12-12/12224@), зарегистрированное 18.06.2021 за N 01-39/00305.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции, Общество направило Ходатайство от 18.06.2021 N 01-39/00305, в котором просило отменить Решение Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области от 20.04.2021 N 15, в части принятия обеспечительных мер, в виде приостановления операций по расчетным счетам, заменить обеспечительные на иную меру, которая бы не создавала препятствий для исполнения обязанностей, принятых Обществом по государственным контрактам, например, в виде запрета (передачу в залог) дебиторской задолженности налогоплательщика по указанным контрактам без согласия налогового органа.
Межрайонной ИФНС России N 23 по Самарской области по результатам рассмотрения Ходатайства Общества от 18.06.2021 N 01-39/00305 был направлен Ответ от 02.07.2021 N 02-18/00823, согласно которому в случае, когда на момент принятия обеспечительных мер, налоговый орган не обладает полноценной информацией об имущественном положении налогоплательщика (в т.ч. по причине непредставления налогоплательщиком по запросу налогового органа сведений о принадлежащем ему имуществе, права на которое не требует государственной регистрации), и в случае представления налогоплательщиком информации о наличии имущества, подтвержденного в соответствии с Приказом ФНС России от 02.03.2020 N ЕД7-8/136@ (зарегистрирован в Минюсте России 22.05.2020 N 58438) "Об утверждении состава сведений, размещаемых в соответствии с п. 4 ст. 72 НК РФ и порядка их размещения", или представления заявления о частичном снятии обеспечительных мер, вынесенных в соответствии с п. 10 ст. 101 НК РФ, в т.ч. в связи с частичным погашением задолженности (частичным уменьшением суммы доначислений) необходимо учитывать, что действующая норма НК РФ не содержит запрета на возможность изменить или частично отменить действующее решение о принятии обеспечительных мер.
После вынесения решения о принятии обеспечительных мер налогоплательщиком представляется информация о наличии имущества или представляется заявление о частичном снятии обеспечительных мер, вынесенных в рамках п. 10 ст. 101 НК РФ, в т.ч. в связи с частичным погашением задолженности (частичным уменьшением суммы доначислений по решению о привлечении к ответственности).
В указанных случаях необходимо учитывать, что действующая норма НК РФ не содержит запрета на возможность изменить или частично отменить действующее решение о принятии обеспечительных мер.
В ходе рассмотрения Ходатайства о замене обеспечительных мер, в виде приостановления операций по счетам на запрет (передачу в залог) дебиторской задолженности налогоплательщика ООО "ШИРОН РУС" не представлены сведения о наличии (отсутствии) имущества, готовой продукции, сырья, материалов (подтвержденных налогоплательщиком в соответствии с приказом ФНС России от 02.03.2020 N ЕД-7-8/136@ (зарегистрирован в Минюсте России 22.05.2020 N 58438) "об утверждении состава сведений, размещаемых в соответствии с п. 4 ст. 72 НК РФ и порядка их размещения") актуальной (подтвержденной актами сверки) дебиторской задолженности.
Поскольку Обществом не была представлена информация о наличии у налогоплательщика актуальной дебиторской задолженности, подтвержденная актами сверки, Ходатайство (от 10.06.2021 N 129) о замене обеспечительных мер, в виде приостановления операций по счетам на запрет (передачу в залог) дебиторской задолженности налогоплательщика, оставлено без удовлетворения.
Из материалов по настоящему делу также следует, что Общество 14.07.2021 направило в Межрайонную ИФНС России N 23 по Самарской области Письмо от 14.07.2021 N 163 с приложением документов о наличии у налогоплательщика актуальной дебиторской задолженности, подтвержденной первичной документацией, зарегистрированное 14.07.2021 за вх. N 01-39/01064.
Поскольку нормы НК РФ не содержат запрета на возможность изменить или частично отменить действующее решение о принятии обеспечительных мер, Межрайонной ИФНС России N 23 по Самарской области на основе анализа поступивших от налогоплательщика документов, Решение от 20.04.2021 N 15 "О принятии обеспечительных мер", вынесенное Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области, в виде запрета на отчуждение дебиторской задолженности и приостановления операций по счетам в соответствии со ст. 76 НК РФ, было изменено на наложение запрета на отчуждение (передачу в залог) дебиторской задолженности в размере 105 021 834 руб.
Таким образом, Инспекцией были вынесены и направлены в адрес налогоплательщика Решение от 21.07.2021 N 15/1 "О принятии (изменении) обеспечительных мер, принятых Решением от 20.04.221 N 15, а также Решения от 21.07.2021 N 59, N 60, N 61 "Об отмене приостановлений операций по счетам", принятые в соответствии с п.п. 10, 11 ст. 101 НК РФ (Решения от 20.04.2021 N 10992, N 10993, N 10994 "О приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, страховых взносов, налогового агента)".
В дальнейшем в результате проведенного Инспекцией из анализа Налоговых деклараций по НДС, книг продаж, движения денежных средств по расчетным счетам Общества установлено, что дебиторская задолженность, указанная в Решении от 21.07.2021 N 15/1 "О принятии обеспечительных мер" в размере 105 021 834 руб. является неактуальной и не подлежит использованию при определении имеющегося у налогоплательщика имущества в целях обеспечения Решения от 20.04.2021 N 15-44/48 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции было установлено, что на основании представленного Обществом Ходатайства о замене обеспечительных мер, а также в целях дальнейшего предотвращения жалоб налогоплательщика, Инспекцией в соответствии с п. 10 ст. 101 НК РФ Решение от 21.07.2021 N 15/1 "Об изменении действующего Решения "О принятии обеспечительных мер" от 20.04.2021 N 15, вынесенного Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области, в виде запрета на отчуждение дебиторской задолженности, было изменено на приостановление операций по счетам, в соответствии со ст. 76 НК РФ, на сумму 105 021 833 руб. 59 коп., соответственно:
1)по расчетным счетам N 40702810604000000434, N 40702810504000000440 в АКБ "НОВИКОМБАНК" (акционерное общество), БИК 043678944 (Решение от 29.09.2021 N 119/1 "О приостановлении операций по счетам налогоплательщика");
2)по расчетным счетам N 40702810554400038929, N 40702810354400033580, N 40702978954400000321 в ПАО "Сбербанк России", филиал Самарское отделение N 6991 БИК 043601607 (Решение от 29.09.2021 N 120/1 "О приостановлении операций по счетам налогоплательщика").
Определением Арбитражного суда Самарской области от 19.07.2021 по делу N А55-19258/2021 было приостановлено действие Решения Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области от 20.04.2021 N 15-44/48 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в полном объеме до вынесения судебного акта, которым спор по данному делу будет разрешен по существу.
Верховный Суд РФ в Определении от 14.04.2015 N 305-КГ14-5758 указал, что принятые арбитражным судом в соответствии с ч. 3 ст. 199 АПК РФ обеспечительные меры направлены на запрет совершения инспекцией действий по принудительному взысканию налоговой задолженности, доначисленной налогоплательщику решением о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в то время как решение о приостановлении операций по счетам является мерой, нацеленной на обеспечение будущего исполнения решения о привлечении к ответственности после вступления его в силу (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.12.2012 N 10765/12, Определение Верховного Суда РФ от 03.12.2019 по делу N А76-36052/2018, Определение Верховного Суда РФ от 20.08.2019 по делу N А60-40826/2018).
Принятые Арбитражным судом Самарской области в рамках дела N А55-19258/2021 в соответствии с ч. 3 ст. 199 АПК РФ обеспечительные меры направлены на запрет совершения Инспекцией действий по принудительному взысканию налоговой задолженности, доначисленной налогоплательщику Решением Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области от 20.04.2021 N 15-44/48 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", в то время как Решения Инспекции от 29.09.2021 N 119/1, N 120/1 являются мерой, направленной на обеспечение будущего исполнения Решения от 20.04.2021 N 15-44/48 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" после вступления его в силу.
В соответствии с положениями ст. 137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Налогоплательщик имеет право обжаловать решение о принятии обеспечительных мер (ст.ст. 137, 138 НК РФ).
В этом случае оно может быть отменено вышестоящим налоговым органом или по решению суда.
Решение Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области от 20.04.2021 N 15, Решения Межрайонной ИФНС России N 23 по Самарской области от 21.07.2021 N 15/1, от 29.09.2021 N 15/2 "О замене принятых обеспечительных мерах" вышестоящим налоговым органом или судом не отменены.
С учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, содержащихся в п. 30 Постановления от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ", указано, что обеспечительные меры, предусмотренные п. 10 ст. 101 НК РФ, принимаются до вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к налоговой ответственности, целью принятия которых является сохранение существующего имущественного состояния налогоплательщика с целью последующей возможности удовлетворения интересов бюджета за счет активов налогоплательщика, на которые эти меры накладываются, тогда как решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, выносимые налоговым органом в порядке, предусмотренном ст. 76 НК РФ, являются мерой, направленной на принудительное исполнение вступившего в законную силу решения налогового органа, таким образом, являются одним из этапов принудительного исполнения обязанности по уплате налога.
В случае принятия инспекцией обеспечения исполнения решения о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) за совершение налогового правонарушения по п. 10 ст. 101 НК РФ, отмена приостановки по счетам, на основании п. 9 ст. 76 НК РФ, невозможна (Определение ВС РФ от 30.08.2018 N 304-КГ18-12767).
ВАС РФ в Постановлении от 25.12.2012 N 10765/12 указал, что предусмотренные п. 10 ст. 101 НК РФ обеспечительные меры направлены на оперативную защиту интересов бюджета с целью предотвращения ситуаций, когда вследствие истечения определенного времени может быть затруднено либо невозможно исполнение принятого решения налогового органа.
Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, обеспечительные меры не являются ограничением обязанности налогоплательщика, предусмотренной ст. 57 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый обязан платить законно установленные налоги, и не ограничивают право налоговых органов взыскивать недоимку по налогам и сборам. Списание денежных средств со счета клиента банка при их недостаточности на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований, осуществляется в очередности, предусмотренной п. 2 ст. 855 ГК РФ, с учетом правовой позиции Верховного Суда РФ, выраженной в Определении от 21.03.2016 N 307-КГ-960.
Таким образом, если, у Общества есть на счете (счетах) денежные средства и их сумма достаточна для удовлетворения всех предъявляемых требований, в таком случае банк (кредитная организация) спишет денежные средства со счета (со счетов) по мере поступления распоряжений клиента и других документов на списание, т.е. в порядке календарной очередности платежей (п. 1 ст. 855 ГК РФ).
Судом первой инстанции на момент рассмотрения настоящего дела было установлено, что решением Арбитражного суда Самарской области от 29.12.2021 по делу N А55-19258/2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2022, требование Общества удовлетворено, Решение от 20.04.2021 N 15-44/48 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" было признано недействительным.
В связи с указанными обстоятельствами, Инспекцией было вынесено Решение от 05.04.2022 N 94 "Об отмене обеспечительных мер", принятых Решением Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области от 20.04.2021 N 15 "О принятии обеспечительных мер", направленное в адрес налогоплательщика по почте заказной корреспонденцией, а также Решений от 05.04.2022 N 93, N 94 "Об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке".
Соответственно Решение от 29.09.2021 N 15/2 "О принятии обеспечительных мер", которым было изменено Решение Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области от 20.04.2021 N 15 "О принятии обеспечительных мер", а так же Решения от 29.09.2021 N 119/1, N 120/1 "О приостановлении операций по счетам" также были отменены.
Таким образом, суд первой инстанции пришел в верному выводу о том, что требования Общества, в части признания незаконным бездействия Межрайонной ИФНС России N 23 по Самарской области, выразившегося в непринятии решения об отмене (приостановлении) действия Решений от 29.09.2021 N 15/2 "О принятии обеспечительных мер", а так же Решения от 29.09.2021 N 119/1, N 120/1 "О приостановлении операций по счетам" о приостановлении расходных операций по счетам в период с 29.09.2021 по 04.04.2022, удовлетворению не подлежат.
Относительно требований Общества о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России N 23 по Самарской области, выразившихся в выставлении Обществу Требования по состоянию на 08.07.2022 N 37454 "Об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов", в принятии Решения от 08.07.2022 N 1 "Об отмене решения по обеспечительным мерам" (Решение от 05.04.2022 N 94 "Об отмене обеспечительных мер"), а также Решений от 08.07.2022 N 119/2, N 120/2, N 121 "О приостановлении операций по счетам", суд первой инстанции пришел к следующим правомерным выводам.
Согласно ч. 1 ст. 90 АПК РФ арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, и иного лица может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).
Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе если исполнение судебного акта предполагается за пределами РФ, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю (ч. 2 ст. 90 АПК РФ).
При наличии оснований, указанных в ч. 2 ст. 90 АПК РФ, суд по ходатайству заявителя может приостановить действие оспариваемого ненормативного правового акта, решения государственного органа, органа местного самоуправления, иных органом, должностных лиц в соответствии с ч. 3 ст. 199 АПК РФ.
Приостановление акта, решения государственного или иного органа, должностного лица не влечет их недействительности.
Под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения согласно ч. 3 ст. 199 АПК РФ в качестве обеспечительной меры понимается запрет исполнения действий, предусмотренных данным актом, решением (п. 29 Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер").
Из приведенных норм права в их системной взаимосвязи следует, что принятие обеспечительных мер, в виде приостановления действия вынесенного налоговым органом по результатам налоговой проверки решения исключает возможность совершения налоговым органом в соответствующий период любых действий, направленных на взыскание с налогоплательщика выявленных при проведении проверки сумм недоимки по налогам, пени, штрафов и является юридическим запретом на совершение любых иных действий, основанных на оспариваемом решении.
Определением от 19.07.2021 по делу N А55-19258/2021 по Ходатайству Общества Арбитражным судом Самарской области были приняты обеспечительные меры, в виде приостановления действия Решения Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области от 20.04.2021 N 15-44/48 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в полном объеме до вынесения судебного акта, которым спор по настоящему делу будет разрешен по существу.
Отмена обеспечительных мер производится в порядке установленном ст. 97 АПК РФ по ходатайству лица, участвующего в деле.
Вступившим в законную силу определением Арбитражного суда Самарской области от 01.11.2021 Ходатайство Межрайонной ИФНС России N 23 по Самарской области об отмене обеспечительных мер, принятых определением суда первой инстанции от 19.07.2021 по делу N А55-19258/2021, было оставлено без удовлетворения (определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2022 по делу N А55-19258/2021).
Таким образом, обеспечительные меры наложенные определением Арбитражного суда Самарской области о принятии обеспечительных мер от 19.07.2021 по делу N А55- 19258/2021 до настоящего времени действуют. При этом факт принятия Арбитражным судом Поволжского округа постановления от 05.07.2022 N Ф06-20146/2022 по делу N А55-19258/2021, а также принятие Арбитражным судом Самарской области не вступившего в законную силу на текущий период решения от 17.10.2022 по делу N А55-19258/2021, не свидетельствует об обратном.
Согласно ч. 1 ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории РФ.
Определение арбитражного суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения судебных актов арбитражного суда (ч. 1 ст. 96 АПК РФ).
Так, Инспекция после принятия Арбитражным судом Самарской области обеспечительных мер, в виде приостановления действия Решения Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области от 20.04.2021 N 15-44/48 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" должна была отменить указанные выше Решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, а также воздержаться от принятия иных мер, направленных на принудительное взыскание задолженности, а также издания актов, производных от Решения от 20.04.2021 N 15-44/48 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", действие которого было приостановлено судом первой инстанции.
Согласно разъяснениям, данным в информационном письме Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 83, под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения в ч. 3 ст. 199 Кодекса понимается не признание акта, решения недействующим в результате обеспечительной меры суда, а запрет исполнения тех мероприятий, которые предусматриваются данным актом, решением.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Определении от 30.09.2014 N 310-КГ14-2010 по делу N А64-6983/2013, правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 25.12.2012 N 10765/12, принятие судом обеспечительных мер, приостанавливающих исполнение решения о привлечении к налоговой ответственности, является основанием для отмены решения о приостановлении операций по счетам и постановления о взыскании налогов за счет имущества налогоплательщика.
Пленум ВАС РФ в п. 77 Постановления от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ" праве применять обеспечительные меры, предусмотренные п. 10 ст. 101 НК РФ, если действие решения, вынесенного по результатам проверки, приостановлено.
Таким образом, на основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия Межрайонной ИФНС России N 23 по Самарской области, выразившиеся в выставлении Обществу Требования по состоянию на 08.07.2022 N 37454 "Об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов", в принятии Решения от 08.07.2022 N 1 "Об отмене Решения по обеспечительным мерам" (Решение от 05.04.2022 N 94 "Об отмене обеспечительных мер"), а также Решения от 08.07.2022 N 119/2, N 120/2, N 121 "О приостановлении операций по счетам", являются незаконными.
При таких обстоятельствах, заявленные Обществом требования в указанной части были правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и не находит оснований для его изменения либо отмены.
Выводы суда первой инстанции являются верными, сделаны на основании анализа фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, установленных судом первой инстанции при полном, всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными.
Несогласие стороны с выводами суда первой инстанции, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, иное толкование участником спора норм действующего законодательства РФ не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 09.08.2022 по делу N А55-802/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Ю. Харламов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-802/2022
Истец: ООО "ШИРОН РУС"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N23 по Самарской области
Третье лицо: Межрайонная Инспекция Федеральной Налоговой службы N 15 по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
19.07.2023 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5295/2023
10.05.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5778/2023
27.10.2022 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14598/2022
23.08.2022 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-802/2022