г. Владивосток |
|
27 октября 2022 г. |
Дело N А51-5290/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 октября 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Н. Шалагановой,
судей Е.А. Грызыхиной, С.М. Синицыной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Нечаевым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу,
апелляционное производство N 05АП-6238/2022
на решение от 08.08.2022
судьи О.А. Жестилевской
по делу N А51-5290/2022 Арбитражного суда Приморского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "Омега" (ИНН2503021843, ОГРН1032500576910)
к Министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края (ИНН2543146126, ОГРН1202500000339)
третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора: Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу,
о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 28.02.2019 N 60/29-19,
при участии:
от истца: адвокат Фунтусова Е.А. по доверенности от 31.12.2021;
от ответчика: Моисеенко О.Г. по доверенности от 30.12.2021;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Омега" (далее - ООО "Омега", общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края (далее - Министерств) о внесении изменений в договор аренды лесного участка N 60/29-19 от 28.02.2019 в редакции соглашения от 19.07.2022 (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнений).
Определением суда от 15.06.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 08.08.2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение от 08.08.2022 отменить и в иске отказать. В обоснование жалобы заявитель указывает на изменение в результате таксации границ и площадей особо защитных участков лесов (ОЗУ), согласование которых в целях внесения изменений в договор аренды должно осуществляться Федеральным агентством лесного хозяйства (далее - Рослесхоз), однако доказательств такого согласования не представлено. Считает, что ответчиком не представлено доказательств соблюдения требований статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
В представленных письменных отзывах, приобщенных к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ, истец и ответчик возражали против доводов апеллянта, настаивали на законности решения суда первой инстанции.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представители сторон возражали против доводов апелляционной жалобы, обжалуемое решение просили оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Неявка в судебное заседание представителя апеллянта с учетом его надлежащего извещения о времени и месте проведения заседания и непоступления от него каких-либо заявлений и ходатайств в связи с неявкой не препятствовала коллегии в рассмотрении жалобы по существу в отсутствие подателя жалобы применительно к статье 156 АПК РФ.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов на неё, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела апелляционным судом установлено, что первоначальный договор аренды участка лесного фонда N 9 от 26.07.2004 между ООО "Омега" (арендатор" и Государственным учреждением "Лазовский лесхоз" (арендодатель) был заключен на срок 10 лет на основании протокола о результатах лесного конкурса от 08.07.2004 N 61.
Указанный договор аренды был приведен в соответствие с ЛК РФ на основании приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 "Об утверждении Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации", на основании приказа Управления лесным хозяйством Приморского края N 546 от 02.07.2008, в результате чего между Управлением лесным хозяйством Приморского края (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор N 197/29 от 01.12.2008 аренды лесного участка для заготовки древесины.
В связи с истечением срока действия договора аренды N 197/29 с ООО "Омега" заключен договор аренды на новый срок на основании статьи 74 ЛК РФ.
Решением комиссии Министерства лесного и охотничьего хозяйства Приморского края от 03.12.2018 договор N 197/29 признан отвечающим условиям для возможности заключения нового договора без проведения процедуры торгов.
С обществом заключен договор аренды лесного участка N 60/29-19 от 28.02.2019, площадь и контур лесного участка не изменились (приказ Департамента N1645 от 07.12.2018).
В соответствии с указанным договором ООО "Омега" передан в аренду лесной участок площадью 7431,0 га, имеющий местоположение: Приморский край, Лазовский муниципальный район, Сергеевское лесничество, Лазовское участковое лесничество, кварталы N N 4, 5, 9, 10, 11, 12, 19, 20, 21.
Вид разрешенного использования - для заготовки древесины. Срок действия договора N 60/29-19 устанавливается с даты государственной регистрации и составляет 41 (сорок один) год (пункт 6.1 договора). Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 06.05.2019 (номер государственной регистрации 25:07:000000:29-25/010/2019-55).
На основании государственного контракта N 0120200004718000557-0169888-02 на территории Лазовского участкового лесничества ФГУП "Рослесинфорг" проведено лесоустройство, которое введено в действие приказом Министерства N 1808 от 19.12.2019. Сведения об изменениях характеристик лесов внесены в государственный лесной реестр (Акт N 1-07-2019-сл от 19.12.2019).
В связи с проведенными лесоустроительными работами изменились количественные и качественные характеристики насаждений, что свидетельствует о существенном изменении параметров использования леса и, соответственно, влечет внесение изменений в существенные условия договора, связанные с изменениями количественных и качественных характеристик лесного участка.
Письмом Министерства от 21.04.2021 N 38/2795 ООО "Омега" уведомлено о необходимости внесения изменений в договор аренды путем обращения в Арбитражный суд Приморского края.
Поскольку изменение заключенного по результатам торгов договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, возможно только по решению суда, истец обратился с настоящим иском в суд.
Признав исковые требования обоснованными, суд первой инстанции удовлетворил их в полном объеме.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Пунктами 1, 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором (пункт 2 статьи 450 ГК РФ).
Согласно части 2 статьи 73.1 ЛК РФ при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам торгов изменение условий торгов на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон не допускается.
В соответствии с частью 2 статьи 74.1 ЛК РФ (в редакции, введенной в действие с 01.10.2015 Федеральным законом от 29.06.2015 N 206-ФЗ (статья 6)) изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка (часть 3 статьи 74.1 ЛК РФ).
Установленные судом обстоятельства, связанные с существенным изменением количественных и качественных характеристик лесного участка после заключения договора аренды, являются основанием для внесения изменений в договор аренды лесного участка в силу прямого указания части 3 статьи 74.1 ЛК РФ.
Для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов проводится таксация лесов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов (статья 69.1 ЛК РФ).
Согласно пункту 5 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от 01.08.2011 N 337, заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта РФ, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией.
Из материалов дела следует, что договором аренды от 28.02.2019 N 60/29-19 предусмотрены определенные количественные и качественные характеристики, влияющие на лесопользование: площадь лесного участка, в том числе, характеристика насаждений; средние таксационные характеристики лесного участка, с разделением по породному составу насаждений, среднему возрасту, средней полноте, среднему запасу древесины; объемы лесной инфраструктуры; особо защитные участки лесов; ежегодный объем заготовки древесины; размер и сроки внесения арендной платы
В ходе проведенных по государственному контракту N 0120200004718000557-0169888-02 таксационных работ установлено, что характеристика лесного участка и его насаждений, а соответственно, цели и объемы использования лесов на арендуемом лесном участке, указанные в Приложениях к договору аренды, не соответствуют выявленному фактическому состоянию лесов на лесном участке. Изменение объемов заготовки произошло в результате: изменения возрастной структуры лесных насаждений; изменения таксационных показателей лесных насаждений по сравнению с материалами предыдущего лесоустройства.
Необходимые изменения в государственный лесной реестр (ГЛР) были внесены актом Министерства о внесении документированной информации в государственный лесной реестр N 1-07-2019-сл от 19.12.2019, согласно которому в ГЛР внесена документированная информация на основании следующих документов (согласно разделу IX "Лесоустроительная документация" приказа Минприроды России от 29.03.2018 N 122 "Об утверждении лесоустроительной инструкции"): Таксационное описание лесного участка; Лесоустроительные планшеты и планы лесонасаждений по лесному участку; Ведомости проектируемых мероприятий по лесному участку; Тематические лесные карты по лесному участку; Пояснительная записка по лесному участку; Ведомость поквартальных итогов площадей и запасов лесных насаждений на лесном участке.
19.12.2019 был издан приказ Министерства N 1808, согласно которому материалы лесоустройства признаны соответствующими действующему законодательству, отвечающими требованиям Лесоустроительной инструкции и введены в действие. Данный приказ N 1808 является действующим, сторонами не оспорен
Таким образом, в ходе таксационных работ и подготовки материалов лесоустройства выявлено, что характеристика лесного участка и его насаждений, и следовательно, цели и объемы использовании лесов на арендуемом лесном участке, указанные в Приложениях к договору аренды, не соответствуют выявленному фактическому состоянию лесов на лесном участке. Количественные и качественные характеристики лесного участка существенно изменились.
Учитывая, что исковые требования обусловлены изменением количественных и качественных характеристик переданного в аренду лесного участка, отражающихся на существенных условиях заключенного договора аренды (таких, как годовой объем использования лесов и размер арендной платы), вывод суда первой инстанции о наличии предусмотренных статьёй 74.1 ЛК РФ оснований для внесения изменения в договор аренды лесного участка N 57/29-19 от 28.02.2019 является обоснованным.
Как верно установил суд первой инстанции, содержание представленного соглашения о внесении изменений и дополнений соответствует данным, содержащимся в государственном лесном реестре с изменениями, внесенными на основании материалов лесоустройства, подтверждает факт внесения документированной информации в государственный лесной реестр в отношении спорного лесного участка, а, следовательно, и изменение характеристик лесного участка, в редакции Соглашения от 19.07.2022 (с учетом принятых судом уточнений).
При допустимом изменении количественных и качественных характеристик такого лесного участка, выявленных в том числе в результате проведения таксации лесов, изменение объема заготовки древесины оказывает влияние на размер арендной платы, поскольку такие существенные условия договора аренды являются взаимосвязанными. Следовательно, предоставление арендатору права осуществлять заготовку древесины в ином объеме по сравнению с первоначальными условиями договора аренды без перерасчета арендной платы приведет к нарушению принципа платности использования лесов.
В силу частей 1, 2 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
По смыслу пункта 4 статьи 447 ГК РФ размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов (пункт 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды").
Исходя из того, что спорный договор аренды по существу отвечает критериям заключения на торгах, по результатам которых был определен итоговый размер арендных платежей, в таком случае регулируемая арендная плата не может применяться к правоотношениям сторон.
Какого-либо нормативно установленного механизма перерасчета арендной платы по заключенному на торгах договору аренды лесного участка в случае увеличения объемов заготовки при существенном изменении количественных и качественных характеристик такого участка нормы лесного законодательства не содержат.
Следовательно, в целях соблюдения баланса публичных и частных интересов, недопущения ущемления прав иных участников аукциона и обеспечения принципа платности использования лесов перерасчет арендной платы при увеличении объемов заготовки должен осуществляться с учетом критериев формирования итогового размера платы, установленного по результатам торгов, путем пропорционального его увеличения относительно новому объему изъятия лесных ресурсов.
Пунктом 2 статьи 452 ГК РФ установлено, что требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок. Данное требование закона соблюдено обществом путём направления ответчику проекта соглашения о внесении изменений и дополнений в договор аренды.
Довод апеллянта об отсутствии согласования Рослехоза в части установления и изменения границ ОЗУ судом апелляционной инстанции отклоняется в силу следующего.
Из содержания части 7 статьи 119 ЛК РФ и положений лесоустроительной инструкции N 122 вытекает, что выделение, изменение ОЗУ на основании документально обоснованного предложения государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на хранение материалов лесоустройства и ведение ГЛР, отнесено к компетенции Рослесхоза, что следует из пункта 1 Положения о Федерального агентства лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736. Ведение ГЛР отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, что закреплено частью 1 статьи 83 ЛК РФ и Положением о Министерстве, утвержденным постановлением от 01.11.2019 N 713-па.
Ответственным за организацию и осуществление контроля, мониторинга эффективности и качества осуществления переданных в соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ полномочий является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области лесных отношений (часть 7 статьи 83 ЛК РФ).
В целях выполнения данной функции, согласно положениям статьи 83 ЛК РФ, Рослесхоз вправе:
- осуществлять контроль за эффективностью и качеством осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий с правом направления обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, а также представлений об отстранении от должности и (или) о привлечении к дисциплинарной ответственности, в том числе об освобождении от занимаемой должности, должностных лиц, ответственных за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий (пункт 3 части 9 ст. 83 ЛК РФ, пункт 5.4.31 Положения о Рослесхозе);
- выносить высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации предписания об устранении нарушений, выявленных при осуществлении переданных полномочий, подлежащие обязательному рассмотрению в тридцатидневный срок (пункт 1 части 11 статьи 83 ЛК РФ, пункт 10.17 Положения о Рослесхозе); - давать высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации, руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации обязательные для исполнения указания по вопросам осуществления переданных полномочий, в том числе в случае, если требуется координация их осуществления органами государственной власти нескольких субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 11 статьи 83 ЛК РФ, пункт 10.19 Положения о Рослесхозе);
- издавать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, а также обязательные для исполнения методические и инструктивные материалы об осуществлении таких полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (часть 10 статьи 83 ЛК РФ);
- проводить плановые и внеплановые, выездные и документальные проверки подконтрольных органов, а также принимать меры реагирования в случае обнаружения нарушений лесного законодательства в порядке, предусмотренном Приказом Минприроды России от 03.07.2019 N 434.
При этом Рослесхоз является органом, ответственным за обобщение информации, содержащейся в государственном лесном реестре (пункт 5.4.6 Положения о Рослесхозе), представляющем собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах (статья 91 ЛК РФ), в том числе органом, принимающим решения о выделении и упразднении особо защитных участков лесов, установлении и изменении границ земель, на которых располагаются особо защитные участки лесов (часть 7 статьи 119 ЛК РФ).
Таким образом, не имея формальных полномочий на прямое внесение изменений в ГЛР, Рослесхоз располагает достаточным объемом прав, которые в совокупности с его обязанностью обеспечить надлежащее ведение реестра органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (часть 7 статьи 83 ЛК РФ), позволяют ему принимать меры реагирования в отношении недостоверности реестровых сведений.
Актуальная документированная информация по лесоустройству данного лесного участка внесена в ГЛР актом Министерства о внесении документированной информации в государственный лесной реестр N 1-07-2019-сл от 19.12.2019.
При непредставлении доказательств ее недостоверности, ошибочности, недействительности или оспаривания, презумпция достоверности сведений, содержащихся в реестре, в силу статьи 91 ЛК РФ, не дает оснований считать внесенные сведения о границах и площади ОЗУ некорректными и несогласованными в установленном порядке.
В силу вышеизложенного апелляционная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения и не опровергают выводы суда первой инстанции, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 АПК РФ, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривался, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации апеллянт освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 АПК РФ, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 08.08.2022 по делу N А51-5290/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Н. Шалаганова |
Судьи |
Е.А. Грызыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-5290/2022
Истец: ООО "ОМЕГА"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ПО ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ