город Воронеж |
|
26 октября 2022 г. |
Дело N А35-11588/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 октября 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Песниной Н.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кривченко М.А.,
при участии:
от Прокуратуры Курской области в лице структурного подразделения - Прокуратуры города Курска: Анненков Д.В. - представлено служебное удостоверение.
от ООО "Территория": Барбашин Р.И. - представитель по доверенности от 17.05.2022, сроком действия на 3 года, предъявлено удостоверение адвоката;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Территория" на решение Арбитражного суда Курской области от 05.08.2022 по делу N А35-11588/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Территория" (ОГРН 1034637000639, ИНН 4632028223) к Прокуратуре Курской области в лице структурного подразделения - Прокуратуры города Курска о признании незаконным решения о проведении проверки от 20.12.2021 N 394, вынесенного заместителем прокурора города Курска Анненковым Д.В., о признании незаконным требования о предоставлении документов и информации от 20.12.2021 N 20-2021, вынесенного заместителем прокурора города Курска Д.В.Анненковым,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Территория" (далее - ООО "Территория", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Прокуратуре Курской области в лице структурного подразделения - Прокуратуры города Курска о признании незаконным решения о проведении проверки от 20.12.2021 N 394 в отношении ООО "Территория", о признании незаконным требования о предоставлении документов и информации от 20.12.2021 N 20-2021 в отношении общества с ограниченной ответственность "Территория", вынесенных заместителем прокурора города Курска Д.В.Анненковым.
Решением Арбитражного суда Курской области от 05.08.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Территория" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования Общества.
ООО "Территория" считает, что у прокуратуры не имелось предусмотренных пунктом 12 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" оснований для проведения повторной проверки в отношении общества.
Судебное заседание проходило путем использования системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Курской области.
К материалам дела приобщен отзыв на апелляционную жалобу, поступивший от Прокуратуры города Курска.
Представитель ООО "Территория" поддержал апелляционную жалобу, просил суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Прокуратуры Курской области в лице структурного подразделения - Прокуратуры города Курска на доводы апелляционной жалобы возражал, просил оставить решение - без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Муниципальное образование "Город Курск" является собственником земельного участка с кадастровым номером 46:29:101043:8, площадью 94 213 +/- 107 кв.м., расположенного по адресу: Курская область, г. Курск, ур. Пасека, вид разрешенного использования - земли под лесами (участок N 3).
09.01.2018 по итогам аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Город Курск" между администрацией города Курска (арендодатель) и обществом (арендодатель) заключен договор N 156135ю аренды лесного участка, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в муниципальной собственности, площадью 9,4213 га, с местоположением: Курская область, г.Курск, урочище "Пасека", с кадастровым номером 46:29:101043:8, на срок с 21.12.2017 по 21.12.2066 (49 лет) для рекреационной деятельности.
Лесной участок передан обществу по акту приема-передачи от 09.01.2018.
08.06.2021 на основании информации управления муниципального контроля города Курска, обращений физических лиц и публикаций в социальных сетях, и.о. прокурора города Курска советником юстиции Анненковым Д.В. принято решение N 233 о проведении проверки ООО "Территория".
Предмет проверки: "Соблюдение Конституции РФ, земельного, градостроительного, водного и лесного законодательства в части арендованного лесного участка, водной акватории реки Тускарь, Федеральных законов от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в части размещения объектов торговли (в пределах доводов обращений)".
Целью проверки является: обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охрана законных интересов общества и государства.
08.06.2021 на основании указанного решения должностными лицами прокуратуры города Курска с участием должностных лиц комитета городского хозяйства города Курска, комитета экономического развития города Курска, управления муниципального контроля города Курска, комитета природных ресурсов Курской области, а также генерального директора ООО "Территория" Колокольчикова О.В. с выходом на земельный (лесной) участок с кадастровым номером 46:29:101043:8 проведена проверка, в ходе которой установлены следующие нарушения:
- в нарушение п. 10 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Минприроды России от 26.09.2016 N 496, комитетом экологической безопасности и природопользования города Курска необоснованно выдано положительное заключение муниципальной экспертизы, поскольку согласно условий договора обществу передан лесной участок в лесном квартале 14 (согласно Лесохозяйетвенного регламента Курского городского лесничества Курской области, утверждённого постановлением Администрации города Курска от 17.02.2009 N 169), однако, проект освоения лесов, который разработан ООО "Территория" и на который получено положительное заключение муниципальной экспертизы, утвержденное 09.04.2019 председателем комитета экологической безопасности и природопользования города Курска, получен на лесной квартал 18 (согласно Лесохозяйственного регламента Курского городского лесничества Курской области, утверждённого постановлением администрации города Курска от 28.03.2019 N 586);
- на территории арендуемого лесного участка в нарушение проекта освоения лесов отсутствуют: пожарный водоем (1 шт.), информационные аншлаги противопожарного содержания (3 шт.), пункт сосредоточения противопожарного инвентаря (1; шт.), 2 ранцевых огнетушителя, площадка для забора воды на пожарные нужды (1 шт.). шлагбаумы (6 шт.)" устройство отбора воды на пожарные нужды (2 шт.); - в ходе осмотра при движении с левой стороны от моста через р. Тускарь по направлению движения в сторону лесного участка (выделы 15, 18) в 5-10 метрах от берега реки Тускарь имеется 2 ограждения - (искусственное ограждение в виде металлической конструкции и искусственное ограждение в виде деревянного забора с распашными калитками, которые препятствуют свободному проходу граждан по территории лесного участка, что является нарушением ч. 8 ст. 11 Лесного кодекса РФ, которая запрещает лицам, которым предоставлены лесные участки, препятствовать доступу граждан на эти лесные участки;
- по ходу движения вдоль берега реки Тускарь (выдел 29) расположено 2 деревянных строения - летние площадки (веранда) размером 5*15 м. на расстоянии 5-8 метров от берега реки Тускарь; в выделе 29 расположено 4 деревянных строения - бунгало размером 2x2 м. на расстоянии 8-10 метров от берега реки Тускарь; в выделе 18 расположен 2-этажный объект попутного бытового обслуживания и питания - кафе размером 2x2 м. на расстоянии 5-7 метров от берега реки Тускарь; в выделе 18 расположено деревянное строение -летняя площадка (веранда) размером 5X15 м. на расстоянии 5-8 метров от берега реки Тускарь; в выделе 18 расположено деревянное строение - беседка размером 5x5 м. на расстоянии 5-8 метров от берега реки Тускарь; в выделе 15 расположено деревянное строение - беседка размером 5x8 м. на расстоянии 12-15 метров от берега реки Тускарь; в выделе 15 расположено некапитальное нестационарное сооружение (геокупол) размером на расстоянии 17-18 метров от берега реки Тускарь; расположение вышеуказанных объектов в пределах береговой полосы, составляющей 20 метров, напрямую нарушает права неопределенного круга лиц;
- в нарушение п. 1.4. Положения о размещении нестационарных торговых объектов на территории города Курска, утвержденного постановлением Администрации г. Курска от 05.04.2021 N 207 "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Курска", Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Курска на 2017 - 2021 годы, утвержденной постановлением Администрации г. Курска от 31.01.2017 N 277, на территории лесного участка без договора на размещение нестационарных торговых объектов с комитетом по управлению муниципальным имуществом города Курска осуществляется мелкорозничная торговля продуктами питания и напитками;
- в нарушение п.п. 1.1.6, 1.3. Правил проведения земляных работ в городе Курске, утвержденных решением Курского городского Собрания от 15.10.2020 N 135-6-РС, на территории арендуемого лесного участка осуществляется размещение и установка некапитальных объектов без соответствующего ордера (разрешения) на проведение земляных работ;
- в нарушение п. 3 СанПиН 2.1.3684-21, п. 3 ст. 23 Правил благоустройства территории городского округа "Город Курск", утвержденных решением Курского городского Собрания от 20.12.2019 N 102-6-РС, расположенная на территории арендуемого лесного участка контейнерная площадка для установки мусоросборников с двумя контейнерами-мусоросборниками расположена непосредственно на земле, не имеет твердого покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки; на контейнерной площадкой отсутствует информация о сроках удаления отходов, наименовании организации, выполняющей данную работу, и контактах лица, ответственного за качественную и своевременную работу по содержанию площадки и своевременное удаление отходов;
- на территории арендуемого лесного участка для отсыпки лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, в нарушение п.п. "а" п. 20 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 N 2047 используются отходы асфальтобетона и (или) асфальтобетонной смеси, отходы битого кирпича;
- на территории арендуемого, лесного участка в нарушение ч. 3 ст. 41 Лесного кодекса РФ повреждены лесное насаждения путем крепления проводов воздушных линий электропередач непосредственно к стволам деревьев;
- в нарушение ст. 9, 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" ООО "Территория" осуществляет добычу подземных вод с использованием водозаборной скважины при отсутствии лицензии; - в нарушение ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 N96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" ООО "Территория" осуществляет деятельность и имеет источники загрязнения окружающей среды (в том числе, обустроенное место для разведения костра и отдыха - 11 шт., площадка для забора воды на пожарные нужды -1 шт., гриль-домики - 6 шт.), при этом, инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, не проводило;
- в нарушение ст.ст. 4.1, 11, 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" ООО "Территория" инвентаризация отходов не проведена, паспорта отходов I - IV классов опасности отсутствуют;
- ООО "Территория" в выделах 15, 18 допущено самовольное занятие водной глади, в частности, на поверхности водного объекта - реки Тускарь на расстоянии 4,6 метров от края береговой полосы на водной глади реки Тускарь установлено 2 понтона 2x3 м. и 4x10, а также эллинг 6x2,5, при этом, хозяйствующим субъектом с уполномоченным органом договор водопользования не заключен, что является нарушением ч. 1 ст. 9 Водного кодекса РФ.
Вышеуказанные нарушения отражены в акте проверки от 24.06.2021.
29.06.2021 по результатам проведенной Прокуратурой города Курска проверки заместителем прокурора города советником юстиции Д.В. Анненковым в ООО "Территория" было внесено представление N 82-2021 (л.д. 24-31, т.д.1), согласно которому ООО "Территория" было предписано принять ряд мер по устранению нарушений законодательства в сфере окружающей среды и природопользования, об устранении нарушений законодательства в сфере окружающей среды и природопользования от 29.06.2021 N 82-2021.
Не согласившись с рядом выявленных прокуратурой нарушений, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением (дело N А35-6654/2021).
Решением Арбитражного суда Курской области от 10.06.2022, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2022 заявленные требования удовлетворены.
Представление заместителя прокурора города Курска советника юстиции Д.В. Анненкова от 29.06.2021 N 82-2021 об устранении нарушений законодательства в сфере окружающей среды и природопользования в отношении ООО "Территория" в части возложения обязанности: получить заключение о соответствии (несоответствии) нестационарных торговых объектов Схеме размещения нестационарных торговых объектов и архитектурно-художественному паспорту и заключить договор на размещение нестационарных торговых объектов с комитетом по управлению муниципальным имуществом города Курска; обеспечить беспрепятственный доступ граждан к водному объекту общего пользования, к береговой полосе без каких-либо ограничений путем недопущения расположения объектов в пределах береговой полосы; получить лицензию на добычу подземных вод признано незаконным.
27.10.2021 на основании рапорта помощника прокурора города Курска о нарушении водного и земельного законодательства (л.д. 23, т.д.1) заместителем прокурора города советника юстиции Анненкова Д.В. вынесено решение N 354 о проведении проверки ООО "Территория".
Предмет проверки: "Соблюдение земельного и водного законодательства в части размещения в границах береговой полосы реки Тускарь объектов, препятствующих доступу неопределенного круга лиц".
Целью проверки является: обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Решение о проведении проверки от 27.10.2021 N 354 оспорено ООО "Территория" в Арбитражный суд Курской области по мотиву отсутствия предусмотренных законом оснований для проведения повторной проверки (дело NА35-9837/2021).
Решением Арбитражного суда Курской области от 28.07.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано. В настоящее время решение обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
20.12.2021 на основании коллективного обращения физических лиц и информации социальных сетей заместителем прокурора города советником юстиции Д.В.Анненковым принято решение N 394 о проведении проверки в отношение ООО "Территория".
Предмет проверки: "Соблюдение природоохранного (лесного и водного) законодательства, а так же законодательства о недрах, в пределах поступившего обращения и информации по состоянию на момент проверки".
Целью проведения проверки является: обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охрана законных интересов общества и государства.
20.12.2021 заместителем прокурора города потребовал от Общества предоставления документов и информации:
- обо всех объектах, как стационарных, так и нестационарных (в т.ч. мелкорозничной торговли), расположенных в границах земельного (лесного) участка с кадастровым номером 46:29:101043:8;
- по каждому из вышеперечисленных объектов указать его расположение на территории лесного участка, в том числе:
а) наименование;
б) месторасположение (при наличии с координатами);
в) является ли объект капитальным строением;
г) предоставлен ли объект в пользование иным лицам (информацию о пользователе);
д) расстояние от объекта до береговой линии (уреза воды) р. Тускарь;
- по каждому из вышеперечисленных объектов указать, каким образом организовано водоснабжение и водоотведение, в т.ч. с целью приготовления пищи, уборки, мытья посуды;
- имеются ли на территории арендуемого ООО "Территория" земельного участка (лесного участка) ограждения, если да, то указать их координаты и правовые основания установки; где именно и в соответствии с чем они установлены, сообщить площади огороженного лесного участка в каждом случае, имеются ли в ограждениях калитки, снабжены ли они запорными устройствами;
- имеются ли на территории арендуемого ООО "Территория" земельного (лесного) участка ограждения, в т.ч. примыкающие или расположенные ближе 20 м. от береговой линии (уреза вод) р. Тускарь, если да, то указать их координаты и правовые основания установки; проводились ли в прошлом году, а также истекшем периоде 2021 года работы по рубке деревьев на участке леса, расположенном на территории "Новой Боевки", если да, то когда, кем, выдавалось ли администрацией соответствующее разрешение на рубку деревьев, каким образом осуществлялась утилизация порубочных остатков".
Не согласившись с решением о проведении проверки от 20.12.2021 N 394, вынесенного заместителем прокурора города Курска Анненковым Д.В., и требованием о предоставлении документов и информации от 20.12.2021 N 20-2021, вынесенного заместителем прокурора города Курска Д.В.Анненковым, заявитель обратился в суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 2202-1) в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Реализуя эти полномочия, прокурор имеет право проводить проверки, что является формой реализации полномочий прокурора как должностного лица, имеющих целью осуществление надзора за соблюдением законов, устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий.
В силу пункта 15 статьи 21 Федерального закона N 2202-1 действия (бездействие) и решения прокурора, связанные с проведением проверок исполнения законов, могут быть обжалованы в установленном законом порядке.
При осуществлении надзора за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки (статья 1, пункт 2 статьи 21 Федерального закона N 2202-1).
Иными словами, для назначения проверки не требуется наличия бесспорных доказательств нарушения закона, необходимы лишь достаточные данные, свидетельствующие о возможных нарушениях, но требующие дополнительного подтверждения.
Исходя из статьи 21 Федерального закона N 2202-1 предметом прокурорского надзора является, в том числе соблюдение и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
По смыслу приведенных выше нормативных положений поводом для осуществления прокурорского надзора является любого рода информация, поступающая в прокуратуру: заявления, жалобы и иные обращения, материалы средств массовой информации, контролирующих органов, уголовных, гражданских и арбитражных дел, иные материалы, а также результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, непосредственное обнаружение прокурором правонарушений и так далее, что согласуется с положениями приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина".
На основании пункта 3 статьи 21 Федерального закона N 2202-1 решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.
Как следует из заявления, общество полагает, что при принятии оспариваемого решения заместителем прокурора города было допущено нарушение требований пункта 12 статьи 21 Закона N 2202-1, согласно которому проведение повторной проверки в связи с теми же фактами, которым по итогам ранее проведенной проверки уже была дана или должна была быть дана правовая оценка, допускается в следующих исключительных случаях:
- по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
- по истечении установленного статьей 24 Закона N 2202-1 срока устранения нарушений закона, выявленных в ходе первоначальной прокурорской проверки.
Пунктом 1 статьи 24 Закона N 2202-1 предусмотрено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Оценивая доводы заявителя о нарушении прокуратурой требований пункта 12 статьи 21 Закона N 2202-1, суд исходит из следующего.
Как видно из материалов дела, основанием для принятия решения N 233 от 08.06.2021 о проведении проверки в отношении общества "Территория" послужила информация управления муниципального контроля города Курска, обращения физических лиц и публикации в социальных сетях.
Так, в письме управления муниципального контроля города Курска от 14.05.2021 N 778/01.5.01-05, письме Сопредседателя Регионального штаба Общероссийского общественного движения "Народный фронт "За Россию" С.А. Григорьева от 26.04.2021 N ОНФ-46/2-0123/2021, а также в жалобах граждан от 17.05.2021 (т. 2 л.д. 21-25) имеются ссылки на нарушения, связанные с размещением на водной глади, граничащей с земельным участком, арендуемым обществом, эллинга и понтона, наличие на территории покрышек автотранспорта, порубочных остатков, информационных табличек, прибитых к деревьям, креплением элементов освещения (фонари, кабели) путем прикрепления к деревьям, подготовкой к производству бетонных работ, которые не предусмотрены утвержденным проектом освоения лесов, размещением заграждений в пределах береговой полосы реки Тускарь, незаконным размещением лодочной станции.
Предметом проверки, проведенной по решению N 233 от 08.06.2021, являлось соблюдение обществом "Территория" Конституции РФ, земельного, градостроительного, водного и лесного законодательства при использовании арендованного лесного участка, водной акватории реки Тускарь, Федеральных законов от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в части размещения объектов торговли (на основании поступивших обращений).
Как указывалось ранее, по итогам проведенной по решению N 233 от 08.06.2021 проверки прокуратурой был установлен ряд нарушений действующего законодательства.
Представлением об устранении нарушений законодательства в сфере окружающей среды и природопользования от 29.06.2021 N 82-2021 обществу предложено устранить выявленные нарушения.
Вместе с тем проведение в разумный срок после первоначальной прокурорской проверки, по итогам которой в деятельности некоммерческой организации были выявлены нарушения законов, проверки их устранения представляется обоснованным, поскольку при ином подходе, предполагающем оставление вопроса о выполнении некоммерческой организацией мер по приведению своей деятельности в соответствие с требованиями законодательства на усмотрение самой некоммерческой организации, ставилась бы под сомнение эффективность прокурорского надзора как такового, а также, как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 марта 2009 года N 5-П, исключалась бы возможность контроля за деятельностью органа прокуратуры, проводившего первоначальную проверку, вышестоящим органом прокуратуры.
Как видно из материалов дела, основанием для принятия решения от 27.10.2021 N 354 послужил рапорт помощника прокурора города Курска о нарушении водного и земельного законодательства (т. 1 л.д. 95-96), согласно которому указанным должностным лицом, с целью оценки полноты устранения ООО "Территория" выявленных ранее нарушений, проводился осмотр территории лесного участка. Было установлено, что нарушения не устранены, продолжается активное освоение территории лесного участка путем размещения дополнительных объектов торговли и отдыха, ограждений; мер к демонтажу ранее незаконно размещенных объектов, в т.ч. летних площадок, веранд, бунгало и т.п., находящихся в береговой полосе, не принято.
Таким образом, решение о проведении проверки от 27.10.2021 N 354 вынесено, с целью проверки принятия мер по устранению допущенных нарушений закона, выявленных при проведении проверки на основании решения N 233 от 08.06.2021, и указанных в представлении прокурора.
Основанием для принятия оспариваемого решения Прокуратуры от 20.12.2021 N 394 о проведении проверки в отношение ООО "Территория" послужило коллективное обращение физических лиц и информация, размещенная в социальных сетях.
В качестве предмета проверки указано: "Соблюдение природоохранного (лесного и водного) законодательства, а так же законодательства о недрах, в пределах доводов обращения и информации по состоянию на момент проверки".
Согласно коллективному обращению жителей г. Курска от 01.12.2021 (л.д. 73, т.д.1) ООО "Территория" допускает нарушения требований лесного и водного законодательства, заключающихся в вырубке лесных насаждений, ограничило возможность свободного движения как вдоль реки, так и к водной глади, возводит различные сооружения и ограждения в лесу. В обращении указано, что по лесу осуществляется движение грузовых машин, "берег усыпан беседками и ларьками", нет свободного прохода для ловли рыбы и отдыха, лес захламлен строительным мусором.
Таким образом, основанием для принятия решения о проведении проверки явилось новое обращение граждан.
Следовательно, учитывая разные основания для проведения проверок, разные обстоятельства, которые подлежали проверке, факты нарушения законов, оснований считать, что решение Прокуратуры о проведении проверки от 20.12.2021 N 394, является повторным по отношению к решению о проведении проверки от 08.06.2021 N 233, не имеется.
Решение от 20.12.2021 N 394 вынесено о проведении отдельной, самостоятельной проверки по иным основаниям, отличным от указанных в решении от 08.06.2021 N 233. Кроме того, оно вынесено спустя более, чем полгода после принятия решения N 233, со значительным интервалом.
Таким образом, интервал, установленный законом для проверки устранения ранее выявленных нарушений - соблюден, а кроме того, имелись иные основания для проведения проверки - новое обращение граждан.
Таким образом, проверки обусловлены неустранением нарушений действующего законодательства в области Лесного, водного, земельного законодательства, а также, ущемлением интересов неопределенного круга лиц.
Оспариваемое Решения было принято Прокурором в пределах полномочий, в установленном порядке и при наличии для этого достаточных оснований.
Также, суд правомерно учел, что закон не исключается возможность проведения прокурорских проверок, в инициативном порядке: прокурор вправе получать при осуществлении надзора необходимую информацию, доступ к которой ограничен, в том числе отнесенную к коммерческой тайне; при осуществлении надзора органы прокуратуры самостоятельно определяют методику и тактику осуществления надзорных мероприятий, в том числе адресатов направляемых запросов (требований); ограничения на получение информации, которая может быть получены в других источниках, в Законе о прокуратуре не содержатся.
В силу пункта 1 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 данного закона.
При осуществлении надзора органы прокуратуры самостоятельно определяют методику и тактику осуществления надзорных мероприятий, в том числе адресатов направляемых запросов (требований), и вправе получать информацию, доступ к которой ограничен, в том числе отнесенную к коммерческой тайне. При этом закон не ограничивает полномочия прокурора по предоставлению сведений необходимостью проведения проверки (Определение Верховного Суда РФ от 15.11.2021 N 301-ЭС21-22242).
Доказательств того, что оспариваемое требование не связано с осуществлением возложенных на органы прокуратуры функций, а также того, что прокурор запрашивал сведения, которые он не вправе требовать согласно статьям 6, 22 Закона о прокуратуре, либо того, что исполнение требования нарушает права и интересы Общества, не представлено.
При таких обстоятельствах Обществом не доказано, что мерами прокурорского реагирования нарушаются какие-либо его законные права и интересы.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статей 65, 71 АПК РФ, положениями Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований. Оспариваемое решение и требование Прокуратуры вынесено уполномоченным органом, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
В связи с чем, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 05.08.2022 по делу N А35-11588/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-11588/2021
Истец: ООО "Территория"
Ответчик: Заместитель прокурора г. Курска Д.В. Анненков, Прокуратура г. Курска, Прокуратура Курской области
Третье лицо: Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд