г. Самара |
|
27 октября 2022 г. |
Дело N А72-15510/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 октября 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Копункина В.А., судей Романенко С.Ш., Ястремского Л.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Николаевой А.Ю.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26 августа 2022 года по делу N А72-15510/2021 по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Свободный выбор"
к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска
о взыскании неосновательного обогащения,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно спора:
- муниципальное образование "город Ульяновск" в лице администрации г. Ульяновска,
- Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска,
- Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Свободный выбор" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска с исковым заявлением о взыскании неосновательного обогащения (неоплаченных взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома) в размере 83 851 руб. 51 коп за период с 01.12.2014 по 31.07.2021.
Определением суда от 22.11.2021 данное исковое заявление принято к производству. 19.01.2022 суд принял от истца заявление об уменьшении размера исковых требований до суммы 83 327,64 руб.
Определением от 15.03.2022 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно спора, МО "город Ульяновск" в лице администрации г. Ульяновска, Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска, Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области.
17.08.2022 в суд поступило заявление истца об уменьшении размера исковых требований до суммы 66 016,36 руб., а 22.08.2022 - заявление об уменьшении размера исковых требований до суммы 30 349,04 руб.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 26 августа 2022 года исковые требования удовлетворены частично. С Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301160886) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Свободный выбор" (ОГРН 1187325021014) взыскано: - 30 015 (тридцать тысяч пятнадцать) руб. 68 коп. - неосновательное обогащение за период с 01.04.2019 по 31.07.2021; - 1 980 (одна тысяча девятьсот восемьдесят) руб. - расходы по оплате государственной пошлины. В удовлетворении исковых требований в остальной части - отказано.
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26 августа 2022 года по делу N А72-15510/2021.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2022 года апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 20 октября 2022 года.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда и Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "УК "Свободный выбор" на основании договора управления от 01.10.2020 (решение общего собрания собственников МКД от 23.08.2020) является управляющей организацией в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Пушкарёва, д. 56.
Статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Согласно частям 2 и 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В силу ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме (ч. 3 ст. 158 ЖК РФ).
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 169 ЖК РФ).
Частью 3 статьи 170 ЖК РФ определено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Минимальный взнос на капитальный ремонт общего имущества МКД на территории Ульяновской области составляет 5,59 руб. за 1 кв. метр в отношении МКД от пяти до девяти этаже включительно за период с 01.02.2019 по 30.06.2019, и 5,70 руб. - за период с 01.07.2019 по 31.07.2021 (установлены постановлением Правительства Ульяновской области от 31.01.2019 N 35-П).
В муниципальной собственности города Ульяновска находятся жилые помещения (квартиры) под номерами 20 (площадью 43,70 кв. м) и 48 (площадью 44,20 кв. м). Кроме того, МО "город Ульяновск" являлось собственником квартир N 74 (площадью 44,53 кв. м) и N 90 (площадью 44,35 кв. м) в период до 24.06.2021 и 08.11.2021 соответственно. Данное обстоятельство установлено представленными в материалы дела выписками из ЕГРН (от 19.01.2022) и не оспаривается сторонами.
Ссылаясь на то, что ответчик не оплатил расходы на капитальный ремонт общего имущества за период с 01.04.2019 по 31.07.2021, истец просит взыскать с ответчика неосновательное обогащение (расходы на содержание и ремонт общего имущества МКД), которое рассчитал пропорционально принадлежащей ответчику площади жилых помещений 43,70 кв. м, 44,20 кв. м, 44,53 кв. м и 44,35 кв. м.
Ответчик заявил ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности для обращения в суд со своим иском.
Однако данное заявление касалось первоначально заявленного искового заявления, в котором был указан период взыскания с 01.12.2014 по 31.07.2021. В ходе судебного разбирательства истец уточнил свои требовании: просит взыскать с ответчика неосновательное обогащение за период с 01.04.2019 по 31.07.2021. ООО "УК "Свободный выбор" обратилось в суд со своим иском 15.10.2021.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно указал, что установленный ст. 196 ГК РФ трехлетний срок исковой давности (с учетом месячного срока на досудебное (претензионное) урегулирования спора) в данном случае истцом не пропущен. В связи с чем заявление ответчика о пропуске истцом срока исковой давности судом отклоняется.
Истец просил взыскать с ответчика задолженность за период с 01.04.2019 по 31.07.2021 в размере 30 349,04 руб. При этом расчет суммы неосновательного обогащения произведен истцом на основании тарифов на капитальный ремонт, утверждённых постановлением Правительства Ульяновской области от 31.01.2019 N 35-П - за период с 01.02.2019 по 30.06.2019 - 5,59 руб. за кв. метр и за период с 01.07.2019 по 31.07.2021 - 5,70 руб. за кв. метр.
Подробный арифметический расчет суммы данной задолженности за спорный период приведен в ходатайстве об уточнении исковых требований, согласно которому по подсчету истца сумма неосновательного обогащения ответчика в виде платы на капитальный ремонт общего имущества составила:
- для помещения площадью 43,7 кв. м (квартира N 20) - 6 960 руб. 09 коп.,
- для помещения площадью 44,2 кв. м (квартира N 48) - 7 039 руб. 74 коп.,
- для помещения площадью 44,35 кв. м (квартира N 74) - 7 063 руб. 76 коп.,
- для помещения площадью 58,3 кв. м (квартира N 90) - 9 285 руб. 45 коп.,
- общая сумма задолженности - 30 349 руб. 45 коп.
Проверив расчет истца, суд первой инстанции признал его ошибочным в части начисления размера неосновательного обогащения в отношении квартиры N 74 площадью 44,35 кв. м, поскольку истом рассчитал размер задолженности исходя из 28 месяцев (3 + 25). Однако, согласно выписке из ЕГРН, право собственности муниципального образования "город Ульяновск" в отношении квартиры N 74 в доме N 56 по улице Пушкарева прекратилось 24.06.2021.
В связи с чем при расчёте задолженности по капитальному ремонту в отношении указанной квартиры следует учитывать 27 месяцев и 24 дня. По подсчету суда первой инстанции размер неосновательного обогащения по квартире N 74 за данный период составил 6 760 руб. 40 коп. Соответственно, общий размер неосновательного обогащения по всем четырем квартирам составляет 30 045,68 руб.
Принимая во внимание установленные обстоятельства и вышеприведенные нормы закона, суд первой инстанции пришел к выводу, что исковые требования ООО "УК Свободный выбор" следует удовлетворить частично и взыскать в пользу истца с ответчика неосновательное обогащение в размере 30 045 руб. 68 коп.
Частью 1 статьи 126, статьи 215 ГК РФ предусмотрено, что муниципальное образование отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим муниципальную казну.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ст. 125 ГК РФ).
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 3 Устава муниципального образования "город Ульяновск", утвержденного решением Ульяновской городской Думы от 23.09.2014 N 119, к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, то есть муниципального образования "город Ульяновск".
В соответствии с Положением об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы N 90 от 24.05.2006 с изменениями, внесенными Решением Ульяновской городской думы от 29.09.2021 N 183, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска (действующее на сегодняшний день наименование) является отраслевым органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Ульяновской области, в области жилищно-коммунального хозяйства, защиты населения и территории муниципального образования "город Ульяновск" от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны, энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
От имени муниципального образования "город Ульяновск" по специальному поручению администрации города Ульяновска Управление: представляет интересы собственника муниципального жилищного фонда на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, заключает договоры управления многоквартирными жилыми домами с управляющими организациями от имени собственника муниципальных жилых помещений (п. 4.8.1 Положения).
Кроме того, к функциям данного Управления относятся вопросы подготовки решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, согласование администрацией города Ульяновска акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Принимая во внимание разъяснения, приведенные в пунктах 13, 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", суд первой инстанции указал, что надлежащим ответчиком по настоящему иску является именно Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Управление ЖКХ является ненадлежащим ответчиком в рассматриваемом деле, судом апелляционной инстанции отклоняются в силу следующего.
Ведомственная структура расходов бюджета муниципального образования "Город Ульяновск", утвержденная решением Ульяновской Городской Думы N 57 от 09.12.2020 "Об утверждении бюджета муниципального образования "Город Ульяновск" на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" не предусматривает Управление имущественных отношений получателем бюджетных средств на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за площади помещений, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с Положением об Управлении жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска, утвержденным решением Ульяновской Городской Думы N 90 от 24.05.2006, Управление ЖКХ и благоустройства является органом Администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению и решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий.
Согласно ведомственной структуре расходов бюджета муниципального образования "Город Ульяновск" на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной решением Ульяновской Городской Думы от 09.12.2020 N 57, получателем бюджетных средств на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за площади помещений, находящихся в муниципальной собственности, на капитальный ремонт муниципального жилищного фонда, на капитальный ремонт жилищного фондами является Управление ЖКХ и благоустройства.
Согласно пункту 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Частью 1 статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее -Закон N 131-ФЗ) установлено, что исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 37 Закона 131-ФЗ).
В соответствии с Положением об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, утвержденным решением Ульяновской Городской Думы N 90 от 24.05.2006, Управление ЖКХ и благоустройства (действующее на сегодняшний день наименование) является органом Администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий. От имени муниципального образования "Город Ульяновск" по специальному поручению Администрации города Ульяновска: представляет интересы собственника муниципального жилищного фонда на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, заключает договоры управления многоквартирными жилыми домами с управляющими организациями от имени собственника муниципальных жилых помещений.
Кроме того, к функциям данного Управления ЖКХ относятся вопросы подготовки решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, согласование Администрацией города Ульяновска акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Из приведенных норм следует, что именно Управление ЖКХ, как представитель собственника спорных жилых помещений (муниципального образования "Город Ульяновск"), обязано внести истцу, как владельцу специального счета, взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за спорный период.
Таким образом, муниципальное образование "Город Ульяновск" в лице Управления ЖКХ является надлежащим ответчиком по настоящему делу, в связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении иска к первому ответчику.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявителем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые были бы не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводов суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона, не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают нарушений судом норм права, в связи с чем не имеется оснований для отмены судебного акта.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора в данном конкретном случае исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оснований для отмены судебного акта по приведенным доводам жалобы и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26 августа 2022 года по делу N А72-15510/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.А. Копункин |
Судьи |
С.Ш. Романенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-15510/2021
Истец: ООО "УК "Свободный выбор", ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ СВОБОДНЫЙ ВЫБОР"
Ответчик: МО "город Ульяновск" в лице Управления ЖКХ администрации города Ульяновска, УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА
Третье лицо: "Город Ульяновск" в лице Администрации города Ульяновска, МО "Город Ульяновск" в лице Администрации города Ульяновска, УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ, ЭКОНОМИКИ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА, ФОНД МОДЕРНИЗАЦИИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Фонд модернизации ЖКК Ульяновской области