город Воронеж |
|
27 октября 2022 г. |
Дело N А14-9139/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 октября 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Судьи Ушаковой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шиловой А.В.,
при участии:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области: Качкина И.В., представителя по доверенности N ДЧ/6066/22 от 24.08.2022 (до перерыва);
от Департамента социальной защиты Воронежской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от общества с ограниченной ответственностью "Информзащита": Перевозчиковой С.С., представителя по доверенности N 1 от 27.06.2022;
от Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от общества с ограниченной ответственностью "ТЕХНОМАРКЕТ": Киселя Н.Н., представителя по доверенности от 29.06.2022 (после перерыва);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (ОГРН 1033600046908, ИНН 3664022568) на определение Арбитражного суда Воронежской области от 29.06.2022 об отказе в отмене обеспечительных мер по делу N А14-9139/2022 по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (ОГРН 1033600046908, ИНН 3664022568) об отмене ранее принятых обеспечительных мер по делу по заявлению Департамента социальной защиты Воронежской области (ОГРН 1093668028574, ИНН 3664098260) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области, (ОГРН 1033600046908, ИНН 3664022568) о признании незаконным решения от 30.05.2022 по делу N 036/06/31-538/2022 и предписания от 30.05.2022 по делу N 036/06/31-538/2022, вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области,
при участии третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Информзащита" (ОГРН 1053600175661, ИНН 3662097504), Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области (ОГРН 1093668028299, ИНН 3666159455), общества с ограниченной ответственностью "ТЕХНОМАРКЕТ" (ОГРН 1023601540775, ИНН 3664038430),
УСТАНОВИЛ:
Департамент социальной защиты Воронежской области (далее - ДСЗ ВО, заявитель) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России, антимонопольный орган), обществу с ограниченной ответственностью "Информзащита" (далее - ООО "Информзащита"), Управлению по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области (далее - УРКС ВО), обществу с ограниченной ответственностью "ТЕХНОМАРКЕТ" (далее - ООО "ТЕХНОМАРКЕТ") о признании незаконным полностью решения Воронежского УФАС России от 30.05.2022, изготовленного в окончательной форме 01.06.2022, по делу N 036/06/31-538/2022 о признании обоснованной жалобы ООО "Информзащита" на действия ДСЗ ВО при проведении электронного аукциона (номер извещения 0131200001022004044) и признании недействительным полностью предписания Воронежского УФАС России от 30.05.2022 по результатам рассмотрения жалобы ООО "Информзащита" на действия ДСЗ ВО при проведении электронного аукциона (номер извещения 0131200001022004044).
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 08.06.2022 заявление принято судом к производству, назначены предварительное судебное заседание и судебное разбирательство по делу.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 08.06.2022 приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия предписания Воронежского УФАС России от 30.05.2022 по делу N 036/06/31-538/2022. Отказано в приостановлении решения Воронежского УФАС России от 30.05.2022 по делу N 036/06/31-538/2022.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 17.06.2022 отменены обеспечительные меры в виде приостановления действия предписания Воронежского УФАС России от 30.05.2022 по делу N 036/06/31-538/2022, в связи с тем, что оспариваемое предписание было фактически исполнено до подачи заявления о его приостановлении.
ДСЗ ВО подал заявление, в котором просил о принятии обеспечительных мер в виде приостановления определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения государственного контракта по итогам проведения электронного аукциона (номер извещения 0131200001022004044) и об обязании Воронежского УФАС России направить оператору специализированной электронной площадки ООО "РТС-тендер", УРКС ВО требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения государственного контракта (номер извещения 0131200001022004044).
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 17.06.2022 приняты обеспечительные меры в виде запрета определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения государственного контракта по итогам проведения электронного аукциона (номер извещения 0131200001022004044) до вступления в законную силу итогового судебного акта.
Антимонопольным органом подано ходатайство об отмене принятых определением Арбитражного суда Воронежской области от 17.06.2022 обеспечительных мер.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 29.06.2022 Воронежскому УФАС России отказано в удовлетворении ходатайства об отмене обеспечительных мер.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Воронежское УФАС России обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просило обжалуемое определение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отменить обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Воронежской области от 17.06.2022.
Через электронный сервис подачи документов "Мой Арбитр" от ООО "Информзащита" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество просило обжалуемое определение отменить.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 13.10.2022 ДСЗ ВО, УРКС ВО, ООО "Информзащита" явку полномочных представителей не обеспечили.
Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения указанных лиц о месте и времени судебного заседания, апелляционная жалоба была рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ВоронежскогоУФАС России и ООО "Информзащита" поддержали доводы апелляционной жалобы, считая определение незаконным и необоснованным, полагая, что оно принято с нарушением норм материального и процессуального права, а также при неполном выяснении обстоятельств дела, просили суд его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании судом апелляционной инстанции в порядке статей 163, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ был объявлен перерыв до 20.10.2022.
Информация о перерыве в судебном заседании была размещена на официальном сайте Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда (http://19aas.arbitr.ru/) и в картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru).
В продолженное после перерыва в том же судебном составе судебное заседание явились представители ООО "Информзащита" и ООО "ТЕХНОМАРКЕТ", иные лица, участвующие в деле, явку полномочных представителей не обеспечили. Заявлений, ходатайств, дополнений не поступило.
Представитель ООО "Информзащита" доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал, считая обжалуемое определение незаконным и необоснованным, а жалобу - подлежащей удовлетворению.
Представитель ООО "ТЕХНОМАРКЕТ" возражал против доводов апелляционной жалобы, считая обжалуемое определение законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционные жалобы на определения арбитражного суда первой инстанции подаются в арбитражный суд апелляционной инстанции и рассматриваются им по правилам, предусмотренным для подачи и рассмотрения апелляционных жалоб на решения арбитражного суда первой инстанции, с особенностями, предусмотренными в части 3 статьи 39 АПК РФ и части 3 статьи 272 АПК РФ.
Апелляционные жалобы на определения арбитражного суда первой инстанции, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются судьей арбитражного суда апелляционной инстанции единолично (часть 2 статьи 272 АПК РФ).
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, апелляционный суд приходит к выводу об отмене обжалуемого судебного акта. При этом суд исходит из следующего.
Из материалов дела усматривается, что в реестр Государственных информационных систем Воронежской области внесена Единая информационная система персонифицированного учета граждан в органах социальной защиты населения Воронежской области (далее - ГИС ЕИС), дата внесения сведений о регистрации в реестр 16.03.2015, номер реестровой записи 2015031603.
Согласно Реестру в ГИС ЕИС осуществляется персонифицированный учет граждан, получающих меры социальной защиты (поддержки), учёт предоставленных мер социальной защиты (поддержки).
Наименование заказчика ГИС ЕИС - ДСЗ ВО.
Наименование оператора ГИС ЕИС - ДСЗ ВО.
В соответствии с пунктом 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон о защите информации) ДСЗ ВО обязан обеспечить защиту информации, содержащейся в ГИС ЕИС, от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий.
Обязанность по обеспечению безопасности персональных данных в ГИС ЕИС возложена на ДСЗ ВО (статьи 3, 19 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных").
16.05.2022 ДСЗ ВО в единой информационной системе в сфере закупок разместил извещение о проведении закупки в форме электронного аукциона на оказание услуг по технической поддержке системы защиты информации ГИС "Единая информационная система персонифицированного учета граждан в органах социальной защиты населения Воронежской области" и защищенной корпоративной сети передачи данных" (номер извещения 0131200001022004044).
ДСЗ ВО определена цель оказания услуг - обеспечение штатного бесперебойного функционирования комплексов средств автоматизации (КСА) ГИС "Единая информационная система персонифицированного учета граждан в органах социальной защиты населения Воронежской области" и защищенной корпоративной сети передачи данных ДСЗ ВО, обеспечение работоспособности имеющихся межсетевых взаимодействий с участвующими в информационном обмене организациями (пункт 3 Технического задания).
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется путём проведения электронного аукциона.
В Воронежское УФАС России поступила жалоба ООО "Информзащита" на действия ДСЗ ВО при проведении электронного аукциона на услуги по технической поддержке системы защиты информации ГИС "Единая информационная система персонифицированного учета граждан в органах социальной защиты населения Воронежской области" и защищенной корпоративной сети передачи данных (номер извещения 0131200001022004044).
Комиссия Воронежского УФАС России, считая, что в случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе и руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решила:
1. Признать жалобу ООО "Информзащита" на действия ДСЗ ВО при проведении электронного аукциона (номер извещения 0131200001022004044) обоснованной.
2. Признать в действиях ДСЗ ВО нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что на участие в закупке было подано две заявки (в том числе от ООО "Информзащита", которая в последствии была отклонена комиссией УРКС ВО), была достигнута экономия в 26,50%, предписание о внесении изменений в документацию не выдавать.
4. Ввиду нарушений допущенных ДСЗ ВО, вследствие которых незаконно была отклонена заявка ООО "Информзащита", комиссии УРКС ВО выдать предписание об устранении допущенного нарушение части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для рассмотрения вопроса привлечения виновных должностных лиц к административной ответственности.
На основании вынесенного решения Комиссия Воронежского УФАС России по контролю в сфере закупок заказов вынесла предписание, которым обязала:
1. Ввиду нарушений допущенных ДСЗ ВО, вследствие которых незаконно была отклонена заявка ООО "Информзащита", комиссии УРКС ВО устранить нарушение части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
2. Комиссии УРКС ВО отменить протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.05.2022 N ИЭА1, рассмотреть заявки с учетом нарушений выявленных и указанных в решении от 30.05.2022 по делу N 036/06/31-538/2022, без учета требования о наличии лицензии ФСТЭК России на деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации, выданная в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 N171, в части разработки защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации.
3. ДСЗ ВО отозвать направленный на подписание проект контракта.
4. ДСЗ ВО и Комиссии УРКС ВО обеспечить надлежащее исполнение настоящего предписания и в срок до 11.06.2022 предоставить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области доказательства его исполнения в письменном виде.
5. Оператору специализированной электронной площадки ООО "РТС-тендер" обеспечить выполнение действий, указанных в настоящем предписании.
Согласно имеющимся документам в деле данное предписание исполнено.
Не согласившись с принятым решением и предписанием ДСЗ ВО обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании решения и предписания не законными, одновременно заявив ходатайство о принятии обеспечительных мер.
Воронежским УФАС России заявлено ходатайство об отмене обеспечительных мер, ввиду того, что заявление ДСЗ ВО не обосновано, а также в связи с поступлением 09.06.2022 в Воронежское УФАС России уведомления от УРКС ВО и ДСЗ ВО об исполнении предписания, согласно которому 02.06.2022 протокол подведения итогов отменен, заявки пересмотрены и 07.06.2022 размещен новый протокол подведения итогов, которым был определен победитель и которому заказчик обязан в течении 5 дней то есть не позднее 13.06.2022 направить проект контракта (иное является нарушением, влекущим административную ответственность).
Арбитражным судом Воронежской области определение о принятии обеспечительных мер отменено и одновременно вынесено определение о принятии обеспечительных мер в виде запрета определения поставщика в части заключения контракта.
Воронежское УФАС России ходатайствовало об отмене указанных обеспечительных мер в виде запрета определения поставщика в части заключения контракта.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 29.06.2022 в отмене обеспечительных мер по делу N А14-9139/2022 отказано.
Полагая указанное определение незаконным и необоснованным, Воронежское УФАС России обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 90 АПК РФ арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных АПК РФ, и иного лица может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).
Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 91 АПК РФ обеспечительными мерами могут быть запрещение ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора.
В абзацах 1 - 3 пункта 9, абзацах 2 и 9 пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" разъяснено, что при применении обеспечительных мер арбитражный суд исходит из того, что в соответствии с частью 2 статьи 90 АПК РФ обеспечительные меры допускаются на любой стадии процесса в случае наличия одного из следующих оснований:
1) если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации;
2) в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Затруднительный характер исполнения судебного акта либо невозможность его исполнения могут быть связаны с отсутствием имущества у должника, действиями, предпринимаемыми для уменьшения объема имущества.
В целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами.
Арбитражным судам следует учитывать, что обеспечительные меры являются ускоренным средством защиты, следовательно, для их применения не требуется представления доказательств в объеме, необходимом для обоснования требований и возражений стороны по существу спора. Обязательным является представление заявителем доказательств наличия оспоренного или нарушенного права, а также его нарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 97 АПК РФ обеспечение иска по ходатайству лица, участвующего в деле, может быть отменено арбитражным судом, рассматривающим дело.
Согласно пункту 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" ответчик, иные лица, участвующие в деле, а также лица, чьи права и интересы нарушены в результате применения обеспечительных мер, после получения определения арбитражного суда о применении обеспечительных мер вправе обратиться с ходатайством об их отмене в суд, их применивший, в порядке, предусмотренном статьей 97 АПК РФ, представив объяснения по существу примененных мер, на основании которых суд повторно проверяет наличие оснований, установленных частью 2 статьи 90 АПК РФ, и оценивает отношения на предмет соответствия критериям, указанным в пункте 10 настоящего постановления.
С учетом сбалансированной оценки доводов заявителя и ответчика суд отказывает в отмене обеспечительных мер либо выносит определение об их отмене.
Меры по обеспечению иска принимаются судом с учетом конкретных обстоятельств дела, подтвержденных доказательствами по правилам части 1 статьи 65 АПК РФ.
Аргументируя необходимость отмены обеспечительных мер, Воронежское УФАС России указывало на то, что обеспечительные меры направлены не на обеспечение иска, а на разрешение спорных отношений по существу без выяснения всех обстоятельств дела. Обеспечительные меры, о принятии которых заявлено ДСЗ ВО, фактически устанавливают правовые последствия, которые возникли бы в случае удовлетворения искового требования. Антимонопольный орган полагает, что обеспечительные меры фактически являются предрешающими разрешение спора, в связи с чем, не отвечают понятию обеспечительных мер, закрепленному АПК РФ.
Рассмотрев заявление об отмене обеспечительных мер, арбитражный суд апелляционной инстанции, находит доводы Воронежского УФАС России об отмене обеспечительных мер обоснованными, в связи с чем спорные обеспечительные меры подлежат отмене.
Вывод арбитражного суда области о том, что принятые обеспечительные меры в виде запрета заключения контракта связаны с предметом спора, соразмерны ему и обеспечивают баланс интересов сторон, а также направлены на закрепление существующего состояния отношений, предотвращают возникновение значительных убытков, связанных с оказанием дорогостоящих услуг по технической поддержке системы защиты информации ГИС "Единая информационная система персонифицированного учета граждан в органах социальной защиты населения Воронежской области" и защищенной корпоративной сети передачи данных, сделан без учета обстоятельств дела.
Как установлено судебной коллегией, 09.06.2022 в Воронежское УФАС России поступило уведомление от УРКС ВО и ДСЗ ВО об исполнении предписания, согласно которому 02.06.2022 протокол подведения итогов отменен, заявки пересмотрены и 07.06.2022 размещен новый протокол подведения итогов, которым был определен победитель и которому заказчик обязан в течении 5 дней то есть не позднее 13.06.2022 направить проект контракта (иное является нарушением, влекущим административную ответственность).
Таким образом, фактически исполнить определение в виде запрета определения поставщика невозможно, поскольку по состоянию на 17.06.2022 победитель определен и ему направлен проект контракта.
В связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу, что сохранение испрашиваемых обеспечительных мер является нецелесообразным и не обеспечивает фактическую реализацию целей обеспечительных мер в рамках заявленных требований.
На основании изложенного, и в связи с тем, что арбитражным судом области при разрешении спора установлены все фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, но неверно применены нормы процессуального права и соответствующие разъяснения (статьи 65, 71, 90, 91, 97, 99, 168, 170 АПК РФ), что повлияло на правильность выводов суда относительно отсутствия оснований для отмены спорных обеспечительных мер, определение Арбитражного суда Воронежской области от 29.06.2022 об отказе в отмене обеспечительных мер подлежит отмене.
При этом суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктами 3, 4 части 1 статьи 270 АПК РФ, считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт по данному спору, удовлетворив ходатайство Воронежского УФАС России об отмене принятых определением Арбитражного суда Воронежской области от 17.06.2022 обеспечительные меры в виде запрета определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения государственного контракта по итогам проведения электронного аукциона (номер извещения 0131200001022004044).
Руководствуясь статьями 97, 266 - 268, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Воронежской области от 29.06.2022 об отказе в отмене обеспечительных мер по делу N А14-9139/2022 отменить.
Ходатайство Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (ОГРН 1033600046908, ИНН 3664022568) об отмене обеспечительных мер удовлетворить.
Отменить принятые определением Арбитражного суда Воронежской области от 17.06.2022 обеспечительные меры в виде запрета определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения государственного контракта по итогам проведения электронного аукциона (номер извещения 0131200001022004044).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в месячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.В. Ушакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-9139/2022
Истец: Департамент социальной защиты Воронежской области
Ответчик: ООО "Информзащита", ООО "ТЕХНОМАРКЕТ", Управление по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области, УФАС по Воронежской области
Хронология рассмотрения дела:
20.09.2023 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3265/2023
05.04.2023 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4901/2022
22.11.2022 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-9139/2022
27.10.2022 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4901/2022