г. Санкт-Петербург |
|
28 октября 2022 г. |
Дело N А26-2061/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: Чечетка С.С. (до и после перерыва)
при участии:
от заявителя: Ульбакова Н.С. по доверенности от 25.03.2021 (до перерыва), не явился, извещен надлежащим образом (после перерыва)
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом (до и после перерыва)
от 3-го лица: Береснев Д.С. по доверенности от 20.01.2022 (до перерыва), не явился, извещен надлежащим образом (после перерыва)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29668/2022) АО "ПКС - Водоканал" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.07.2022 по делу N А26-2061/2022, принятое
по заявлению АО "ПКС - Водоканал"
к Государственному комитету Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору
3-е лицо: ООО "Гарантия-Плюс"
об оспаривании предписания
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Петрозаводские коммунальные системы - Водоканал" (ОГРН: 1141001014330, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Гоголя, д. 60, далее - АО "ПКС-Водоканал", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственному комитету Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (ОГРН: 1091001011265, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Фридриха Энгельса, д. 4, далее - административный орган, Комитет) о признании недействительным предписания от 15.02.2022 N 119/4415, которым Обществу предписано в целях обеспечения соблюдения обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, в соответствии со статьей 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" необходимо устранить, с учетом Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N261), Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), по адресу: г. Петрозаводск, пр. Октябрьский, дом 54, выполнить корректировку платы собственникам/нанимателям помещений в МКД, выставленной в ноябре 2021 по строке "установка ОДПУ ХВС" в размере 1,04 руб./кв.м., путем исключения данной платы.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Гарантия-Плюс" (ОГРН: 1051000005759, адрес: 185001, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Советская,, д. 31, пом. 15, далее - ООО "Гарантия-Плюс", третье лицо).
Решением от 29.07.2022 суд первой инстанции в удовлетворении заявления АО "ПКС-Водоканал" отказал.
Не согласившись с решением суда, АО "ПКС-Водоканал" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании 18.10.2022 представители АО "ПКС-Водоканал" и ООО "Гарантия-Плюс" поддержали доводы апелляционной жалобы заявителя.
В судебном заседании объявлен перерыв до 24.10.2022.
АО "ПКС-Водоканал" и ООО "Гарантия-Плюс", извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, после перерыва своих представителей в суд не направили.
Комитет, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд до и после перерыва не направил, в связи с чем, дело рассмотрено после перерыва в отсутствие сторон и третьего лица в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, в период с 21.01.2022 по 15.02.2022 на основании решения N 119/Р/1040 от 20.01.2022 Комитетом проведена документарная проверка в рамках регионального государственного жилищного надзора. По результатам проверки составлен акт от 15.02.2022 N 119/А/1040, которым выявлено нарушение части 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, части 2 статьи 154, части 7 статьи 156 ЖК РФ.
15.02.2022 предписанием N 119/4415 о прекращении, устранении выявленных нарушений обязательных требований, проведении мероприятий по обеспечению их соблюдения Обществу предписано в течение 20 дней с момента получения выполнить корректировку платы собственникам/нанимателям помещений в МКД, выставленной в ноябре 2021 по строке "установка ОДПУ ХВС" в размере 1,04 руб./кв.м., путем исключения данной платы.
Не согласившись с указанным предписанием, которое, по мнению заявителя, является незаконным и нарушающим его права и законные интересы, АО "ПКС-Водоканал" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал, придя к выводу о том, что обязанность по компенсации расходов ресурсоснабжающей организации по установке общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов лежит на управляющей организации.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на апелляционную жалобу, выслушав представителей заявителя и третьего лица, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Частью 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ установлено, что потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно части 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу названного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В случае невыполнения собственниками помещений этой обязанности Закон N 261-ФЗ обязал соответствующие ресурсоснабжающие организации оснастить приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми они осуществляют, объекты, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям, а лиц, не оснастивших в установленный срок объекты приборами учета используемых энергетических ресурсов, - оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
В пункте 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ предусмотрено, что граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанности, предусмотренные частями 5 - 6.1 статьи 13 Закона об энергосбережении, если это потребовало от ресурсоснабжающих организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
Следовательно, расходы ресурсоснабжающей организации по оснащению многоквартирных жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов подлежат взысканию за счет собственников помещений в многоквартирных домах.
Как следует из статей 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), для решения вопросов пользования и надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг собственники помещений в этом доме могут выбрать управляющую организацию, которая отвечает перед ними за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
Услуги управляющей организации должны соответствовать требованиям Правил N 491.
Согласно пункту 5 подпункту "ж" пункта 10, подпункту "к" пункта 11 и подпункту "а" пункта 28 Правил N 491 общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся и общедомовые приборы учета воды, должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства об энергосбережении. Содержание общего имущества включает в себя также обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета воды.
В соответствии с частью 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "Гарантия-Плюс" осуществляет управление многоквартирным домом N 54 по пр. Октябрьскому в г. Петрозаводске с 01.05.2007 на основании договора управления, заключенного с собственниками помещений дома и лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами N 54 от 30.04.2015, информация о котором размещена для доступа неопределенного круга лиц в государственной информационной системе ГИС ЖКХ.
25.02.2013 МКД впервые оборудован ОДПУ ХВС СТВУ-50 N 017886, что подтверждается актом от 25.02.2013. Межповерочный интервал составляет 6 лет, срок поверки - 22.09.2019 г.
05.06.2015 в МКД произведена замена на ОДПУ ХВС ВСХН-50 N 14534803, что подтверждается актом от 05.06.2015. Межповерочный интервал - 6 лет, срок поверки - 16.03.2021.
16.07.2021 АО "ПКС-Водоканал" направило в адрес ООО "Гарантия-Плюс" письмо N 131.04-2-1/4145 о необходимости управляющей организации принять меры по поверке или замене ОДПУ ХВС, ввиду того, что в МКД истек срок межповерочного интервала.
В связи с тем, что управляющей организацией не были проведены работы по поверке, либо замене ОДПУ ХВС, АО "ПКС-Водоканал" оборудовал МКД новым ОДПУ ХВС.
22.07.2021 в МКД произведена замена на ОДПУ ХВС СТВУ-50 дг N 350327949, что подтверждается актом от 22.07.2021 (л.д.21).
Таким образом, АО "ПКС-Водоканал" самостоятельно выполнило работы по замене общедомового прибора учета.
Учитывая изложенное, апелляционный суд признает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что именно с управляющей компании как специализированной коммерческой организации, осуществляющей управление многоквартирным домом от лица собственников, ресурсоснабжающая организация в лице АО "ПКС-Водоканал" и должна взыскивать плату за установку ОДПУ ХВС.
Довод апелляционной жалобы о том, что ресурсоснабжающая организация, осуществившая оснащение многоквартирных жилых домов приборами учета, вправе взыскать напрямую с собственников помещений многоквартирного жилого дома денежные средства в возмещение своих расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета путем выставления соответствующих счетов, в случае, если данные расходы не были учтены в составе платы за содержание и ремонт общего имущества, подлежит отклонению апелляционным судом.
В соответствии с пунктом 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
Из буквального толкования указанной нормы следует, что граждане - собственники помещений в МКД должны выразить согласие на оплату таких расходы единовременно.
В случае выбора собственниками помещений МКД управляющей организации именно эта организация, как лицо, ответственное за содержание МКД, обеспечивающее соблюдение требований законодательства об энергосбережении, должна предпринять все необходимые меры для своевременной установки ОДПУ используемых энергетических ресурсов, и является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку этих приборов учета. Указанный вывод соответствует разъяснениям, данным Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре судебной практики N 4(2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015.
При изложенных обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Излишне уплаченная Обществом государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29 июля 2022 года по делу N А26-2061/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы - Водоканал" - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета акционерному обществу "Петрозаводские коммунальные системы - Водоканал" излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-2061/2022
Истец: АО "Петрозаводские коммунальные системы - Водоканал"
Ответчик: Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору
Третье лицо: ООО "Гарантия-Плюс"