г. Москва |
|
28 октября 2022 г. |
Дело N А40-85950/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Проценко А.И.,
судей Расторгуева Е.Б., Яремчук Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Вальковым А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по транспорту на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.08.2022 по делу N А40- 85950/22 по иску АО Авиакомпания "ИраЭро" (ИНН 3808091156, ОГРН 1033841003173) к Комитету по транспорту (ОГРН 1027810354516), Федеральному агентству воздушного транспорта (ОГРН 1047796301002) третье лицо: Министерство финансов Российской Федерации о солидарном взыскании задолженности за выполненные субсидируемые перевозки,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Ветров П.В. по доверенности от 25.07.2022;
от ответчика 1: Никифорова В.Н. по доверенности от 10.01.2022;
от ответчика 2: Нестерова Е.О. по доверенности от 28.12.2021;
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
АО Авиакомпания "ИрАэро" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Комитету по транспорту, Федеральному агентству воздушного транспорта о взыскании задолженности за выполненные субсидируемые перевозки за период с октября по декабрь 2019 года в сумме 9 355 944, 60 руб. (с учетом принятых уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04 августа 2022 года исковые требования удовлетворены частично.
Не согласившись с принятым решением, Комитет по транспорту обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, поскольку выводы суда не соответствуют материалам дела, кроме того, при принятии решения по делу, судом нарушены нормы материального и процессуального права.
Представитель Комитета по транспорту доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель Федерального агентства воздушного транспорта просил оставить решение без изменения.
Представитель истца в судебном заседании против доводов жалобы возражал, направил отзыв на жалобу.
Третье лицо, уведомленное судом о времени и месте слушания дела, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет о принятии апелляционной жалобы к производству и назначению к слушанию, в судебное заседание не явилось, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм ст. 156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 04 августа 2022 года на основании следующего.
Как следует из материалов дела, в рамках постановления Правительства Российской Федерации N 1242 от 25.12.2013 г. "О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети" 30.09.2019 г. комиссией Министерства транспорта Российской Федерации одобрен список субсидируемых маршрутов, в который вошел софинансируемый маршрут "Санкт-Петербург-Нижний Новгород-Санкт-Петербург".
Постановлением Правительства РФ N 1242 от 25.12.2013 г. утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети.
Согласно п. 1 Правил субсидии предоставляются на возмещение авиаперевозчикам недополученных доходов от осуществления в текущем году региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети в целях достижения целевых показателей государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы".
Пункт 2 Правил предусматривает понятие софинансируемого маршрута, под которым понимается маршрут, в отношении которого субъектом РФ принято решение о предоставлении авиаперевозчику из бюджета субъекта РФ субсидии на осуществление воздушной перевозки с территории этого субъекта РФ и (или) на его территорию в размере не менее 50% предельного размера субсидии, установленного приложением N 1 к правилам; авиаперевозчиком принято решение об осуществлении воздушной перевозки при условии предоставления субсидии из федерального бюджета в размере не более 50% вышеуказанного предельного размера субсидии.
Таким образом, при выполнении рейсов по софинансируемому маршруту перевозчик получает часть субсидии из федерального бюджета, а часть - из бюджета субъекта РФ.
В соответствии с п. 6 Правил истец направил ответчику 1 обращения от 26.08.2019 г. N 01.22-1418 и от 05.09.2019 г. N 02.11-1419 по вопросу софинансирования авиаперевозок пассажиров по маршрутам "Нижний Новгород-Санкт-Петербург-Нижний Новгород" в 2019-2020 г. в рамках Постановления Правительства РФ N 1242 от 25.12.2013.
По результатам обращений истца ответчиком 1 принято решение о готовности в выделении из средств бюджета Санкт-Петербурга в целях предоставления субсидии на осуществлении авиаперевозок по маршруту "Санкт-Петербург-Нижний Новгород-Санкт-Петербург".
Приказом Федерального агентства воздушного транспорта (ответчик 2) N 999-П от 18.10.2019 г. "О внесении изменения в приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 28.12.2018 г. N 1144-П" данный маршрут включен в список субсидируемых направлений, выполнение которого поручено истцу на период выполнения рейсов с 01.10.2019 по 31.12.2019.
В соответствии с вышеназванными нормативно-правовыми актами в отношении одного субсидируемого маршрута субсидия предоставляется только одному авиаперевозчику.
Предельный размер предоставляемой субсидии из бюджета Санкт-Петербург на один рейс в одном направлении в 2019 г. не может превышать 30% от соответствующего предельного размера субсидии, определенного в постановлении Правительства РФ N 1242 от 25.12.2013 г., в зависимости от количества пассажирских мест на воздушном судне и протяженности маршрута.
Протяженность маршрута, субсидируемого из бюджета Санкт-Петербурга в 2019 году, не должна превышать 1 500 км. в одном направлении с пунктом отправления Санкт-Петербург.
Согласно приложению N 1 к Распоряжению Комитета по транспорту N 81-р от 28.05.2019 г. "О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 21.05.2019 г. N 292" направление Нижний-Новгород вошло в перечень субсидированных маршрутов из бюджета Санкт-Петербурга в 2019 г.
Истец в соответствии с постановлением Правительства РФ N 1242 от 25.12.2013 г., постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 292 от 21.05.2019 г. "О порядке предоставления в 2019 году субсидий организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории РФ" и распоряжением Комитета по транспорту Правительства Санкт-Петербург N 81-р от 28.05.2019 г. "О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 21.05.2019 N 292", приказом Федерального агентства воздушного транспорта N 999-П от 18.10.2019 г. "О внесении изменения в приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 28.12.2018 г. N 1144-П" с октября по декабрь 2019 г. выполнил 69 рейсов по субсидированному маршруту "Санкт-Петербург-Нижний Новгород-СанктПетербург".
Перевозчик отчитался перед ФАВТ о выполненных рейсах.
Отчеты истца проверены ФАВТ и признаны обоснованными, со стороны ФАВТ выплачены субсидии в соответствующей части (с учетом софинансирования) платежными поручениями от 19.12.2019 г. N 308988 на сумму 45 435 545, 90 руб., от 23.12.2019 г. N 340739 на сумму 52 960 697, 53 руб., от 05.02.2020 г. N 487313 на сумму 44 609 069, 42 руб.
ФАВТ подтвердило, что перевозчиком выполнены рейсы и представлены расчеты в полном соответствии с установленными требованиями к субсидируемым перевозкам, каких-либо нарушений, препятствующих выплате субсидий, не допущено.
В порядке п. 14 Правил отчеты о выполненных перевозках за указанный период времени также направлены истцом ответчику 1 в бумажном и электронном виде.
Сумма субсидии за выполненные рейсы по маршруту "Санкт-Петербург - Нижний Новгород-Санкт-Петербург" с октября по декабрь 2019 г. составила 9 355 944, 60 руб.
Истец не получил субсидии от ответчика 1.
В соответствии с приложением N 2 к распоряжению Комитета по транспорту от 28.05.2019 г. N 81-р "О мерах по реализации постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 292 от 21.05.2019 г." определен перечень документов, необходимых для получения субсидии в соответствии с порядком, предоставляемых получателем субсидии, в частности к пакету документов заявитель (истец) должен приложить заверенную копию действующего договора о предоставлении субсидии на осуществление регулярных воздушных перевозок пассажиров по субсидируемому маршруту, заключенного между получателем субсидии и Федеральным агентством воздушного транспорта в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 1242 от 25.12.2013 г.
13.12.2019 г. между истцом (получатель субсидии) и Федеральным агентством воздушного транспорта заключено соглашение N 107-11-2019-271 о предоставлении из федерального бюджета субсидии юридическому лицу в 2019 г.
Между получателем субсидии и агентством заключено дополнительное соглашение N 107-11-2019-271/1 от 26.12.2019 г. к соглашению о предоставлении из федерального бюджета субсидии юридическому лицу в 2019 г. N 107-11-2019-271 от 13.12.2019 г.
27.12.2019 г. истцом в адрес ответчика 1 направлено заявление на предоставление субсидии с приложением пакета документов, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 292 от 21.05.2019 г. и распоряжением Комитета по транспорту N 81-р от 28.05.2019 г. необходимый для получения субсидии.
Не получив ответа на заявление от 27.12.2019 г., истец повторно 29.01.2020 г. направил в адрес ответчика 1 обращение N 18.20-0300 по вопросу заключения с истцом соглашения о предоставлении субсидии в 2019 г. на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации.
16.03.2020 г. истцом получен ответ от ответчика 1 N 0109-3547/2001 от 04.03.2020 г. в котором указано, что постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.05.2019 г. N 292 Порядок определен для предоставления субсидий организациям воздушного транспорта в 2019 г., прием документов для предоставления субсидии был возможен исключительно в 2019 г.
Заявление авиакомпании подано в Комитет письмом от 29.01.2020 г. N 18.20-0300, т.е. по истечении периода, в котором действовало постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.05.2019 N 292.
В связи с этим обстоятельством ответчик 1 отказал истцу заключить соглашение о предоставлении субсидии в 2019 г. на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации.
Не согласившись с ответом ответчика 1 N 0109-3547/2001 от 04.03.2020 г. об отказе в заключении соглашения о предоставлении субсидии в 2019 г., истцом в адрес ответчика 1 направлено письмо N 18.20-0300 от 29.10.2020 г. с просьбой принять заявление о предоставлении субсидии с приложенным пакетом документов согласно установленным требованиям в рамках постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 292 от 21.05.2019 г. и распоряжением Комитета по транспорту N 81-р от 28.05.2019 г. и заключить с истцом соглашение о предоставлении субсидии в 2019 г.
Также в указанном письме истец пояснил, что задержка передачи полного пакета для заключения соглашения о предоставлении субсидии в 2019 г., вызвана поздним заключением соглашения N 107-11-220-271 от 13.12.2019 г. о предоставлении из федерального бюджета субсидии юридическому лицу в 2019 г., данное обстоятельство обусловлено тем, что в течении всего 2019 г. между истцом и ответчиком 2 шли судебные разбирательства, не позволявшие заключить указанное соглашение.
Ответа на письмо истца N 18.20-0300 от 29.10.2020 г. со стороны ответчика 1 не последовало, в связи с чем, истцом 18.03.2021 г. в адрес ответчика 1 направлена претензия N 04.20-0731 с требованием произвести оплату задолженности за выполненные субсидированные перевозки с октября по декабрь 2019 г. в сумме 9 355 944, 60 руб., которая оставлена без ответа и удовлетворения.
Истцом указано, что учитывая, что субсидия носит компенсационный характер и выплачивается авиаперевозчику в целях возмещения части затрат, связанных с обеспечением воздушной перевозки пассажиров-граждан Российской Федерации по согласованным с Росавиацией маршрутам, истец осуществил перевозку пассажиров в период с 01.10.2019 по 31.12.2019, в то время как ответчики не исполнили обязательство по выплате субсидий при наличии полного пакета документов, установленных требованиям в рамках постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 292 от 21.05.2019 г. и распоряжением Комитета по транспорту N 81-р от 28.05.2019 г.
20.01.2022 г. истцом в адрес ответчика 2 направлена претензия с требованием об уплате задолженности за выполненные субсидированные перевозки с октября 2019 г. по декабрь 2019 г. в сумме 9 355 944, 60 руб. в тридцатидневный срок с момента получения претензии, которая оставлена без удовлетворения.
Таким образом, поскольку требования, указанные в претензиях об уплате задолженности за выполненные субсидированные перевозки с октября 2019 г. по декабрь 2019 г. в сумме 9 355 944, 60 руб. ответчиками оставлены без удовлетворения истец обратился с настоящим иском в суд.
В соответствии с ч. 1 и ч. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не 6 предусмотрено законом или иными правовыми актами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с ч. 2 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов); из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации; из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Согласно ч. 3 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за 7 исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также результаты их предоставления; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); положения об осуществлении в отношении получателей субсидий и лиц, указанных в п. 5 настоящей статьи, проверок главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидии, соблюдения ими порядка и условий предоставления субсидий, в том числе в части достижения результатов их предоставления, а также проверок органами государственного (муниципального) финансового контроля в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 настоящего Кодекса.
Исходя из положений статей 69 и 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг являются безвозмездными и безвозвратными бюджетными ассигнованиями, имеющими целевой характер - возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг хозяйствующими субъектами.
Согласно п. 2 Порядка предоставления в 2019 г. субсидий организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 292 от 21.05.2019 г., субсидии предоставляются на основании заключенного договора. Требования к получателям субсидий установлены п. 2.1 Порядка.
Истец как авиаперевозчик, осуществляющий по субсидируемым маршрутам, отвечало признакам получателя субсидий при заключении соответствующего соглашения.
Полное соответствие истца всем требованиям и условиям, необходимым для получения субсидий, подтверждается включением маршрутов, по которым перевозчиком выполнялись перевозки, в перечень субсидируемых маршрутов ФАВТ, принятием всех отчетных документов ФАВТ, выплатой субсидий со стороны ФАВТ (в своей части).
Принятие отчетных документов перевозчика ФАВТ и выплата субсидий, подтверждают также факт выполнения рейсов по соответствующим маршрутам.
Из письма ответчика 1 от 25.09.2019 N 01-09-27800/1901 следует, что со стороны ответчика 1 имелась воля на заключение соглашения и выплату субсидий.
Направленные истцом 12.12.2019 г. отчеты о выполнении субсидируемых рейсов за октябрь и ноябрь 2019 г., а также 10.01.2020 г. за декабрь 2019 г. в адрес ответчика 1 не возвращены.
Ответчик 1 в письме N 0109-3547/2001 от 04.03.2020 г. в качестве основания для отказа в заключении соглашение о предоставлении субсидии в 2019 г. на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации указал, что заявление истца подано по истечении периода, в котором действовало постановление Правительства Санкт-Петербурга N 292 от 21.05.2019 г.
Заявление на предоставление субсидии с приложением пакета документов, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 292 от 21.05.2019 г. и распоряжением Комитета по транспорту N 81-р от 28.05.2019 г., необходимый для получения субсидии направлено 27.12.2019 г. истцом в адрес ответчика 1.
Таким образом, с учётом изложенного, суд первой инстанции указал, что оснований для отказа в заключении соглашения о предоставлении субсидии в 2019 г. на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и, следовательно, в выплате субсидий не имелось. Согласно п. 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм БК РФ" в случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (п. 4 ст. 83 БК РФ) и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
В соответствии со ст. 16.1 ГК РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.
Согласно п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ", возможность компенсации вреда, причиненного правомерными действиями государственных органов, в частности, предусмотрена п. 5 ст. 790 ГК РФ. Публично-правовое образование, предусматривая льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, принимает на себя обязанность в порядке и на условиях, предусмотренных соответствующими нормативно-правовыми актами компенсировать перевозчику его расходы, возникшие в связи с осуществлением такой перевозки.
При этом перевозчик, фактически осуществлявший перевозки с взиманием льготной провозной платы, имеет право на компенсацию своих расходов при условии соответствия требованиям, которые установлены нормативно-правовым актом, определяющим условия предоставления субсидий в соответствующий период, вне зависимости от возможности представления формальных доказательств соответствия на момент обращения за возмещением субсидий.
Право авиаперевозчика на возмещение части недополученных доходов от осуществления региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации предусмотрено Правилами N 1242 (утв. постановлением Правительства Российской Федерации N 1242 от 25.12.2013 г.), которые также определяют порядок его реализации.
Кроме того, названные Правила N 1242 предусматривают утверждение комиссией Министерства транспорта Российской Федерации с участием представителей Федерального агентства воздушного транспорта перечня субсидируемых маршрутов на основании представленных авиаперевозчиками заявлений, а также заключение с перевозчиками договора о предоставлении субсидий, предусматривающего обязанности авиаперевозчика обеспечить продажу билетов по стоимости, не превышающей размера специального тарифа, на все места в салоне экономического класса на воздушные перевозки по субсидируемым маршрутам, а также осуществлять воздушные перевозки по субсидируемому маршруту в соответствии с заявлением.
При этом, из материалов дела установлено, что данных о том, что субсидирование авиаперевозок по специальным тарифам было прекращено в спорный период, в материалы дела ответчиком 1 не представлено.
Материалами дела подтверждается осуществление истцом перевозки пассажиров на основании заключенного с ФАВТ соглашения по специальным тарифам. Получение истцом субсидий из федерального бюджета в связи с осуществлением данной деятельности лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
В период осуществления перевозок истец представлял ответчику 1 документы отчетности о выполненных рейсах, которые являлись достаточными для подтверждения права на возмещение, расчет и выплату субсидий.
На протяжении всего периода осуществления данной деятельности истец соответствовал требованиям, предусмотренным указанным нормативно-правовым актом.
В связи с чем, арбитражный суд указал, что основания для отказа в предоставлении субсидий, предусмотренные Порядком предоставления в 2019 г. субсидий организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 292 от 21.05.2019 г. не имелось.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что истец имеет право на возмещение неполученных доходов от осуществления авиаперевозок по субсидируемым маршрутам в период с октября 2019 года по декабрь 2019 года в части, софинансируемой из бюджета Санкт-Петербурга.
При таких обстоятельствах, требование о возмещении задолженности заявленное истцом судом удовлетворено в отношении ответчика 1, с Комитета по транспорту взысканы в возмещение субсидии денежные средства, при этом, поскольку Росавиация в своей части выплатила субсидию истцу, исковые требования к ответчику 2 суд первой инстанции оставил без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело повторно, проверив правильность выводов суда первой инстанции и обоснованность доводов апелляционной жалобы, полагает, что она не подлежит удовлетворению, а решение арбитражного суда отмене, по следующим основаниям.
Довод заявителя жалобы о том, что включение маршрутов, по которым АО Авиакомпания "ИрАэро" выполнялись перевозки, в перечень субсидируемых маршрутов Федеральным агентством воздушного транспорта, принятие отчетных документов АО Авиакомпания "ИрАэро" Федеральным агентством воздушного транспорта в соответствии с Постановлением N 1242, не подтверждает соблюдение условий предоставления субсидии из бюджета Санкт-Петербурга, установленных Порядком предоставления субсидий и не заменяет перечень документов, установленных Распоряжением, является необоснованным и противоречащим фактическим обстоятельствам дела, по следующим основаниям.
В рамках Постановления Правительства Российской Федерации N 1242 от 25 декабря 2013 года "О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети", в том числе в рамках Закона СанктПетербурга от 28.11.2018 N 711-144 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 года" ответчику - Комитету по транспорту как главному распорядителю бюджетных средств в 2019 году было предусмотрено выделение средств по целевой статье расходов "Субсидия авиакомпаниям на осуществление региональных авиаперевозок".
В целях реализации Закона о бюджете Правительством Санкт-Петербурга было издано постановление от 21.05.2019 N 292 "О порядке предоставления в 2019 году субсидий организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации".
В целях реализации Порядка предоставления субсидий Комитетом принято распоряжение от 28.05.2019 N 81-р "О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 21.05.2019 N 292".
Распоряжением была установлена форма заявления на предоставление в 2019 году субсидии и перечень документов, прилагаемых к заявлению.
30 сентября 2019 года комиссией Министерства транспорта Российской Федерации был одобрен список субсидируемых маршрутов, в который вошел софинансируемый маршрут "Санкт-Петербург - Нижний Новгород - Санкт-Петербург".
В соответствии с положениями пункта 6 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ N 1242 от 25.12.2013, истец направил обращения от 26.08.2019 г. N 01.22-1418 и от 05.09.2019 г. N 02.11-1419 в адрес ответчика - Комитета по транспорту по вопросу софинансирования авиаперевозок пассажиров по маршрутам "Нижний Новгород - Санкт-Петербург - Нижний Новгород" в 2019-2020 года в рамках постановления Правительства РФ N 1242 от 25.12.2013, что в свою очередь не оспаривалось ответчиком в рамках судебного разбирательства.
По результатам обращений истца ответчиком принято решение о готовности в выделении из средств бюджета Санкт-Петербурга в целях предоставления субсидии на осуществлении 3 авиаперевозок по маршруту "Санкт-Петербург - Нижний-Новгород - Санкт-Петербург", то есть ответчик своими конклюдентными действиями выразил согласие на заключение соглашения о предоставлении субсидии из бюджета Санкт-Петербурга с истцом.
На основании приказа Федерального агентства воздушного транспорта N 999-П от 18.10.2019 г. "О внесении изменения в приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 28.12.2018 г. N 1144-П" маршрут "Санкт-Петербург - Нижний Новгород - Санкт-Петербург" был включен в список субсидируемых направлений, выполнение которого было поручено Истцу на период выполнения рейсов с 01.10.2019 - 31.12.2019.
Субсидируемые маршруты были организованы в сроки, определённые распоряжением Комитета по транспорту Правительства Санкт-Петербург N 81-р от 28.05.2019 г. "О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 21.05.2019 N 292", Приказом Федерального агентства воздушного транспорта N 999-П от 18.10.2019 г. "О внесении изменения в приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 28.12.2018 г. N 1144-П" и с октября по декабрь 2019 года истцом выполнено 69 рейсов по субсидированному маршруту "Санкт-Петербург - Нижний Новгород - Санкт-Петербург".
Все необходимые документы, установленные распоряжением Комитета по транспорту Правительства Санкт-Петербург N 81-р от 28.05.2019 г. "О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 21.05.2019 N 292" подтверждающие выполнение своих обязательств перевозчиком в спорный период (с 01.10.2019 - 31.12.2019) и предоставления из федерального бюджета субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров, в том числе отчеты в рамках указанной программы о количестве фактически выполненных рейсов, численности перевезенных пассажиров, фактическом пассажирообороте, применяемых тарифах были направлены истцом в адрес ответчиков в бумажном и электронном виде в порядке пункта 14 Постановления Правительства РФ N 1242 от 25 декабря 2013 года, что подтверждено материалами дела.
В соответствии с п. 1.1. распоряжения Комитета по транспорту N 81-р от 28.05.2019 ответчик в течение 3 рабочих дней со дня получения заявления осуществляет проверку их полноты и правильности оформления и принимает решение о предоставлении организации воздушного транспорта субсидии либо о возврате ей документов с указанием причин возврата.
Информации о несоответствии истца требованиям к перевозчикам, установленных распоряжением Комитета по транспорту N 81-р от 28.05.2019 г. либо о возвращении отчетов и об отказе в предоставлении субсидий в адрес истца от ответчиков не поступало, напротив со стороны ответчика ФАВТ отчеты были приняты и осуществлена выплаты субсидии в своей части.
Комитетом по транспорту не была дана какая-либо правовая оценка фактическим обстоятельствам исполнения истцом возложенной на него обязанности по перевозке пассажиров, несения им расходов в спорный период, совершения действий по их документальному подтверждению.
Соответственно, истцом в установленном порядке были полностью соблюдены условия предоставления субсидии из бюджета Санкт-Петербурга, установленных порядком предоставления субсидий.
Выполненные услуги по перевозки пассажиров в рамках субсидированных рейсов по маршруту "Санкт-Петербург - Нижний Новгород - Санкт-Петербург" были оказаны истцом в полном объеме и приняты ответчиками без каких-либо замечаний.
По мнению заявителя одним из оснований для отмены решения Арбитражного суда города Москвы от 04.08.2022 является пропуск истцом подачи заявления на предоставление в 2019 году субсидии.
В рамках судебного разбирательства истец указывал, что в соответствии с приложением N 2 к распоряжению Комитета по транспорту от 28.05.2019 года N 81-р "О мерах по реализации постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 292 от 21 мая 2019 года" определен перечень документов, необходимых для получения субсидии в соответствии с Порядком, предоставляемых получателем субсидии, в частности к пакету документов заявитель (истец) должен приложить заверенную копию действующего договора о предоставлении субсидии на осуществление регулярных воздушных перевозок пассажиров по субсидируемому маршруту, заключенного между получателем субсидии и Федеральным агентством воздушного транспорта в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 N 1242.
12 декабря 2019 года истец направил в адрес ответчика отчеты о выполнении субсидируемых рейсов за октябрь 2019 года и ноябрь 2019 года, что подтверждается описью вложения в письмо с объявленной ценностью от 12.12.2019 года.
13 декабря 2019 года между АО Авиакомпания "ИрАэро" (получатель субсидии) и Федеральным агентством воздушного транспорта (Агентство) было заключено соглашение о предоставлении из федерального бюджета субсидии юридическому лицу в 2019 году N 107-11-2019-271.
В последующем между Получателем субсидии и Агентством было заключено дополнительное соглашение от 26.12.2019 года N 107-11-2019-271/1 к соглашению о предоставлении из федерального бюджета субсидии юридическому лицу в 2019 году от 13.12.2019 N 107-11-2019-271.
27 декабря 2019 года истцом в адрес ответчика было направлено заявление на предоставление субсидии с приложением пакета документов, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 292 от 21.05.2019 и распоряжением Комитета по транспорту N 81-р от 28.05.2019 года, необходимый для получения субсидии, что подтверждается описью вложения в письмо с объявленной ценностью от 27.12.2019.
Также 10 января 2020 года истец направил в адрес ответчика отчет о выполнении субсидируемых рейсов за декабрь 2019 года, что подтверждается описью вложения в письмо с объявленной ценностью от 10.01.2019.
Не получив ответа на своё заявление от 27.12.2019, истец повторно 29.01.2020 года направил в адрес ответчика обращение N 18.20-0300 по вопросу заключения с истцом соглашения о предоставлении субсидии в 2019 году на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации.
Только лишь, 16 марта 2020 года истцом был получен ответ от ответчика N 0109-3547/2001 от 04.03.2020, в котором последний указал, что "_постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.05.2019 N 292 Порядок определен для предоставления субсидий организациям воздушного транспорта в 2019 году, прием документов для предоставления указанной субсидии был возможен исключительно в 2019.
Заявление Авиакомпании подано в Комитет письмом от 29.01.2020 N 18.20-0300, т.е. по истечении периода, в котором действовало постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.05.2019 N 292".
В связи с этим обстоятельством ответчик отказал заключить соглашение о предоставлении субсидии в 2019 году на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации.
Не согласившись с ответом ответчика N 0109-3547/2001 от 04.03.2020 об отказе в заключении соглашения о предоставлении субсидии в 2019 году, истцом в адрес ответчика было направлено письмо от 29.10.2020 N 18.20-0300 с просьбой принять заявление о предоставлении субсидии с приложенным пакетом документов согласно установленным требованиям в рамках постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 292 от 21.05.2019 и распоряжением Комитета по транспорту N 81-р от 28.05.2019 года и заключить с истцом соглашение о предоставлении субсидии в 2019 году.
Также в указанном письме от 29.10.2020 N 18.20-0300 истец пояснил, что задержка передачи полного пакета для заключения соглашения о предоставлении субсидии в 2019 году, была вызвана поздним заключением соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидии юридическому лицу в 2019 году N 107-11-220-271 от 13.12.2019, данное обстоятельство было обусловлено тем, что в течении всего 2019 года между истцом и ответчиком - ФАВТ шли судебные разбирательства, не позволявшие заключить указанное соглашение.
Указанные обстоятельства были подтверждены в рамках судебного разбирательства представителем ФАВТ.
Таким образом, на основании вышеперечисленного истцом не был пропущен срок для подачи заявления о предоставлении субсидии с приложенным пакетом документов согласно установленным требованиям в рамках постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 292 от 21.05.2019 и распоряжением Комитета по транспорту N 81-р от 28.05.2019 года.
Довод заявителя жалобы о том, что письма ответчика от 05.09.2019 и от 25.09.2019 не могут рассматриваться как оферта, поскольку не выражает намерение Комитета считать себя заключившим договор с АО Авиакомпания "ИрАэро" и не содержит существенные условия договора на предоставление субсидией (п. 1 ст. 435 Гражданского кодекса РФ) не может быть принят во внимание суда по следующим основаниям.
В соответствии с правовой позицией Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 57 Постановления N 6/8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 5 первой Гражданского кодекса Российской Федерации", договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта при условии, что акцепт получен лицом, направившим оферту, в пределах указанного в ней срока, а при отсутствии в оферте срока для акцепта - до окончания срока, установленного законом или иными правовыми актами.
Если срок для акцепта не определен ни самой офертой, ни законом или иными правовыми актами, договор считается заключенным при условии, что акцепт получен в течение нормально необходимого для этого времени (пункт 1 статьи 433, статья 440, пункт 1 статьи 441 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Указанная правовая позиция также согласуется с позицией, изложенной в пункте 11 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 165 "Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными", согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с требованиями закона и условиями обязательства.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из содержания статей 779 и 781 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что существенными условиями, названными в законе для договора возмездного оказания услуг, являются предмет и цена.
Во исполнение Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ N 1242 от 25.12.2013 между истцом и ФАВТ было заключено соглашение о предоставлении из федерального бюджета субсидии юридическому лицу в 2019 году.
В адрес Комитета по транспорту со стороны истца был направлен полный комплект документов необходимый для заключения соглашения о предоставлении субсидии из бюджета Санкт-Петербурга, в том числе своими конклюдентными действия ответчик выражал готовность в заключении с истцом соглашения о предоставлении бюджета, что подтверждается письма ответчика от 05.09.2019 и от 25.09.2019.
Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что ответчик не доказал обоснованность доводов апелляционной жалобы.
При совокупности изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, оснований для отмены либо изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 04.08.2022 по делу N А40- 85950/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Проценко |
Судьи |
Е.Б. Расторгуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-85950/2022
Истец: АО АВИАКОМПАНИЯ "ИРАЭРО"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО ТРАНСПОРТУ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ