г. Владимир |
|
31 октября 2022 г. |
Дело N А43-8961/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.10.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 31.10.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.08.2022 по делу N А43-8961/2022, принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Чичева Михаила Владимировича (ОГРНИП 321527500077271) о признании недействительным решения Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области, формализованного в письме от 01.03.2022 N 331-130106/22.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Чичев Михаил Владимирович 01.02.2022 обратился в Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области (далее по тексту - Министерство) с заявлением о предоставлении земельного участка общей площадью 1,1745 га, расположенного в кварталах N 190 (за исключением части выделов 6, 8, 10, 23), N191 (за исключением части выделов 2, 30), N 192 (за исключением части выдела 25), N197 (за исключением части выделов 3-7), N 198-200, N203-208, N209 (за исключением части выделов 8, 11), N 210-216, 217 (за исключением части выделов 2, 16, 18-19), N 218 (за исключением части выделов 1,18, 20-22), N 219 (за исключением части выделов 1,11, 14-16, 19), N 220 (за исключением части выдела 1), N 221 (за исключением части выделов 1-3), N 222 (за исключением части выдела 1), N 223 (за исключением части выдела 1), N224 (за исключением части выделов 1-3), N 225 (за исключением части выдела 2), N226 (за исключением части выделов 1-2), N 227 (за исключением части выделов 1-2), N 228 (за исключением части выдела 30), N 229 (за исключением части выдела 25), N230, N231 (за исключением части выделов 3, 13-16, 18), N232, N233 за исключением части выделов 1, 4, 6-7, 13-16), N279-286 N297 (за исключением части выдела 17), N 299 (за исключением части выдела 7), N300-301, N302 (за исключением части выдела 16), Сельскомазского участкового лесничества, квартал N233, Михайловского районного лесничества, Лысковского района Нижегородской области в аренду без проведения торгов в целях эксплуатации расположенного на нем здания пилорамы.
Министерство письмом от 01.03.2022 N Исх-331-130106/22 отказало предпринимателю в предоставлении испрашиваемого земельного участка, в связи с запретом в силу пункта 2 статьи 14 Лесного кодекса Российской Федерации создания и эксплуатации лесоперерабатывающей инфраструктуры в защитных лесах, к которым относится участок.
Не согласившись с указанным решением, Чичев М.В. обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его недействительным, а также обязании устранить допущенное нарушение путем рассмотрения вопроса о заключении договора пользования части лесного (земельного) участка без проведения аукциона.
Решением от 18.08.2022 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Министерство указывает, что поскольку на испрашиваемом земельном участке расположены защитные леса, на нем невозможно размещение объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, так как данная деятельность не соответствует целевому назначению указанных земель.
Министерство заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Чичев М.В. отзыв на апелляционную жалобу в установленный срок не представил.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду;
3) договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.
Согласно части 2 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование.
В соответствии с частью 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Пунктом 3 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что положения главы V.I применяются к отношениям, связанным с арендой земельных участков в составе земель лесного фонда, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
По правилам подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов заключается договор аренды земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного кодекса, на праве оперативного управления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен в статье 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов
Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и принимает одно из указанных в данной статье решений.
В силу части 6 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации порядок заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения такого договора, устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом.
Из анализа упомянутых норм земельного и лесного законодательства следует, что в тех случаях, когда на лесных участках расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам и юридическим лицам, эти лица не могут быть ограничены в праве на заключение договора аренды таких участков или вообще лишены такого права со ссылкой на ограничения, установленные лесным законодательством, в силу приоритета положений статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции предприниматель Чичев М.В. является собственником объекта недвижимости, расположенного на спорном земельном участке, отнесенном к землям лесного фонда; право собственности на этот объект зарегистрировано в установленном порядке и Министерством не оспаривается.
Чичев М.В. обратился в Министерство с заявлением о предоставлении лесного участка в целях эксплуатации расположенного на нем здания пилорамы, при этом цель использования земельного участка предопределена объектом недвижимости.
В силу части 2 статьи 14 Лесного кодекса Российской Федерации создание и эксплуатация лесоперерабатывающей инфраструктуры запрещается в защитных лесах, а также в иных предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях.
Между тем, судом установлено, что здание пилорамы, расположенное по адресу: Нижегородская область, Лысковский район, поселок Бор, ул. Заводская, д. 23, поставлено на учет еще в 2001 году (правообладатель Муниципальное образование Лысковский муниципальный район Нижегородской области). Позднее по договору купли - продажи от 14.03.2006 здание было приобретено Санниковой В.А. (свидетельство о государственной регистрации права от 12.07.2013 серии 52-АД N 768559), а затем и предпринимателем Чичевым М.В. (договор купли - продажи от 01.04.2016).
Таким образом, из документов видно, что здание пилорамы было создано до введения в действие нового Лесного кодекса Российской Федерации, положения которого в силу статьи 2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" применяются к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.
При таких обстоятельствах основания для ограничения права предпринимателя, как собственника объекта недвижимости, на его использование и преимущественного права Чичева М.В. на получение в аренду части лесного (земельного) участка без проведения аукциона, расположенного под указанным объектом недвижимости, у Министерства отсутствуют.
Кроме того, из представленных в материалы дела фотографий усматривается, что каких - либо зеленых насаждений на испрашиваемом земельном участке не имеется.
Таким образом, решение Министерства об отказе в предоставлении Чичеву М.В. части лесного (земельного) участка, формализованное в письме от 01.03.2022 N 331-130106/22 не соответствует требованиям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушает права собственника объекта недвижимого имущества на использование указанного объекта, на преимущественное право получения в аренду земельного участка, расположенного под объектом недвижимости.
Оценив представленные в материалы дела документы в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое решение Министерства не соответствует требованиям законодательства и нарушает права предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.08.2022 по делу N А43-8961/2022 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-8961/2022
Истец: ИП ЧИЧЕВ МИХАИЛ ВЛАДИМИРОВИЧ
Ответчик: Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области