г. Хабаровск |
|
31 октября 2022 г. |
А73-8141/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Мильчиной И.А., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
при участии в заседании:
от ООО "Востокпром" и от Малкова К.Ю.: директора Малкова К.Ю.
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: Кушнер Ж.В., представителя по доверенности от 27.04.2022;
от КГБУ "Государственный архив Хабаровского края": не явились;
от Уполномоченного по защите прав предпринимателей Хабаровского края: Григорьевой Ю.Б., представителя по доверенности от 20.09.2022
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Востокпром"
на решение от 12.07.2022
по делу N А73-8141/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Востокпром"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю о признании недействительным решения
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Востокпром" (далее - заявитель, общество, ООО "Востокпром") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решения Управления федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) от 18.02.2022 N РНП-77, которым сведения об обществе и его учредителе (директоре) включены в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Краевое государственное бюджетное учреждение "Государственный архив Хабаровского края" (далее - КГБУ "Государственный архив", заказчик), Малков Константин Юрьевич - директор (учредитель) ООО "Востокпром" (далее - Малков К.Ю.), Уполномоченный по защите прав предпринимателей Хабаровского края (далее - Уполномоченный по защите прав предпринимателей).
Решением от 12.07.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано по мотиву того, что общество допустило существенное нарушение условий выполнения контракта, заключенного с КГБУ "Государственный архив" по изготовлению памятного знака.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Востокпром" заявило апелляционную жалобу, в которой просило его отменить ввиду неполного выяснения всех обстоятельств спора, неверной оценки представленных доказательств, а также применения Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков N 1062, которые утратили силу.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней в полном объеме, в обоснование которых огласил жалобу, просил решение суда первой инстанции отменить. Также просил принять во внимание то, что предприятие относится к социально ориентированным, и имеет различные благодарности от органов государственной и исполнительной власти, включая Благодарность от Президента Российской Федерации.
Антимонопольный орган в отзыве и заседании суда второй инстанции просил решение оставить без изменения.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в отзыве на апелляционную жалобу и заседании суда второй инстанции поддержал позицию апеллянта, просил решение суда отменить.
В порядке статей 158 и 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв и отложение судебного разбирательтства.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы с учетом отзывов, заслушав пояснения участников процесса, апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что КГБУ "Государственный архив" проведен электронный аукцион на оказание услуг по изготовлению Памятного знака Правительства Хабаровского края "За супружеское долголетие".
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона номер от 10.09.2021, по результатам рассмотрения вторых частей участвующих в электронных торгах заявок, победителем торгов признано ООО "Востокпром".
24.09.2021 между КГБУ "Государственный архив" и обществом заключен государственный контракт N 91/1-2021, в соответствии с пунктом 5.1 которого срок (график) оказания услуг - в течение 70 дней с момента заключения контракта.
В соответствии с пунктом 1 Технической части оказание услуг по изготовлению Памятного знака включает в себя:
- изготовление Памятного знака - по месту нахождения Исполнителя;
- доставку знака - по адресу Заказчика: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Нагишкина, д. 4а, каб. 11.
Согласно пункту 3 Технической части памятный знак изготавливается в соответствии с эскизом и описанием, утвержденным пунктом 1 распоряжения Правительства Хабаровского края от 10.06.2021 N 449-рп "Об утверждении описания и эскиза Памятного знака Правительства Хабаровского края "За супружеское долголетие" (Приложение к Технической части). Исполнитель предоставляет Заказчику сигнальный образец Памятного знака в упаковке в течение 20 дней с момента заключения государственного контракта. Исполнитель передает, а Заказчик принимает сигнальный образец Памятного знака по акту приема-передачи. Заказчик утверждает сигнальный образец Памятного знака в течение 3 рабочих дней с момента предоставления Исполнителем. В случае несоответствия предоставленного Исполнителем сигнального образца Памятного знака требованиям Технической части, Заказчик в течение 2 рабочих дней с момента предоставления сигнального образца Памятного знака, предоставляет Исполнителю мотивированный отказ. Исполнитель обязан в течение 3 рабочих дней с момента получения мотивированного отказа устранить выявленные замечания и направить повторно на утверждение сигнальный образец Памятного знака Заказчику в установленном ранее порядке. Исполнитель изготавливает Памятный знак в соответствии с утвержденным сигнальным образцом Памятного знака Заказчиком. Исполнитель уведомляет Заказчика о предполагаемой дате доставки Товара не менее чем за 2 рабочих дня. Приемка Товара осуществляется Заказчиком в рабочие дни с 08-30 час. до 12-00 и 13- 00 до 17-30 час. (по местному времени). Доставка и разгрузка товара осуществляется силами и за счет средств Исполнителя. Исполнитель осуществляет доставку Товара в собранном виде, в транспортной упаковке, обеспечивающей защиту от внешних воздействующих факторов (в том числе климатических, механических) при транспортировании, хранении и погрузочно-разгрузочных работах. Результатом закупки является оказание услуг по изготовлению Памятного знака Правительства Хабаровского края "За супружеское долголетие", в полном объеме в соответствии с Технической частью.
Настоящий контракт вступает в действие с момента его подписания сторонами и действует до 15.01.2022 включительно (пункт 11.1).
В силу 13.2.1 контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае просрочки оказания услуг Исполнителем более чем на 30 дней.
Поскольку услуги в установленный контрактом срок, а именно до 03.12.20321 обществом памятные знаки не поставлены, заказчиком 10.01.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения указанного контракта.
Контракт расторгнут с 14.02.2022, и КГБУ "Государственный архив" обратилось в антимонопольный орган с заявлением о рассмотрении вопроса о включении сведений об обществе и его учредителе (директоре) Малкове Константине Юрьевиче в реестр недобросовестных поставщиков.
По результатам рассмотрения указанной информации управление приняло решение от 18.02.2022 N РНП-77 о включении в названный реестр сведений (информацию) сроком на два года.
Полагая, что указанное решение антимонопольной службы не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества, оно обратилось в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В качестве оснований для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришел к выводу об отсутствии совокупности таких условий.
Возражения заявителя апелляционной жалобы направлены на несогласие с данным выводом.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с частью 2 статьи 104 этого Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя обязательств в рамках процедуры осуществления закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Как мера публичной ответственности такое включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила N 1078).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" названного пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 названных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
Исходя из приведенных требований Закона о контрактной системе, Правил N 1078, с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, Определениях от 20.12.2018 N 3234-О и от 25.04.2019 N 922-О, при рассмотрении вопроса о законности решения антимонопольного органа о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
По материалам дела судом второй инстанции установлено, что при обращении в антимонопольный орган с заявлением о необходимости включения ООО "Востокпром" в реестр недобросовестных поставщиков, а также в отзыве на апелляционную жалобу, заказчик указывает на невыполнение условий контракта со стороны подрядчика, что привело к принятию решения о расторжении контракта в одностороннем порядке.
Действительно, как следует из материалов дела, подрядчиком не выполнены все принятые на себя обязательства в предусмотренные контрактом сроки.
Вместе с тем, как указывалось выше, неисполнение контракта само по себе не является безусловным основанием для включения сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков.
Антимонопольный орган настаивает на недобросовестности действий общества, принявшего на себя обязательства и риски в порядке статьи 2 ГК РФ.
При этом лицами, участвующими в деле, не оспаривается то, что со стороны ООО "Востокпром" предпринимались попытки поставить памятные знаки в надлежащей упаковке, в целях чего общество неоднократно обращалось к российским, китайским поставщикам, торгово-промышленную палату (л.д. 27-30, 40-42, 84-91 т.1).
Также в материалы дела представлена переписка о невозможности получения футляров ввиду задержки контейнера в порту Пусан (Ю.Корея) с учетом сложной логистической ситуации в августе -ноябре 2021 года.
Кроме того ООО "Востокпром" в адрес заказчика направляло письмо, в котором просило рассмотреть вопрос о частичной поставке Памятного знака в количестве 1 100 штук и пропорциональной оплате за поставленный товар; в части оставшейся части гарантировало поставку до 25.01.2022.
При этом решение о расторжении контракта в одностороннем порядке вступило в законную силу 21.01.2022, что указывает на незначительную просрочку исполнения в полном объеме. Кроме того, платежным поручением от 31.01.2022 N 30 произведена оплата неустойки (пени и штрафных санкций).
Проанализировав представленные участниками спора письменные доказательства в порядке главы 7 АПК РФ, суд второй инстанции приходит к выводу, что ООО "Востокпром" действовало открыто и добросовестно, в его действиях отсутствовал умысел и фактически действия были направлены на выполнение принятых обязательств по спорному контракту в полном объеме. При этом бесспорных доказательств, подтверждающих обратное, материалы дела не содержат.
Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание то, что предприятие ранее не допускало нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов; к своей деятельности привлекает социально значимую категорию граждан (инвалидов), а также имеет различные благодарности от органов государственной и исполнительной власти, включая Благодарность от Президента Российской Федерации.
С учетом выше установленного, вывод арбитражного суда первой инстанции о правомерности решения антимонопольного органа о наличии оснований для включения сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) признается необоснованным.
При таких обстоятельствах, требования заявителя по делу подлежат удовлетворению.
В силу положений статьи 110 АПК РФ судебные расходы относятся на проигравшую сторону.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 12.07.2022 по делу N А73-8141/2022 отменить.
Признать незаконным решение Управления федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 18.02.2022 N РНП-77.
Взыскать с Управления федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Востокпром" судебные расходы в виде уплаты госпошлины в сумме 4500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-8141/2022
Истец: ООО "Востокпром"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
Третье лицо: КГБУ "Государственный архив Хабаровского края", Краевое государственное бюджетное учреждение "Государственный архив Хабаровского края", Малков К.Ю., УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ