г. Москва |
|
01 ноября 2022 г. |
Дело N А41-47690/22 |
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Боровиковой С.В.,
рассмотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционную жалобу Министерства инвестиций, промышленности и науки Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 29 августа 2022 года по делу N А41-47690/22, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению Министерства инвестиций, промышленности и науки Московской области к ИП Шулдановой Е.А. о возврате субсидии,
УСТАНОВИЛ:
Министерство инвестиций, промышленности и науки Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ИП Шулдановой Е.А. о возврате субсидии в размере 260 814 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 августа 2022 года по делу N А41-47690/22 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке упрощенного производства с применением норм статей, содержащихся в главе 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного, судебное разбирательство проведено судьей апелляционного суда единолично без вызова сторон.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, между Министерством инвестиций и инноваций Московской области (с 20.03.2020 - Министерство инвестиций, промышленности и науки Московской области) и индивидуальным предпринимателем Шулдановой Евгенией Анатольевной заключено Соглашение о предоставлении из бюджета Московской области субсидии юридическому лицу (за исключением государственного учреждения), индивидуальному предпринимателю - производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат в связи с производством товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенных на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг от 01.11.2019 N 125/11-19 (далее - Соглашение).
Пунктом 1.1. Соглашения предусмотрено предоставление из бюджета Московской области в 2019 году субсидии.
Пунктом 2.1. Соглашения установлен размер предоставленной Субсидии - 260 814 (Двести шестьдесят тысяч восемьсот четырнадцать) рублей.
Министерством индивидуальному предпринимателю перечислена Субсидия в объеме, определенном пунктом 2.1. Соглашения по платежному поручению от 11.11.2019 N 716.
В соответствии с пунктом 4.3.2. Соглашения индивидуальный предприниматель обязуется обеспечить достижение значений показателей результативности использования Субсидии (показателей деятельности), определенных в разделе 4 Информации о заявителе, входящей в состав документов, представленных для получения Субсидии.
В соответствии с пунктом 4.3.3. Соглашения индивидуальный предприниматель обязуется представлять Министерству отчет о достижении значений показателей результативности использования Субсидии (показателей деятельности) ежегодно в течение 3-х лет после получения Субсидии в срок до 30.01 текущего года за предыдущий год.
Индивидуальным предпринимателем представлен отчет о достижении показателей результативности за 2020 год, в соответствии с которым не достигнуты следующие показатели:
Наименование показателя |
Плановые показатели результативности за 2020 |
Достигнутые показатели результативности за 2020 |
1. Создание новых рабочих мест | ||
Среднесписочная численность работающих, человек |
4 |
2 |
Количество вновь с |
2 |
0 |
2. Увеличение средней заработной платы работников | ||
Средняя заработная плата, руб. |
16 500 |
15 000 |
Увеличение средней заработной платы работников, руб. |
1 500 |
0 |
Увеличение средней заработной платы работников, процент |
10 |
0 |
В соответствии с пунктом 5.1. Соглашения Субсидия подлежит возврату в бюджет Московской области в случае недостижения значений показателей результативности предоставления Субсидии.
В соответствии с пунктом 5.2. Соглашения в случае установления факта ненадлежащего выполнения Индивидуальным предпринимателем своих обязательств, установленных Соглашением, индивидуальный предприниматель обязан возвратить сумму Субсидии.
Пунктом 4.1.6. Соглашения установлена обязанность Министерства по направлению в адрес индивидуального предпринимателя требования об обеспечении возврата Субсидии в бюджет Московской области в случае установления факта(ов) нарушения индивидуальным предпринимателем порядка, целей и условий предоставления Субсидии.
Министерством в адрес индивидуального предпринимателя направлено требование (претензия) об обеспечении возврата Субсидии от 18.05.2022 N 16Исх-3298.
В ответ на требование индивидуальным предпринимателем направлено письмо от 24.05.2022 N б/н, в соответствии с которым индивидуальный предприниматель отказался в досудебном порядке исполнить требование и осуществить возврат в бюджет Московской области ранее предоставленной Субсидии.
В связи с изложенным, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации; в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федераций о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В соответствии с позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в "Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой короновирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020, в силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный, непредотвратимый при данных условиях и внешний по отношению к деятельности должника характер.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий, т.е. одной из характеристик обстоятельств непреодолимой силы (наряду с чрезвычайностью и непредотвратимостью) является ее относительный характер.
Отсутствие у должника необходимых денежных средств по общему правилу не является основанием для освобождения от ответственности за неисполнение обязательств. Однако если отсутствие необходимых денежных средств вызвано установленными ограничительными мерами, в частности запретом определенной деятельности, установлением режима самоизоляции и т.п., то оно может быть признано основанием для освобождения от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств на основании статьи 401 ГК РФ. Освобождение от ответственности допустимо в случае, если разумный и осмотрительный участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать неблагоприятных финансовых последствий, вызванных ограничительными мерами.
Если обстоятельства непреодолимой силы носят временный характер, то сторона может быть освобождена от ответственности на разумный период, когда обстоятельства непреодолимой силы препятствуют исполнению обязательств стороны.
Таким образом, если иное не установлено законами, для освобождения от ответственности за неисполнение своих обязательств сторона должна доказать:
а) наличие и продолжительность обстоятельств непреодолимой силы;
б) наличие причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами непреодолимой силы и невозможностью либо задержкой исполнения обязательств;
в) непричастность стороны к созданию обстоятельств непреодолимой силы;
г) добросовестное принятие стороной разумно ожидаемых мер для предотвращения (минимизации)возможных рисков.
Постановлением Губернатора Московской области от 12.03.2020 N 108-ПГ "О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой короновирусной инфекции (2019-nCOV) на территории Московской области" на территории Московской области приняты ограничительные меры в связи с введением режима повышенной готовности с 00 часов 00 минут 13.03.2020.
В соответствии с пунктом 5 вышеуказанного Постановления установлена обязанность работодателям, осуществляющим деятельность на территории Московской области, оказывать работникам содействие в обеспечении режима самоизоляции на дому на установленный срок (14 дней) при возвращении из определенных указанным пунктом стран, где зарегистрированы случаи короновирусной инфекции.
Постановлением Губернатора Московской области от 16.03.2020 N 126-ПГ внесены изменения в Постановление о введении в Московской области режима повышенной готовности, пунктом 84 которого установлено, что распространение новой короновирусной инфекции (2019-nCOV) является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", который является обстоятельством непреодолимой силы.
Постановлением о введении в Московской области режима повышенной готовности с 21.03.2020 по 31.05.2020 приостановлено посещение обучающимися государственных образовательных организаций, предоставляющих дошкольное, общее, дополнительное образование, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, организаций физической культуры и спорта с обеспечением реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в порядке, определяемом администрацией образовательной организации.
Постановлением Губернатора Московской области от 23.03.2020 N 136-ПГ внесены изменения в Постановление о введении в Московской области режима повышенной готовности, пунктом 3 которого установлена обязанность лиц, совместно проживающих в период обеспечения изоляции с лицами, указанными в пункте 2 указанного Постановления, а также с гражданами, в отношении которых приняты постановления государственного санитарного врача, его заместителя, обеспечить самоизоляцию на дому на срок, указанный в подпункте 3 пункта 2 указанного Постановления, либо на срок, указанный в постановлении главного государственного санитарного врача, его заместителя.
Подпунктом 2 пункта 7 вышеуказанного Постановления в отношении работодателей, осуществляющим деятельность на территории Московской области, установлена обязанность не допускать на рабочее место и (или) территорию организации работников из числа лиц, указанных в пункте 2 и подпункте 1 пункта 4 указанного Постановления.
Постановлением Губернатора Московской области от 27.03.2020 N 161-ПГ внесены изменения в Постановление о введении в Московской области режима повышенной готовности, пунктом 8 которого приостановлена работа салонов красоты, косметических, СПА-салонов, массажных салонов, соляриев, саун и иных объектов, в которых оказываются подобные услуги, предусматривающие очное присутствие гражданина, за исключением услуг, оказываемых дистанционным способом, в том числе с условием доставки.
Постановлением Губернатора Московской области от 29.03.2020 N 162-ПГ внесены изменения в Постановление о введении в Московской области режима повышенной готовности, пунктом 5 которого установлена обязанность граждан соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1,5 метра (социальная дистанция), в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, обязанность граждан не покидать места проживания, за исключением случаев обращения за экстренной медицинской помощью и иной прямой угрозы жизни и здоровью, случаев следования к месту (от места) осуществления деятельности, которая не приостановлена в соответствии с указанным Постановлением, а также следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с указанным Постановлением.
Постановлением Губернатора Московской области от 31.03.2020 N 163-ПГ внесены изменения в Постановление о введении в Московской области режима повышенной готовности, подпунктом 2 пункта 8 которого в период повышенной готовности на территории Московской области приостановлено посещение гражданами зданий, строений, сооружений (помещений в них), предназначенных преимущественно для проведения мероприятий (оказания услуг), указанных в подпункте 1 пункта 8 указанного Постановления, в том числе ночных клубов (дискотек) и иных аналогичных объектов, букмекерских контор, тотализаторов и их пунктов приема заявок, кинотеатров (кинозалов), детских игровых комнат и детских развлекательных центров, иных развлекательных и досуговых заведений.
Постановлением Губернатора Московской области от 31.03.2020 N 163-ПГ внесены изменения в Постановление о введении в Московской области режима повышенной готовности, в соответствии с подпунктом 2 пункта 24 установлено, что срок совершения государственных услуг (осуществления государственных функций) и иных услуг подлежит продлению на 30 календарных дней со дня прекращения режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, но не ранее чем до 30 июня 2020 года, а также с учетом режима организации работы соответствующего органа исполнительной власти Московской области, государственного органа Московской области, государственного учреждения Московской области, иных органов и учреждений.
Таким образом, вышеуказанные ограничения, установленные Постановлением о введении в Московской области режима повышенной готовности и действовавшие в спорный период, с 12.03.2020 по 31.12.2020, являются следствием новой короновирусной инфекции (2019-nCOV), распространенной на территории, в том числе, Московской области и квалифицированной Постановлением Губернатора Московской области от 16.03.2020 года N 126-ПГ, как чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", который является обстоятельством непреодолимой силы.
Индивидуальным предпринимателем получена Субсидия в целях осуществления деятельности в соответствии с основным кодом и видом деятельности ОКВЭД 88.91 "Предоставление услуг по дневному уходу за детьми".
В соответствии с условиями Соглашения, Ответчик обязался достигнуть следующих показателей деятельности за 2020 год:
- увеличение среднесписочной численности работающих в количестве 4 человек;
- сохраненных рабочих мест в количестве 2 мест;
- количество вновь созданных рабочих мест не менее 2 мест;
- средняя заработная плата в размере 16 500 рублей 00 копеек;
- увеличение заработной платы работников на 1 500 рублей;
- увеличение средней заработной платы работников на 10%;
- выручка от реализации товаров не менее 980 000 рублей.
Из вышеперечисленных показателей, ответчиком не выполнены показатели:
- увеличение среднесписочной численности работающих в количестве 4 человек;
- количество вновь созданных рабочих мест не менее 2 мест;
- средняя заработная плата в размере 16 500 рублей 00 копеек;
- увеличение заработной платы работников на 1 500 рублей;
- увеличение средней заработной платы работников на 10%.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 утвержден "Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой короновирусной инфекции", по которому вид деятельности в сфере организации дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений, в соответствии с ОКВЭД 88.91 "Предоставление услуг по дневному уходу за детьми" признан пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой короновирусной инфекции.
Деятельность ответчика пострадала, а обязательства по Соглашению стали невозможными к исполнению, в результате введения ограничительных мер, введенных Постановлением о введении в Московской области режима повышенной готовности, в результате распространения новой короновирусной инфекции (2019-nCOV), по следующим причинам.
В спорный период действовал обязательный режим самоизоляции в отношении лиц, прибывших на территорию Российской Федерации из стран, где распространена новая короновирусная инфекция. Режим самоизоляции, аналогично, действовал на лиц, совместно проживающих с гражданами, в отношении которых приняты постановления государственного санитарного врача, его заместителя, обеспечить самоизоляцию на дому.
В отношении работодателей, в том числе в отношении ИП Шулдановой Е.А., установлена обязанность не допускать на рабочее место и (или) территорию организации работников из числа лиц, указанных выше.
Установлена обязанность граждан соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1,5 метра (социальная дистанция), в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, обязанность граждан не покидать места проживания, за исключением случаев обращения за экстренной медицинской помощью и иной прямой угрозы жизни и здоровью, случаев следования к месту (от места) осуществления деятельности, которая не приостановлена в соответствии с указанным Постановлением, а также следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг.
Приостановлено посещение гражданами зданий, строений, сооружений (помещений в них), предназначенных преимущественно для проведения мероприятий (оказания услуг), в том числе ночных клубов (дискотек) и иных аналогичных объектов, букмекерских контор, тотализаторов и их пунктов приема заявок, кинотеатров (кинозалов), детских игровых комнат и детских развлекательных центров, иных развлекательных и досуговых заведений.
Срок совершения государственных услуг (осуществления государственных функций) и иных услуг подлежит продлению на 30 календарных дней со дня прекращения режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, но не ранее чем до 30 июня 2020 года, а также с учетом режима организации работы соответствующего органа исполнительной власти Московской области, государственного органа Московской области, государственного учреждения Московской области, иных органов и учреждений.
Указом Президента от 25.03.2020 от 02.04.2020 и Постановлением Губернатора Московской области от 29.03.2020 N 162-ПГ, от 02.04.2020 171-ПГ дни, в период с 30.03.2020 по 30.04.2020 объявлены нерабочими.
С учетом изложенного, для потенциальных работников ответчика возникли обстоятельства непреодолимой силы, объективно препятствующие реальной возможности к трудоустройству у ИП Шулдановой Е.А, а для ответчика - обстоятельства, объективно препятствующие реальной возможности к трудоустройству таких потенциальных работников.
Наличие обстоятельств непреодолимой силы стало причиной возникновения за 2020 год продолжительных периодов, в течение которых ответчиком не извлекалась прибыль ввиду неосуществления предпринимательской деятельности в связи с приостановлением деятельности ответчика и (или) объявлением нерабочих дней с сохранением за сотрудниками заработной платы, однако осуществлялись расходы по оплате ежемесячных арендных платежей, заработной платы сотрудников ответчика, охраны и содержания помещения.
Таким образом, ответчиком допущено нарушение обязанности по достижению плановых показателей за 2020 года ввиду наличия объективной и неустранимой причины в виде ограничений, введенных Постановлением о введении в Московской области режима повышенной готовности.
Вместе с тем, при наличии обстоятельств непреодолимой силы у ИП Шулдановой Е.А. отсутствовала фактическая и финансовая возможность заключения новых трудовых договоров.
Кроме того, к отзыву на исковое заявление индивидуальным предпринимателем Шулдановой Е.А. в материалы дела представлен отчет о достижении значений показателей результативности использования субсидии (показателей деятельности) за 2021 год, в соответствии с которым среднее значение по результатам 8 показателей составляет:
100% (Средняя численность работающих) + 100% (Количество сохраненных рабочих мест) + 100% (Количество вновь созданных рабочих мест) + 90% (Средняя заработная плата) + 129% (Увеличение заработной платы работников, руб.) + 150% (Увеличение средней заработной платы работников, процент) + 408% (Выручка от реализации товаров, работ, услуг) + 100% (Вместимость ясельной группы) / 8 = 147%.
Выполнение ответчиком 7 показателей и выполнение 1 показателя в размере 90% в рамках допустимой погрешности образуют средний результат, отвечающий требованиям Соглашения о предоставлении субсидии.
Изложенное обстоятельство подтверждает негативное воздействие обстоятельств непреодолимой силы, возникших в 2020 году, на деятельность индивидуального предпринимателя Шулдановой Е.А., отсутствие которых предоставляет возможность получателю субсидии достигнуть запланированных результатов показателей.
Кроме того, пунктом 2 примечания к Отчету о достижении значений показателей результативности использования субсидии установлено, что в случае, если показатели эффективности не достигнуты в году, следующем за годом оказания поддержки, по причине сложившейся макроэкономической и/или геополитической ситуации и/или непрогнозируемых внешних рисков, выполнение заявленных показателей может быть отсрочено до окончания реализации предпринимательского проекта согласно информации о заявителе, представленной в составе конкурсной заявки для получения поддержки.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы иска, были рассмотрены и обоснованно отклонены судом первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 29 августа 2022 года по делу N А41-47690/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-47690/2022
Истец: Министерство инвестиций, промышленности и науки Московской области
Ответчик: ИП Шулданова Евгения Анатольевна