г. Ессентуки |
|
31 октября 2022 г. |
Дело N А15-6057/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.10.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.10.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Семенова М.У., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шумовой Е.В., в отсутствие представителей сторон, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу потребительского жилищно-строительного кооператива "Фэмили-Блок Д" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 01.09.2022 по делу N А15-6057/2021 (судья Омарова П.М.) по заявлению потребительского жилищно-строительного кооператива "Фэмили-Блок Д" (ОГРН 1160571061970) к Министерству строительства Республики Дагестан (ОГРН 1070562001950) о признании незаконным и отмене постановления от 08.10.2021 N139 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
потребительский жилищно-строительный кооператив "Фэмили-Блок Д" (далее - Кооператив) обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства строительства Республики Дагестан (далее - Министерство) от 08.10.2021 N 139 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 01.09.2022 в удовлетворении заявления Кооператива отказано. Судебный акт мотивирован законностью и обоснованностью оспариваемого постановления Министерства, отсутствием оснований для снижения размера назначенного штрафа.
Не согласившись с принятым решением, Кооператив обжаловал его в апелляционном порядке, просит отменить решение суда первой инстанции, признать незаконным и отменить постановление Министерства, либо изменить постановление, уменьшив размер административного штрафа до 125000р. Ссылается на допущенные Министерством процессуальные нарушения при производстве по делу об административном правонарушении.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 03.08.2021 N 02.2-392-УГСН Министерством в период с 26.08.2021 по 24.09.2021 проведена проверка Кооператива на предмет соблюдения обязательных требований, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации. Проведение внеплановой проверки в отношении Кооператива согласовано с Прокуратурой Республики Дагестан (решение о согласовании от 06.08.2021, сопроводительное письмо от 06.08.2021 N 7/4-70-2021). Указанное распоряжение от 03.08.2021 N 02.2-392-УГСН направлено в адрес Кооператива посредством почтовой связи (почтовый идентификатор N 36703062053193.
Пунктом 11 распоряжения от 03.08.2021 N 02.2-392-УГСН установлен перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проверки.
08.09.2021 Кооператив направил Министерству часть запрошенных документов и сообщил, что остальные документы, указанные в пункте 11 распоряжения от 03.08.2021 представить не может, так как вся документация была изъята Следственным управлением СК РФ по Республике Дагестан в рамках проверки сообщения о преступлении.
По результатам проведенной Министерством в отношении Кооператива проверки, составлен акт проверки от 24.09.2021, в котором указано, что в установленный распоряжением от 03.08.2021 N 02.2-392-УГСН двадцатидневный срок Кооперативом не представлены все необходимые для проведения проверки документы, а именно, не представлены договоры, на основании которых Кооператив привлекает денежные средства граждан, платежные документы, а также протоколы собраний.
Усмотрев в действиях Кооператива признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.28 КоАП РФ, должностным лицом Министерства в отношении Кооператива составлен протокол об административном правонарушении от 01.10.2021 N 000118 и 08.10.2021 вынесено постановление N 139 о привлечении Кооператива к административной ответственности и назначении наказания в виде штрафа в размере 250000р.
Не согласившись с указанным постановлением, Кооператив обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований Кооператива, исходил из следующего.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства установлены Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ).
Частью 1 статьи 3 Закона N 214-ФЗ установлено, что застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства МКД только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) предоставления проектной декларации и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства МКД, или договора аренды такого земельного участка.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона N 214-ФЗ право на привлечение денежных средств граждан для строительства МКД с принятием на себя обязательств, после исполнения которых у гражданина возникает право собственности на жилое помещение в строящемся МКД, имеют застройщики на основании договора участия в долевом строительстве.
Договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (часть 3 статьи 4 Закона N 214-ФЗ). При этом, как следует из статьи 2 Закона N 214-ФЗ, застройщиком является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с Законом N 214-ФЗ для строительства (создания) на этом земельном участке МКД и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
Согласно части 1 статьи 123.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищно-строительный кооператив, осуществляющий за счет средств членов кооператива строительство многоквартирного дома, обязан размещать в единой информационной системе жилищного строительства, предусмотренной Законом N 214-ФЗ (далее - единая информационная система жилищного строительства), устав кооператива, а также следующие документы и информацию: 1) количество членов жилищно-строительного кооператива; 2) разрешение на строительство многоквартирного дома, в строительстве которого своими средствами участвуют члены жилищно-строительного кооператива; 3) права жилищно-строительного кооператива на земельный участок, в том числе реквизиты правоустанавливающего документа на земельный участок, сведения о собственнике земельного участка (в случае, если жилищно-строительный кооператив не является собственником земельного участка), кадастровый номер и площадь земельного участка, предоставленного для строительства многоквартирного дома, сведения об элементах благоустройства; 4) местоположение строящегося многоквартирного дома и его описание, подготовленное в соответствии с проектной документацией, на основании которой выдано разрешение на строительство; 5) количество жилых помещений в строящемся многоквартирном доме, описание технических характеристик таких жилых помещений в соответствии с проектной документацией, а также изменение указанной информации в случае внесения в проектную документацию соответствующих изменений; 6) предполагаемый срок получения разрешения на ввод в эксплуатацию строящегося многоквартирного дома.
Частью 2 статьи 23 Закона N 214-ФЗ определено, что государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).
В соответствии с пунктом 4 части 6 статьи 23 Закона N 214-ФЗ контролирующий орган вправе получать от лиц, привлекающих денежные средства граждан для строительства, в срок, определенный статьей 11 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), сведения и (или) документы, которые необходимы для осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что Кооператив является застройщиком, привлекающим денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома, в соответствии с Законом N 214-ФЗ.
В целях осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и в соответствии с п. 4 ч. 6 ст. 23 Закона N 214-ФЗ, Кооперативу направлено распоряжение от 03.08.2021 N02.2-392-УГСН, в пункте 11 которого указан перечень документов, необходимых для представления контролирующему органу.
Анализ документов Кооператива показал, что документы представлены Министерству не в полном объеме.
Непредставление Кооперативом запрашиваемых сведений и документов подтверждается материалами административного дела, протоколом об административном правонарушении, которые отвечают требованиям статьи 26.2, 28.2 КоАП РФ, что свидетельствует о доказанности события административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.28 КоАП РФ.
Довод Кооператива о невозможности представления договоров с членами кооператива, на основании которых привлекаются денежные средства для строительства жилого комплекса, в связи с их изъятием следственными органами, не нашел подтверждения. В приведенном в протоколе осмотра места происшествия от 04.08.2021 перечне изъятых документов не указаны договоры с пайщиками (о членстве в кооперативе). Среди изъятых документов значится, в том числе, "блок сшитых файлов с 14 договорами" без уточнения наименования и характера этих договоров. Доказательства того, что следственными органами у Кооператива были изъяты договоры и платежные документы о привлечении денежных средств каждого из указанных 174 членов Кооператива, не представлены. Согласно полученному письму Следственного управления СК РФ по Республике Дагестан от 15.09.2021 N 0049-21 договоры об участии в строительстве жилых комплексов ПЖСК "Фэмили-Блок В", "Фэмили-Блок С", "Фэмили-Блок Д" согласно реестрам договоров, представленных руководителем Кооператива, в ходе осмотра места происшествия 04.08.2021, не изымались.
Относительно довода Кооператива о наличии совокупности условий, необходимых для снижения размера назначенного размера штрафа, суд апелляционной инстанции полагает необходимым указать следующее.
В данном случае (по вмененному составу правонарушения) существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Наложение на Кооператив штрафных санкций в установленном законом размере и порядке законно и обоснованно, поскольку Кооператив должен нести ответственность за административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4 ст. 14.28 КоАП РФ, что подтверждено материалами дела и признанием факта его совершения Кооперативом.
Доказательства невозможности соблюдения Кооперативом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалось, как в материалах административного дела, так и в материалах арбитражного дела отсутствуют, Кооперативом не представлены.
Порядок и процедура привлечения Кооператива к административной ответственности соблюдены, срок давности привлечения не нарушен.
Уведомление от 24.09.2021 N 11.02.2-72-21 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении с сопроводительным письмом от 27.09.2021 N 11.02.2-34/428 вручено нарочным под расписку законному представителю - председателю Кооператива Абдуллаеву А.Н. под расписку 27.09.2021. Протокол об административном правонарушении от 01.10.2021 N 000118 составлен в отсутствие представителя Кооператива, извещенного надлежащим образом. Неуказание в протоколе об административном правонарушении о неявке представителя Кооператива на его составление, не является существенным недостатком протокола, поскольку факт неявки представителя Кооператива на составление протокола подтвержден в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, в том числе, исходя из пояснений представителей сторон. Доказательства того, что законный или уполномоченный представитель Кооператива являлся на составление протокола, но не был допущен к участию при его составлении, не представлены и в материалах дела не имеются. О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении Кооператив извещен уведомлением от 04.10.2021 N 11.02.2-571-21, направленным посредством почтовой связи, что подтверждается почтовой квитанцией от 04.10.2021 о направлении РПО N 36701563017485. В полученном с официального сайта Почты России отчете об отслеживании означенного почтового отправления значится неудачная попытка вручения 07.10.2021 и отметка о его вручении адресату 09.10.2021.
Из содержания ответа УФПС Республики Дагестан от 23.03.2021 N МР26-06/5419 на запрос суда первой инстанции от 09.03.2021 следует, что вышеуказанное регистрируемое почтовое отправление N 36701563017485, адресованное Кооперативу, вручено адресату - доверенному лицу Рзаевой М.А. 08.10.2021, приложена копия извещения ф.22, с паспортными данными и подписью лица, получившего почтовое отправление. Таким образом, представленная УФПС Республики Дагестан информация и приложенные к нему документы опровергают доводы Кооператива о получении им уведомления на рассмотрение дела после вынесения оспариваемого постановления. Кроме того, уведомление от 04.10.2021 N 11.02.2-571-21 о рассмотрении дела и протокол об административном правонарушении от 01.10.2021 N 000118 направлены Кооперативу 04.10.2021 по электронной почте на электронной адрес arsi-group05@mail.ru, указанный в качестве официального электронного адреса Кооператива в информационной системе "Наш.дом.рф".
То, что извещение было направлено одновременно почтовой связью (Почта России) и на электронный адрес Кооператива, не является нарушение процедуры привлечения, поскольку позволяло Кооперативу заблаговременно (до получения уведомления направленного через Почту России) знать дату назначения рассмотрения материалов административного дела.
Извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).
КоАП РФ устанавливает общее требование - выбранный способ связи должен обеспечивать фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Таким образом, Министерством приняты все необходимые и возможные меры для уведомления Кооператива о времени и месте составления протокола и рассмотрения материалов административного дела, Кооперативу обеспечена возможность реализовать права и гарантии, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, Министерством не пропущен.
Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (вступил в силу 06.04.2022) внесены изменения в КоАП РФ, который дополнен статьей 4.1.2 "Особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микро-предприятиям" (пункт 3 Закона N 70-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микро-предприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.
Кооператив включен в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 10.04.2017, является микропредприятием, на момент совершения правонарушения находилось в указанном реестре, следовательно, на организацию распространяются правила, установленные частью 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ.
Санкция вмененной нормы предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 250000р до 500000р.
Наказание назначено Кооперативу в минимальном размере санкции ч. 4 ст. 14.28 КоАП РФ, что входит в диапазон, установленный от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица.
Таким образом, исходя из приведенных положений в их совокупности, следует, что назначение административного наказания в виде наложения административного штрафа в размере ниже низшего предела, предусмотренного санкцией, является способом достижения цели справедливости наказания - то есть достижению баланса между нарушением и наказанием.
Учитывая характер допущенного Кооперативом правонарушения, суд первой инстанции правомерно установил заявителю меру административной ответственности в виде административного штрафа в минимальном размере санкции, предусмотренной ч. 4 ст. 14.28 КоАП РФ - 250000р, считая, что данная мера ответственности сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Указанная позиция также отражена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.08.2022 по делу N А15-6046/2021.
Оснований для дальнейшего снижения суммы штрафа ниже низшего предела санкции судом апелляционной инстанции не установлено.
В обоснование довода о тяжелом финансовом положении, Кооперативом представлена выписка операций по лицевому счету от 24.03.2022, согласно которому, остаток не счете кооператива составляет 81,85р. Однако Кооперативом не представлены подтвержденные налоговым органом сведения обо всех открытых счетах в кредитных учреждениях и сведения о движении (поступлении и расходовании) денежных средств на этих счетах за рассматриваемый период. Следовательно, тяжелое финансовое положение, не позволяющее кооперативу уплатить административный штраф, наложенный оспариваемым постановлением, не доказано. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица не позволяют ему выплатить подлежащий назначению административный штраф. В деле отсутствуют доказательства того, что взыскание штрафа в указанном размере повлечет для Кооператива необратимые последствия, в том числе может привести к несостоятельности (банкротству) и невозможности осуществления хозяйственной деятельности.
Доводы жалобы о том, что Кооперативу назначено более строгое наказание в пределах диапазона от 125000р до 250000р проверен и подлежит отклонению. Административное наказание назначено в пределах санкции части 4 статьи 14.28 КоАП РФ, при этом наиболее строгой мерой ответственности является административное наказание в виде штрафа в размере 500000р, а не 250000р как указывает Предприниматель. Наказание по низшему пределу санкции ч. 4 ст. 14.28 КоАП РФ входит в диапазон от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица и не противоречит положениям статьи 4.1.2 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ). Также необходимо учесть, что при определении размера штрафа должностным лицом была учтена степень общественной опасности и характер совершенного правонарушения. Совершенное Кооперативом правонарушение характеризуется прямым умыслом и направлено на сокрытие от контролирующего органа информации о привлечении денежных средств граждан при строительстве многоквартирного дома, тогда как проверка в отношении кооператива проведена по жалобе его пайщиков на необоснованное увеличение стоимости уже полностью оплаченных квартиры, нарушение сроков их завершения и сдачи в эксплуатацию. Ни в ходе производства по делу об административном правонарушении, ни при рассмотрении дела в суде Кооператив свою вину в допущенном нарушении не признал, об устранении причин и условий, способствовавших его совершению, не сообщил. Материалами дела также не подтверждается, что допущенные Кооперативом нарушения были устранены на момент привлечения к административной ответственности или на дату вынесения судебного акта судом первой инстанции. Указанное обстоятельство свидетельствует о продолжении противоправного поведения, что является отягчающим обстоятельством в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ, которое, в совокупности с вышеуказанными обстоятельствами, позволяет административному органу установить величину штрафа именно в размере 250000р.
С учетом изложенного, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований и отклоняет доводы апелляционной жалобы.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 01.09.2022 по делу N А15-6057/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Семенов М.У. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-6057/2021
Истец: ПЖСК "Фэмили-Блок Д", ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ "ФЭМИЛИ-БЛОК Д"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Третье лицо: Абдулгалимов Расул Магомедович