город Воронеж |
|
01 ноября 2022 г. |
Дело N А35-10536/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 ноября 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Воскобойникова М.С., |
судей |
Щербатых Е.Ю., |
|
Поротикова А.И., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Люлиной А.В.,
при участии:
от Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от УМВД России по Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от Администрация Курского района Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от Федеральное агентства по управлению государственным имуществом: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от ФКУ Упрдор Москва-Харьков: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях на решение Арбитражного суда Курской области от 01.08.2022 по делу N А35-10536/2021, по исковому заявлению УМВД России по Курской области к Межрегиональному Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях о прекращении прав оперативного управления УМВД России по Курской области на объекты недвижимого имущества, о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками; об обязании МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях принять в казну Российской Федерации объекты недвижимого имущества и земельные участки,
третьи лица: Администрация Курского района Курской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, ФКУ Упрдор Москва-Харьков,
УСТАНОВИЛ:
УМВД России по Курской области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Межрегиональному Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях (далее - ответчик, МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях) с следующими требованиями:
1. прекратить право оперативного управления УМВД России по Курской области на объекты недвижимого имущества: пост УГИБДЦ (пост ДПС), общей площадью 129,9 кв.м, расположенный по адресу: Курская обл., Курский р-н, Нижнемедведецкий с/с, 516 км автодороги Москва-Харьков (кадастровый номер объекта: 46:11:000000:1068, право оперативного управления зарегистрировано 1 ноября 2013 года за N 46-46- 12/026/2013-279); пост УГИБДД (пост ДПС), общей площадью 112,4 кв.м, расположенный по адресу: Курская обл., Курский р-н, 543 км автодороги Москва - Харьков (Селиховы дворы) (кадастровый номер объекта: 46:11:011201:286, право оперативного управления зарегистрировано 1 ноября 2013 года заN 46-46-12/026/2013-278); пост УГИБДД, общей площадью 121 кв.м., расположенный по адресу: Курская обл., Курский р-н, 12 км автодороги Курск - Саратов (с-з Подлесный, Клюквинский сельсовет) (кадастровый номер объекта: 46:11:071302:87, право оперативного управления зарегистрировано 19 февраля 2014 года заN 46-46- 12/002/2014-792);
2. прекратить право постоянного (бессрочного) пользования: земельным участком, общей площадью 500 кв.м., расположенным по адресу: Курская обл., Курский р-н, Нижнемедведецкий с/с, 516 км автодороги МоскваХарьков (кадастровый номер объекта: 46:11:000000:1153, право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано 26 февраля 2001 года за N 46-11- 1/2001-294); земельным участком, общей площадью 300 кв.м., расположенным по адресу: Курская обл., Курский р-н, 543 км автодороги Москва - Харьков (Селиховы дворы), (кадастровый номер объекта: 46:11:0000:1156, право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано 26 февраля 2001 года за N 46-11-1/2001-292); земельным участком, общей площадью 4 000 кв.м., расположенным по адресу: Курская обл., Курский р-н, 12 км автодороги Курск - Саратов (с-з Подлесный, Клюквинский сельсовет), (кадастровый номер объекта: 46:11:000000:1155, право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано 26 февраля 2001 года за N 46-11-1/2001-293);
3. обязать МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях принять в казну Российской Федерации следующие объекты: пост УГИБДЦ (пост ДПС), общей площадью 129,9 кв.м, расположенный по адресу: Курская обл., Курский р-н, Нижнемедведецкий с/с, 516 км автодороги Москва-Харьков (кадастровый номер объекта: 46:11:000000:1068, право оперативного управления зарегистрировано 1 ноября 2013 года за N 46-46- 12/026/2013-279); пост УГИБДД (пост ДПС), общей площадью 112,4 кв.м, расположенный по адресу: Курская обл., Курский р-н, 543 км автодороги Москва - Харьков (Селиховы дворы) (кадастровый номер объекта: 46:11:011201:286, право оперативного управления зарегистрировано 1 ноября 2013 года заN 46-46-12/026/2013-278); пост УГИБДД, общей площадью 121 кв.м., расположенный по адресу: Курская обл., Курский р-н, 12 км автодороги Курск - Саратов (с-з Подлесный, Клюквинский сельсовет) (кадастровый номер объекта: 46:11:071302:87, право оперативного управления зарегистрировано 19 февраля 2014 года заN 46-46- 12/002/2014-792); земельный участок, общей площадью 500 кв.м., расположенный по адресу: Курская обл., Курский р-н, Нижнемедведецкий с/с, 516 км автодороги Москва - Харьков (кадастровый номер объекта: 46:11:000000:1153, право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано 26 февраля 2001 года за N46-11- 1/2001-294) земельный участок, общей площадью 300 кв.м., расположенный по адресу: Курская обл., Курский р-н, 543 км автодороги Москва - Харьков (Селиховы дворы), (кадастровый номер объекта: 46:11:0000:1156, право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано 26 февраля 2001 года за N 46-11-1/2001-292); земельный участок, общей площадью 4 000 кв.м., расположенный по адресу: Курская обл., Курский р-н, 12 км автодороги Курск - Саратов (с-з Подлесный, Клюквинский сельсовет), (кадастровый номер объекта: 46:11:000000:1155, право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано 26 февраля 2001 года за N46-11-1/2001-293)(с учетом принятых судом уточнений).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация Курского района Курской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, ФКУ Упрдор Москва-Харьков.
Решением Арбитражного суда Курской области от 01.08.2022 по делу N А35-10536/2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением суда, полагая его незаконным и необоснованным, ответчик обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил отменить обжалуемое решение полностью и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указывает, что земельные участки с кадастровыми номерами N 46:11:000000:1153, N 46:11:000000:1155, N 46:11:0000:1156 не имеют установленных в соответствии с требованиями земельного законодательства границ и накладываются на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Харьков Федерального дорожного агентства", в связи с чем они не могут быть определены в качестве индивидуально определенной вещи.
Также МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях ссылалось на демонтаж поста УГИБДД (пост ДПС) с кадастровым номером N 46:11:000000:1068 и поста УГИБДД с кадастровым номером N 46:11:071302:87, что препятствует принятию их в казну и полагает, что такие объекты подлежат списанию.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2022 указанная жалоба принята к производству.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, явку уполномоченных представителей не обеспечили.
Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения лиц, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассматривалась в отсутствие их представителей.
В соответствии с частью 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Судебная коллегия, исследовав представленные материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Суд при этом руководствуется следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курской области на праве оперативного управления владеет 3 (тремя) объектами недвижимого имущества (посты ДПС (УГИБДД) в Курском районе) и на праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены посты ДПС (УГИБДД), а именно:
1. Объекты недвижимости, расположенные по адресу: Курская обл., Курский р-н, Нижнемедведецкий с/с, 516 км автодороги Москва - Харьков:
пост УГИБДД, 1980 года постройки, общей площадью 129,9 кв.м, (кадастровый номер объекта: 46:11:000000:1068, право оперативного управления зарегистрировано 1 ноября 2013 года за N 46-46-12/026/2013-279)
земельный участок, общей площадью 500 кв.м. (кадастровый номер объекта: 46:11:000000:1153, право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано 26 февраля 2001 года за N 46-11-1/2001 -294).
2. Объекты недвижимости, расположенные по адресу: Курская обл., Курский р-н, 543 км автодороги Москва - Харьков (Селиховы дворы) пост УГИБДД, 1980 года постройки, общей площадью 112,4 кв.м (кадастровый номер объекта: 46:11:011201:2986, право оперативного управления зарегистрировано 1 ноября 2013 года заN 46-46-12/026/2013-278); земельный участок, общей площадью 300 кв.м (кадастровый номер объекта: 46:11:0000:1156, право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано 26 февраля 2001 года за N 46-11-1/2001-292).
3. Объекты недвижимости, расположенные по адресу: Курская обл., Курский р-н, 12 км автодороги Курск - Саратов (с-з Подлесный, Клюквинский сельсовет): пост УГИБДД, 1980 года постройки, общей площадью 121 кв.м (кадастровый номер объекта: 46:11:071302:87, право оперативного управления зарегистрировано 19 февраля 2014 года за N 46-46-12/002/2014:792); земельный участок, общей площадью 4 000 кв.м (кадастровый: номер объекта: 46:11:000000:1155, право постоянного (бессрочного) пользования: зарегистрировано 26 февраля 2001 года за N 46-11-1/2001-293).
Указанные объекты недвижимого имущества являются собственностью Российской Федерации.
В связи с прекращением использования в деятельности стационарных постов ДПС Управлением МВД России по Курской области было инициировано рассмотрение вопроса о прекращения права оперативного управления и права постоянного (бессрочного) пользования на указанные объекты недвижимости.
МВД России согласовало прекращение права оперативного управления на здания постов УГИБДД и права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
Указанное согласование подтверждается представленными в Арбитражный суд Курской области письмами от 26.10.2020 г. N 22/4/1-23479, N 22/4/1-234800 (л.д. 59-62, т.д.1).
Управление МВД России по Курской области обратилось в адрес МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях с письмом (43/1258 от 30.06.2020, л.д. 63-64, т.д.1), в котором просило МТУ согласовать прекращение прав оперативного управления и прав постоянного (бессрочного) пользования на спорные объекты недвижимого имущества.
В письме от 29.10.2020 N 43/2045 (л.д. 65, т.д.1) УМВД России по Курской области просило МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях рассмотреть вопрос о прекращении права оперативного управления на объекты недвижимости, расположенные по адресу: Курская область, Курский район, пост УГИБДД на 12 кв. автодороги Курск-Саратов, Клюквинский сельсовет, общей площадью 121,00 кв.м, к.н.46:11:071302:87; Курская область, Курский район, пост УГИБДД на 543 км автодороги Москва-Харьков, общей площадью 112,40 кв.м, к.н.46:1 1:011201:286; Курская область, Курский район, Нижнемедведецкий сельсовет, пост УГИБДД на 516 км автодороги Москва-Харьков, общей площадью 129,90 кв.м, к.н.46:11:000000:1068.
На указанные письма МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях в письме от 14.01.2021, N ОД-01/02/2-185,334 сообщило УМВД РФ по Курской области со ссылкой на пункт 4 статьи 214 ГК РФ, пункт 4.1.9 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях (утв. Приказом Росимущества от 19.12.2016 N 473 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом") о том, что им проводятся мероприятия по розыску лиц, которые готовы к принятию указанных объектов недвижимости в оперативное управление/хозяйственное ведение.
В случае отсутствия заинтересованных лиц МТУ проработает вопрос о вовлечении данного имущества в хозяйственный оборот иным способом (л.д. 67,т.1).
В письме от 05.11.2020 N 43/2068 (л.д. 66, т.д.1) УМВД России по Курской области просило МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях рассмотреть вопрос о прекращении постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, находящиеся в федеральной собственности и закрепленными на правах постоянного (бессрочного) пользования за УМВД России по Курской области расположенные по адресу: Курская область, Курский район, на 543 км автодороги "Москва- Харьков", общей площадь 300 кв.м., кадастровый номер 46:11:000000:1156; Курская область, Курский район, Нижнемедведецкий с/с, на 516 км автодороги "Москва- Харьков", общей площадь 500 кв.м., кадастровый номер 46:1 1:000000:1153; Курская область, Курский район, Клюквинский с/с, 12 км автодороги КурскСаратов, площадь 4000 кв.м. кадастровый номер 46:11:000000:1155.
Письмом от 01.04.2021, N ЮБ-01/1277 МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях сообщило УМВД РФ по Курской области, что в МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях поступили обращения территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, расположенных на территории Курской области, а также Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курской области по вопросу изъятия из оперативного управления неиспользуемых объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Курской области, указанных в приложении к настоящему письму. В связи с тем, что в настоящее время Межрегиональным территориальным управлением продолжает прорабатываться вопрос по вовлечению неиспользуемых объектов в хозяйственный оборот, прошу актуализировать информацию о дальнейшем использовании объектов, перечисленных в приложении к данному письму (л.д. 68-70, т.д.1).
Письмом от 02.04.2021 N ОД-01/02-85 (на вх. N 43/281 от 20.02.2021) МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях сообщило УМВД РФ по Курской области, что информация по существу вопроса, изложенного в письме заявителя, направлена в адрес УМВД России по Курской области письмами N ОД01/02/2-339 от 18.11.2020 (л.д. 73-74, т.д.1) и N ОД-01/02/2-185,334 от 14.01.2021 (л.д. 72-72, т.д.1). В Межрегиональном территориальном управлении продолжается работа по вовлечению неиспользуемых объектов недвижимого имущества, закрепленных за УМВД России по Курской области.
В письме от 22.04.2021 N 43/711 (л.д. 75, т.д.1) УМВД России по Курской области в адрес МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях заявитель указал, что 26.10.2020 года с МВД России согласовано прекращение права оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования на объекты недвижимого имущества и земельные участки (посты ГИБДД).
В связи с чем, в адрес МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях направлен пакет документов о прекращении права оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования на объекты недвижимости - посты ГИБДД.
На основании изложенного, заявитель повторно просил рассмотреть вопрос о прекращении права оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования на данные объекты недвижимого имущества и земельные участки.
В письме от 10.06.2021 N 43/1023 (л.д. 76, т.д.1) УМВД России по Курской области в адрес МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях заявитель указал, что УМВД России по Курской области 26.10.2020 года с МВД России согласовано прекращение права оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования на объекты недвижимого имущества и земельные участки (посты ГИБДД).
В связи с чем, в адрес МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях направлены пакеты документов о прекращении права оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования на объекты недвижимости - посты ГИБДД.
На основании изложенного, заявитель повторно просил МТУ рассмотреть вопрос о прекращении права оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования на данные объекты недвижимого имущества и земельные участки.
Очередное обращение УМВД России по Курской области в адрес МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях о прекращении права оперативного управления объектами недвижимости и постоянного (бессрочного) пользования земельными участками датировано 13 августа 2021 года (исх. N 43/1473) (л.д.101, т.1).
Согласно почтовой квитанции (л.д. 103, т.д.1) письмо с номером отслеживания 30500065102479 с обращением заявителя было доставлено в адрес ответчика - 21.12.2021. Ответ на данное обращение МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях не дало.
Полагая свое право нарушенным, УМВД России по Курской области 24.11.2021 обратилось с исковым заявлением в Арбитражный суд Курской области к МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях о прекращении права оперативного управления и права постоянного (бессрочного) пользования на объекты недвижимости поскольку этот вопросу не разрешен МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях как это предусмотрено гражданским законодательством.
Рассматривая дело по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
На основании статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право оперативного управления имуществом является вещным правом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В пункте 5 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
В силу пункта 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
По смыслу законодательства, целью закрепления имущества на праве оперативного управления за учреждением является наделение его имуществом для осуществления им уставной деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 296 ГК РФ собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.
Согласно пункту 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Названные нормы не исключают общих способов прекращения права оперативного управления, предусмотренных главой 15 ГК РФ для прекращения права собственности.
Применительно к пункту 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В силу статьи 236 ГК РФ юридическое лицо может отказаться от права собственности (иного вещного права) на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Таким образом, законодательством предусмотрена возможность отказаться от имущества, предоставленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Из материалов дела усматривается, что действия истца по отказу от имущества направлены на соблюдение принципа эффективности бюджетных расходов, поскольку спорное имущество не используется истцом в течение длительного времени.
Материалами дела установлен факт того, что спорное имущество закреплено за истцом на праве оперативного управления, а земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование.
Уполномоченным органом по управлению и распоряжению федеральным имуществом в Курской области является ответчик.
В силу пункта 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества; закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении указанных учреждений (пункт 5.22 Положения N 432).
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п. 4 Положения N 432).
Приказом Росимущества от 19.12.2016 N 473 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях.
Согласно пункту 4 Положения N 473, территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.
Согласно пунктам 4.1.2, 4.1.9 приложения N 15 к приказу Росимущества от 29.09.2009 N 278 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" территориальный орган самостоятельно осуществляет, в том числе, следующие полномочия в установленной сфере деятельности осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленною в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
Таким образом, бездействие управления, выраженное в непринятии в казну имущества, не используемого истцом, со ссылкой на отсутствие других учреждений, за которыми имущество может быть закреплено на праве оперативного управления, противоречит указанным выше полномочиям в сфере деятельности названного территориального органа.
Установив наличие у истца права на отказ от закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления и передачу его ответчику по причине неиспользования в соответствии с целями деятельности учреждения, согласование вопроса прекращения права оперативного управления спорного имущества с Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, в отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность бездействия управления по принятию имущества в казну, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска (определения Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637, от 28.04.2017 N 306-КГ17-4810, от 14.12.2015 N 307-КГ15-15650, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19.04.2021 N Ф10-707/2021 по делу N А09-6295/2020, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25.07.2017 N Ф06-22449/2017, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 08.02.2019 N Ф10-6565/2018 по делу N А23-4928/2018).
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда области о том, что бездействие МТУ Росимущества, выраженное в непринятии в казну имущества, противоречит указанным полномочиям в сфере деятельности названного территориального органа. Ко всему, поскольку спорное имущество истцом не используется, истец на основании предусмотренного законом права реализовал на отказ от права оперативного управления на здания и права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, которые надлежащим образом согласованы с МВД России.
Довод ответчика о том, что земельные участки с кадастровыми номерами N 46:11:000000:1153, N 46:11:000000:1155, N 46:11:0000:1156 не имеют установленных в соответствии с требованиями земельного законодательства границ и накладываются на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Харьков Федерального дорожного агентства", в связи с чем они не могут быть определены в качестве индивидуально определенной вещи, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Согласно выписке из ЕГРН, объект недвижимости пост ДПС на км 543 автомобильной дороги М-2 "Крым" с кадастровым номером N 46:11:011201:286 является собственностью Российской Федерации, закреплен на праве оперативного управления за УМВД РФ по Курской области. На балансе ФКУ Упрдор Москва-Харьков не состоит. Здание поста ДПС расположено в границах земельного участка с кадастровым номером N 46:11:000000:1156, который является собственностью Российской Федерации, закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за УМВД РФ по Курской области.
Согласно выписке из ЕГРН, объект недвижимости с кадастровым номером N 46:11:071302:87 (пост УГИБДД) на км 12 Курск-Саратов, Клюквинский сельсовет является собственностью Российской Федерации, закреплен на праве оперативного управления за УМВД РФ по Курской области. Данный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером N 46:11:000000:1155, который является собственностью Российской Федерации, закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за УМВД РФ по Курской области.
Согласно выписке из ЕГРН, объект недвижимости с кадастровым номером N 46:11:000000:1068 (пост УГИБДД) на км 516 автодороги Москва-Харьков, Курская обл. Курский р-н, Нижнемедвенский с/с является собственностью Российской Федерации, закреплен на праве оперативного управления за УМВД РФ по Курской области. Данный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером N 46:11:000000:1153, который является собственностью Российской Федерации, закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за УМВД РФ по Курской области.
Суд апелляционной инстанции вслед за судом области приходит к выводу, что наличие в выписке из государственного кадастра недвижимости сведений о том, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, не препятствует реализации заявленных истцом требований и предусмотренной для ответчика обязанности принять такие объекты.
При этом ответчиком не представлено доказательств наличия спора относительно границ земельных участков.
Ко всему в процессе рассмотрения дела в суде первой инстанции Управление Росреестра по Курской области поддержало требования истца, выражая позицию о законности заявленных исковых требований.
Также МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях ссылалось на демонтаж поста УГИБДД (пост ДПС) с кадастровым номером N 46:11:000000:1068 и поста УГИБДД с кадастровым номером N 46:11:071302:87, указывая что данные обстоятельства препятствуют принятию их в казну и подлежат списанию.
Судебная коллегия полагает, что материалами дела не подтверждается осуществление демонтажа указанных объектов, а их возможная фактическая ликвидация как объектов недвижимости не исключает обязанности Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях принять спорные объекты в казну Российской Федерации и в последующем провести работу по снятию данных объектов с кадастрового учета.
Довод ответчика о том, что спорное имущество находится в неудовлетворительном состоянии, был предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно им отклонен, поскольку не имеет самостоятельного правового значения при рассмотрении настоящего дела с учетом предмета заявленных исковых требований.
Иных доводов, основанных на представленных в материалы дела доказательствах, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, оценив совокупность имеющихся в деле доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что спорное имущество не используется истцом по назначению в соответствии с целями его деятельности, при этом на него возлагаются дополнительные имущественные обременения в виде обязанности по содержанию имущества, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у истца права на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления и праве постоянного (бессрочного) пользования, и наличии правовых оснований для передачи этого имущества в казну Российской Федерации, в связи с чем, правомерно удовлетворил исковые требования.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом области допущено не было.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое решение следует оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В силу положений ст. 110 АПК РФ, учитывая результат рассмотрения спора, расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 01.08.2022 по делу N А35-10536/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
председательствующий судья |
М.С. Воскобойников |
Судьи |
Е.Ю. Щербатых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-10536/2021
Истец: УМВД России по Курской области
Ответчик: МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях
Третье лицо: Администрация Курского района Курской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, ФКУ Упрдор Москва-Харьков, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд