город Омск |
|
28 февраля 2024 г. |
Дело N А46-8658/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тетериной Н.В.,
судей Рожкова Д.Г., Солодкевич Ю.М.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Губанищевой У.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-465/2024) общества с ограниченной ответственностью "ПТЭ" на решение Арбитражного суда Омской области от 14.12.2023 по делу N А46-8658/2023 (судья Микуцкая А.П.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "ПТЭ" (ИНН 5506233930, ОГРН 1145543051356) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Партнер" (ИНН 5506204720, ОГРН 1085543034653), при участии третьего лица - Государственной жилищной инспекции Омской области (ИНН 5503242245, ОГРН 1135543018511) о взыскании 4 566 293 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
общества с ограниченной ответственностью "ПТЭ" - Окунеева В.М. (доверенность от 06.02.2024 N 27 сроком действия до 06.02.2025, диплом);
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уют-Сибирь" - Щербинина Е.А. (доверенность от 12.09.2023 сроком действия три года);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ПТЭ" (далее - общество, ООО "ПТЭ") обратилось в Арбитражный суд Омской области c исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Партнер" (далее - компания, ООО "УК "Партнер") о взыскании 4 566 293 руб. задолженности по оплате тепловой энергии за июнь-август 2020 года и июнь-август 2021 года по договорам от 20.03.2015 N 02/2015 и N 03/2015, а также расходов по уплате государственной пошлины.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) ООО "ПТЭ" уточнило размер требований, просило взыскать с ответчика 4 176 275 руб.
Уточнение размера требования принято судом первой инстанции.
Определением от 20.06.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Государственная жилищная инспекция Омской области (далее - третье лицо, Инспекция).
Решением Арбитражного суда Омской области от 14.12.2023 по делу N А46-8658/2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, ООО "ПТЭ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, на применение судом первой инстанции закона, не подлежащего применению (пункт 2 части 2 статьи 270 АПК РФ), поскольку правоотношения сторон подлежат урегулированию только нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В дополнительных доводах к апелляционной жалобе ООО "ПТЭ" настаивает на том, что тепловая энергия, поставляемая на подогрев холодной воды - это не коммунальный ресурс, а ресурс, направленный на поддержание системы горячего водоснабжения (далее - ГВС).
ООО "УК "Партнер" представило возражения на апелляционную жалобу.
В заседании суда апелляционной инстанции, представитель общества поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, дополнительных доводах к ней, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "УК "Партнер" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, дополнительные доводы к апелляционной жалобе и возражения на нее, заслушав позиции сторон, проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения по настоящему делу.
Как следует из материалов дела, 20.03.2015 между ООО "ПТЭ" (поставщик) и ООО "УК "Партнер" (потребитель) подписан договор теплоснабжения N 02/2015 (в редакции дополнительных соглашений N 1 от 01.03.2016, N 2 от 12.08.2016, N 5 от 01.06.2021, N 6 от 21.12.2021), согласно которому поставщик обязался оказывать услуги, неразрывно связанные с процессом теплоснабжения следующих многоквартирных домов (далее - МКД), расположенных в г. Омске: ул. Тарская, д. 259/1, д. 261/1; ул. Орджоникидзе, д. 274, д. 268/1; ул. 28 Северная, д. 20, д. 22, д. 24, д. 22А; ул. Осоавиахимовская, д. 181/1, д. 181/1, д. 185/3; ул. 24 Северная, д. 93/3.
Планируемое годовое количество отпускаемой потребителю тепловой энергии установлено в объеме 20 709 Гкал (пункт 2.2. договора).
20.03.2015 ООО "ПТЭ" (поставщик) и ООО "УК "Партнер" (потребитель) подписан договор теплоснабжения N 03/2015 (в редакции дополнительных соглашений N 1 от 23.06.2015, N 2 от 03.03.2016), согласно которому поставщик обязался оказывать услуги, неразрывно связанные с процессом теплоснабжения следующих многоквартирных домов, расположенных в г. Омске: ул. 2-я Поселковая, дома NN 16, 20, 22, 24, 26, 55, 57, 59, 61, 63, 18, 14.
Планируемое годовое количество отпускаемой потребителю тепловой энергии устанавлено в объеме 16 930 Гкал (пункт 2.2. договора).
Согласно пункту 3.3 договоров (в редакции дополнительных соглашений) расчетным периодом является календарный месяц с 26 по 25 число месяца. Расчет за тепловую энергию производится потребителем путём перечисления денежных средств на расчетный счёт поставщика в размере 100% от стоимости поставляемой тепловой энергии в течение 5-ти банковских дней каждого месяца с момента выставления платёжных документов на оплату (пункт 3.5 договоров).
Ответчик, являясь управляющей организацией, на основании договоров управления осуществляет обслуживание поименованных в договорах от 20.03.2015 N 02/2015 и N 03/2015 МКД, а именно: ул. Тарская, д. 259/1 (от 23.03.2015), д. 261/1 (от 31.10.2012); ул. Орджоникидзе, д. 274 (от 18.11.2010), д. 268/1 (от 28.05.2021); ул. 28 Северная, д. 20 (от 01.01.2009), д. 22 (от 30.11.2008), д. 22А/1 (от 24.06.2019), д. 24 (от 30.04.2012), д. 22А (от 12.08.2016); ул. Осоавиахимовская, д. 181/1 (от 15.03.2015), д. 181/3 (от 19.03.2016), д. 183/1 (от 24.03.2015), д. 185/3 (от 27.03.2015); ул. 24 Северная, д. 93/3 (от 02.03.2020), д. 93/4 (от 06.03.2020); ул. 2-я Поселковая, д. 16 (от 10.10.2014), д. 20 (от 23.03.2015), д. 22 (от 02.05.2013), д. 24 (от 25.03.2015), д. 26 (от 27.12.2012), д. 55 (от 15.11.2011), д. 57 (от 05.05.2012), д. 59 (от 01.11.2010), д. 61 (от 01.07.2010), д. 63 (от 15.12.2015), д. 18 (от 15.07.2015), д. 14 (от 23.03.2016).
Как указывает истец, в связи с ненадлежащим исполнением компанией обязанности по оплате поставленной тепловой энергии в рамках вышеуказанных договоров в неотопительные периоды 2020, 2021г.г. у ответчика образовалась задолженность в общей сумме 4 566 293 руб., в том числе:
- по договору N 02/2015 - 1 331 803 руб. 84 коп. за июнь - август 2020 года и 1 402 337 руб. 49 коп. за июнь - август 2021 года;
- по договору N 03/2015 - 903 682 руб. 46 коп. за июнь - август 2020 года и 928 469 руб. 28 коп. за июнь - август 2021 года.
Платёжным поручением от 16.06.2023 N 725 ответчик оплатил 214 373 руб. 25 коп. за спорные периоды по договору N 02/2015, платёжным поручением от 16.06.2023 N 726 - 175 644 руб. 06 коп. за спорные периоды по договору N 03/2015.
С учетом частичной оплаты размер задолженности по расчету общества за периоды июнь - август 2020 года и июнь - август 2021 года составил 4 176 275 руб., в том числе по договору N 02/2015 - 2 519 768 руб. 08 коп., по договору N 03/2015 - 1 656 507 руб. 68 коп. (истец округлил сумму погашения задолженности до 390 018 руб.).
Досудебная претензия от 29.03.2023 N 98 с требованием об оплате указанной суммы оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения общества с настоящим исковым заявлением в суд.
Арбитражный суд Омской области, руководствуясь статьями 309, 310, 311, 541, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 4, 44, 157, 157.2, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", пунктами 4, 13, 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правилами обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - ПравилаN 124), правовыми позициями, содержащимися в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 08.08.2022 N 307-ЭС22-8816, от 19.10.2016 N 305-ЭС16-8324, от 27.12.2016 N 310-ЭС16-12554, от 29.06.2016 N 305- ЭС16-2863; от 16.05.2019 N 305-ЭС19-1381, от 29.07.2019 N 309-ЭС19- 2341, а также письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22.03.2017 N 9268-ОО/04, установив, что потребленная тепловая энергия, объем которой за периоды июнь - август 2020 года и июнь - август 2021 года определен с применением норматива на подогрев, ответчиком оплачена, в удовлетворении исковых требований отказал.
Повторно рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Из пунктов 1 и 9 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), пункта 1 статьи 539, пункта 1 статьи 541, статьи 544 ГК РФ, применяемых в рассматриваемом случае в соответствии с пунктом 1 статьи 548 ГК РФ, следует обязанность потребителя (абонента) оплачивать приобретенную тепловую энергию.
В рассматриваемом случае факт поставки истцом в спорный период тепловой энергии в находившиеся в управлении ответчика МКД последним не оспаривается.
Спорным моментом является порядок определения объема тепловой энергии, поставленной в исковой период в целях подогрева холодной воды для горячего водоснабжения при содержании общего имущества МКД, поскольку истец исходит из показаний коллективного (общедомового) прибора учета (далее - ОДПУ) тепловой энергии, в то время как ответчик полагает верным определение объема тепловой энергии расчетным способом с применением норматива на подогрев согласно формулам 20, 20.2 приложения N 2 к Правилам N 354.
Обязанностью суда является проверка расчета на соответствие нормам материального права и условиям договора (статьи 168, 170 АПК РФ, пункт 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству").
Проверка расчета предполагает анализ всех оснований возникновения задолженности.
В случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляется в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в МКД, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 ЖК РФ). В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ.
Поскольку ресурсами в данном случае обеспечивались МКД, суд первой инстанции обоснованно применил к спорным правоотношениям нормы ЖК РФ, Правил N 124 и Правил N 354.
На основании части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу прямого указания пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию (равно иное лицо из числа указанных в пунктах 2 и 3 части 2 статьи 161 ЖК РФ, в управлении которого находится МКД) в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
Изложенное, в частности, означает, что объем коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем, должен определяться в том же порядке, что и объем коммунальной услуги, оплачиваемой конечными потребителями (приложение N 2 к Правилам N 354). Применительно к коммунальной услуге по ГВС указанными правилами предусмотрен различный порядок определения подлежащего оплате объема в зависимости от того, производится ли соответствующий коммунальный ресурс (коммунальная услуга) самостоятельно исполнителем с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД (раздел IV приложения N 2 к Правилам N 354), либо приобретается исполнителем у ресурсоснабжающей организации и без каких-либо преобразований или изменений физических и химических свойств передается конечным потребителям (разделы I, VII приложения N 2 к Правилам N 354).
По смыслу пункта 54 Правил N 354, в случае, когда для производства коммунального ресурса (горячей воды), приготовляемого исполнителем самостоятельно на оборудовании, входящем в состав общего имущества собственников помещений в МКД, с использованием других коммунальных ресурсов (тепловой энергии, холодной воды), расчет исполнителя коммунальной услуги с соответствующими ресурсоснабжающими организациями должен осуществляться исходя из объема тепловой энергии и холодной воды, использованных исполнителем при производстве горячей воды.
Так, размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих: произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду; произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
Более подробно алгоритм расчета приведен в формулах 20, 20.2 приложения N 2 к Правилам N 354, согласно которым объем тепловой энергии, затраченной для производства горячей воды, определяется исключительно расчетным способом, то есть с применением норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Поскольку применительно к случаю, когда коммунальный ресурс приготавливается с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, жилищное законодательство также не содержит указания на возможность возложения на управляющую организацию - исполнителя в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации, объем подлежащего оплате ресурсоснабжающей организации коммунального ресурса подлежит определению в соответствии с разделом IV приложения N 2 к Правилам N 354.
Указанное также следует из подпункта а(1) пункта 21(1) Правил N 124.
Изложенное также соответствует правовым позициям Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в определениях от 16.05.2019 N 305-ЭС19-1381, от 29.07.2019 N 309-ЭС19-2341, а также письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22.03.2017 N 9268-ОО/04.
Таким образом, расчет ООО "ПТЭ", исходя из показаний ОДПУ, противоречит приведенным нормам права.
В данной связи суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы истца о необходимости определения обязательств ООО "УК "Партнер" по оплате тепловой энергии исходя из показаний ОДПУ.
Как следует из представленных в материалы дела документов, потребленная тепловая энергия, объем которой за июнь-июль 2020 и 2021 годах определен на основании норматива на подогрев согласно упомянутой формуле, ответчиком оплачен в полном объеме.
При таких обстоятельствах отказ в удовлетворении иска не может быть признан необоснованным.
Доводы подателя жалобы, исходя из приоритета применения жилищного законодательства с изменениями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2022 N 92 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" не соответствует предусмотренному абзацем вторым пункта 1 статьи 4 ГК РФ и пункта 2 статьи 6 ЖК РФ принципу действия норм гражданского права во времени, исключающими распространение вновь введенного правила на предыдущие периоды, то есть 2020 - 2021 года.
Выводы суда первой инстанции соответствуют правовой позиции, приведённой в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.12.2023 по делу N А46-18346/2021.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в связи с отказом в ее удовлетворении относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 14.12.2023 по делу N А46-8658/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.В. Тетерина |
Судьи |
Д.Г. Рожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-8658/2023
Истец: ООО "ПТЭ"
Ответчик: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ПАРТНЕР"
Третье лицо: ГЖИ Омской области, Региональная Энергетическая комиссия Омской области