г. Москва |
|
01 ноября 2022 г. |
Дело N А40-134701/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 ноября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.А.Чеботаревой,
судей: |
В.А.Свиридова, Ж.В.Поташовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Северная транспортная прокуратура Московской межрегиональной транспортной прокуратуры
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.08.2022 по делу N А40-134701/22 (93-1039)
по заявлению Северного транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры
к ООО "РДЛ-ТЕЛЕКОМ" (ОГРН: 1147746112040, ИНН: 7701386450)
третье лицо: НТС - 12 Центра ФСБ России
о привлечении к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ,
при участии:
от заявителя: |
Курсов В.Ю. по дов. от 25.10.2022; |
от ответчика: |
Смуров А.А. по дов. от 22.08.2022; Гришаев М.В. по уд. N 165726 |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Северный транспортный прокурор Московской межрегиональной транспортной прокуратуры (далее - административный орган, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ООО "РДЛ-ТЕЛЕКОМ" (далее- ответчик, общество) к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.
Решением суда от 26.08.2022 требования административного органа оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Административный орган ссылается, что ООО "РДЛ-Телеком" нарушены требования п. 9 лицензионных требований лицензии Роскомнадзора N 171876 и п. 10 лицензионных требований лицензии Роскомнадзора N 171875, что свидетельствует о совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ. Кроме того, считает, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения следует считать день, выявления факта правонарушения, а именно - дата ответа УФСБ России по г. Санкт-Петербург и Ленинградской области от 25.05.2022 N 12/1-5169 об отсутствии уведомления ООО "РДЛ-Телеком" о вводе в эксплуатацию новых сетей связи (фрагментов сетей связи).
В судебном заседании представитель административного органа доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представители ответчика возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Северной транспортной прокуратурой в связи с заданием Московской межрегиональной транспортной прокуратуры проведена проверка исполнения ООО "РДЛ-Телеком" законодательства о связи, о лицензировании отдельных видов деятельности и противодействию терроризму при оказании услуг пассажирам в поездах "Ласточка" сообщением Москва-Санкт-Петербург формирования Дирекции скоростного сообщения - филиала ОАО "РЖД" (далее - ДОСС), в части предоставления доступа в сеть Интернет с использованием сети общего доступа Wi-Fi, в ходе которой выявлены нарушения.
Установлено, что услуга Интернет в поездах "Ласточка" сообщением Москва-Санкт-Петербург предоставляется пассажирам в рамках договора от 05.10.2020 N 449/ОКЭ-ДОСС, заключенного ОАО "РЖД" в лице ДОСС с ООО "РДЛ-Телеком", которое осуществляет предпринимательскую деятельность на основании лицензий в области связи от 10.06.2019 N 171876 и от 22.04.2019 N 171875 "Телематические услуги связи" и "Услуги связи по передаче данных, за исключением услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации".
Из информации УФСБ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 25.05.2022 N 12/1-5169 следует, что ООО "РДЛ-Телеком" о вводе в эксплуатацию новых сетей связи (фрагментов сети связи общего в поездах "Ласточка" сообщением Москва-Санкт-Петербург) в 2018 году не уведомил, тем самым не выполнил требования плана мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-разыскных мероприятий от 24.06.2015 N 12/1/3-171, плана мероприятий по предоставлению информации о пользователях услугами связи и об оказании им услугах связи от 09.06.2015 N 12/7-508 (далее - Планы), а также регламента взаимодействия между ООО "РДЛ-Телеком" и УФСБ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 02.11.2015.
Планы ООО "РДЛ-телеком" не соответствуют действующему законодательству. Оператор связи ООО "РДЛ-Телеком" не обращался в УФСБ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области для согласования новых Планов, соответствующих требованиям приказов Минкомсвязи России от 16.04.2014 N 83 и от 20.10.2018 N 573. Технические средства для проведения оперативно-разыскных мероприятий на сети документальной связи ООО "РДЛ-Телеком" не внедрены.
Оператор связи ООО "РДЛ-Телеком" не обеспечивает реализацию требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий, что является грубым нарушением лицензионных требований.
Кроме того согласно ответу Управления Роскомнадзора по Северо-Западному Федеральному округу от 18.03.2022 N 07-16-2022/361 ООО "РДЛ-Телеком" не уведомляло Управление о вводе в эксплуатацию сетей электросвязи (фрагментов сетей связи общего доступа) в поездах "Ласточка" сообщением Москва-Санкт-Петербург.
С учетом изложенного, транспортной прокуратурой в ходе проверки установлено, что ООО "РДЛ-Телеком" нарушены требования п. 2 и 4 ст. 64 Закона о связи, п. 4, 9 и 10 Правил и п. 9 лицензионных требований лицензииРоскомнадзора N 171876 и п. 10 лицензионных требований лицензии Роскомнадзора N 171875.
На основании выявленных Северным транспортным прокурором Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в отношении ООО "РДЛ-Телеком" вынесено постановление от 14.06.2022 о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах административный орган обратился в суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, а также в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции и не усматривает оснований для их переоценки, основываясь на следующем.
В соответствии с п.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - ФЗ-99), лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации, требуется получение лицензии.
В соответствии с п. 1 ст. 19 ФЗ-99 грубым нарушением лицензионных требований является возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Пунктом 36 ст. 12 ФЗ-99 в перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия, включено оказание услуг связи.
Согласно пункту 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" оператор связи обязан оказывать пользователям услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
ООО "РДЛ-Телеком" оказывает телематические услуги связи на основании лицензий Роскомнадзора 10.06.2019 N 171876 и от 22.04.2019 N 171875 "Телематические услуги связи" и "Услуги связи по передаче данных, за исключением услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации"
Необеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий в соответствии с пунктом 15 Положения о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. N 2385, является грубым нарушением лицензионных требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Закона о связи оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Ввод в эксплуатацию сетей связи и их фрагментов на территории Российской Федерации регламентируется Требованиями к порядку ввода сетей электросвязи в эксплуатацию, утверждёнными Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 26.08.2014 N 258 (далее -Требования)
В соответствии с п. 14 Требований, оператор связи в течение 10 рабочих дней после ввода в эксплуатацию сети электросвязи или её фрагмента, обязан уведомить об этом территориальный орган Роскомнадзора, на подведомственной территории которого размещается эта сеть электросвязи (фрагмент сети электросвязи), путем направления уведомления о вводе в эксплуатацию.
В пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 разъяснено, что при квалификации действий лица по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует иметь в виду, что согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положением о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых обязательно при ее осуществлении.
Лицензионные требования включают в себя обязательные к исполнению условия на протяжении всего периода оказания услуг согласно
На основании п. 1.1. Общих технических требований к системе технических средств по обеспечению функций оперативно-разыскных мероприятий на сетях (службах) документальной электросвязи, утвержденных Приказом Госкомсвязи России от 27.03.1999 N 47, система технических средств по обеспечению оперативно-разыскных мероприятий (СОРМ) создается на основе Федерального закона "Об оперативно-разыскной деятельности" и Федерального закона "О связи" и предназначена для технического обеспечения проведения указанных мероприятий на сетях (службах) документальной электросвязи (СДЭС), используемых для предоставления услуг передачи данных и телематических служб, включая сеть Интернет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 N 538 утверждены Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность (далее - Правила).
Согласно п. 2 Правил, органы ФСБ, являясь уполномоченными органами, осуществляют взаимодействие с операторами связи при проведении в рамках оперативно-разыскной деятельности оперативно-разыскных мероприятий, связанных с использованием технических средств, в том числе в интересах других уполномоченных органов.
В п. 4 Правил указано, что сети и средства связи, используемые оператором связи, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним для проведения оперативно-разыскных мероприятий и устанавливаемым Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Согласно п. 7 Правил, ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанным органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств, в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств.
Разработке плана по внедрению СОРМ в соответствии с п. 5 Правил предшествует обращение оператора связи в орган ФСБ в 45-ти дневный срок с даты получения им лицензии для определения уполномоченного структурного подразделения органа ФСБ, осуществляющего взаимодействие с данным оператором связи.
Из п. 9 Правил следует, что при вводе в эксплуатацию новых средств связи оператора связи, внедрении новых технологических решений, выводе из эксплуатации или модернизации устаревших средств связи органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи принимается решение о разработке нового плана.
В соответствии с п. 10 Правил, ввод в эксплуатацию технических средств осуществляется оператором связи на основании акта, подписанного в установленном порядке представителями органа федеральной службы безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и оператора связи, а в случае, указанном в п. 3 Правил, органа внутренних дел.
Статьей 13 Федерального закона от 06.07.2016 N 374-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты РФ в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности", вступившим в законную силу с 01.07.2018, внесены изменения в Закон о связи.
Вводимая комментируемым Законом ст. 64 Закона о связи устанавливает порядок, согласно которому операторы связи обязаны хранить на территории Российской Федерации: информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео - или иных сообщений пользователей услугами связи - в течение трех лет с момента окончания осуществления таких действий; текстовые сообщения пользователей услугами связи, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные сообщения пользователей услугами связи - до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки. Порядок, сроки и объем хранения указанной в настоящем подпункте информации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора производится в соответствии с разработанными ФСБ совместно с оператором планом мероприятий по внедрению технических средств (плана), в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств. При вводе в эксплуатацию новых средств связи оператора связи, внедрении новых технологических решений, выводе из эксплуатации или модернизации устаревших средств связи, требуется уведомление органа федеральной службы безопасности для принятия совместного с оператором связи решения о разработке нового плана.
Ввод в эксплуатацию технических средств осуществляется оператором связи на основании акта, подписанного в установленном порядке представителями органа федеральной службы безопасности, Роскомнадзором и оператором. Указанный акт является документом, подтверждающим выполнение условий о реализации требований к сетям и средствам связи дляпроведения ОРМ и обеспечения безопасности на сети электросвязи в соответствии с планом СОРМ.
В соответствии с п. 9 лицензионных требований лицензии Роскомнадзора N 171876 и п. 10 лицензионных требований лицензии Роскомнадзора N 171875 лицензиат обязан реализовать устанавливаемые Федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, требованиями к сетям и средствам связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий, а также принимать меры по недопущению раскрытия организованных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
Из информации УФСБ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 25.05.2022 N 12/1-5169 следует, что ООО "РДЛ-Телеком" о вводе в эксплуатацию новых сетей связи (фрагментов сети связи общего в поездах "Ласточка" сообщением Москва-Санкт-Петербург) в 2018 году не уведомил, тем самым не выполнил требования плана мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-разыскных мероприятий от 24.06.2015 N 12/1/3-171, плана мероприятий по предоставлению информации о пользователях услугами связи и об оказании им услугах связи от 09.06.2015 N 12/7-508 (далее - Планы), а также регламента взаимодействия между ООО "РДЛ-Телеком" и УФСБ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 02.11.2015.
Кроме того согласно ответу Управления Роскомнадзора по Северо-Западному Федеральному округу от 18.03.2022 N 07-16-2022/361 ООО "РДЛ-Телеком" не уведомляло Управление о вводе в эксплуатацию сетей электросвязи (фрагментов сетей связи общего доступа) в поездах "Ласточка" сообщением Москва-Санкт-Петербург.
Вместе с тем, в соответствии с действующим законодательством в установленный законом срок ООО "РДЛ-Телеком" обратилось в УФСБ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - УФСБ), которое разработало и совместно с оператором связи подписало следующие документы:
1) План мероприятий по предоставлению информации о пользователях услугами связи и об оказанных услугах связи, содержащейся в базах данных оператора ООО "РДЛ-Телеком" (рег. N 12/7-508 от 09.06.2015), согласно которому ООО "РДЛ-Телеком" (далее - Оператор) обязуется во взаимодействии с УФСБ выполнить мероприятия, обеспечивающие предоставление УФСБ информации о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи, а также иной информации, необходимой для выполнения возложенных на УФСБ задач в порядке и случаях, установленных федеральным законодательством.
В указанном Плане предусмотрено, что пункты 5, 6, 7, 9, 10 мероприятий Оператор должен выполнить по требованию УФСБ.
Письменные требования УФСБ по исполнению вышеуказанных мероприятий в адрес ООО "РДЛ-Телеком" не поступали. Доказательств обратного заявителем не представлено.
2) План мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-разыскных мероприятий (СОРМ) на сети связи ООО "РДЛ-Телеком" (рег. N 12/1/3/171 от 24.06.2015), из которого следует, что оператор связи ООО "РДЛ-Телеком" обязуется реализовать требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий на сети связи Оператора во взаимодействии с УФСБ.
В указанном Плане предусмотрено, что пункты 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 мероприятий Оператор должен выполнить по требованию УФСБ.
Письменные требования УФСБ по исполнению вышеуказанных мероприятий, в том числе на приобретение и подключение средств СОРМ, в адрес ООО "РДЛ-Телеком" до 26.04.2022 не поступали. Доказательств обратного заявителем не представлено.
3) 02.11.2015 УФСБ утвержден Регламент взаимодействия между ООО "РДЛ-Телеком" и УФСБ, согласно которому оператор связи и УФСБ определили порядок предоставления сведений об абонентах и оказанных им услугах связи.
Согласно п. 1.1 указанного Регламента Оператор хранит информацию о предоставленных услугах связи (выходах в сеть Интернет) и статистические данные о соединениях абонентов в сети Интернет в течение 3 лет.
ООО "РДЛ-Телеком" осуществляет хранение вышеуказанной информации согласно срокам, указанным в п. 1.1 Регламента, при этом органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, в течение последних 3-х лет к Оператору с запросом о предоставлении необходимой информации не обращались. Доказательств обратного заявителем не представлено.
При этом 26.04.2022 в ООО "РДЛ-Телеком" поступило письмо УФСБ (вх. N 61/04/РДЛ) о необходимости размещения технических средств для проведения ОРМ на сети документальной электросвязи.
С целью организации исполнения вышеуказанного требования в адрес УФСБ направлено письмо от 06.05.2022 исх. N 16/05/РДЛ, в котором ООО "РДЛ-Телеком" предлагает провести рабочую встречу и согласовать внесение в документы (планы мероприятий и регламент взаимодействия) необходимых уточнений и дополнений, а также, в случае необходимости, установить сроки и порядок приобретения средств СОРМ с последующим подключением к сети электросвязи.
Поскольку ответ на вышеуказанное письмо в адрес ООО "РДЛ-Телеком" не поступил, 06.06.2022 в УФСБ России направлено письмо исх. N 24/06/РДЛ, в котором Общество повторно просит внести в планы мероприятий, регламент взаимодействия необходимые уточнения и дополнения, а также предоставить ООО "РДЛ-Телеком" технические характеристики и иные данные технического средства для проведения ОРМ, которое необходимо разместить на эксплуатируемом узле связи, с указанием поставщиков данного оборудования, у которых возможно произвести его закупку.
По сути, вышеуказанные Планы являются документами, подтверждающими выполнение условий о реализации требований к сетям и средствам связи для проведения ОРМ и обеспечения безопасности на сети электросвязи.
Кроме того, суд учитывает, что в июне 2015 года ООО "РДЛ-Телеком" утвержден Акт N 120958/119842/01 о вводе фрагмента сети электросвязи в эксплуатацию "Сеть передачи данных ООО "РДЛ-Телеком", расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, Выборгское шоссе, д. 503, корп. 12.
14.05.2015 Генеральным директором ООО "РДЛ-Телеком" утверждена схема организации связи "Узел передачи данных и телематических служб", которая была направлена в УФСБ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (исх. N 20/05/РДЛ от 20.05.2015) с целью разработки плана мероприятий по внедрению технических средств (СОРМ) на данном узле.
Данная схема непосредственно предполагает размещение ИТ-оборудования для оказания телематических услуг в железнодорожных вагонах пассажирских поездов.
13.04.2021 во исполнение положений Регламента взаимодействия в адрес УФСБ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (исх. N 37/04/РДЛ от 13.04.2021) направлены документы, в том числе актуальная схема связи, в которой места размещения средств и линий связи, их состав и характеристики, по сравнению с 2015 годом, не изменились.
09.03.2022 в УФСБ направлена информация о том, что изменений на сети ООО РДЛ-Телеком не проводилось (предоставленная ранее схема сети является актуальной).
Таким образом, оказание ответчиком услуг в поездах "Ласточка" Дирекции скоростного сообщения - филиала ОАО "РЖД" в период с 2018 года по настоящее время не свидетельствует о введении ООО "РДЛ-Телеком" новой сети связи (фрагмента сети связи), поскольку данные услуги оказывались в рамках схемы организации связи, утвержденной 14.05.2015 (с актуальными дополнениями от 13.04.2021).Доказательств обратного заявителем не представлено.
В силу ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В этой связи, учитывая, что данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4 ст.14.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного, у суда первой инстанции отсутствовали основания для привлечения ООО "РДЛ-Телеком" к административной ответственности по ч. 4 ст.14.1 КоАП РФ.
При этом в случае невыполнения требования плана мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий от 24.06.2015 N 12/1/3-171, плана мероприятий по предоставлению информации о пользователях услугами связи и об оказании им услугах связи от 09.06.2015 N 12/7-508 (далее - Планы), а также регламента взаимодействия между ООО "РДЛ-Телеком" и УФСБ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 02.11.2015, в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности, установленных Федеральным законом от 06.07.2016 N 374-ФЗ, вступившим в законную силу с 01.07.2018, не освобождает общество от указанной обязанности.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения в области предпринимательской деятельности составляет три месяца (по делам об административных правонарушениях, рассматриваемым судьей).
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 АПК РФ), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (ч. 2 ст. 211 АПК РФ).
Исходя из представленных административном органом документов ООО "РДЛ-Телеком" не уведомило УФСБ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области и Управление Роскомнадзора по Северо-Западному Федеральному округу о вводе в эксплуатацию новых сетей связи (фрагментов сети связи общего в поездах "Ласточка" сообщением Москва-Санкт-Петербург) в 2018 году.
Таким образом, трехмесячный срок привлечения к административной ответственности по данному нарушению истек в 2018 году.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для привлечения Общества к административной ответственности по ч. 4 ст.14.1 КоАП РФ, также в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, и, как следствие, о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований.
Доводы жалобы о том, что нарушение является длящимся, отклоняются, как основанные на неверном толковании норм права, и квалификации вменяемого нарушения.
Вопреки доводам жалобы суд первой инстанции принял во внимание и дал достаточную оценку представленным доказательствам, в том числе представленным ООО "РДЛ-Телеком", исходя из которых следует, что мероприятия по реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий должны быть организованы ООО "РДЛ-Телеком" исключительно по требованию УФСБ.
Указанные требования УФСБ поступили в адрес ответчика только 26.04.2022.
Представленные ответчиком Планы являются документами, подтверждающими выполнение условий о реализации требований к сетям и средствам связи для проведения ОРМ и обеспечения безопасности на сети электросвязи.
Таким образом, наличие у оператора связи данных документов не может расцениваться как нарушение п. 2 и 4 ст. 64 Закона о связи, п. 4, 7, 9 и 10 Правила, п. 9 лицензионных требований лицензии Роскомнадзора N 171876 и п. 10 лицензионных требований лицензии Роскомнадзора N 171875.
Оказание ответчиком услуг в поездах "Ласточка" Дирекции скоростного сообщения - филиала ОАО "РЖД" в период с 2018 года по настоящее время не свидетельствует о введении ООО "РДЛ-Телеком" новой сети связи (фрагмента сети связи), поскольку данные услуги оказывались в рамках схемы организации связи, утвержденной 14.05.2015 (с актуальными дополнениями от 13.04.2021).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.08.2022 по делу N А40-134701/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-134701/2022
Истец: Северная транспортная прокуратура Московской межрегиональной транспортной прокуратуры
Ответчик: ООО "РДЛ-ТЕЛЕКОМ"
Третье лицо: НТС - 12 Центра ФСБ России