город Томск |
|
2 ноября 2022 г. |
Дело N А02-380/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 ноября 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Бородулиной И.И., |
|
|
Хайкиной С.Н., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винник А.С. (до перерыва), помощником судьи Толстогузовой Е.В. (после перерыва), рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу СНО "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов на территории Республики Алтай" (N 07АП-7560/22(2)), на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 22.06.2022 по делу N А02-380/2022 (судья Борков А. А.) с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока, по заявлению Специализированной некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов на территории Республики Алтай" (ОГРН 1130400000587, ИНН 0411164291, адрес: пр-кт. Коммунистический, д. 26, г. ГорноАлтайск, Респ. Алтай) к Управлению Федерального Казначейства по Республике Алтай (ОГРН 1020400745034, ИНН 0411008817, адрес: ул. В.И.Чаптынова, д. 4, г. ГорноАлтайск, Респ. Алтай) о признании недействительным и отмене представления от 28.12.2021 N77-20-34/3510 в части пунктов 20, 21, 22 и корреспондирующих им требований 2, 3, 4, представления по нецелевому расходованию средств фонда капитального ремонта и возмещении денежных средств в сумме 489 202 руб., 247 171 руб. и 382 532 руб. за счет иных средств на счет, на котором осуществляется аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах,
В судебном заседании приняли участие:
от лиц, участвующих в деле: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ
специализированная некоммерческая организация "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов на территории Республики Алтай" (далее - СНО "РФКР", Фонд) обратилась в суд с заявлением к Управлению Федерального Казначейства по Республике Алтай (далее - УФК по РА, Управление) о признании недействительным и отмене представления от 28.12.2021 N 77-20-34/3510 в части пунктов 20, 21, 22 и корреспондирующих им требований 2, 3, 4, представления по нецелевому расходованию средств фонда капитального ремонта и возмещении денежных средств в сумме 489 202 руб., 247 171 руб. и 382 532 руб. за счет иных средств на счет, на котором осуществляется аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно заявленного спора привлечено ООО ПСК "Сибирь".
Решение суда от 22.06.2022 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, Фонд обратился с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, УФК по РА в период с 23.09.2021 по 11.11.2021 года в отношении СНО "РФКР" проведена плановая проверка использования средств, полученных в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта, у региональных операторов в 2019 - 2020 годах. По результатам указанной выше проверки составлен соответствующий акт от 11.11.2021 и вынесено оспариваемое представление. Не согласившись с представлением в части пунктов 20, 21, 22 и корреспондирующих им требований 2, 3, 4, СНО "РФКР" обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об том, что изложенное в оспариваемом представлении требование об устранении нарушения законодательства является нормативно обоснованным. Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, является установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права и охраняемого законом интереса, факта его нарушения и нарушения права ответчиком. Избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав. В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Анализ частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункта 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома. Пункт 2 указанной выше статьи предусматривает, что нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке автоматизированных информационноизмерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа) и другими видами услуг и (или) работ. В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может использоваться на финансирование любых услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (пункт 3 статьи 166 ЖК РФ). Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые могут финансироваться за счет средств государственной поддержки, предоставляемой субъектом Российской Федерации, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 166 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором. Из пункта 1 части 2 статьи 168 ЖК РФ следует, что Региональная программа формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, а также многоквартирные дома, в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, приняты решения о сносе или реконструкции.
В соответствии со статьей 9 Закона Республики Алтай от 27.06.2013 N 39-РЗ "О регулировании отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Алтай" перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту, финансируемых за счет средств фонда, сформированного, исходя из минимального размера взноса, помимо услуг и (или) работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 ЖК РФ, включает в себя: переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу; разработку проектной документации (в случае если подготовка проектной документации необходима в соответствии с федеральным законодательством о градостроительной деятельности), проверку достоверности определения сметной стоимости и проведения экспертизы проектной документации (в случае если проверка достоверности определения сметной стоимости и проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с федеральным законодательством о градостроительной деятельности); осуществление строительного контроля; установку автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа).
Постановлением Правительства Республики Алтай от 28 июля 2014 года N 220 утверждена региональная программа "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Алтай на 2014 - 2043 годы".
Согласно пункта 4.1 СП 368.1325800.2017 "Здания жилые. Правила проектирования капитального ремонта" (с учетом Изменения N 1 утвержденного и введенного в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 924/пр) работы по капитальному ремонту согласно (статья 166, часть 1] распространяются на следующие элементы здания: системы электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, относящиеся к общему имуществу многоквартирного жилого здания; лифты, лифтовые шахты, машинные и блочные помещения; крыши; подвальные помещения, относящиеся к общему имуществу жилого здания; фасады; фундаменты.
Указанными правилами предусматривается устройство новой отмостки исключительно в случае капитального ремонта фундамента и подвальных помещений.
Из материалов дела следует, что в плановый период 2017 - 2019 годы указанной выше программы, в том числе, включены работы по ремонту фундамента многоквартирных домов, расположенных в с. Шебалино по, ул. Кучияк, 20, ул. Кучияк, 25, по ул. Кучияк,25А. Между тем, как ранее изложено, в рамках договора N РТС204А190021(Д) от 16.09.2019 заключенного между СНО "РФКР" (заказчик) и ООО ПСК "Сибирь" (исполнитель) работы по капитальному ремонту фундамента многоквартирных домов фактически не производились. При этом ремонт отмостки, как самостоятельный вид работ, не включен в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, приведенный в статье 166 ЖК РФ, статье 9 Закона Республики Алтай от 27.06.2013 N39-РЗ, а также СП 368.1325800.2017.
Согласно приложению N 4 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденного постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, ремонт просевших отмосток относится к перечню работ по содержанию жилых домов.
В соответствии с приложением N 7 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденного постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, восстановление поврежденных участков отмостки относится к перечню работ, относящихся к текущему ремонту.
Приложением N 2 к Методическим пособиям по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004, утвержденным Госстроем России, установлено, что смена или ремонт отмостки входит в перечень работ, входящих в плату за ремонт жилья (текущий ремонт).
Таким образом, вопреки позиции апеллянта, в нарушение статьи 168, части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 9 Закона Республики Алтай от 27.06.2013 N 39-РЗ "О регулировании отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Алтай" Специализированной некоммерческой организацией "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов на территории Республики Алтай" осуществлена оплата работ по договору на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома от 16.09.2019 N РТС204А190021 (Д), заключенному с ООО ПСК "Сибирь", по ремонту отмостки в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Республика Алтай, с. Шебалино, ул. П. Кучияк, д. 20, не включенных в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и не предусмотренных законодательством, за счет средств взносов на капитальный ремонт собственников жилых помещений многоквартирного дома.
Доводам заявителя, основанным на ином толковании норм права, судом первой инстанции дана верная оценка, нарушений материального, процессуального права при вынесении решения не допущено. Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Ссылка подателя жалобы на судебную практику не может быть принята апелляционным судом во внимание при рассмотрении настоящего дела, так как какого-либо преюдициального значения для настоящего дела не имеет. Кроме того, в каждом случае арбитражный суд разрешает спор исходя из конкретных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств. В настоящем деле установлены иные фактические обстоятельства.
Судом первой инстанции полно исследованы и установлены все фактические обстоятельства дела, дана надлежащая оценка представленным доказательствам и правильно применены нормы материального права без нарушений норм процессуального законодательства. Применительно к фактическим обстоятельствам дела, доводы заявителя апелляционной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, получивших надлежащую оценку суда первой инстанции. Оснований для переоценки в силу положений статей 268, 270 АПК РФ не имеется. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, принимая во внимание позицию, изложенную в абзаце 2 пункта 15 информационного письма Президиума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 25 мая 2005 года N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату подателю жалобы из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Алтай от 22.06.2022 по делу N А02-380/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу СНО "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов на территории Республики Алтай" - без удовлетворения.
Возвратить СНО "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов на территории Республики Алтай" ОГРН 1130400000587, ИНН 0411164291, адрес: пр-кт. Коммунистический, д. 26, г. ГорноАлтайск, Респ. Алтай из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по апелляционной инстанции платежному поручению от 22.07.2022 N 07.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Алтай.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судей, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-380/2022
Истец: Специализированная некоммерческая организация "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов на территории Республики Алтай"
Ответчик: Управление Федерального Казначейства по Республике Алтай
Третье лицо: ООО ПСК "Сибирь"