г. Ессентуки |
|
2 ноября 2022 г. |
Дело N А63-16768/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.10.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.11.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей Сомова Е.Г., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Афанасовым К.Б., при участии в судебном заседании от Северо-Кавказского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - Мартиросовой А.В. (по доверенности), в отсутствие территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.07.2022 по делу N А63-16768/2021,
УСТАНОВИЛ:
Северо-Кавказское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - истец, межрегиональное управление) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, г. Ставрополь (далее - ответчик, территориальное управление) о возмещении вреда в натуре путем разработки и последующей реализации проекта восстановительных работ (с учетом уточненных требований).
Решением суда от 19.07.2022 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что истцом в материалы дела представлены надлежащие доказательства, свидетельствующие о причинении ответчиком вреда, выражающегося в негативном изменении состояния окружающей среды.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований. Апеллянт ссылается на то, что решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 09.12.2021 по делу N 2а-5285/2021 удовлетворено исковое заявление Прокуратуры Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к Территориальному управлению о признании бездействий, выразившихся в непринятии своевременных мер к обследованию земельного участка с кадастровым номером 26:32:000000:1500 и ликвидации отходов, незаконными. Ответчик считает, что, исходя из общеправовых принципов, недопустимо установление нескольких видов ответственности за одно и то же нарушение.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель истца относительно доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя для участия в судебном заседании не направил, в связи с чем, в силу статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.07.2022 по делу N А63-16768/2021 подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 09.07.2021 истцом с участием представителя общества с ограниченной ответственностью "Национальный комитет экологической безопасности" проведено обследование земельного участка с кадастровым номером 26:32:000000:1500, в ходе которого обнаружена несанкционированная свалка отходов, которая расположена у подножья горы Бештау в г. Лермонтов.
Истцом проведено административное расследование, в рамках которого установлено, что правообладателем данного земельного участка является Российская Федерация
Факт совершенного ответчиком административного правонарушения подтверждается актом обследования (осмотра) территории от 09.07.2021 N 26Э-21/0/1, протоколом об административном правонарушении от 19.08.2021 N 26Э-21-0/АР/1-152/7, постановлением о назначении административного наказания от 26.08.2021 N 26Э-21-0/АР/1-152/13.
В соответствии с протоколами испытаний (измерений) проб отходы, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 26:32:000000:1500 относятся к отходам I, IV, V класса опасности и имеются превышения содержания загрязняющих веществ в почве по сравнению с фоном: по нефтепродуктам в 34,1 раза, по АПАВ в 2,1 раза, по нитритному азоту в 2,4 раза, по алюминию в 3,6 раза.
Межрегиональным управлением в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238 (далее - Методика N 238) рассчитан размер вреда, причиненный почвам, который составил 785 005 рублей.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия от 09.09.2021 N 11-10/4260 об оплате вреда, причиненного окружающей среде в добровольном порядке.
Указанная претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования, исходя из следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (статья 4 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 Закона N 7-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
На основании статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно пункту 1 статьи 78 Закона N 7-ФЗ компенсация вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Как разъяснено в пунктах 6, 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" (далее - Постановление N 49), основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона N 7-ФЗ). По смыслу статьи 1064 ГК РФ, статьи 77 Закона N 7-ФЗ лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.
Согласно пункту 13 Постановления N 49 возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона N 7-ФЗ). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец. Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства (пункты 1, 2 статьи 78 Закона N 7-ФЗ, часть 1 статьи 196 ГПК РФ, часть 1 статьи 168 АПК РФ).
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с абзацами четвертым и восьмым статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель, почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с части 2 статьи 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 214 ГК РФ).
В силу ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости спорный земельный участок, кадастровый номер 26:32:000000:1500, находящийся по адресу: Ставропольский край, г. Лермонтов, на праве собственности принадлежит Российской Федерации, право зарегистрировано 19.02.2014.
В соответствии с Положением о территориальном управлении федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, утвержденным Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278 (приложение N 11), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Исходя из приведенных норм права, Территориальное управление Росимущество в Ставропольском крае, как исполнительный орган государственной власти, распоряжающийся земельным участком с кадастровым номером 26:32:000000:1500, находящийся в собственности Российской Федерации, обязано разработать проект рекультивации земель и провести рекультивацию загрязненного отходами производства и потребления участка.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на факт причинения вреда почвам, вследствие непринятия мер по уборке территории у подножья горы Бештау в г. Лермонтов.
Указанный факт подтвержден результатами рейдового осмотра, административного расследования, в рамках которого, специалистами аккредитованной лаборатории филиала Федерального бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу - Центр лабораторного анализа и технических измерений по Ставропольскому краю" отобраны пробы отхода.
Более того, указанные обстоятельства также установлены Ленинским районным судом в решении от 09.12.2021 N 2а-5285/21.
Так, решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 09.12.2021 удовлетворено заявление прокурора Ставропольского края в интересах неопределенного крага лиц к ответчику о признании бездействия, выразившегося в непринятии своевременных мер к обследованию земельного участка с кадастровым номером 26:32:000000:1500 и ликвидации отходов. Суд обязал ответчик в течении двух месяцев со дня вступления решения в законную силу провести работы по ликвидации отходов на земельном участке с кадастровым номером 26:32:000000:1500.
Между тем, вмененная ответчику названным судебным актом обязанность не является предметом данного дела о возмещении вреда в натуре.
В рамках настоящего дела истцом заявлены требования о возмещении вреда в натуре путем разработки и последующей реализации проекта восстановительных работ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее - Правила N 800).
Согласно пунктам 5 и 6 Правил N 800 рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий, а в отношении земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, также в соответствии с целевым назначением лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.
Как верно отметил суд первой инстанции, лицо, деятельность которого привела к ухудшению качества земель, в том числе в результате их загрязнения, обязано обеспечить рекультивацию таких земель.
Несанкционированная свалка оказывает негативное воздействие на окружающую среду, а бездействие территориального управления Росимущество в Ставропольском крае, в обязанность которой входит принимать своевременные меры по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок, образованных на земельных участках, принадлежащих Российской Федерации, нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.
Рассматриваемое заявление о возмещении вреда в натуре путем разработки и последующей реализации проекта восстановительных работ направлено на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда.
Истцом в соответствии с Методикой N 238 рассчитан размер вреда, причиненный почвам, который составил 785 005 рублей.
Указанный расчет апелляционным судом проверен и признан верным.
Истцом в материалы дела представлены надлежащие доказательства, свидетельствующие о причинении ответчиком вреда, выражающегося в негативном изменении состояния окружающей среды.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы об установление нескольких видов ответственности за одно и то же нарушение не принимается апелляционным судом.
Так, Закон N 7-ФЗ предусматривает имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Возмещение вреда, причиненного окружающей среде является мерой имущественной ответственности.
Ленинский районный суд г. Ставрополя обязал территориальное управление в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести работы по ликвидации отходов на земельном участке с кадастровым номером 26:32:000000:1500.
Однако, вмененная территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае обязанность не является предметом возбужденного Арбитражным судом Ставропольского производства по исковому заявлению межрегионального управления о возмещении вреда в натуре.
Межрегиональным управлением подано исковое заявление о возмещении вреда в натуре путем разработки и последующей реализации проекта восстановительных работ (рекультивация земель). Таким образом, предмет исковых требований межрегионального управления отличается от предмета требований прокурора Ставропольского края.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.07.2022 по делу N А63-16768/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Е.Г. Сомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-16768/2021
Истец: СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ