г. Тула |
|
2 ноября 2022 г. |
Дело N А23-615/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 ноября 2022 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Большакова Д.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ушаковым В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления Федеральной службы судебных приставов по Калужской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 01.06.2022 по делу N А23-615/2022 (судья Харчиков Д.В.), принятое по заявлению должника - общества с ограниченной ответственностью "Нефтегазстрой" (г. Калуга, ОГРН 1024001344333, ИНН 4028026341) к управлению Федеральной службы судебных приставов по Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1044004426597, ИНН 4027066824) в лице межрайонного отделения по особым исполнительным производствам (г. Калуга), взыскатель - общество с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Ухта" (Республика Коми, г. Ухта, ОГРН 1021100731190, ИНН 1102024468), о признании недействительным постановления;
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Нефтегазстрой" Журавлев Ю.Ю. (доверенность от 21.01.2021);
иные лица в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Нефтегазстрой" (далее - должник) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к управлению Федеральной службы судебных приставов по Калужской области в лице МООИП (далее - отделение) о признании недействительным постановления от 21.01.2022 о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству N 36/22/40052-ИП.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 01.06.2022 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, управление обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей позиции апеллянт ссылается на то, что судебному приставу-исполнителю стало известно о заключении мирового соглашения только 31.01.2022; полагает, что реализация права на урегулирование спора посредством заключения мирового соглашения между должником и взыскателем после истечения срока для добровольного исполнения и вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора не может являться основанием для признания недействительным данного постановления.
Должник в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Проверив в порядке, установленном ст. 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, на основании исполнительного листа ФС N 035304742, выданного Арбитражным судом Республики Коми по делу N А29-2117/2020, отделением 11.01.2022 возбуждено исполнительное производство N 36/22/40052-ИП о взыскании с должника в пользу ООО "Газпром трансгаз Ухта" (далее - взыскатель) 25 903 667 руб. 62 коп.
Пунктами 2 и 3 постановления установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа; должник предупрежден, что в случае неисполнения требований исполнительного документа в указанный срок и непредоставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных и непредотвратимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.
Постановление получено обществом 12.01.2022 посредством портала "Госуслуги".
Должником и взыскателем подписано мировое соглашение, датированное 12.01.2022, об уплате должником 25 % от суммы задолженности в срок до 10.02.2022 и отказе взыскателя от дальнейших требований к должнику.
Постановлением отделения от 21.01.2022 ввиду неисполнения требований исполнительного документа в установленный 5-дневный срок с должника взыскан исполнительский сбор в размере 1 813 256 руб. 73 коп.
Данное постановление получено должником 24.01.2022.
Не согласившись с постановлением отделения от 21.01.2022, должник 28.01.2022 обратился в Арбитражный суд Калужской области, а 31.01.2022 письменно сообщил в отделение о заключении мирового соглашения.
От взыскателя 01.02.2022 в отделение поступило заявление об отзыве (возврате) исполнительного документа.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 02.02.2022 ходатайство об утверждении мирового соглашения принято к производству, а определением от 01.03.2022 - утверждено.
Удовлетворяя заявленные должником требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В силу ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ и п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно ч. 1 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Частью 1 ст. 329 АПК РФ предусмотрено, что постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных АПК РФ и другими федеральными законами, по правилам, установленным гл. 24 АПК РФ.
Статьей 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) определено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. 112 и 116 Закона N 229-ФЗ (ч. 11). По общему правилу срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства (ч. 12).
Исполнительским сбором является денежное взыскание, налагаемое на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (ч. 1 ст. 112 Закона N 229-ФЗ).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 ст. 112 Закона N 229-ФЗ, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере 7 % от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 10 000 руб. с должника-организации (ч. 3 ст. 112 Закона N 229-ФЗ).
Согласно правовым позициям, изложенным в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.09.2007 N 6391/07, обязанность доказывания в рамках исполнительного производства уважительности причин неисполнения в добровольном порядке исполнительного документа в установленный срок возложена на должника, а не на судебного пристава-исполнителя.
Принимая во внимание, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что должник в пределах срока добровольного исполнения предоставлял судебному приставу-исполнителю доказательства невозможности исполнения вследствие непреодолимой силы и исполнение в указанный срок не произошло, у пристава-исполнителя формально имелись предусмотренные законом основания для вынесения оспариваемого постановления.
Вместе с тем, как разъяснено определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.07.2018 N 305-КГ17-23457 (п. 47 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018), исполнительский сбор, установленный ст. 112 Закона N 229-ФЗ, не является фискальным платежом, взимаемым за совершение юридически значимых действий судебным приставом-исполнителем, а выступает мерой публично-правовой ответственности должника за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение, которой присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собственности.
Взимание исполнительского сбора преследует публично-значимую цель повышения эффективности исполнительного производства, предполагая, что неисполнение и несвоевременное исполнение решений судов и иных уполномоченных органов создает угрозу гарантиям государственной защиты конституционных прав и свобод, законности и правопорядка в целом.
Взимание исполнительского сбора, как специальной меры публично-правовой ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве, должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, что предполагает возможность уменьшения судом размера исполнительского сбора, освобождения от его взимания с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Изложенное соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от 17.01.2013 N 1-П, от 25.02.2014 N 4-П и от 19.01.2017 N 1-П, определении от 02.04.2015 N 654-О.
В соответствии с ч. 1 ст. 139 АПК РФ, ч. 1 ст. 50 Закона N 229-ФЗ за сторонами исполнительного производства признается право урегулировать спор посредством заключения мирового соглашения на стадии исполнения судебного акта и, принимая во внимание вышеизложенное, обстоятельства, связанные с заключением мирового соглашения, имеют значение при оценке правомерности поведения, а также виновности должника, не исполнившего в установленный срок требование исполнительного документа.
Как справедливо отметил суд первой инстанции, реализация права на мирное урегулирование спора в течение пятидневного срока добровольного исполнения требований исполнительного документа является объективно невозможной, поскольку ч. 4 ст. 141 АПК РФ допускает рассмотрение судом вопроса об утверждении мирового соглашения, заключаемого в процессе исполнения судебного акта, в срок, не превышающий месяца со дня поступления в суд заявления о его утверждении.
Обязанность добровольного исполнения требования исполнительного документа не может противопоставляться праву сторон исполнительного производства на урегулирование спора на основе взаимных уступок путем заключения мирового соглашения. Иное бы означало, что исполнительский сбор взимается вопреки взаимным интересам взыскателя и должника, а также вопреки публично-правовой цели этой меры ответственности.
Соответственно, если требование исполнительного документа не исполнено в связи с реализацией законного права на урегулирование спора посредством заключения мирового соглашения, впоследствии утвержденного судом, такое поведение должника не может расцениваться как нарушающее законодательство об исполнительном производстве.
Отсутствие признака противоправности в поведении должника, не исполнившего требование исполнительного документа, исключает возможность его привлечения к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 122 Закона N 229-ФЗ, в виде взыскания исполнительского сбора.
Исходя из положений ч. 7 ст. 141 АПК РФ, п. 3 ч. 2 ст. 43 Закона N 229-ФЗ, утверждение судом мирового соглашения, заключенного в процессе исполнения судебного акта, влечет прекращение его исполнения, является основанием для прекращения исполнительного производства и применительно к п. 1 ч. 10 ст. 112 Закона N 229-ФЗ - исключает возможность вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора, возбуждения соответствующего исполнительного производства.
Как установлено судом из материалов дела, мирное урегулирование сторонами было начато и завершено в сроки, близкие к минимально возможным с даты возбуждения исполнительного производства (с учетом необходимости судебного утверждения мирового соглашения). Данный факт подтверждается следующим:
- заключением сторонами исполнительного производства мирового соглашения, датированное 12.01.2022 - первым днем установленного приставом пятидневного срока на добровольное исполнение требований исполнительного документа, что также подтверждено письмом взыскателя, представленным в суд апелляционной инстанции,
- уведомлением должником судебного пристава-исполнителя о факте заключения мирового соглашения также 12.01.2022, что подтверждено приставом-исполнителем Поляковой Т.А. в судебном заседании Арбитражного суда Калужской области 02.03.2022 (аудиопротокол, 15 мин. 49 сек. - 16 мин. 32 сек.);
- исполнением должником мирового соглашения 02.02.2022 до его утверждения Арбитражным судом Республики Коми (ходатайство взыскателя от 13.10.2022 N 01-12019), что свидетельствует об отсутствии у должника намерений уклониться от исполнения требований исполнительного документа.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что такое поведение должника не может расцениваться как нарушающее законодательство об исполнительном производстве, а отсутствие признака противоправности в поведении должника, не исполнившего требование исполнительного документа, исключает возможность его привлечения к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 122 Закона N 229-ФЗ, в виде взыскания исполнительского сбора.
Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на нормах законодательства и обстоятельствах дела. Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апеллянта не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 01.06.2022 по делу N А23-615/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-615/2022
Истец: ООО Нефтегазстрой
Ответчик: Межрайонное отделение по особым исполнительным производствам УФССП России по Калужской области, Управление Федеральной службы судебных приставов по Калужской области в лице в Межрайонного отделения по особым исполнительным производствам
Третье лицо: ООО "Газпром Трансгаз Ухта", ООО "Газпром трансгаз Ухта", Судебный пристав-исполнитель МООИП УФССП России по Калужской области Полякова Т.А.