г. Москва |
|
03 ноября 2022 г. |
Дело N А41-76300/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 ноября 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Божиной П.И.,
при участии в заседании:
от администрации поселения Сосенское - Егорова В.С. по доверенности от 10.01.2022, диплом о высшем юридическом образовании;
от УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора - Демина М.С. по доверенности от 13.05.2022, диплом о высшем юридическом образовании;
от АО "Международный аэропорт "Внуково" - представитель не явился, извещено;
от ООО "А101" - Дистель Е.Ю. по доверенности от 12.04.2022, диплом о высшем юридическом образовании; - Полянцева О.Н. по доверенности от 10.01.2022, диплом о высшем юридическом образовании;
от Центрального МТУ Росавиации - представитель не явился, извещено;
от ООО "Аэлита" - представитель не явился, извещено;
от ООО "Базис" - представитель не явился, извещено;
от ООО "Проект-Град" - представитель не явился, извещено;
от Правительства Москвы - Котов С.А. по доверенности от 17.11.2021, диплом о высшем юридическом образовании;
от комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы - Котов С.А. по доверенности от 15.12.2020, диплом о высшем юридическом образовании;
от ООО "Специализированный застройщик "А101" - Дистель Е.Ю. по доверенности от 12.04.2022, диплом о высшем юридическом образовании; - Полянцева О.Н. по доверенности от 10.01.2022, диплом о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дел в суде первой инстанции, дело N А41-76300/21
по заявлению администрации поселения Сосенское
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
при участии в деле третьих лиц: акционерного общества "Международный аэропорт "Внуково", общества с ограниченной ответственностью "А101", общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "А101", Центрального МТУ Росавиации, общества с ограниченной ответственностью "Аэлита", общества с ограниченной ответственностью "Базис", общества с ограниченной ответственностью "Проект-Град", Правительства Москвы, комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
администрация поселения Сосенское (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора) о признании недействительным и отмене предписания от 23.08.2021 N 23-2/7-57.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены акционерное общество "Международный аэропорт "Внуково", общество с ограниченной ответственностью "А101", Центральное МТУ Росавиации, общество с ограниченной ответственностью "Аэлита", общество с ограниченной ответственностью "Базис", общество с ограниченной ответственностью "Проект-Град", Правительство Москвы, комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 мая 2022 года по делу N А41-76300/21 в удовлетворении заявления отказано (т. 6 л.д. 68-71).
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "А101" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
ООО "Специализированный застройщик "А101" в порядке статьи 42 АПК РФ также обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на то, что решением суда первой инстанции затрагиваются его права и обязанности, несмотря на то, что оно к участию в настоящем деле не привлекалось.
Определением от 22 сентября 2022 года Десятый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А41-76300/21 по правилам, установленным для рассмотрения дел в суде первой инстанции, так как решение суда первой инстанции об отказе в признании незаконным предписания в том числе в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:17:0120114:5803 влияет на права и обязанности застройщика этого земельного участка - ООО "Специализированный застройщик "А101", который к участию в настоящем деле не привлекалось (пункт 4 части 4 статьи 270 АПК РФ).
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции не может считаться законным и обоснованным.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 сентября 2022 года по делу N А41-76300/21 ООО "Специализированный застройщик "А101" привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель администрации поселения Сосенское поддержал доводы, изложенные в заявлении, просил заявленные требования удовлетворить.
Представители ООО "А101" и ООО "СЗ "А101" также поддержали доводы, изложенные в заявлении, просили заявление удовлетворить.
Представитель УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора возражал против доводов заявителя, просил в удовлетворении его требований отказать.
Представитель Правительства Москвы и комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы вопрос об удовлетворении заявленных требований оставил на усмотрение суда.
Дело рассмотрено арбитражным апелляционным судом в отсутствие представителей АО "Международный аэропорт "Внуково", Центрального МТУ Росавиации, ООО "Аэлита", ООО "Базис" и ООО "Проект-Град", извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, 23.08.2021 УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора выдало администрации поселения Сосенское предписание N 23-2/7-57 (т. 1 л. д. 6-8).
Согласно указанному предписанию администрация поселения Сосенское в срок до 23.11.2021 должна была устранить следующие нарушения:
1. В соответствии с положениями Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромнои территории и санитарно-защитной зоны" от 01.07.2017 N 135-ФЗ в срок до 23.11.2021 принять исчерпывающие меры по внесению в Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) поселения поселения Сосенское в городе Москве ограничений, предусмотренных приказом Росавиации от 17.04.2020 N 394- П "Об установлении приаэродромнои территории аэродрома Москва (Внуково)" для 3-ей, 4-ой, 5-ой и 6-ой подзон приаэродромных территорий международного аэропорта "Внуково" для земельных участков с кадастровыми номерами 77:17:0120114:2128, 77:17:0120114:5803 и 50:21:0120114:96 расположенных на территории поселения Сосенское в городе Москве.
2. На основании требований пункта 7 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации в срок до 23.11.2021 устранить нарушения, указанные в пунктах 2, 3 и 4 настоящего предписания.
В пункте 2 предписания установлено, что на земельном участке по адресу: г. Москва, пос. Сосенское, ул. Адмирала Корнилова, рядом с 19с3, с кадастровым номером 77:17:0120114:2128, расположенном в шестой подзоне приаэродромной территории аэродрома Москва (Внуково), принадлежащем ООО "Вива-Транс", размещается пункт по сортировке твердых коммунальных отходов, который способствует привлечению и массовому скоплениюптиц вблизи траекторий полетов воздушных судов, осуществляющих взлетно-посадочные операции на аэродроме Москва (Внуково). Нарушены требования подпункта 6 пункта 3 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 оспариваемого предписания установлено, что строительство объектов "Многоквартирный жилой дом N 1 с благоустройством территории с подземным паркингом и встроенно-пристроенными помещениями и встроенно-пристроенным ДОО, в составе корпусов 1.1, 1.2, 1.3, 1.4", "Многоквартирный жилой дом N 2 с благоустройством территории с подземным паркингом и встроенно-пристроенными помещениями и встроенно-пристроенным ДОО, в составе корпусов 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6", "Многоквартирный жилой дом N 3 с благоустройством территории с подземным паркингом и встроенно-пристроенными помещениями и встроенно-пристроенным ДОО, в составе корпусов 3.1, 3.2", "Многоквартирный жилой дом N 4 с благоустройством территории с подземным паркингом и встроенно-пристроенными помещениями и встроенно-пристроенным ДОО, в составе корпусов 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, 4.6", "Многоквартирный жилой дом N 5.1 с благоустройством территории с подземным паркингом и встроенно-пристроенными помещениями и встроенно-пристроенным ДОО, в составе корпусов 5.1.1, 5.1.2, 5.1.3" жилого района "Прокшино" по адресу: г. Москва, пос. Сосенское, вблизи дер. Николо-Хованское на земельных участках с кадастровым номером 77:17:0120114:5803 осуществляется застройщиком ООО "А101" с превышением допустимых высот застройки, установленных для 4 подзоны приаэродромной территории аэродрома "Внуково" в отсутствие согласования на размещение указанных объектов с Центральным МТУ Росавиации, а также санитарно-эпидемиологического заключения.
Пунктом 4 предписания установлено, что строительство объекта "Спортивно-оздоровительный кластер на участке N 17", расположенного по адресу: г. Москва, пос. Сосенское, вблизи дер. Зименки, уч. 17 кадастровый номер земельного участка 50:21:0120114:96 осуществляется застройщиком ООО "А101" с превышением допустимых высот застройки, установленных для 4 подзоны приаэродромной территории аэродрома "Внуково" в отсутствие согласования на размещение указанного объекта с Центральным МТУ Росавиации, а также санитарно-эпидемиологического заключения. Основание: нарушены требования подпункта 4 пункта 3 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемое предписание обязывает заявителя принять меры к внесению в Правила землепользования и застройки поселения Сосенское в городе Москве ограничений, предусмотренных Приказом Росавиации от 17.04.2020 N 394-П"Об установлении приаэродромной территории аэродрома Москва (Внуково)" в отношении трех земельных участков: с кадастровыми номерами 77:17:0120114:2128, 77:17:0120114:5803 и 50:21:0120114:96, а также устранить нарушения в части использования земельных участков с кадастровыми номерами 77:17:0120114:2128, 77:17:0120114:5803 и 50:21:0120114:96.
Полагая, что указанное предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы администрации поселения Сосенское в сфере экономической деятельности, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд считает, что требование администрации о признании недействительным и отмене указанного выше предписания является обоснованным и подлежит удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 8 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и пунктом 2 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) приаэродромная территория относится к зонам с особыми условиями использования территорий.
В силу пункта 5 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения. Указанные границы могут отображаться на отдельных картах, которые являются приложением к правилам землепользования и застройки.
В соответствии с пунктом 7 статьи 30 ГрК РФ утвержденные правила землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории не применяются в части, противоречащей ограничениям использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленным на приаэродромной территории, в границах которых полностью или частично расположена приаэродромная территория, установленная в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации.
Приаэродромная территория, являясь зоной с особыми условиями использования территорий, вносится в документы градостроительного зонирования - Правила землепользования и застройки, которые применяются с учетом ограничений, устанавливаемых воздушным законодательством ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости.
Требование о соблюдении ограничений, устанавливаемых Воздушным кодексом Российской Федерации для приаэродромной территории аэродромов является императивным и распространяется на все земельные участки, находящиеся в приаэродромной территории.
16 декабря 2019 года Правительством Москвы издано Постановление N 1697-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы", в пункте 3 которого предусмотрено внести изменения в Постановление Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы".
Согласно данным изменениям на картах градостроительного зонирования, являющихся приложением к Правилам землепользования и застройки, в обязательном порядке отображаются зоны с особыми условиями использования территорий, объекты культурного наследия, границы территорий объектов культурного наследия, устанавливаемые в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Правила также дополнены пунктами 2.4.4 и 2.4.5, согласно которым внесение изменений в Правила путем их уточнения в целях отображения на картах градостроительного зонирования, являющихся приложением к Правилам, границ зон с особыми условиями использования территории, границ территории объектов культурного наследия осуществляется органом исполнительной власти города Москвы, уполномоченным в области градостроительного проектирования и архитектуры.
Пунктом 2 Постановления Правительства Москвы от 16.12.2019 N 1697-ПП внесены изменения в Постановление Правительства Москвы от 07.11.2012 N 633-ПП "Об утверждении Положения о Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы", в соответствии с которыми Москомархитектура обеспечивает внесение изменений в Правила землепользования и застройки города Москвы путем их уточнения в целях отображения на картах градостроительного зонирования границ зон с особыми условиями использования территорий, границ объектов культурного наследия (пункт 10(4) Положения).
Исследовав и оценив Градостроительный план земельного участка от 24.06.2020 N РФ-77-4-59-3-58-2020-0754, выданный в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:17:0120114:5803, выписку из распоряжения Москомархитектуры от 16.06.2020 N 853 "О картах градостроительного зонирования, являющихся приложением к Правилам землепользования и застройки города Москвы, на которых отображаются границы зон с особыми условиями использования территории, границы территории объектов культурного наследия", а также пояснения, представленные в суд первой инстанции уполномоченными органами - Правительством Москвы и Мскомархитектурой, арбитражный апелляционный суд установил, что в Правила землепользования и застройки города Москвы уже внесены изменения, предусматривающие, в том числе карту градостроительного зонирования, отображающую границы приаэродромной территории аэродрома Москва (Внуково) в качестве зоны с особыми условиями использования территории.
Распоряжение N 853 от 16.06.2020 опубликовано на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, а соответствующая информация карт градостроительного зонирования размещена в интегрированной автоматизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Москвы, сведения которой являются открытыми и общедоступными в соответствии с пунктом 8 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает, что заявитель как на момент издания оспариваемого предписания, так и в настоящее время не обладает полномочиями по внесению изменений в Правила землепользования и застройки города Москвы.
В то же время, на момент вынесения оспариваемого предписания уполномоченным органом в Правила землепользования и застройки внесены соответствующие изменения в части отображения зоны с особыми условиями использования территории - приаэродромная территория аэродрома Москва (Внуково).
При таких обстоятельствах предписание от 23 августа 2021 года N 23-2/7-57 является неисполнимым в части обязания администрации поселения Сосенское внести изменения в Правила землепользования и застройки.
В предписании указывается на нарушения Воздушного кодекса Российской Федерации на земельных участках с кадастровыми номерами 77:17:0120114:2128, 77:17:0120114:5803 и 50:21:0120114:96.
Согласно пункту 2 предписания на земельном участке с кадастровым номером 77:17:0120114:2128 выявлено нарушение, связанное с размещением на этом земельном участке пункта по сортировке твердых коммунальных отходов, способствующем привлечению и массовому скоплению птиц вблизи траекторий полетов воздушных судов, осуществляющих взлетно-посадочные операции на аэродроме Москва (Внуково) в 6-й подзоне приаэродромной территории аэродрома Москва (Внуково), принадлежащем ООО "Вива-Транс".
Распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы от 26.12.2019 N 01-01-14-590/19 "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами города Москвы" пункт по сортировке твердых коммунальных отходов, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 77:17:0120114:2128, принадлежащем ООО "Вива-Транс", включен в перечень объектов обработки отходов на территории города Москвы и отнесен к объектам жизнеобеспечения городов и населенных пунктов.
Данное Распоряжение не оспорено и не отменено в установленном законом порядке.
Администрация поселения Сосенское не является правообладателем земельного участка с кадастровым номером 77:17:0120114:2128, не осуществляет на данном земельном участке никакой деятельности, в том числе деятельности по сортировке твердых коммунальных отходов, не является контрольно-надзорным органом в области экологии и природопользования, а также в области воздушного законодательства.
При таких обстоятельствах администрация не является лицом, компетентным на совершение действий, указанных в предписании в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:17:0120114:2128.
В отношении пунктов 3 и 4 предписания о нарушениях, выявленных на земельных участках с кадастровыми номерами 77:17:0120114:5803 и 50:21:0120114:96 арбитражный апелляционный суд полагает следующее.
Из решения Арбитражного суда Московской области от 29 июля 2020 года по делу N А41-93019/19 следует, что в 2019 году УГАН НОТБ Ространснадзора было выдано предписание в адрес ООО "А101" об устранении нарушений на земельном участке с кадастровым номером 77:17:0120114:5803. Арбитражным судом данное предписание было признано незаконным и отменено, при этом суд указал, что земельные участки, в отношении которых проводилась проверка, в том числе и земельный участок с кадастровым номером 77:17:0120114:5803, расположен в секторах 4.1.14, 4.1.15, 4.1.16 четвертой подзоны приаэродромной территории аэропорта Внуково. До заключения договора аренды между его собственником и ООО "А101" было заключено соглашение о сотрудничестве, по которому ООО "Держава" обязалось получить согласование строительства на земельных участках, в т.ч. с кадастровым номером 77:17:0120114:5803 в соответствии с требованиями Воздушного кодекса Российской Федерации. Заключение договоров аренды с ООО "А101" под строительство было осуществлено только после получения указанного согласования. Суд указал, что оспариваемое предписание в части вывода об отсутствии заключения о согласовании строительства (реконструкции, размещения) объектов на земельных участках с кадастровыми номерами 77:17:0000000:9736 и 77:17:0120114:5803 не соответствует установленным обстоятельствам.
В постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 13 октября 2020 года по делу N А41-93019/19 суд указал на отсутствие доказательств осуществления строительства ООО "А101" на земельных участках с кадастровыми номерами 77:17:0000000:9736 и 77:17:0120114:5803.
При этом судами установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 77:17:0120114:5803, 77:17:0000000:9736, 77:17:0120114:5880 располагаются в секторах 4.1.14, 4.1.5, 4.1.16 четвертой подзоны, в подтверждение чего сослался на заключение геодезической компании.
Однако, как установлено судом, строительство ведется только на земельном участке с кадастровым номером 77:17:0120114:5880. Геодезической компанией проведено обследование возводимых на земельном участке объектов, в результате чего установлено, что все возводимые объекты располагаются в секторе 4.1.16. Абсолютная допустимая минимальная высота объектов в данном секторе составляет от 253,40 м, максимальная допустимая высота объектов составляет 258 м. В представленном заключении приведены результаты замеров объектов. Так, наивысшие отметки точек зданий составляют от 247,33 м до 252,99 м.
Таким образом, нарушений воздушного законодательства на земельном участке с кадастровым номером 77:17:0120114:5803 не выявлено, доказательств осуществления застройки на данном участке со стороны ООО "А101" не установлено.
В предписании указано, что строительство на земельном участке с кадастровым номером 77:17:0120114:5803 ведется застройщиком ООО "А101", в то время как согласно представленным документам застройщиком данного земельного участка является ООО "Специализированный застройщик "А101", осуществляющий строительство объектов на указанном земельном участке.
Также судом установлено, что как на момент вынесения оспариваемого предписания, так в настоящее время на земельном участке с кадастровым номером 77:17:0120114:5803 обществом с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "А101" осуществляется строительство жилого комплекса.
Указанное строительство ведется на основании градостроительного плана земельного участка N РФ-77-4-59-3-58-2020-0754, выданного 24.06.2020, разрешений на строительство многоквартирных жилых корпусов от 10.07.2020 N 77-245000-018990-2020, от 10.07.2020 N 77-245000-018991-2020, от 15.10.2020 N 77-245000-010197-2020, от 19.02.2021 N 77-245000-019405-2021, от 29.12.2021 N 77-245000-019961-2021, от 29.12.2021 N 77-245000-019960-2021, от 09.12.2021 N 77-245000-019899-2021, от 09.12.2021 N 77-245000-019900-2021, санитарно-эпидемиологических заключений от 30.08.2021 N 77.01.10.000.Т.005485.08.21.
Представленными заключениями о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 ГрК РФ и (или)информационной модели подтверждается, что возведенные на земельном участке с кадастровым номером 77:17:0120114:5803 объекты соответствуют требованиям утвержденной проектной документации (заключения о соответствии от 04.10.2022 N 458-30-р/зос, от 21.10.2022 N 840-30-р/зос).
В соответствии с частью 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.
В силу части 7 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается только при наличии градостроительного плана земельного участка, который, как выше установлено судом, содержит все ограничения использования земельного участка в зонах с особыми условиями использования территорий.
Кроме того, застройщику выдано разрешение от 01.09.2022 N 77-17-10937-2-22 на ввод объекта в эксплуатацию в отношении многоквартирного жилого дома N1 (согласно проектной документации) с благоустройством территории с подземным паркингом и встроенно-пристроенными помещениями, встроенно-пристроенным ДОО на земельном участке с кадастровым номером 77:17:0120114:5803.
Выданная ООО "Специализированный застройщик "А101" разрешительная документация не оспорена, не отозвана и не отменена в установленном законом порядке.
В силу ранее действовавшей статьи 46 Воздушного кодекса Российской Федерации, утратившей силу с 30.09.2017, проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.
В связи с принятием Федерального закона от 01.07.2017 N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" утратила силу статья 46 Воздушного кодекса РФ, а статья 47 Воздушного кодекса Российской Федерации была изложена в новой редакции: "Приаэродромная территория устанавливается актом уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Актом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с Кодексом".
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 01.07.2017 N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" до установления с первой по шестую подзон приаэродромной территории в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, размещение радиотехнических и иных объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, в границах указанных в части 1 настоящей статьи приаэродромных территорий или указанных в части 2 настоящей статьи полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон аэродромов должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов в срок не более чем тридцать дней:
1) с организацией, осуществляющей эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации, - для аэродрома экспериментальной авиации;
2) с организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, - для аэродрома государственной авиации;
3) с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), - для аэродрома гражданской авиации.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 3 Федерального закона от 01.07.2017 N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" в случае, если до 1 июля 2021 года приаэродромная территория установлена с выделением с первой по седьмую подзон приаэродромной территории или с выделением с первой по шестую подзон приаэродромной территории, такая приаэродромная территория признается установленной.
Приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 17.04.2020 N 394-П установлена приаэродромная территория аэродрома Москва (Внуково) с выделением в составе приаэродромной территории с 1 по 6 подзоны, согласно приложению к Приказу.
Приаэродромная территория, согласно положениям пункта 8 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации относится к зонам с особыми условиями использования территорий.
В силу пункта 5 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения. Указанные границы могут отображаться на отдельных картах, которые являются приложением к правилам землепользования и застройки.
В соответствии с пунктом 7 статьи 30 ГрК РФ утвержденные правила землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории не применяются в части, противоречащей ограничениям использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленным на приаэродромной территории, в границах которых полностью или частично расположена приаэродромная территория, установленная в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, приаэродромная территория, являясь зоной с особыми условиями использования территорий, вносится в документы градостроительного зонирования - Правила землепользования и застройки, которые применяются с учетом ограничений, устанавливаемых воздушным законодательством ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости.
Таким образом, с момента установления приаэродромной территории аэродрома Внуково решением уполномоченного органа - Приказом Росавиации от 17.04.2020 N 394-П, с выделением в составе приаэродромной территории с 1 по 6 подзоны, приаэродромная территория аэродрома Внуково признается установленной, с определением ограничений по каждой из подзон.
Следовательно, дополнительных согласований с органом Росавиации на размещение объектов в приаэродромной территории не требуется, требование предписания о получении согласования Росавиации не соответствует законодательству.
В данном случае заинтересованным лицом не представлено доказательств того, что на дату проверки заявителем нарушены ограничения, установленные для подзоны, в которой находится земельный участок.
Учитывая изложенное выше, арбитражный апелляционный суд считает, что оснований для выдачи заявителю оспариваемого предписания у УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора не имелось. Данное предписание является незаконным и не отвечает критерию исполнимости.
При таких обстоятельствах требования заявителя являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 6.1 статьи 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 25 мая 2022 года по делу N А41-76300/21 отменить.
Признать незаконным и отменить предписание Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 23 августа 2021 года N 23-2/7-57.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-76300/2021
Истец: Администрация сельского поселения Сосенское Ленинского муниципального района Московской области, АО "Международный аэропорт "Внуково"
Третье лицо: АО "Специализированный застройщик "А101", ООО "А101", ООО "БАЗИС", ООО "Проект-Град", УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВИАЦИОННОГО НАДЗОРА И НАДЗОРА ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА