г. Киров |
|
07 ноября 2022 г. |
Дело N А31-3836/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 ноября 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Бармина Д.Ю., Барьяхтар И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плаксиной М.О.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Виктория", ИНН 4423002775, ОГРН 1064435001212
на решение Арбитражного суда Костромской области от 09.09.2022 по делу N А31-3836/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью "Виктория" (ИНН 4423002775 ОГРН 1064435001212)
к департаменту лесного хозяйства Костромской области (ИНН 4401071292 ОГРН 1074401000112)
о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Виктория" (далее - Общество, истец, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к департаменту лесного хозяйства Костромской области (далее - Департамент, ответчик) о взыскании 1 266 566 руб. 27 коп. неосновательного обогащения в виде излишне уплаченной арендной платы по договору аренды лесного участка от 12.11.2008 N 114 (далее - Договор) за 2018, 2019 годы.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 09.09.2022 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, исковые требования удовлетворить.
В апелляционной жалобе заявитель полагает, что судом неправильно применены норм материального права - пункты 2 и 3 ст. 74.1 ЛК РФ (в предыдущих редакциях - пунктов 2 и 2.1 ст. 74 ЛК РФ), которыми введен запрет на изменение условий договора аренды лесного участка по волеизъявлению его участников или по требованию одной из его сторон. Департамент и арбитражный суд рассчитали арендную плату за 2018-2019 годы на основании пункта 9 Договора путем суммирования стоимости лесосек отведенных и задекларированных на соответствующий год. О недопустимости применения пункта 9 Договоров при расчете арендной платы высказались суды высших инстанций, признав данный пункт ничтожным на основании статьи 168 ГК РФ по причине его противоречия положениям пункта 2 статьи 74 ЛК РФ. Общество в 2018-2019 годы освоило объемы лесосек более установленных первоначально на торгах объемов, арендную плату за эти годы арендодатель рассчитал на основании пункта 9 Договора путем суммирования стоимости отведенных и задекларированных лесосек. Общество обратилось в суд с иском о возврате переплаты по арендным платежам, рассчитав размер арендной платы на основании п. 2 ст. 74 ЛК РФ (в ранее действовавших редакциях) путем применения установленных Правительством РФ повышающих коэффициентов к первоначально установленной по результатам торгов арендной плате. Однако, суд в удовлетворении исковых требований отказал, в связи с чем сложилась ситуация, когда суды взыскивают с освоивших в очередном году меньшие объемы лесосек арендаторов долг по арендной плате, рассчитанной путем установленных первоначально по результатам торгов объемов лесосек с применением установленных Правительством РФ повышающих коэффициентов, и когда в нашем случае суд отказал освоившему большие объемы лесосек Обществу во взыскании переплаты арендной платы, рассчитанной этим же способом (путем применения повышающих коэффициентов к первоначально установленному на торгах размеру арендной платы).
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 29.09.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 30.09.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
12.11.2008 Департамент (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили Договор, по условиям которого арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании Протокола N 11 лесного конкурса от 17.03.2006 и Приказа департамента лесного хозяйства N 334 от 03.10.2008 "О приведении договора аренды участка лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ", обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности.
В пункте 2 Договора указано, что лесной участок имеет следующие характеристики: Площадь: 4615 га, Местоположение: Костромская область, Парфеньевский муниципальный район, ОГУ "Парфеньевское лесничество", Парфеньевское участковое лесничество в кварталах: 78,90,122,143,144,145,146,147; Матвеевское участковое лесничество в кварталах: 53,54,55,75,76,88,89,90,108,127,128; Татауровское участковое лесничество в кварталах: 111,115,117.
Номер учетной записи в государственном лесном реестре: 33:234:15:0124 (далее - лесной участок).
Лесной участок передан арендатору для заготовки древесины в объемах, предусмотренных Приложением N 3 к Договору.
Согласно договору объем использования лесов для заготовки древесины на лесном участке определен 10 100 куб.м.
Схема расположения лесного участка и его характеристика приведены в приложениях N 1 и 2 (границы лесного участка определены на плане лесного участка, являющегося неотъемлемой частью договора) (пункт 3 Договора).
В силу пункта 5 Договора арендная плата на 2008 год (по сроку платежа на 15 декабря 2008 г.) составила 147 040 руб., в том числе федеральный бюджет 36 760 руб., консолидированный бюджет Костромской области 110 280 руб., на 2009 год - 830 796 руб. в год, в том числе федеральный бюджет 415 388 руб., консолидированный бюджет Костромской области 415 408 руб.
Расчет арендной платы производится на основе ставок платы за единицу объема древесины лесных насаждений, установленной Правительством Российской Федерации, с применением регионального коэффициента 1,6 (действовавшего на момент проведения конкурса) и повышающего коэффициента 1,25 (пункт 6 Договора).
В Приложении N 4 к Договору определен порядок внесения арендной платы.
Арендная плата по договору устанавливается в размере суммы платежей лесных податей за весь годовой объем пользования, установленный Договором по сплошным и выборочным рубкам (пункт 8 Договора).
Сумма арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 11 Договора).
Срок действия договора установлен с 01 апреля 2006 года по 31 марта 2026 года (пункт 25 Договора).
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 16.12.2008.
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи от 12.11.2008 (Приложение N 5 к Договору).
Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Костромской области от 10.04.2018 по делу N А31-1133/2018, от 11.03.2019 по делу N А31-14387/2018 в Договор внесены изменения в связи с изменением качественных и количественных характеристик арендованного лесного участка и вследствие изменения годового объема заготовки древесины в 2018 году по причине природных явлений (ветровала).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 11.03.2019 по делу N А31-14387/2018 в Договор внесены изменения в части объема использования лесов для заготовки древесины на лесном участке в 2018 году 13 125 куб.м., с 2019 года 10 100 куб.м.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 17.05.2021 по делу N А31-14655/2020 в Договор внесены изменения в связи с изменением качественных и количественных характеристик арендованного лесного участка; объем лесопользования на лесном участке был скорректирован с учетом измененных характеристик на основании материалов лесоустройства и изменений, внесенных изменений в лесохозяйственный регламент Парфеньевского лесничества Костромской области, утвержденный постановлением департамента лесного хозяйства Костромской области от 14.10.2015 N 8; объем изъятия лесных ресурсов с 2020 года составил 10 500 куб.м.
Истец, полагая, что Департаментом произведен неверный расчет арендной платы, в том числе за 2018 и 2019 годы, которые привели к переплате со стороны арендатора, направил ответчику досудебную претензию от 05.02.2021 с требованием возврата неосновательного обогащения.
Письмом от 02.03.2021 Департамент отказал в удовлетворении требований арендатора.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд.
С учетом уточненных требований размер неосновательного обогащения по расчету истца составил за 2018 год 270 421 руб. 73 коп., за 2019 год - 996 144 руб. 54 коп.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору аренды участок лесного фонда предоставляется лесопользователю (арендатору) за плату на определенный срок для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
В силу пункта 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Использование лесов в Российской Федерации является платным (статья 94 Лесного кодекса Российской Федерации).
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В части 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
Согласно части 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Согласно части 1 статьи 74 Лесного кодекса договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.12.2010 N 442-ФЗ, действовавшей до 22.07.2014) при заключении договора аренды такого лесного участка по результатам аукциона, изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации, то есть, если осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров, или последствий этой чрезвычайной ситуации повлекло за собой существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при заключении такого договора.
Из приведенных норм права следует, что Лесным кодексом Российской Федерации был установлен не только особый порядок заключения договоров аренды лесного участка, то есть по общему правилу по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, но и введен запрет на изменение условий договора по волеизъявлению его участников.
В последующем Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ редакция части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации была изменена, указанная норма в настоящей редакции содержит положения, которые предусматривают случаи возможного изменения условий договора. При этом часть 2.1 указанной статьи содержит положение о том, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен только по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 указанного Кодекса. При этом правила, предусмотренные Главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов утверждены Постановление N 310 и дифференцированы по лесотаксовым районам, деловой и дровяной древесине (с делением деловой древесины по категориям крупности), а также в зависимости от расстояния вывозки древесины (по разрядам такс) с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 N1363 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Обществом в установленном порядке поданы лесные декларации, содержащие информацию об объеме древесины с конкретизацией по породам и кварталам (выделам) лесного участка, что подтверждает согласие арендатора с количеством и качеством отведенного (передаваемого для лесозаготовки) лесного фонда на 2018, 2019 годы.
Согласно пункту 6 Договора при расчете арендной платы к ставкам платы применяется коэффициент 1,6 и коэффициент 1,25, установленный по результатам конкурса, объем заготавливаемой древесины определен 10 100 куб.м.
Решениями Арбитражного суда Костромской области от 11.03.2018 по делу N А31-14387/2018, от 10.04.2018 по делу N А31-1133/2018 внесены изменения в договор аренды лесного участка от 12.11.2008 N 114, согласно которым ежегодный объем заготовки древесины был увеличен до 13125 куб.м.
Исходя из данных объемов, арендодателем произведен расчет арендной платы за 2018 в размере 2 072 519 руб. 14 коп. (в том числе в федеральный бюджет 1 036 259 руб. 57 коп., в областной бюджет - 1 036 259 руб. 57 коп.); за 2019 год в размере 2 517 103 руб. 68 коп. (в том числе в федеральный бюджет - 1 258 551 руб. 84 коп., в областной - 1 258 551 руб. 84 коп.).
Арендная плата была начислена Департаментом за весь разрешенный объем расчетной лесосеки в соответствии с решением Арбитражного суда Костромской области по делу N А31-14387/2018 на 2018 и 2019 год.
Кроме того, на основании материалов лесоустройства, проведенного на территории лесничества в 2014 году филиалом ФГУП "Рослесинфорг" "Мослеспроект" на общей площади 175787 га, разработан лесохозяйственный регламент Парфсньевского лесничества. Основание - Государственный контракт на разработку лесохозяйственных регламентов лесничеств от 22.06.2015 N 47 заключенного между Департаментом и ООО "Научно-производственное предприятие "Спецлеспроект".
Данный регламент был утвержден постановлением Департамента лесного хозяйства Костромской области от 14.10.2015 N 8 "Об утверждении лесохозяйственного регламента Парфеньевского лесничества".
В 2017 году, в связи с изменениями действующих нормативных правовых актов в области лесных отношений, а также проведения таксации лесов на части территории лесничества, за счет средств лиц, использующих лесные участки, в лесохозяйственный регламент Парфеньевского лесничества, отделом государственного лесного реестра и воспроизводства лесов Департамента были внесены изменения, которые утверждены постановлением Департамента лесного хозяйства Костромской области от 28.11.2017 N 15 "О внесении изменений в лесохозяйственный регламент Парфеньевского лесничества Костромской области, утвержденный постановлением департамента лесного хозяйства Костромской области от 14.10.2015 N 8".
С учетом изменений действующих нормативных правовых актов в области лесных отношений, а также проведения таксации лесов на части территории лесничества, за счет средств лиц, использующих лесные участки, в лесохозяйственный регламент Парфеньевского лесничества в 2019 году внесены изменения на основании Государственного контракта от 17.06.2019 N 28 на выполнение работ по внесению изменений в лесохозяйственный регламент Парфеньевского лесничества Костромской области, заключенного между Департаментом и ООО "Костромалесинформ". Постановлением Департамента лесного хозяйства Костромской области от 11.11.2019 N 9 "О внесении изменений в лесохозяйственный регламент Парфеньевского лесничества Костромской области, утвержденный постановлением департамента лесного хозяйства Костромской области от 14.10.2015 N 8" лесохозяйственный регламент ОГКУ "Парфеньевское лесничество" утвержден в новой редакции. В соответствии с указанным регламентом установлен новый правовой режим использования лесного фонда Парфеньевского лесничества Костромской области, а также определены новые количественные и качественные характеристики этого лесничества.
Срок действия лесохозяйственного регламента 10 лет с момента утверждения.
В соответствии с указанным регламентом установлен новый правовой режим использования лесного фонда Парфеньевского лесничества Костромской области, определены иные качественные и количественные характеристики данного лесничества.
С учетом изменения количественных и качественных характеристик лесного участка по методике расчета ответчика размер арендных платежей (справочный расчет Департамента от 13.05.2022) составил бы 2 436 704 руб. 60 коп. за 2018 год, 2 672 514 руб. 72 коп. за 2018 год, в то время как суммы, начисленные и оплаченные Обществом, составили 2 072 519 руб. 14 коп. за 2018 год и 2 517 10 руб. 68 коп. за 2019 год.
Судом также учтено, что в целях соблюдения баланса публичных и частных интересов, недопущения ущемления прав иных участников аукциона и обеспечения принципа платности использования лесов перерасчет арендной платы при изменении объемов заготовки древесины (с 10100 куб.м до 10500 куб.м) осуществлен Департаментом с учетом критериев формирования итогового размера платы, установленного по результатам торгов, путем пропорционального его изменения относительно нового объема изъятия лесных ресурсов.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 09.09.2022 по делу N А31-3836/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Виктория" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-3836/2021
Истец: ООО "ВИКТОРИЯ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ