г. Саратов |
|
09 ноября 2022 г. |
Дело N А12-1002/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена " 08 " ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен " 09 " ноября 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Шалкина В.Б.,
судей Лыткиной О.В., Савенковой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дроздовой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Ситиматик-Волгоград", общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Долина"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25 июля 2022 года по делу N А12-1002/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "Ситиматик-Волгоград" (ОГРН 1103458000337, ИНН 3426013572), г. Волгоград,
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Долина" (ОГРН 1163443068634, ИНН 3444259515), г. Волгоград,
о взыскании 25 550 руб. 18 коп.,
при участии в судебном заседании (до перерыва) представителя ООО "УК "Долина" - Изотовой К.А. по доверенности от 15.01.2022 N 1/22, после перерыва в судебном заседании - в отсутствие представителей сторон, уведомленных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Ситиматик-Волгоград" (далее - ООО "Ситиматик-Волгоград", истец) с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Долина" (далее - ООО "УК "Долина", ответчик) о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 28.09.2021 N 4917924609 за период с сентября по ноябрь 2021 года в размере 23 153 руб. 43 коп., неустойки за период с 11.10.2021 по 31.03.2022 в размере 2 396 руб. 75 коп., а также судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб. (с учетом заявления об уточнении исковых требований в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 25.07.2022 по делу N А12-1002/2022 исковые требования ООО "Ситиматик-Волгоград" удовлетворены в части: с ООО "УК "Долина" в пользу ООО "Ситиматик-Волгоград" взысканы задолженность в размере 11 721 руб. 45 коп., неустойка в размере 1 335 руб. 28 коп., а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 022 руб. В удовлетворении иска в остальной части отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Ситиматик-Волгоград", ООО "УК "Долина" обратились с апелляционными жалобам.
ООО "Ситиматик-Волгоград" просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что правоотношения между региональным оператором и потребителем могут возникать в силу подписания соответствующего договора в письменной форме, а также в силу закона; заявка ответчика о заключении договора не поступала в адрес регионального оператора, ООО "УК "Долина" за спорный период не заключило с истцом договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в то время как вывоз ТКО осуществлялся региональным оператором; отсутствие договора в письменной форме не освобождает ответчика от обязанности по внесению платы за услуги, которые фактически оказаны региональным оператором (истцом); при избрании собственниками помещений многоквартирного дома способа управления домом управляющей организацией и отсутствии соответствующих решений о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям обязанность по начислению и взиманию платы за коммунальные услуги возложена на управляющую организацию; договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключается между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации, заключение договора в письменной форме не требуется; общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о заключении прямого договора с региональным оператором; иск подлежит удовлетворению в полном объеме согласно представленному истцом расчету.
ООО "УК "Долина" просит решение суда первой инстанции отменить или изменить полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что судом первой инстанции при расчете задолженности ответчика не учтено фактическое наличие собственников в многоквартирных домах за спорный период времени; ответчиком представлены в материалы дела реестры передачи квартир, в которых отражены даты приема-передачи жилых помещений, составленные на основании актов приема-передачи квартир дольщикам от застройщика; согласно указанным реестрам по всем домам, за исключением адреса по ул. им. Добрушина, д. 21, квартиры передавались после даты, указанной для перехода на прямые договоры с региональным оператором в решениях общего собрания собственников, до которой (даты) судом произведен расчет за услуги, оказанные региональным оператором; не приняты во внимание и не дана оценка ни протоколу разногласий от 01.11.2021 к договору оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 28.09.2021 N 4917924609 с сопроводительным письмом с приложенными к нему актами приема-передачи квартир, ни представленным реестрам передачи квартир дольщикам, несмотря на то, что внимание суда было обращено на наличие судебного акта суда кассационной инстанции по аналогичному делу N А12-33070/2020; не учтено, что спорные правоотношения регулируются в первую очередь специальным законодательством - Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ); не приняты во внимание положения части 9 статьи 157.2 ЖК РФ; собственники помещений решили производить все взаимодействия и взаиморасчеты в части оказания услуги по обращению с ТКО, а также ресурсоснабжения напрямую, без участия управляющей компании; региональный оператор наделен правом самостоятельного предоставления услуг и взимания за нее платы (на основании части 9 статьи 157.2 ЖК РФ) в тот период, когда способ управления многоквартирным домом не выбран или выбранный способ не реализован, даже если документы, необходимые для начисления, поступили от управляющей компании несвоевременно, у регионального оператора нет препятствий произвести начисления за весь период оказанных им услуг потребителям в многоквартирном доме; истцом не представлены достоверные доказательства (кроме подписанных в одностороннем порядке счетов-фактур) об оказании услуг по обращению с ТКО за спорный период времени застройщику (ООО "СЗ "Рент-Сервис"), т. к. собственники фактически в спорный период времени отсутствовали, а застройщик не являлся производителем бытовых отходов и после ввода домов в эксплуатацию никакой строительной деятельности не вел; доказательства факта сбора и вывоза на полигон ТКО для дальнейшей утилизации с контейнерных площадок (путевые листы и распечатки сведений навигационной системы спутникового контроля ГЛОНАСС с мусоровозов) не представлены истцом в материалы дела; плата за услуги по обращению с ТКО производится за фактически оказанные услуги, поэтому данные услуги подлежат оплате в том объеме, в котором они оказаны; законодательством РФ предусмотрен перечень самостоятельных случаев заключения прямых договоров (три из которых установлены частью 1 статьи 157.2 ЖК РФ, один установлен частью 9 статьи 157.2 ЖК РФ и один - частью 3 статьи 3 Федерального закона от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации".
Апелляционный суд, изучив материалы дела в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, выступлениях присутствующего в судебном заседании (до перерыва) представителя ответчика, исследовав материалы дела, считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, ООО "Управление отходами - Волгоград" (в настоящее время переименовано в ООО "Ситиматик - Волгоград") наделено статусом регионального оператора по результатам конкурсного отбора, проведенного в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон N 89-ФЗ) и Постановления Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2019 года N 811 "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами" Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены положениями Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 года N 155, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами").
Из положений статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также Постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" следует, что правоотношении между региональным оператором и потребителем (отходообразователем) могут возникать в силу подписания соответствующего договора в письменной форме, а также в силу закона.
Статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) установлено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации осуществляются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Согласно части 1 статьи 24.7 Закон N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор осуществляет свою работу на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Волгоградской области, заключенного 06.08.2018 с комитетом жилищно_коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области (далее - Соглашение). В зону деятельности регионального оператора входит вся территория Волгоградской области. ООО "Управление отходами - Волгоград" начало осуществлять деятельность по обращению с ТКО на территории всей Волгоградской области с 01.01.2019 и является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим право оказывать услугу по обращению с ТКО на территории Волгоградской области до 31.12.2028. Согласно сведениям ЕГРЮЛ с 27.04.2021 наименование ООО "Управление отходами - Волгоград" изменено на ООО "Ситиматик - Волгоград".
Из содержания абз. 2 п. 8 (17) Правил N 1156 следует, что региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп. 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении 3 указанного договора на своем официальном сайте в информационно_телекоммуникационной сети "Интернет". Типовая форма публичного договора также была опубликована в выпуске газеты "Волгоградская правда" от 28.12.2018 N 151, зарегистрированной в качестве средства массовой информации (свидетельство N ПИ N ТУ 34 - 00826 от 26.07.2017). Приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 18.12.2020 N 48/2 установлен единый тариф на услугу Регионального оператора с твердыми коммунальными отходами ООО "Управление отходами - Волгоград" на период с 01.01.2021 по 3112.2021 - 489 руб. 74 коп. Приказами Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 30.06.2017 N 21, от 17.06.2020 N 18/1 установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов для различных категорий объектов.
Как указывает истец, между ним (Региональным оператором) и ответчиком был заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 28.09.2021 N 4917924609. Однако указанный договор ответчиком не подписан. За период с сентября по ноябрь 2021 года истцом были оказаны услуги по вывозу ТКО на общую сумму 23 153 руб. 43 коп. Согласно расчету истца задолженность ответчика составляет 23 153 руб. 43 коп. С целью досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика была направлена претензия от 23.12.2021 N 65973 с требованием оплатить образовавшуюся задолженность. Неисполнение требований досудебной претензии послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском. В связи с нарушением срока оплаты услуг истцом произведено начисление неустойки. Порядок судебной защиты нарушенных либо оспариваемых прав и законных интересов осуществляется в соответствии со статьями 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статьей 4 АПК РФ.
Согласно статье 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. Пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ установлено, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным.
Статьей 1 Закона N 89-ФЗ определено, что твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся и жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 8(1) Правил обращения с ТКО региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении ТКО, образующихся в нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации), с лицами, владеющими такими нежилыми помещениями на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 8(4) Правил обращения с ТКО). Из указанных выше положений, следует, что плата за услуги регионального оператора по обращению с ТКО, является частью бремени содержания имущества.
Таким образом, собственниками ТКО, обязанными заключить договор с региональными операторами являются лица, в результате деятельности которых образовались эти отходы либо уполномоченные ими лица в интересах собственников ТКО.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. 5 Определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации. В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (пункты 1, 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8.18 раздела I.1 Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Как было указано ранее и не оспаривается сторонами, договор сторонами не подписан.
Как правильно установил суд первой инстанции, ответчиком действия по урегулированию разногласий, о понуждении регионального оператора заключить индивидуальный договор на обращение с ТКО в судебном порядке не предприняты.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что фактически оказанные региональным оператором услуги по обращению с ТКО подлежат оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора, что подтверждается сложившейся судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21.02.2022 N Ф06-13109/2021 по делу N А65-9551/2021, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29.06.2021 N Ф06-5081/2021 по делу N А12-27991/2020). При этом стоит отметить, что квалификация спорных правоотношений как основанных на конкретном договоре либо фактических договорных обязательств (разовых сделках) или кондикции, не подвергает сомнению правовую природу требования истца о взыскании задолженности за оказанные услуги, изменяя лишь правовое основание.
Оказание региональным оператором услуг по обращению с ТКО всем без исключения потребителям предполагается, пока не доказано иное (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30.11.2021 N Ф06-10605/2021 по делу N А55- 19792/2020).
Как указывает истец, во исполнение организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами истцом были оказаны услуги ответчику за период с сентября по ноябрь 2021 года. Согласно расчету истца задолженность ответчика по оплате фактически оказанных услуг составляет 23 153 руб. 43 коп.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик указывает, что жителями многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, приняты решения о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями.
Как следует из материалов дела, решением инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 15.09.2021 многоквартирные дома по адресам: г. Волгоград, ул. Добрушина, д. N N 9, 11, 19, 21, ул. Тюленева, д. 7, внесены сведения об управлении ООО "Управляющая компания "Долина" в реестр лицензий Волгоградской области с 16.09.2021.
Протоколом от 30.11.2021 N 1 внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. им. Добрушина, д. 9, принято решение заключить собственникам помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, договоры ресурсоснабжения с ООО "Концессии водоснабжения", ПАО "Волгоградэнергосбыт", договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Ситиматик-Волгоград" с 11.11.2021.
Протокол по ул. Добрушина д. 9 от 30.11.2021 N 1 поступил в адрес ООО "Ситиматик-Волгоград" 15.12.2021. ООО "Ситиматик-Волгоград" уведомлением от 20.12.2021 N 65147 сообщило директору ООО "УК Долина" и инициатору собрания о переходе на прямые договоры с 01.12.2021, запрошено о предоставлении сведений, необходимых для начисления.
Протоколом от 29.10.2021 N 1 внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. им. Добрушина, д. 11, принято решение заключить собственникам помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, договоры ресурсоснабжения с ООО "Концессии водоснабжения", ПАО "Волгоградэнергосбыт", договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Ситиматик-Волгоград" с 01.10.2021. Протокол по ул. Добрушина д. 11 от 29.10.2021 N 1 поступил в адрес ООО "Ситиматик-Волгоград" 15.11.2021.
ООО "Ситиматик-Волгоград" уведомлением от 17.11.2021 N 59543 сообщило директору ООО "УК Долина" и инициатору собрания о переходе на прямые договоры с 01.11.2021, запрошено о предоставлении сведений, необходимых для начисления.
Протоколом от 16.11.2021 N 1 внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. им. Добрушина, д. 19, принято решение заключить собственникам помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, договоры ресурсоснабжения с ООО "Концессии водоснабжения", ПАО "Волгоградэнергосбыт", договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Ситиматик-Волгоград" с 19.10.2021.
Протокол по ул. Добрушина д. 19 от 16.11.2021 N 1 поступил в адрес ООО "Ситиматик-Волгоград" 15.12.2021. ООО "Ситиматик-Волгоград" уведомлением от 20.12.2021 N 65148 сообщило директору ООО "УК Долина" и инициатору собрания о переходе на прямые договоры с 01.12.2021, запрошено о предоставлении сведений, необходимых для начисления.
Протоколом от 18.08.2021 N 1 внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. им. Добрушина, д. 21, принято решение заключить собственникам помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, договоры ресурсоснабжения с ООО "Концессии водоснабжения", ПАО "Волгоградэнергосбыт", договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Ситиматик-Волгоград" с 01.10.2021.
Протокол по ул. Добрушина д. 21 от 18.08.2021 N 1 поступил в адрес ООО "Ситиматик-Волгоград" 15.10.2021. 7 ООО "Ситиматик-Волгоград" уведомлением от 19.10.2021 N 55041 сообщило директору ООО "УК Долина" и инициатору собрания о переходе на прямые договоры с 01.10.2021, запрошено о предоставлении сведений, необходимых для начисления.
Протоколом от 27.10.2021 N 1 внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. им. Тюленева, д. 7, принято решение заключить собственникам помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, договоры ресурсоснабжения с ООО "Концессии водоснабжения", ПАО "Волгоградэнергосбыт", договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Ситиматик-Волгоград" с 01.10.2021.
Протокол по ул. Тюленева, д. 7 от 27.10.2021 N 1 поступил в адрес ООО "Ситиматик-Волгоград" 15.11.2021. ООО "Ситиматик-Волгоград" уведомлением от 17.11.2021 N 59535 сообщило директору ООО "УК Долина" и инициатору собрания о переходе на прямые договоры с 01.11.2021, запрошено о предоставлении сведений, необходимых для начисления. Согласно части 1 статьи 44, частям 1, 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться путем управления этим домом.
Собственники помещений вправе управлять своим домом либо опосредованно (путем объединения для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме или путем выбора управляющей организации и заключения с ней договора управления каждым собственником помещения в таком доме), либо непосредственно.
Частью 12 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 ЖК РФ, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с ТКО, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 ЖК РФ.
В соответствии с частью 7.5 статьи 155 ЖК РФ (действующей с 03.04.2018) в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
С 03.04.2018 вступили в силу существенные изменения, внесенные в Жилищный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", в силу которых часть 2 статьи 44 ЖК РФ дополнена пунктом 4.4 о праве собственников на общем собрании принять решение о заключении собственниками помещений в МКД, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим Кодексом, в том числе, договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Приведенное законоположение предоставляет собственникам помещений в МКД право принять решение о заключении прямых договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, фактически освободив управляющую организацию от статуса исполнителя коммунальной услуги и возложив такие функции на регионального оператора.
Пунктом 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении МКД управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в МКД и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами при принятии общим собранием собственников помещений в МКД решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником помещения в многоквартирном доме и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным со всеми собственниками помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме одновременно в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ копии решений и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ, подлежат направлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в срок, указанный в настоящей части (не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), в ресурсоснабжающую организацию, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, будут в соответствии с принятым решением заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг.
С учетом положений статьи 157.2 ЖК РФ, пунктов 8 - 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, последствием принятия указанного решения является переход статуса исполнителя соответствующих коммунальных услуг к РСО, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. Поскольку обязательственные правоотношения, возникшие между управляющей организацией и собственниками (пользователями) помещений МКД по поводу оказания коммунальных услуг, обращения ТКО, носят длящийся характер, принятое в силу вышеуказанных положений статьи 44 ЖК РФ решение прекращает данные правоотношения в силу закона, поскольку является односторонним отказом от договора (статьи 310, 450.1 ГК РФ).
Между тем, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", осуществление права на односторонний отказ может быть осуществлено путем уведомление другой стороны, а обязательство считается прекратившимся с момента, когда соответствующее уведомление доставлено или считается доставленным по правилам статьи 165.1 ГК РФ, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон. Положения части 7 статьи 157.2 ЖК РФ определяющие момент возникновения договорных отношений по оказанию коммунальных услуг между собственниками (пользователями) помещений в МКД и ресурсоснабжающей организацией (региональным оператором), не могут быть реализованы в отсутствие доказательств надлежащей реализации полномочий на отказ от договора, поскольку отсутствие данных обстоятельств препятствует вступлению ресурсоснабжающей организации (региональному оператору) в договорные отношения с собственниками помещений.
С учетом изложенного, как правильно указал суд первой инстанции, соответствующие договорные отношения, как и прекращение у управляющей организации статуса исполнителя соответствующей коммунальной услуги, возникают лишь при условии надлежащего извещения ресурсоснабжающей организации (регионального оператора) о принятом решении. Наличие такого решения, доведенного до регионального оператора, не дает последнему право на произвольное изменение волеизъявления собственников.
При этом своевременность направления решения собственников помещений в МКД, принятого на общем собрании на основании пункта 4.4. части 2 статьи 44 ЖК РФ о заключении собственниками помещений в МКД, действующими от своего имени, в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором в адрес регионального оператора влияет лишь на момент прекращения договорных отношений между управляющей организаций и региональным оператором, а не отменяет принятого собственниками решения.
В настоящем случае в качестве доказательства принятия собственниками помещений в МКД решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ, ответчиком представлены протоколы общего собрания собственников помещений в спорных МКД, находящихся в его управлении, согласно которым собственники помещений в МКД приняли решение о прямом способе расчетов и заключении прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией: - по адресу: г. Волгоград, ул. им. Добрушина, д. 9, с 11.11.2021; - по адресу: г. Волгоград, ул. им. Добрушина, д. 11, с 01.10.2021; - по адресу: г. Волгоград, ул. им. Добрушина, д. 19, с 19.10.2021; - по адресу: г. Волгоград, ул. им. Добрушина, д. 21, с 01.10.2021; - по адресу: г. Волгоград, ул. им. Тюленева, д. 7, с 01.10.2021. Факт доведения до регионального оператора указанных решений участниками процесса не оспаривается: - протокол по ул. Добрушина д. 9 от 30.11.2021 N 1 поступил в адрес ООО "Ситиматик-Волгоград" 15.12.2021. - протокол по ул. Добрушина д. 11 от 29.10.2021 N 1 поступил в адрес ООО "Ситиматик-Волгоград" 15.11.2021. - протокол по ул. Добрушина д. 19 от 16.11.2021 N 1 поступил в адрес ООО "Ситиматик-Волгоград" 15.12.2021. - протокол по ул. Добрушина д. 21 от 18.08.2021 N 1 поступил в адрес ООО "Ситиматик-Волгоград" 15.10.2021. - протокол по ул. Тюленева, д. 7 от 27.10.2021 N 1 поступил в адрес ООО "Ситиматик-Волгоград" 15.11.2021.
Как следует из пункта 6 Правил N 354 управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" пункта 17 настоящих Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях.
Частью 11 статьи 161 ЖК РФ также предусмотрено, что в случае, предусмотренном статьей 157.2 настоящего Кодекса, управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязаны предоставлять ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги. Как было указано выше, в материалы дела представлены письма ответчика, направленные в адрес регионального оператора о принятых решениях с приложением копий протоколов общих собраний собственников помещений с указанием о направлении реестров собственников жилых помещений МКД в формате EXCEL на электронный адрес регионального оператора.
Как правильно указал суд первой инстанции, сведений о том, что с протоколами истцу не была направлена необходимая и достаточная информация, как то предусмотрено пунктом 11 статьи 161 ЖК РФ, с учетом чего истец объективно не мог осуществить переход собственников помещений на прямые договоры с указанных в протоколах дат, в ходе рассмотрения дела не установлено.
В силу пункта 7.4 статьи 155 ЖК РФ при заключении застройщиком в случае, предусмотренном пунктом 14 статьи 161 настоящего Кодекса, договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего кодекса, такой управляющей организации. До заключения договора управления многоквартирным домом между лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса в соответствии с пунктом 13 статьи 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, с которой застройщиком должен быть заключен договор управления многоквартирным домом не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома (пункт 14 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно положениям статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи (подпункт 6 пункта 2 статьи 153 ЖК РФ); застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию (подпункт 7 пункта 2 статьи 153 ЖК РФ).
Исходя из положений частей 1, 2, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ, Правил N 354 предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в МКД, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг и вывоза ТКО, в том числе до даты принятия собственниками решения о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациям.
Следовательно, презюмируется, что, по общему правилу, именно ответчик получает от собственников помещений (застройщика) плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО, а также осуществляет расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с ТКО. На основании установленных по делу обстоятельств с учетом исполнения управляющей компанией требования закона об уведомлении регионального оператора о принятии собственниками помещений решений о прямом способе расчетов и заключении прямых договоров, суд первой инстанции пришел к обоснованному к выводу о наличии оснований для начисления оплаты управляющей компании за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 16.09.2021 до дня, указанного в протоколах общего собрания собственников.
Довод ответчика о том, что ТКО не образовывались в отношении объектов, находящихся в управлении ответчика, так как застройщиком не переданы новым собственникам квартиры по договорам долевого участия является несостоятельным в силу следующего.
Порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов регулируются Правилами N 1156, разделом I(1) которых урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Как следует из подпункта "а" пункта 8.1. Правил N 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 ЖК РФ, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. В соответствии с частью 2.3. статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений за оказание всех услуг, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным законодательством требованиям. В соответствии с пунктом 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "г" - "ж" пункта 17 настоящих Правил, с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, обязанность управляющей компании по оплате за коммунальные услуги возникает с момента получения лицензии на данный вид деятельности в установленном законом порядке.
Согласно верному расчету суда первой инстанции, задолженность по оплате услуг истца составляет 11 721 руб. 45 коп., из которых: - за сентябрь 2021 года в размере 6 507 руб. 90 коп. (с 16.09.2021 по 30.09.2021 в отношении МКД по адресу: г. Волгоград, ул. Добрушина, д. N N 9, 11, 19, 21, г. Волгоград, ул. Тюленева, д. 7); - за октябрь 2021 года в размере 4 305 руб. 57 коп. (в отношении МКД по адресу: г. Волгоград, ул. Добрушина, д. 9 с 01.10.2021 по 31.10.2021 в размере 2 723 руб. 93 коп.; в отношении МКД по адресу: г. Волгоград, ул. Добрушина, д. 19 с 01.10.2021 по 18.10.2021 в размере 1 581 руб. 64 коп.); - за ноябрь 2021 года в размере 907 руб. 98 коп. (в отношении МКД по адресу: г. Волгоград, ул. Добрушина, д. 9 с 01.11.2021 по 10.11.2021 в размере 1 581 руб. 64 коп.).
Судом первой инстанции правомерно установлено, что фактическое исполнение договора сторонами в спорный период осуществлялось путем согласованных конклюдентных действий: предоставлением региональным оператором услуги по вывозу ТКО и приемом (пользованием) данной услуги последним (доказательств обратного ответчиком не представлено). При этом письменных заявлений об отказе от получения услуг (пользования ими) в спорный период от ответчика не поступало, услуги фактически были оказаны и, следовательно, по общему правилу должны быть оплачены с учетом возмездного характера отношений сторон.
Как указывалось ранее, форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156. В пункте 6 типового договора предусмотрено, что потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами. Таким образом, ответчик обязан нести бремя расходов по оплате услуг по обращению с ТКО независимо от наличия между сторонами индивидуального договора. Ответчик не доказал, что в спорный период (сентябрь - ноябрь 2021 года) у него не образовались твердые коммунальные отходы за спорный период либо он самостоятельно 12 осуществляет вывоз твердых коммунальных отходов к месту их размещения собственным транспортом либо иной специализированной организацией. Верховный Суд Российской Федерации в определении от 26.02.2016 N 309-ЭС15- 13978 разъяснил, что образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского договора неизбежно вызывает формирование отходов.
При таких обстоятельствах, поскольку обязательство в рамках фактически оказанных и принятых услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и их оплате ответчиком не исполнено, требование истца о взыскании основного задолженности обоснованно и подлежит частичному удовлетворению на сумму 11 721 руб. 45 коп.
На основании части 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором. Согласно части 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пенями) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения.
В силу статей 330 - 332 ГК РФ взыскание неустойки как способа защиты применяется тогда, когда такая возможность предусмотрена законом (законная неустойка) либо договором (договорная неустойка). По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков. Пунктом 22 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, установлено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки. Истцом произведено начисление пени за период с 11.10.2021 по 31.03.2022 в размере 2 396 руб. 75 коп.
Поскольку расчет суммы основного долга скорректирован судом, подлежит пересчету размер начисленной неустойки.
Согласно верному расчету суда первой инстанции, размер неустойки за период с 11.10.2021 по 31.03.2022 составляет 1 335 руб. 28 коп.
Задолженность |
Период просрочки |
Ставка |
Формула |
Неустойка |
||
с |
по |
дней |
||||
6 507,90 |
11.10.2021 |
Новая задолженность на 6 507,90 руб. |
||||
6 507,90 |
11.10.2021 |
10.11.2021 |
31 |
9.5 |
6 507,90 |
147,43 р. |
10 813,47 |
11.11.2021 |
Новая задолженность на 4 305,57 руб. |
||||
10 813,47 |
11.11.2021 |
10.12.2021 |
30 |
9.5 |
10 813,47 |
237,06 р. |
11 721,45 |
11.12.2021 |
Новая задолженность на 907,98 руб. |
||||
11 721,45 |
11.12.2021 |
31.03.2022 |
111 |
9.5 |
11 721,45 |
950,79 р. |
Сумма основного долга: 11 721,45 руб. | ||||||
Сумма неустойки: 1 335,28 руб. |
По указанным основаниям, заявленные истцом требования о взыскании основной задолженности и неустойки (пени) подлежат удовлетворению в части.
Оценив все представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, как того требуют положения пункта 2 статьи 71 АПК РФ, изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия соглашается со всеми выводами, сделанными судом первой инстанции, и также приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения иска.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Оценивая изложенные в апелляционных жалобах доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податели апелляционных жалоб не ссылаются на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционным жалобам не прилагают. В целом доводы, изложенные в апелляционных жалобах, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой, представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 АПК РФ не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционные жалобы следует оставить без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление суда, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после его принятия.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25 июля 2022 года по делу N А12-1002/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Б. Шалкин |
Судьи |
О.В. Лыткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-1002/2022
Истец: ООО "СИТИМАТИК-ВОЛГОГРАД"
Ответчик: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ДОЛИНА"